Открытый урок на тему: «Три склонения имён существительных (общее представление)»
план-конспект урока по русскому языку

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №10»

Открытый урок на тему:

«Три склонения имён существительных (общее представление)»

Подготовила:

учитель начальных классов

Паршина Валентина Сергеевна

ноябрь 2019


Тема урока: «Три склонения имён существительных (общее представление)»

Цели урока:

Учебно-познавательные: Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го склонения.

           Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к   предмету, обогащать словарный запас детей.

          Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.

Планируемые результаты ( предметные): уметь  распознавать имена существительные 1-го склонения.

Формируемые УУД

Личностные результаты :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД: 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  •  анализ объектов с целью выделения их признаков;
  •  синтез;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
  • формирование умения слаженно работать в  паре;

Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (авт.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), тетради

Оборудование: экран, проектор, карточки для работы в парах, лист самооценки.

                                                                                 Сценарий  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Самоопределе-ние к деятельности.

Слайд 3.

Долгожданный дан звонок!
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?   

- Начинаем урок русского языка.

Слайд 4.

А начать его мне хочется со стихотворения М. Данилова.

 «Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным  языком».

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Правильно. А еще правильно и красиво писать. Слайд 5.
А для этого проведем минутку чистописания.
Слайд 6.

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

-Правильно и красиво говорить.

Учащиеся выполняют задание по чистописанию.

Запись числа и классной работы.

Личностные :  самоопределение;

Регулятивные:  целеполагание;

Коммуникативные :  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому сейчас мы с вами поиграем. Слайд 7,8.

  Игра называется «Узнай падеж»  

(работа в парах). (приложение 1)

- Какая из пар быстро и правильно  узнает падеж, та и  победит.

Задание для работы в парах:

  1. кому? (Д.п.)
  2. на, за, под, через, про, в (В.п.)
  3. нет (Р.п.)
  4. «щедрый» падеж (Д.п.)
  5. без предлога не употребляется (П.п.)
  6. подлежащее  (И.П.)
  7. «падеж-работяга» (Т.п.)
  8. кого? (Р.п., В.п.)
  9. два предлога  (Д.п.)
  10. что? (И.п., В. п.)
  11. о, об  (П.п.)

(проверка  проведена в форме фронтального опроса)

 

Ребята определяют падеж по данным признакам.

Коммуникативные:  работать в парах, контролировать действия партнёра; слушать и понимать речь других

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме

3. Постановка учебной задачи.

-Прочитайте предложение (запись на доске)

Бабушка рассказала мне о сестр..и дочер…

-Найдите в предложении однородные члены

-Каким членом предложения они являются?

-Какой частью речи они выражены?

-Определите их род и падеж.

Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?

Они одинаковые или разные?

(учитель дописывает окончания)

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

-Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?

- Как же нам разрешить возникшую проблему?

-Наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание? Слайд 9.

-Откройте учебник на стр.97 и прочитайте название темы

- Объясните значение слова «склонение».

-Подберите к слову «склонение» однокоренные слова.

-Что значит «имя существительное склоняется»?

-Почему же три склонения?

-Сформулируйте задачи урока

Учащиеся читают данное предложение

-О сестре и дочери

-Второстепенным членом предложения

-Это имена существительные

Женский род, П.п

Ответы детей

Предположения детей

Учащиеся высказывают свои мнения

-Три склонения имён существительных

Ответы детей

Склониться, поклон, склонённый

-Изменяется по падежам и числам

Ответы детей

Узнать, что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имён существительных

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные :

самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент.

4. «Открытие нового знания»

Физкультминутка.

Работа по учебнику. 

Упр. 178 ( с. 97)

-Просклоняйте письменно каждую группу  имён существительных  и понаблюдайте, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении? Слайд 10

Первый ряд- лиса, сестра, папа, второй ряд –гнездо, стол, окно, третий ряд- степь, рожь,глушь.

(коллективная проверка)

Слайд 11, 12,13

- Сравните  окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?

-Давайте обратимся с вами к рубрике «Заметьте». (с. 97)

- Сколько групп склонений в русском языке?

-По каким признакам мы сгруппировали имена существительные

- С помощью рода и окончания можно определить склонение.

Существительные бывают 1 , 2, 3 склонения. Слайд 14.

Вывод:

-к I склонению относятся сущ.  мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

- ко II склонению относятся сущ.  мужского рода с нулевым окончанием и  среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к III склонению относятся сущ.  женского рода с ь на конце

Слайд 15.

Три ученика работают у доски.

Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.

Один из учеников зачитывает.

Три

По роду и по окончанию

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление.

Самостоятельная  работа с самопроверкой. Слайд 16.

(упр.179)

- Слова какой части речи вы записали?

-Какого они рода?

-Какие имеют окончания?

-В каком числе употреблены?

-Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали?

Ребята самостоятельно записывают слова

Имена существительные

Мужского и женского

-а, -я.

В единственном числе.

Это имена существительные 1-го склонения

Познавательные:  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

6.  Включение нового знания в систему знаний и повторение

Работа по карточкам

1 уровень:  Выписать  имена существительные 1 склонения.
Аллея,  собачка,   дорога,   поверхность,   мышь,  
герой,   деревня,   речка,  стройка.
2 уровень:  Образовать  от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.

Например: Сельдь - селёдка,   метель, соль, ночь, цепь, кость, ель.

17 слайд (Проходит проверка, оценивание)

Ребята работают в карточкам.

Затем сверяют свои ответы с ответами на экране.

Личностные : самоопределение

Регулятивные:  контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено;

действовать по инструкции

оценивать собственную успешность выполнения задания

7. Рефлексия деятельности

-Услышим скоро мы звонок.

  Пора заканчивать урок.

Слайд 18.

-Перед вами лист «самооценки».

(приложение 3)

-Оцените свою работу на уроке.

-Выберите к каждому вопросу ответы.(приложение)

Учащиеся оценивают свою работу

Познавательные : рефлексия

Регулятивные : оценка - выделение и осознание учащихся  того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные: формировать собственное мнение

8. Итог урока.

Домашнее задание.

- Вернёмся к  той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

-Почему в словах

 о  сестре,   о дочери  - разные окончания? Слайд 19.

  - С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?  

-Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа?

-Расставьте слова в нужном порядке: склонение, окончание, род

-Сколько групп склонений в русском языке? Слайд 20.

-Домашнее задание:

с. 98. правило, упр.180

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.

Слайд 21.

Существительные сестра, дочь разного склонения:

сестра - I скл., дочь - III скл 

Чтобы правильно писать окончания существительные 

Ответы детей

Род, окончание, склонение

Три группы склонений

Личностные : смыслообразование

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс.

Разработка открытого урока по теме «Третье склонение имён существительных» 4 класс. Программа «Школа России», русский язык - Рамзаева Т. Г. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: проблемный....

"Три склонения имён существительных (общее представление)".

Предмет                               Русский язык...

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Три склонения имён существительных (общее представление)».

Тема «Три склонения имён существительных (общее представление)».Цель: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числеЗадачи:- формировать пре...