Урок - кластер "Обобщение знаний о составе слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Матвеева Галина Евгеньевна

Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; способствовать формированию умения разбирать слова по составу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_klaster.docx46.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - кластер
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА  (3 КЛАСС)

Педагогические
цели

Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; способствовать формированию умения разбирать слова по составу

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Умеют разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; различают однокоренные слова и формы одного и того же слова; составляют схемы слов и слова по заданным схемам

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; используют знаково-символические средства для решении учебных и практических задач; создают и преобразовывают модели и схемы для решения лингвистических задач.

Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения;
задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова; однокоренные слова; разбор по составу, словообразовательный разбор

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Схема «Состав слова».

3. Словообразовательный словарь.

4. Образец грамматического человечка

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Постановка учебной задачи

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.

-окончание в слове дожди(и)        

-окончание в слове осенний(ий)

-суффикс в слове листик(ик)

-суффикс в слове ветрище(ищ)

-корень в слове играть(игр)

-приставка в слове избежать(из)

(и, ий, ик, ин, ист, игр, из)

Выберите самое красивое сочетание и обведите в кружок.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя (в том
числе вопросы повышенной сложности – о морфемах), формулируют цели деятельности на уроке, актуализируют полученные знания

П – применяют полученные ранее знания на практике, пытаются найти ответы на вопросы повышенной сложности.

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный, индивидуальный

1

2

3

4

5

6

III. Поисковая работа

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

 У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя женская и мужская  одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) 7. Из чего состоит предложение? (Слова).

Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока? Кто может назвать тему урока?

 Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

П – самостоятельно решают учебную задачу и представляют полученный
результат.

Правильное напи-
сание

1

2

3

4

5

6

IV.  Актуализация знаний

1.Блиц – опрос

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Ребята, для вас эта тема не новая. На протяжении нескольких уроков вы знакомились с частями слова, занимались разбором слов по составу. И сегодня мы закрепим наши знания по теме «Состав слова».

- Как вы думаете,  зачем нужно учиться образованию новых слов?

(Это необходимо для того, чтобы наша речь была правильной, грамотной, красивой).

- Сейчас мы проведем блиц – опрос. На следующей строке в тетради вы записываете ответы в виде знаков +, -. Если утверждение  верное +, если неверное «-  ». Итак,                                     - Приставка – это часть слова /+/

 -Суффикс в слове стоит перед корнем /-/

Корень – это главная часть слова / +/ -  Основа слова – это часть слова без приставки./ -/

- А теперь обменяйтесь тетрадями и оцените своего соседа.

+ - + -

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

3 ошибки – 2

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою
позицию

П – самостоятельно решают учебную задачу и представляют полученный
результат.

К – владеют навыками
публичного выступления

П– анализируют языковые объекты, применяют полученные ранее знания в нестандартной ситуации

Беседа
по вопросам

V.  Работа по теме

1.Введение в тему

2.Обозначение левого глаза

3.Обозначение правого глаза

Фронтальная. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо

Сегодня мы с вами будем рисовать лицо грамматического человечка.  У детей на партах  лежит  лицо человечка.  Итак, обозначаем левый глаз человечка.  Скажите:

- Что такое окончание?

- В каждом ли слове есть окончание?

- Для чего надо окончание?

Вывод:

Та, часть слова, что изменяется

Окончанием называется.

Б) Игра «Собери пословицу»

- Прочитайте. Получилась ли пословица? Какая часть слова необходима, чтобы связать слова в предложении?

САМ, ТОВАРИЩ, ПОГИБАЙ, А, ВЫРУЧАЙ.

 Дети: Пословица не получилась, т.к. слова стоят в неправильном порядке и для связи мы должны изменить окончание в слове товарищ, на товарища.

- Какая же получится  пословица? Как вы её понимаете? Запишите себе эту пословицу и выделите окончание.

Сам погибай, а товарища выручай.

 Рисуем левый глаз человечку в виде окончания.

- Чтобы обозначить правый глаз, отгадайте загадку:

Ну а я частичка. Обозначусь я, как птичка.

Только вот наоборот.

 Это каждый разберет.            (суффикс)

   - Какую роль выполняет суффикс в слове?

Вывод:

Суффикс – важная часть слова

 Им кончается основа.

- Прочитайте запись на слайде. Можно ли эту запись назвать текстом? (нет, т.к. нет точек)

Мама называет Васю чистюлей он любит чистоту в школу Вася надел  чистенькую форму.

- Найдите конец  предложений.

- Назовите однокоренные слова.

Чистюлей, чистоту, чистенькую.

- Какой корень в этих словах? (чист)

- Нам надо узнать с помощью каких суффиксов образованы эти слова? Что для этого надо сделать?

Д: Выделить окончание, корень, основу.

- Давайте запишем эти слова и выполним задание. Итак, первое слово: чистюлей, чистоту, чистенькую.

- Какие суффиксы помогли образовать новые слова? ( ЮЛ, ОТ, ЕНЬК)

- Ребята, скажите, а как чистота связана со здоровьем?

Д: Надо соблюдать правило гигиены, быть чисто одетым, аккуратным)

- А теперь рисуем нашему герою урока левый глаз в виде суффикса.

Настраиваются
на нужную эмоциональную волну, слушают вопросы учителя, формулируют ответы.

Слушают вопросы учителя, формулируют ответы. Проводят сравнительный анализ предложенных языковых объектов.

Выполняют упражнения

Пр. – представляют полученные знания в форме
развернутого высказывания; могут отличать одно-коренные слова от форм одного и того же слова;
умеют подбирать одно-
коренные слова

Пр– представляют полученные знания в форме развернутого высказывания, умеют изменять слово с целью выделения окончания.

П – применяют знания
при решении нестандартных задач

П – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; применяют имеющиеся знания при решении нестандартных задач

П – применяют знания
при решении нестандартных задач

Беседа
по вопросам, письменный ответ, устный монологический ответ

1

2

3

4

5

6

Физкульт

минутка

Коллективная. Практический

Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5-ти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

1

2

3

4

5

6

 4.Обозначение носа

5. Обозначение

рта

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

–    - Следующим этапом формирования нашего человечка будет обозначение носа. Отгадайте шараду:

-Возьмите приставку из слова «Привез», корень из слова «Ставить», суффикс из слова «Дочка», окончание из слова «Школа». Какое слово получилось?  (ПРИСТАВКА)

 - Что вы знаете о приставке?

Вывод :А приставка перед корнем

Любит место занимать

Впереди него проворно

Норовит всегда стоять.

- А задание состоит в том, чтобы как можно больше записать слов от корня – ХОД-  при помощи приставок за 1 мин (уход, приход ,выход ,переход, заход) (Дети читают слова, выделяя при ставки)

- Давайте нарисуем нашему герою нос в виде приставки.

- Ребята, а какой части слова не хватает?  (корня)

 - Что вы знаете о корне?

(учащийся читает стихотворение)

Главной частью слова я являюсь

И никогда не изменяюсь

В корне смысл слов упрятан,

Это помните, ребята.

От него растут всегда

Быстро новые слова:

Лес, лесной, лесник, лесок

Дружный, друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава

Это корень слова, да!

- А сейчас поработаем парами. Я раздам вам карточки со словами. На столе лежат ножницы. Ваша задача состоит в том, что нужно отрезать в словах лишние части слов и оставить только корень. Как нужно обращаться с ножницами?

МОРОЗНЫЙ, ЛЕСОК ,ПОГРУЗКА БЕРЕЗОНЬКА, ОСИНА.

- Проверка. Запишите получившиеся корни в тетрадь. А теперь нарисуем нашему человечку рот в виде корня.

Придумывают слова

 с приставками

П – анализируют языковые объекты, применяют полученные ранее знания в нестандартной ситуации

П – применяют знания
при решении нестандартных задач

Беседа
по вопросам, письмо

6. Обозначение челочки

7. Игра «Лото»

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, письмо

  - Видите, ребята, у нас уже получается лицо человечка, но вот что – то ему не хватает? Чего, чтобы он у нас получился красивым?  О какой части слова мы не вспомнили? (Основа)

- Что такое основа слова?

Вывод:  

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

- Давайте нашему человечку нарисуем чёлку?

- Вот такой замечательный грамматический человечек получился. Вам нравится его выражение лица? (нет)

- Я думаю, к концу урока он улыбнется, а мы поможем. Хотите, чтобы он вам  улыбнулся? Тогда нужно выполнить еще одно задание. Предлагаю игру «Лото».

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

 - На столах у вас лежат фишки с частями слов, которые вы должны собрать, чтобы получились слова. Составьте эти слова и запишите каждый свое слово и выделите основу.

- У вас все получилось правильно, и наш грамматический человечек рад за ваши успехи. Он улыбается нам!

Слушают вопросы учителя, формулируют ответы.

Выполняют упражнения

Пр. – умеют выделять основу, образовывать новые слова с помощью суффикса.

П – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; применяют имеющиеся знания при решении нестандартных задач

Пр– представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; умеют выделять  основу.

П – применяют имеющиеся знания при решении
нестандартных задач

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Вы славно поработали! Спасибо!Послушайте, пожалуйста, сказку, которую я сочинила. Называется она «Неразлучные друзья»

Жили на окраине грамматического городка приставка на, суффикс к, окончание а. Решил однажды корень груз навестить своих друзей – части  слова.Плачут те горькими слезами, ничто их не радует. - Что рыдаете, друзья? – спросил у них корень груз. В чём дело? - Наше горе безутешно, - отвечают приставка на, суффикс к, окончание а,- хотим мы поиграть в слово … ничего не получается.

Как только ни строились! И так: приставка на, окончаниеа, суффикс к. И так: суффикс к, приставка на, окончание а. И вот так: окончание а, суффикс к, приставка на. И даже так: приставка на, суффикс к, окончаниеа! Нет смысла в слове! Огорчился корень. Извинился. И занял своё место среди друзей. И сразу высохли слёзы у частей слова, заулыбались они от радости. А вместе с ними и корень, который решил больше никогда не покидать их.

- Ребята, а какое слово получилось? Кто догадался?

Дети: Нагрузка.

- Молодцы! Да, у вас во  время учебных занятий  большая нагрузка, надо не только  писать,  решать, прыгать,но и думать. Вы очень устаёте. Устали и сегодня, но вы со всеми заданиями справились. Посмотрите, доволен и грамматический человечек. Он весело улыбается, радуясь вместе с нами.

- Вы сегодня очень хорошо работали.

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

1

2

3

4

5

6

VII. Итог

       Я работал на уроке в полную силу, у меня всё получилось.

       Я старался, но у меня не всё получилось.

       Мне ещё трудно выделять части слова.

Отвечают на вопросы учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Разработка урока "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова"

Конспект урока русского языка в 3 классе(1-4)Тема: "Состав слова. Обобщение знаний о составе слова".Цели.1.Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова....

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».

Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу»....

Конспект урока русского языка "Состав слова. Разбор слова по составу"

Тема урока: Состав слова. Разбор слов по составу. Цель деятельности учителя: - организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний . Планируемые результаты: - Пред...

Конспект урока русского языка «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?» (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?»Цели деятельности учителя: формулирование понятия лексического значения слова; формирование умения определени...