Конспект урока по теме "Обобщение знаний о составе слова" 3 класс
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Конспект обощающего урока по теме "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

Конспект

 урока русского языка по теме

«Обобщение знаний о составе слова.

Упражнение в разборе слов по составу»

3 класс

Учитель начальных классов

Карчевская Е.В.

27 октября 2010 г.

Цели урока.

  1. Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова.
  2. Развитие умения разбирать слова по составу.
  3. Развитие орфографической зоркости.
  4. Совершенствование каллиграфических навыков (подготовка к письму в тетрадях с широкой разлиновкой).
  5. Закрепление фонетических и синтаксических знаний.
  6. Развитие речи и основных психических процессов учащихся (мышления, памяти, внимания).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Орфографическая разминка (работа над допущенными ошибками и предупреждение ошибок).
  3. Постановка целей и задач урока.
  4. Чистописание. Фонетические упражнения.
  5. Повторение о значимых частях слова, их функциях.
  6. Упражнение в разборе слов по составу.
  7. Физминутка.
  8. Работа с предложением, текстом.
  9. Проверка теоретических знаний (перфорированный опрос)
  10. Итог урока.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли готово к уроку.

  1. Орфографическая разминка (работа над допущенными ошибками и предупреждение ошибок).

- На доске слова, в которых были допущены ошибки на прошлом уроке и трудные слова сегодняшнего урока.

обв . лился             . довитый

в . рить                 выл . чился

в . твистый         л . карство

прив . зет             в . лежник

- Есть ли здесь слова, значение которых вам непонятно? Где можно узнать значение нового слова? Воспользуемся толковым словарем.

- Есть ли здесь родственные слова? Докажите.

- Назовите слова с приставками.

- Разбейте слова на группы (по частям речи, по наличию приставок, по количеству слогов, по количеству звуков и букв).

3. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы повторим все, что мы знаем о частях слова, продолжим учиться разбирать слова по составу.

  1. Чистописание. Фонетические упражнения.

а) - Прочитайте загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Ст . ял  на кре . кой  но . ке –

Теперь л . жит в лукошке.

- Что можно сказать о слове гриб?

- Произнесем слово по звукам. Дайте характеристику первому звуку.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

    б) лексические упражнения

- Какие слова в загадке можно заменить синонимами? (лукошко - корзинка, крепкий - сильный, толстый, мощный)

- Вспомните устойчивое сочетание речи (фразеологизм) со словом гриб и дополните им предложение:

В нашем городе дома растут, как …                           гриб

                                                                                            дождь

- Что обозначает это устойчивое сочетание? Когда так говорят?

- Запишем предложение с комментированием.

  1. Повторение о значимых частях слова, их функциях.

а) повторение об окончании и значимых частях слова.

- Что вы сделали, чтобы слова гриб, дождь дополнили предложение? Для чего вы изменили окончания?

- С помощью чего связываются слова в предложении?

- Выберите карточку с условным обозначением окончания.

- Что такое окончание?

- Как определить окончание в слове?

- Как называется часть слова без окончания?

- Расскажите о других частях слова в порядке разбора по составу.

(дети составляют «живую» модель слова из карточек)

- Сейчас я проверю, знаете ли вы названия грибов. Отгадайте загадки.

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …

- Как образовалось слово подосиновик? Запишем.

Осина               подосиновик.

- Какие это слова?  Как образовалось новое слово? Обозначьте.

6. Упражнение в разборе слов по составу.

- Отгадайте загадки, слова-отгадки разбираем  по составу.

Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще,

Расту я обычно

В березовой роще.     (Подберезовик)

Ножка рыжая крепка,

Шляпка рыжая узка.

Прошлогодний лист, прорвись!

Подрасту и вширь, и ввысь.               (Рыжик)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые …                                     (Лисички)

На поляне лесной

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем бурый колпачок.

Колпачок набочок.

Кто в лесу бывает,

Тот его знает.               (Боровик)

- Что объединяет все эти слова?

- Назовите антоним. Приведите примеры ядовитых грибов.

- Как вы думаете, нужны ли природе ядовитые грибы? Почему?

  1. Физминутка.

- Я называю отдельные части слов, а вы изображаете жестами, какая это часть.

Пере-, -а, -ник-, -ход-, -енок, -и, -лес-, -гриб-, за-, -вод-, -чик-, -у.

  1. Работа с предложением, текстом.

а) упражнение на развитие внимания. Игра «Фотоглаз».

1 сек

- Нарисуйте по памяти.

- Проверьте. Цветным карандашом исправьте ошибки.

- Какой гриб получился?

б) зрительный диктант.

5 с - Из лесу вышел лось.

5 с - Он был болен.

7 с - Лось подошел к березкам.

8 с - Там в траве росли ядовитые мухоморы.

8 с - Этими грибами лось лечился.

- Прочитайте весь текст. Как бы вы его озаглавили?

- Сделайте вывод о значении несъедобных грибов в природе.

  1. Проверка теоретических знаний (перфорированный опрос)
  1. Выберите верное утверждение:

1 – корень – это часть слова;

2 – корень – это часть предложения.

  1. Какая часть слова несет на себе основную смысловую нагрузку?

1 – приставка

2 – корень

3 – суффикс

4 – окончание

  1. Какая часть слова нужна для связи слов в предложении?

1 – приставка

2 – корень

3 – суффикс

4 – окончание

  1. С помощью какой части слова образуются новые слова?

1 – приставка

2 – корень

3 – суффикс

4 – окончание

  1. Выберите верное утверждение:

1 – основа – это все слово без окончания;

2 – основа – это корень с окончанием.

  1. В слове зимний:

1 – корень зимн-

2 – корень зим-

  1. Выберите верное утверждение:

1 – окончание – это изменяемая часть слова;

2 – окончание – это неизменяемая часть слова.

  1. В слове травушка:

1 – основа травушк-

2 – основа трав-

  1. Выберите лишнее, неоднокоренное, слово:

1 – водитель

2 – водить

3 – водяной

4 - приводить

  1. Найдите схему слова походка:

1 –

2 –

3 –

4 –

- Пока идет обработка результатов, выполните разбор по составу слова березки в тексте и подчеркните грамматическую основу в последнем предложении.

10.  Итог урока.

- Перечислите значимые части слова.

- Какую часть слова называют изменяемой?

- Что нового о живой природе вы узнали на уроке?

- Поставьте оценки за работу в перфокартах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Большая буква в именах собственных 1 класс планета знаний

Конспект открытого занятия на тему "Большая буква в именах собственных" 1 класс Планета знаний...

Русский язык 3 класс Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова

Урок-аукцион Обобщение знаний о составе слова...

Конспект урока по окружающему миру "Глобус" для 2 класса по УМК "Планета знаний"

Вашему вниманию предлагаю урок по теме "Что такое глобус" Задачи: 1. Формировать представление о глобусе как модели Земли;Дать представление о материках и океанах;Развивать пространственное вообр...

План - конспект урока открытия новых знаний по окружающему миру в 3 классе. УМК "Перспектива", автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

 Урок окружающего мира по теме "Чудо под ногами" разработан на основе рабочей программы из раздела "Мир как дом". Цель  и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углу...

Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

Урок - кластер "Обобщение знаний о составе слова".

Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; способствовать формированию умения разбирать слова по составу...