Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Влазненкова Татьяна Владимировна

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го склонения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx39.9 КБ
Файл sklonenie_imen_sushch._.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык 

УМК: «Школа России»

Учитель: Влазненкова Татьяна Владимировна

Класс: 4-Б

Тема урока: «Три склонения имён существительных (общее представление).

 1-е склонение имён  существительных».

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: уметь распознавать имена существительные 1-го склонения.

Задачи:

Учебно-познавательные: Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го склонения.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.

Планируемые результаты ( предметные):

- уметь распознавать имена существительные 1-го склонения;

- выполнять операции анализа и сравнения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формируемые УУД

Личностные результаты :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Ход урока

Этапы урока

1.Самоопределение к деятельности.

Цель на данном этапе урока:

  • обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке;

обеспечение мотивационной готовности учащихся к работе на уроке. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

  • - Начинаем урок русского языка

«Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.» (Петроний древнеримский писатель)

  - Как понимаете данное высказывание?

2.Актуализация знаний.

Цель на данном этапе урока:

  • закрепить умение определять падеж имён существительных

- Определите род имен существительных ( Приложение 1)

Спросил у дедушки, ( Р.п.)  встал перед стеной,( Т.п.)      прошёл по мосту ,(Д.п.) думал о  книге,(П.п.) перепрыгнул через ручей.(В.п.)

3. Постановка учебной задачи.

Цель на данном этапе урока:

  • Создание 

условий для формулирования детьми задач  урока. 

Прочитайте предложение (запись на экране )

Бабушка рассказала мне о сестр..и дочер..   .  

  Характеристику предложения

По интонации

По высказыванию

По наличию второстепенных членов

Найдите в предложении однородные члены

-Каким членом предложения они являются

-Какой частью речи они выражены?

-Определите их род и падеж?

-Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?

-Они одинаковые или разные?

(учитель открывает слайд с ответом)

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери .

Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?

- Как же нам разрешить возникшую проблему?

Наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.

Сегодня нам предстоит с этим разобраться.  Учебник с.89

Сформулируйте задачи урока

( Узнать что такое склонение  им. Сущ. , какие группы склонений бывают как их отличить , научиться определять склонение имен существительных)

- Что такое склонение? (Изменить слова по падежам.)

- Что значит просклонять имя существительное?

Почему три склонения?

 Значит, какая цель нашего урока?

- Чему мы будем учиться на уроке?

склонение имен существительных.

4. Открытие нового знания

Групповая работа

Цель на данном этапе урока:

  • Познакомить с группами склонений имён существительных
  1. Сейчас мы с вами проведем исследование.  Работать будем в парах.  (Приложение №2)

Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.

Каждая пара будет заниматься со своим словом. Вы должны выяснить, к какому столбику таблицы относится ваше слово в зависимости от падежных окончаний.

Слова: лиса, сестра, папа,  1ряд

окно, гнездо, стол,             2ряд

степь, мышь , глушь           3ряд

 Проверка по  слайду

Вывод: 

Все имена существительные в зависимости от падежных окончаний делятся на три группы. Эти группы в русском языке принято называть СКЛОНЕНИЕМ

Существительные бывают 1 , 2, 3 склонения.

Вывод: (дети помогают

- к I склонению 

 относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

 ко II склонению относятся

- сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к III склонению

относятся сущ. женского рода с ь на конце

 Аудиозапись.(электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной , В.Г. Горецкого 4 класс)

- Вернемся к тому предложению, где у нас возник вопрос:

Почему у существительных 

о сестре и дочери разные окончания? Теперь можете объяснить почему?

(У них разное склонение)

- Так от чего ещё зависят окончания имен существительных? (От типа склонения.)

- Для чего нужно уметь определять

Приложение 3

2)- Во второй части исследовательской работы  давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.  

Сейчас вы будете работать в группах.

(Учитель раздаёт таблицы для исследования)

- Исследуйте признаки  первого склонения имён существительных.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

Цель на данном этапе урока:

  • Уметь определять 1-е склонение имён существительных

 Ребята. Давайте составим поэтапные действия (алгоритм) определения склонения существительных. 

Самостоятельная работа с самопроверкой.

(упр.154) (спросить, кому не понятно задание)

- Слова какой части речи вы записали?

-Какого они рода?

- Обратите внимание, что окончание –а- пишется в словах после твердых согласных, окончание –я- - после мягких 

упр 155

Закрепите свои знания, прочитав рубрику «Обратите внимание».

- Какие имена существительные вы записали?

-Это имена существительные1 склонения.

Звукобуквенный разбор

Илья  |Ил-йа

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель на данном этапе урока:

Закрепить полученные знания в определении склонения имён существительных

 Поиграем

Выберите и запишите сущ 1 скл.  

Беседа ,велосипед, Коля,Соня,облако,группа, число,юноша,яблоко,рожь

7. Рефлексия деятельности

Цель на данном этапе урока:

  • дать оценку работы каждого учащегося на уроке.

8. Итог урока.

Домашнее задание.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

  • сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

-Домашнее задание:

с. 89правило, упр.155 полегче,

кто не боится трудностей-

13 Подведение итогов. Рефлексия.

(Дать оценку работы класса)

- Итак, о какой новой тайне имени существительного вы узнали?

- Что такое склонение О каких группах склонений имен существительных вы узнали?

- Как определить склонение имен существительных?

– Я  буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.

Приложение 1

 

1

2

3

4

5

И.п

 

 

 

 

 

Р.п.

 +

 

 

 

 

Д.п

 

 

 +

 

 

В.п

 

 

 

 

 +

Т.п.

 

 +

 

 

 

П.п

 

 

 

 +

 

Приложение 2

Именительный

падеж

лиса

сестра

папа

Родительный падеж   (нет)

лис…

сестр….

пап…

Дательный падеж (дать)

лис…

сестр….

пап…

Винительный

Падеж ( вижу)

лис…

сестр….

пап…

Творительный падеж (доволен)

лис…

сестр….

пап…

Предложный падеж

 о лис…

о сестр….

о пап…

Приложение 3

Таблица для исследования признаков 1 склонения  имён существительных

Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга

Вопросы

Ответы

  1. К какой части речи относится?

  1. В какой форме эти существительные?

  1. Определите число, падеж

  1. Определите род

  1. Выделите окончания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Три склонения имён существительных ( общее представление). 1-е склонение имён существительных . Учитель начальных классов Влазненкова Татьяна Владимировна г . Балаково, МАОУ СОШ №21

Слайд 2

Четырнадцат о е н о ября. Кла сс ная р а бота.

Слайд 3

«Чему бы ты ни учился, т ы учишься для себя.» ( Петроний древнеримский писатель)

Слайд 4

Определите падежи имён существительных 1. Спросил у дедушки 2. В стал перед стеной 3. П рошёл по мосту 4. Д умал о книге 5. П ерепрыгнул через ручей

Слайд 5

1 2 3 4 5 И.п Р.п . + Д.п + В.п + Т.п. + П.п +

Слайд 6

Бабушка рассказала мне о сестр … и дочер … .

Слайд 7

Три с клонения имен существительных

Слайд 8

Я хочу узнать … Я хочу научиться ….

Слайд 10

Алгоритм 1. Поставить в Н.ф . ( И.п ., ед.ч ) 2. Определить род 3. Выделить окончание 4. Определить склонение.

Слайд 11

Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга. Вопросы Ответы 1.К какой части речи относится? В какой форме эти существительные? Определите число, падеж Определите род Выделите окончания

Слайд 12

Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга. Вопросы Ответы 1.К какой части речи относится? Имя существительное В какой форме эти существительные? Начальная форма Определите число, падеж Именительный падеж Единственное число Определите род Ж.р . , м.р Выделите окончания --а, -я

Слайд 13

Назовите существительные 1 склонения. Быль - сказка, вред - польза, война – мир , тишина – шум , грязь - чистота, работа – отдых.

Слайд 14

Сегодня я узнал … Было трудно …. Я выполнял(а) задание … Я понял, что … Теперь я могу ….

Слайд 16

Домашнее задание Учебник стр. 90 выучить правило, словарные слова; упр. 157