Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме:
    Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши .Закрепление".

    Конспект урока по русскому яыку на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши .Закрепление".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx213.13 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект урока  по русскому языку во 2 классе на тему: «Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши» . Закрепление».

    Учитель:  Виноградова Т.Н.

    Тип урока: повторительно – обобщающий, урок закрепления знаний и умений .

    Вид урока: комбинированный.

    Цели урока: совершенствовать умение произносить мягкие щипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными; развивать воображение, смекалку, речь; воспитывать бережное отношение к природе.

    Задачи урока:

    1.Сопоставление звучания и написания сочетаний  ча- ща, чу- щу, жи- ши.

    2.Отработать навык правильного написания слов с этими орфограммами.

    Оборудование урока:  цветик – семицветик, раздаточный материал -  разноцветные карточки с заданиями, иллюстрации с изображением растений,  карточки с гласными буквами.

                                                     Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    Сели, выпрямили спину,

    Как жи-ши, чу-щу писать

    Будем вместе повторять!

    II.Постановка темы урока

    Мы изучили с вами правописание сочетаний ча, ща, чу, щу, жи, ши.  Сегодня ещё раз повторим написание слов с этими орфограммами.

    Читает подготовленный ученик:

    Я правила в школе учить начинаю,

    Теперь очень твёрдо, уверенно знаю:

    «Жи – ши» пишем с «и»,

    «Ча – ща» пишем с «а»:

    ЩУрёнок, пруЖИна, Чудесный, маШИна,

    ЧУлан  и задаЧА,   снеЖИнка,  удаЧА!

    III.Работа по теме урока.

    Посмотрите, ребята, у нас на доске необычный цветок. Он похож на волшебный цветик-семицветик.  На его лепестках написаны  различные задания.   Будем отрывать по одному лепестку и выполнять задания

    Какие согласные буквы встречаются в наших сочетаниях? (Ж, Ш,Ч,Щ)

    1 лепесток – оранжевый. («Чистописание»)

    Запишите эти буквы  в тетради и изучаемые  сочетания:        

    ЖжЧчШшЩщ

    жи   ши   ча   ща чу  щу

    Синим карандашом подчеркните твёрдые согласные,  а зелёным  мягкие согласные.

    2 лепесток - жёлтый( «Пословицы и поговорки»)

    Найдите у себя на парте карточку жёлтого цвета  и прочитайте задание.  Наш русский язык богат пословицами и поговорками. Здесь для вас отобраны те, в которых есть изучаемые орфограммы. Вы должны вставить пропущенные буквы и объяснить данные пословицы.

    Век ж…ви, век учись.  

    Ш…ло в мешке не утаишь.

    Ч…й пить – не дрова рубить.

    Сам погибай, а товарищ…  выруч…й.

    Лучше своё отдать, чем ч…жое взять.

    Не учи щ…ку плавать.

    Запишите в тетрадь любые 2 пословицы.

    3 лепесток – красный.  («Животные»)

    Найдите у себя красную карточку и прочитайте задание. Составим названия животных, в которых имеются нужные нам орфограммы. Соедините их стрелками.

    Стри                                  ши

    Ер                                      жи

    Мы                                   ча

    Мор                                 ки

    Жижи

    Саран                                ши

    Чираф

    Зайжи

    Чай                                      жи

    Щу                                       чата

    Е                                           ки

    Мы выберем  и  запишем в тетрадь названия только тех животных, которые обитают только в нашем Владимирском крае. Кто знает этих животных?    Это – стрижи, ерши, ежи, мыши, щуки, чайки, зайчата, саранча. Подчеркнём орфограммы, с которыми мы сегодня работаем. И конечно же, я хотела бы напомнить вам  ещё раз о бережном отношении к животным. Многие животные на нашей земле по вине человека вымерли, а другие становятся редкими. Они занесены в Красную книгу.

    Красная книга, красная,

    Значит природа в опасности!

    Нор звериных, птичьего гнезда

    Разорять не будем никогда!

    Пусть птенцам и маленьким зверятам

    Хорошо живётся с нами рядом!

    Из тех животных, названия которых мы записали, в Красной книге Владимирской области нет. Значит, в природе их обитает достаточно много , и исчезновение им, будем надеяться, не грозит. Это, ребята, во многом зависит и от вас, так как вы – будущее нашей страны.

    4 лепесток - синий («Физкультминутка»)

    1).Чистоговорки:

    Ча – ча –  ча – у меня нет ключа.

    Чу -  чу – чу – громко в дверь я постучу.

    Ща – ща – ща – поймали в озере леща.

    Щу – щу – щу -  я домой его тащу.

    Жи – жи – жи – крепче за руку держи.

    Ши – ши – ши – в саду играют малыши.

    2). А теперь ребята встали!

          Быстро руки вверх подняли,

          В стороны, вперёд, назад,

          Повернулись вправо, влево,

          Тихо сели, вновь за дело!

    5 лепесток – зелёный . («Растения»)

    Выберите у себя  карточку зелёного цвета.  На карточке написаны загадки о растениях. Отгадками будут слова, в которых встречаются изучаемые нами орфограммы.

    1.На зелёной  ножке белые горошки.

    Только снег сойдёт лесной,

    Расцветает он весной.   (                     )

    2.Дикой розой называют,

       Как лекарство принимают.  (                             )

    3.Кувшины  и блюдца

       Не тонут и не бьются,

    С водой не расстаются.   (                      )

    4.Трава, из которой получают кислый суп.  (                           )

    5. Высокая трава, растущая по берегам лесных озёр. (                  

    (Отгадки:  ландыши,  шиповник, кувшинки,  щавель, камыши.)

    А сейчас я ещё покажу вам иллюстрации  растений, в названии которых встречаются изучаемые нами орфограммы. Попробуйте их узнать  и поднять пропущенную гласную букву. (Сначала иллюстрации демонстрируются без подписи.)

      Кувш…нка                  Пуш…ца                Ж…молость

     

    Гореч…вка                   Круш…на                  Ландыш…

             Щ…повник           Щ…вель

    Запишем в тетрадь названия  этих растений, вставив  пропущенные буквы.  

    Растения тоже нуждаются в нашем бережном отношении. Если мы не будем их беречь, то наша земля опустеет. Все растения, о которых мы говорили, произрастают и в нашей Владимирской области. К сожалению, многие из них занесены в Красную книгу.  Всего по нашей области занесено примерно около 170 растений. Это и ландыши, и пушица, и кувшинка, и горечавка, и крушина. Если вы будете по-настоящему заботиться о природе, вы сами станете добрее, принесёте большую пользу своей Родине.

    Птицы, звери, деревья и травы,

    И цветы на окошке твои,

    Всё, что с нами живёт на планете,

    Жить не может без нашей любви.

    6 лепесток –голубой («Народные приметы»)

    Вставить пропущенные  буквы:

    Воробьи  пряч…тся  в  хворосте  перед  морозом  или  метелью,  пряч…тся  под  крышей  перед  бурей.

    Если  летним  вечером  солнце  зашло  затуч… - росы   не  будет,  жди  дождя.

    Мыш…  пряч…т  запас  травы  в  нору  перед  холодной  зимой.

    Цветы  ш…повникаи фиалки закрываются перед дождём.

    7 лепесток  - фиолетовый. («Скороговорки»)

    Прочитать скороговорки , найти и подчеркнуть в них изучаемые орфограммы:

    Шапкой  Мишки  шишки  сбили.

    В  живом уголке жили  ежи и  ужи.

    У  Саши  нос  в  саже,  скажи  об  этом  Саше.

    Сшила  Саша  Сашке  шапку,  Сашка  шапкой  шишку  сшиб.

    IV. Итог урока

    Вот мы и выполнили все задания

    Правописание каких сочетаний мы сегодня повторяли на уроке? (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

    Чтение правила.

    (Хором дети с учителем читают правило)

    Молодцы! Вы сегодня хорошо работали.

    2. Выставление оценок

    V.Домашнее задание

    Задание на карточке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока для второго класса по русскому языку на тему: «Закрепление написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ.»

    Целью данного урока является: закрепить и повторить знания детей о написании слов с сочетаниями ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ, ЧК-ЧН-ЧТ, ЖИ-ШИ....

    Конспект урока русского языка по теме "Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу".

    Конспект урокаУчитель: Булатова Лидия Павловна.Предмет: Русский язык.Тема урока: Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Закреплять представления о твердых согласных ...

    Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Упражнения в написании буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА" (УМК "Школа 2100")

    Урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием. Содержание урока соответствует образовательной программе. В ходе урока использовались разные формы  обучения:  расс...