Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Васильева Александра Владимировна

Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_pravopisanie_chk-chn_russkiy_yazyk_2_klass_1-4.doc18.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов

Конспект урока
по русскому языку
2 класс (1-4)

Правописание
сочетаний ЧК, ЧН

Работу выполнила

Учитель начальных классов

Васильева

Александра Владимировна

Смоленск

2012


Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Цели урока: - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно  обозначать.

 - закрепить знания детей по право-писанию слов с сочетаниями чк, чн.

1. Орг.момент.

  1. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
  2. Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.

  1. Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).
  2. Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.
  3. Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
  4. Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
  5. Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.
  6. Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
  7. Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
  8. Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось  в слове тучка? (чк пишется без ь)
  9. Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н - чн)
  10. Запишем эти два сочетания на следующей строке.
  11. Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)
  12. Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

3. Словарная работа.

  1. Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.
  2. В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)
  3. Правильно, это береза. Как вы догадались?
  4. Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).
  5. Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)
  6. Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с  гласной ё)
  7. Какую букву мы должны запомнить? (е)
  8. Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка - показываю карточку с закрытой буквой о)
  9. Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
  10. Проверьте то, что вы написали.
  11. Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

4. Работа над пройденным материалом.

  1. Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.
  2. Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

чк

точка

ночка

печка

чн

точно

срочно

срочно

  1. Проверим.

5. Физминутка.

“Бывает – не бывает”

Веточка съела девочку (садимся)

Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)

Сказочный домик из шоколада.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

  1. Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.
  2. Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)
  3. Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)
  4. Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).
  5. Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).
  6. Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)
  7. Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
  8. А чем закончилась эта сказка?
  9. Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).

7. Работа с карточками в парах.

  1. Вот и мы с вами работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

  1. Проверьте друг  у друга.

8. Дидактическая игра.

  1. Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово  ТОЧКА)
  2. Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.
  3. Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).

9. Подведение итогов урока.

  1. Чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?
  2. У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках, исправьте и вложите в тетрадь. (домик с тремя окошками: чк   чн   ь  )
  3. Делаем вывод: мягкий        знак не может жить в одном доме с чк и чн!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Правописание слов с безударными гласными в корне. Сочетания -оро-, -оло"

Урок проведён в форме путешествия по островам. На каждом острове ребят ждёт задание....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши .Закрепление".

Конспект урока по русскому яыку на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши .Закрепление"....

План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН".

В документе представлен конспект к уроку по русскому языку во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе с использованием пятиуровневой технологии обучения по теме «Слова с сочетаниями ЖИ - ШИ»

Конспект урока по русскому языкув 1 классес использованием пятиуровневойтехнологии обученияпо теме «Слова с сочетаниями ЖИ - ШИ»...