Открытый проблемный урок по русскому языку "Три склонения имён существительных"
методическая разработка (русский язык, 4 класс) на тему

Александрикова Галина Григорьевна

Открытый урок по русскому языку в 4 классе с применением технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_skloneniya_imyon_sushchestvitelnyh.docx114.73 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Снежногорская СОШ

             

                                   

                             Проблемный урок в 4 классе    

                                              Учитель Александрикова Г.Г.

Тема:    Три склонения имён существительных

Цель:    Ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе.

Задачи: 1.Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и

                      роду.

                     2.Развивать умения: анализировать, сравнивать, наблюдать,    

                        делать выводы.

                      3. Воспитывать коммуникативные навыки, умение вести

                          диалог.

                                Ход урока

1. Актуализация знаний.

      Зима, река

      сугробы, снега

      лед, скольжение

      радость, движение.

- Какова тема данного четверостишия?

( ответ: зима)

- Что интересного вы заметили в данном четверостишии?

 ( ответ: все слова выражены именем существительным)

- Что такое существительное?

- Как изменяются имена существительные?

( ответ: по родам, числам и падежам)

- Какого рода бывают имена существительные?

- Как определить род имени существительного? ( ответ: подставить слова он, мой, она, моя)

- У вас на партах лежат листочки со словами, прочтем их.

          заяц, река, солнце, песня, конь, поле

- Посмотрите на них и скажите, как можно распределить их на три столбика?

  река        конь         солнце

  песня     заяц          поле

  ж.р.        м.р.           ср. р.

2. Новая тема

Создание  проблемной  ситуации

- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам. Назовите падежи и вопросы к ним.

   Вчера я услышала разговор ребят, они тоже определяли падеж имен существительных в предложении…..

 ( на доске записано:)  Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

….. и очень удивились, в каком падеже стоят существительные по площади и по улице? (Д.п.)

- С какими предлогами употребляют оба существительных?

- Так что же могло вызвать их удивление? ( ответ: оба в Д.п., один и тот же предлог, а окончания разные).

- А почему же они разные? (дети высказывают версии)

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос:

Проблемный вопрос!!!

- Так почему окончания разные?

3. Решение проблемы

Подводящий диалог:

1. – У вас на партах лежат карточки со словами:

конь, вода, Юра, земля, дочь, море, окно, дядя, стол, степь

    а)давайте разделим существительные на 3 группы, ориентируясь на указания

 Назовите существительные Ж.р. с окончаниями -а, -я

            1                                   2                                     3

Ж..р.          М. р.             М.р.          Ср.р.                      Ж.р.

вода            Юра               конь            окно                            дочь

земля          дядя               стол             море                           степь

- Прочитайте оставшиеся существительные М.р.

- Назовите существительные Ср.р. и выделите в них окончания.

- Определите род и выделите окончания у оставшихся имен существительных

       ( Ж.р. с ь на конце)

     б)- Так, на сколько групп мы разбили существительные?(три)

- По каким признакам мы группировали существительные? ( ответ: по роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительных мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1,2 и 3 склонения.

2.Вывод правила:

-Так какой вывод мы можем сделать. Попробуем его сформулировать:

- Какие существительные относятся к 1склонению?

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие существительные относятся к 3 склонению?

ФИЗМИНУТКА

3.Воспроизведение знаний

   в) На доске слова:

Яблоко,  лимон,  слива, вишня,  помидор,  мандарин,  огурец,  тыква,  морковь, капуста,  горох,  фасоль.

- Определите склонение существительных: если 1 склонение – руки вперед,  2  склонение – руки вверх,  3 склонение – руки в стороны;

    г) Стр. 88( чтение правила и сравнение с выведенным)

    д) Теперь давайте вернемся к нашему предложению и попробуем ответить, почему разные окончания

 улица – 1 склонение,                  площадь – 3 склонение

- Зачем надо хорошо уметь определять склонения существительных?

 ( ответ: чтобы правильно писать окончания)

     е) Стр. 88, Упр. 166

Петя и Алена индивидуально (задание на карточках).

     ж) игра «лишнее слово» (даны цепочки слов 1, 2,3скл, в каждой цепочке дано слово другого склонения

                                Итог урока:

 -Закончите, пожалуйста, предложения:

Я знаю: (Существительные бывают трёх склонений, к 1-му склонению относятся существительные……, ко 2- му….., к 3-му….).

 Я  умею: (Определять склонение существительных, находить в тексте существительные заданного склонения).

       Домашнее задание: Стр. 88 правило;

                                            Стр. 89 Упр. 167;

                                             Индивидуально: Сочинить сказку о склонении и определить склонение имён существительных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

Урок русского языка " Склонение имён существительных"

Уроу- закрепление полученных знаний , отработка навыка склонения имён существительных с ударными окончаниями, обучение умению определять падежи имён существительных....

Урок по русскому языку: "Склонение имён существительных".

Урок по русскому языку: "Склонение имен существительных" (конспект + презентация)....

Открытый урок на тему: «Три склонения имён существительных (общее представление)»

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс...