РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАССА "ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ"
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Бондаренко Наталья Петровна
  1. закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];
  2. развитие орфографической зоркости у учащихся;
  3. развитие внимания, мышления;
  4. обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
  5. закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
  6. воспитание любви к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок  по русскому языку во 2 классе

по теме: "Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление.    

Учитель: Бондаренко Н.   П                                

Цели:

  1. закрепление навыка правописания изученных сочетаний; развитие умения распознавать звуки [ч’], [щ’]; [ж], [ш];
  2. развитие орфографической зоркости у учащихся;
  3. развитие внимания, мышления;
  4. обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
  5. закрепление знаний о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
  6. воспитание любви к природе.

Оборудование:

  1. компьютер, проектор
  2. иллюстрация с изображением героев сказки «По щучьему веленью»;
  3. карточки с гласными буквами;
  4. презентация к уроку;
  5. карточки с домашним заданием.

                                                  Ход урока

1. Организационный момент

Весёлый школьный звонок

Позвал всех ребят на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

На уроке тихо сидите,

Смело т чётко ответ говорите.

- Какой урок у нас начался? Слайд  1

2. Оформление тетради

3. Введение в тему

  • Послушайте отрывок из одной сказки и отгадайте как она называется.

 (Учитель читает отрывок)

Сказка « По щучьему велению»

«…Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

- На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?...»

- Ребята, отрывок из какой сказки я прочитала? (Сказка «По щучьему велению») Слайд 2

- Какая это сказка – авторская или народная?

- Молодцы!

4. Сообщение темы урока

- Ребята, кого поймал Емеля? (щуку)

- Он ее поймал и не отпускает. Хочет, чтобы она выполнила его задания.

- Поможем мы щуке в выполнении  заданий Емели?

- А какая орфограмма спряталась в  слове щука? (чу-щу)

Как вы думаете какая у нас сегодня тема урока? Чему мы будем учиться?

- Правильно. А какие еще сочетания мы изучали? (жи-ши, ча-ща)

                                                                                                                              Слайд 3

- Кто помнит правило, как писать эти сочетания? (дети отвечают)

                                                         (Вывешиваю помогай-ку)

5. Речевая разминка Слайд 4

      (Читаем хором)

6. Чистописание

-Пальчиковая гимнастика

-А чтобы красиво писать , давайте разомнём свои пальчики.

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – МАЛЕНЬКИЙ

ЭТОТ ПАЛЬЧИК- СЛАБЕНЬКИЙ

ЭТОТ ПАЛЬЧИК – ДЛИННЕНЬКИЙ

ЭТОТ ПАЛЬЧИК –СИЛЬНЕНЬКИЙ

ЭТОТ ПАЛЬЧИК –БОЛЬШАЧОК

А ВСЕ ВМЕСТЕ – КУЛАЧОК.

- Назовите, какие согласные буквы встречаются в наших сочетаниях? (Ж, Ш, Ч, Щ)

- Запишите эти буквы на следующей строчке в тетради. (Жж, Чч, Шш, Щщ) (Слайд 5)

   (Учитель на доске)

- Подчеркните синим карандашом буквы, которые обозначают твердые согласные звуки.

(Ж, Ш).

- Подчеркните зеленым карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. (Ч, Щ).

- Кому мы сегодня будем помогать? (Щуке)

- Запишите название нашей героини на следующей строчке (щука) Слайд 6

- За что поймал Емеля щуку? (за хвост)

- Как скажем хвост – чей? (щучий хвост) Запишите в тетради это словосочетание.

- В каком слове в названии сказки есть орфограмма с нашим сочетанием?

(по щучьему). Запишите в тетрадь, выделите орфограмму в этих словах.

7. Работа по теме урока

1 Задание  Работа над предложением. Слайд 7

- А  теперь давайте составим предложение из данных слов о щуке (дети составляют устно)

- Назовите какое предложение получилось? (один ученик у доски записывает, остальные в тетрадях).

- Проверим правильно ли вы записали (проверка Слайд 8)

                     Хищная щука живет в реке.

- В каких словах есть наши сочетания? Подчеркните.

- Давайте найдем главные слова в предложении  ((кто?) щука, (что делает?)  живет).

- Подчеркнем слово щука – одной чертой.

- Подчеркнем слово живет – двумя чертами.

- Молодцы!

