Конспект урока по русскому языку 2 класс "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Пилюгина Светлана Викторовна

На уроке учащиеся знакомятся с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, развивается умение писать слова с непроизносимыми согласными, сопоставлять слова по произношению и написанию;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neproiz_sogl_.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова» 2 класс  +Презентация

   

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

– А теперь, внимание на экран! Прочитайте буквы. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. На какие две группы их можно разделить? (Гласные и согласные.)

– Каких меньше? (Согласных.)

– Назовите эти буквы (Л, Д, Т, В). Эти буквы будут нашими помощниками на протяжении всего урока. Как они нам помогут, вы скажите позже сами.

– Для начала проследите закономерность, с которой вы будете писать эти буквы. (Экран. На доске образец первых соединений.)

А теперь сделаем разминку пальчиков и напишем эти буквы, используя закономерность.

Буквы ЛДТиВ взялись за руки уже. (Соединить пальцы рук по очереди.)

А за ними встать спешат буквы ДТВЛ в ряд. (Кисти рук скрестить и сдвигать.)

Следом хоровод ведут ТВЛиД идут. (Рукопожатия.)

А за ними чуть дыша ВЛДиТ спешат. (Хлопки, отсчитывая ритм.)

3. Постановка темы урока.

Прочитайте пословицу на экране. Объясните. Как вы понимаете е смысл?

Серце матери лучше сонца греет.

– Можно ли записать пословицу в таком виде? Почему? Какие на ваш взгляд допущены ошибки?

– В словах сердце и солнце пропущены буквы. Сердце, солнце – не произносятся д, л, но пишутся. (На экране исправление ошибки.)

Сердце матери лучше солнца греет.

Как можно назвать согласные, которые не произносятся? (Непроизносимые.)

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!

С правописанием, таких слов мы с вами сегодня и познакомимся. Какие непроизносимые согласные в этом помогут? (ДТВЛ)

4. Объяснение нового материала.

Как называют человека, которого все знают? Он всем известен? Произнесите это слово.(Известный.)

Прочтите его так, как оно написано на экране.

Что вы заметили? (Пишется и произносится слово по-разному.)

Подберите однокоренные слова к этому слову. (Не все слова появляются на экране.)

Найдите корень в этих словах.

Произносится ли согласный – т- во всех этих словах? (Показать. Да.)

Кто догадывается, как можно проверить непроизносимый согласный в корне слова? (Подобрать такие однокоренные слова, где бы согласный слышался ясно.)

известный – весть, весточка, известие

Понаблюдаем за другими словами. (Экран.)

грустный
Сердце
Солнце
Здравствуй

грусть
сер
дечко
солнышко
здравие

 – Что общего в этих словах? (Есть непроизносимый согласный.)

– Подберите однокоренные слова. Найдите корень в этих словах. Сравните написание этих слов.

– Спишите слова парами, выделите корень, подчеркните непроизносимые согласные.

Давайте еще раз вспомним, что нужно сделать для проверки непроизносимых согласных в корне слова? (Выводится алгоритм детьми.)

Непроизносимые согласные Л, Д, Т, В в корне слов проверяй так:

  1. произнеси слово
  2. подбери однокоренные слова
  3. найди корень
  4. выбери из этих слов проверочные

5. Проверка понимания.

Упражнение из учебника №

– В следующем задании необходимо расшифровать текст. Для этого вам необходимо определить границы слов и предложений. Для начала расскажите, что вы знаете о предложении?

На экране шифровка. Устный разбор.

Наступилиненастныеднияростныйветеркачалдеревьягруснонасердцебезсолнца…

Зрительная гимнастика.

 Спишите текст, подчеркните непроизносимые согласные. Какие согласные, и в каких словах подчеркнули? Докажите, что вы правы. (Алгоритм.)

6. Итог урока. Домашнее задание. –Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? – Рефлексия


  1. Произнеси слово
  2. Подбери однокоренные слова
  3. Найди корень
  4. Выбери из этих слов проверочные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Парные согласные на конце слова" + презентация

Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме "Парные согласные на конце слова"...

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова".

Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии  деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс....

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные" с интерактивным упражнением

Урок русского языка «Непроизносимые согласные» 3 классЦель урока:  Формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизно...

конспект урока по русскому языку "УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ"

Цели: познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.-  воспитывать творческое отношение учебному труду; умение выражать себя в познавательной деятельности;- формировать ценностное отно...

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные"

Урок предназначен для учащихся 2 классов УМК "Начальная школа XXI века"...

конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные"....