- А теперь следующее задание.

2 Задание  Игра «Угадайка» (устно)

- Я буду называть слово, а вы должны показать карточку с нужной гласной буквой. (сигнальные карточки)

1. «И или Ы»        (Слайд 9)

- Запишите первую строчку слов, подчеркните орфограмму.(жи-ши)

2. «а или я, у или ю»    (Слайд 10)

- Однажды Емеля шел по лесу, заблудился и забрел в лесную чащу.

3 Задание «ЧАЩА» (Слайд 11)

- Что такое «чаща»? (дети называют свои варианты)

- Ребята, чаща это густой, непроходимый лес, заросль. (Слайд 12)

- Емеля дает нам задание, изменить слова так, чтобы они получились с нужным сочетанием.

(Слайд 13)                   

                                     Чаща – забрел (куда?) в  ча…

                                   Роща – пойти в …

                                   Задача – решить …

                                   Дача – построить …

(Ученики у доски работают по одному сочетанию)

- Подчеркните орфограммы.

8. Физкультминутка (Слайд 14)

А теперь ребята ,встали !

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тмхо сели, вновь за дело.

9. Продолжение работы по теме

4 Задание  Диктант по картинкам (Слайд 15)

- Запишите названия предметов на картинках. (Слайд 16)

- Подчеркните сочетания.

Проверка фронтально (устно)

Работа в парах

Карточка 1

Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

Образец: карандаш – карандаши

Гараж-…..

Шалаш-…..

Морж-….

Ёж-….

Этаж-….

5 Задание «Допиши сочетания» (Слайд 17)

- Допишите нужное сочетание в пары слов, конец первого слова будет являться началом второго слова.

                      лу… - …знь

                      гара… - …лет

                      кри… - …лки

                      ер… - … пы

                      зада… - …й

- Подчеркните орфограммы.

Проверь  (Слайд 18)

Давайте отдохнём

Жи-ши –хлопок

Ча-ща-руки вверх

Чу-щу –присесть

ЖИ-ШИ (ХЛОПОК) : ВЕРШИНА, НОЖИ, ЁЖИК, ЖИТЕЛИ, ЛЫЖИ, ЛАНДЫШИ.

ЧА-ЩА (РУКИ ВВЕРХ): ЧАСЫ, ОВЧАРКА, РОЩА, ПРОЩАЙ, УЧАСТОК, ПОЩАДА.

ЧУ-ЩУ(ПРИСЕСТЬ) : ЧУГУН, ВЫТАЩУ, МОЛЧУ, СТУЧУ, ЧУЛОК, ЩУКА.

Карточка с заданием

Карточка 2 ( работа в группах)

Из слов составьте предложения, подчеркните главные члены предложения.

Стояла, ч…шка, на, молока, столе, из, под.

Кружили, водой, над, чайка, рыбу, ловили, и.

 Пушистые, кружились, снежинки.

Веры, у, новые, лыжи.

Мороза, не боятся, и , стужи, дети.

XI Итог урока

- Вот мы и выполнили все задания Емели. Он отпустил нашу щуку обратно в речку. (Слайд 19)

1. Чтение правила.

- А сейчас прочитаем стихотворение-правило  и запомним  как они пишутся. (Слайд 20)

(Хором дети с учителем читают правило)

- Молодцы! Вы сегодня хорошо работали. (Слайд 21)

2. Выставление оценок.

XII Домашнее задание

Задание на карточке.

Найдите ошибки, которые допустил Незнайка. Напишите предложения в свои тетради правильно.

У Мишы жыл пушыстый кот барсик.

Барсик любил рыпку и малоко.

Мальчик чясто гулял с катом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание сочетаний "чу-щу". 2 класс.

В презентации содержится материал к уроку во 2 классе по теме: " Правописание словосочетаний чу-щу"....

урок русского языка "Правописание сочетаний жи, ши"

воспитание интереса к русскому языку.цели урокак: формировать навык правописания гласных букв в сочетаниях жи, ши; развивать умение осуществлять самоконтроль при использовании правила,...

Урок русского языка "Правописание сочетаний ЧК - ЧН", 1 класс.

Цели: 1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН,  учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить зв...

Тренажёр по русскому языку Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Тренажёр по русскому языку Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу используется как для самостоятельной работы на уроке, так и для проверки знаний....

План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном...