конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Николаева Анастасия Вячеславовна

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_konspekt.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОС «Школа России»

Русский язык

 (учебник авт. Горецкий)

3 класс

Тема «Непроизносимые согласные в корне слова»

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Формы организации деятельности – фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Структурные компоненты (план):

1.этап мотивации к учебной деятельности (1 мин.)

2. актуализация знаний и пробное учебное действие (3 мин.)

3. выявление места и причины затруднения (6 мин.)

4. этап построения проекта выхода из затруднения (10 мин.)

5. реализация построенного проекта (4 мин.)

6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин.)

7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

8. включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

9. рефлексия (3 мин.)

Цель: к концу урока ученик обозначает буквой непроизносимый согласный звук в корне слова и умеет применять правило написания слов с непроизносимыми согласными на практике.

Задачи:

В соответствии с предметными результатами:

-развивать умение распознавать непроизносимые согласные в корне слова;

-учить анализу и умению находить слова с непроизносимыми согласными среди других слов;

-раскрыть способ проверки непроизносимых согласных;

-продолжить развитие орфографической зоркости;

-сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.        

В соответствии с личностными результатами:

-продолжить формирование понятийно-логического и образно- чувственного мышления;

- продолжить развитие самостоятельности, самоконтроля и самооценки, внимания и памяти;

-воспитывать интерес к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке.

В соответствии с метапредметными результатами:

       Регулятивные УУД:

-развивать способность действовать согласно алгоритму;

-подвести к самостоятельному формулированию цели урока;

- продолжить развитие умения оценивать друг друга в парах,группах;

-способствовать формированию у учащихся осознанности в  учебной деятельности;

- продолжить развитие навыка оценивания степени успешности своей работы.

        Познавательные УУД:

-продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

- продолжить развитие анализа и синтеза;

-продолжить формирование умения  делать выводы и обобщения.

        Коммуникативные УУД:

-обогащать словарный запас учащихся;

- продолжить развитие монологической и диалогической речи;

-воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и  принимать мнения других людей.

Технологии:

Проблемно- диалогическая технология;  технология оценивания учебных успехов.


Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

1.этап мотивации к учебной деятельности.

(1 мин.)

2. актуализация знаний и пробное учебное действие.

(3 мин.)

3. выявление места и причины затруднения.

(6 мин.)

4. этап построения проекта выхода из затруднения.

(10 мин.)

5. реализация построенного проекта.

(4 мин.)

6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(8 мин.)

7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(5 мин.)

8. включение в систему знаний и повторение.

(5 мин.)

9. рефлексия. (3 мин.)

Ребята, закройте глаза, настройтесь и повторяйте за мной:

                 Я уже много знаю.

                 Вокруг много неизвестного.

                 Я хочу узнать больше!

                 Я могу узнать больше!

                 Я готов работать!

Откройте глаза.

На доске находятся карточки со словами, а у вас на партах индивидуальные рабочие листы с этими словами.

Возьмите листы, прочитайте слова.

Что вы можете сказать об этих словах?

Почему?

Назовите корень в этих словах.

Выделите его.

Что интересного заметили в произношении этих слов?

Какой возникает вопрос?

 

Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.

Продолжим работать на рабочих листах.

Выпишите в один столбик слова, в которых звук согласный [т] произносится, а в другой, где не произносится.

Один ученик работает у доски, остальные на местах.

Итак, на какой вопрос мы хотели ответить?

Какие есть предположения?

Когда звук [т] не произносится в словах?

 

Так, вы с этим согласны?

Значит дело не в приставке. Какие ещё есть мнения?

Где стоит непроизносимый согласный звук [т]?

Подчеркните буквы, между которыми стоит буква “т” в каждом столбике.


Что вы наблюдаете?

 Сделайте вывод, когда согласный звук [т] не произносится?

Как мы его назовём?

Мы выслушали ваши ответы. А где можно проверить наши предположения?

Верно, откройте учебники  на странице 59 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника. Прочитайте текст в рамочке про себя.

Верно ли наше предположение?

Так как по-научному называются такие согласные звуки?  

Так над какой темой мы сегодня работаем?

А какова цель нашего занятия?

Снова обратимся к этому тексту. Ребята, когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки?

Назовите такие сочетания.

А какие ещё сочетания букв могут встретиться в словах?

Вывешиваются карточки сочетания.

СТН

ЗДН

РДЦ

ЛНЦ

ВСТВ

 Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми?

Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не

допускать ошибок?

Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными.

Д

Т

В

Л

Это правило письма или закон языка?

Преобразуем наши знания в виде модели. Какие вы знаете модели?

Я предлагаю вам составить любую модель,

опираясь на результаты наших исследований. Кто хочет выйти к доске и составить ее, комментируя свой выбор?

Для чего мы это делали?

Посмотрите на сочетания. Можем ли мы назвать такие сочетания согласных опасными? Почему?

Что же делать в таких случаях?

А как можно проверить?  

А любое однокоренное слово подойдёт?   А какое?  

Сформулируйте правило. Как не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным?

Мы выслушали ваши ответы, а теперь обратимся к учебнику и прочитаем правило на странице 61.
Правильно ли мы сформулировали его?

Молодцы!

 Так что же нужно делать, если мы встретились с непроизносимой согласной?

Какие однокоренные слова могут быть проверочными?

 

Как подчеркнута орфограмма? 

Что подчеркиваем двумя чертами? 

Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите его соседу по парте. 
Теперь, зная правило, объясните, как нужно писать слова: 
солнце,  радостный.

Ребята, разбейтесь на группы и попробуйте составить алгоритм по правилу.

Прочитайте про себя алгоритм “Как пользоваться правилом”, а потом сравните, так ли вы составили алгоритм.

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков?

Например, лесной – звуки [сн], честный – звуки [сн]

2. Проверь, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук.

Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной

Честный – честь, чести.. Появился звук [т].

Пишем честный.

3. Напиши слово, обозначь орфограмму.

Честный – честь, чести.

Посмотрите на 4 пункт(проверка). Какова цель проверки?

Кто был близок к этому алгоритму? У кого были затруднения?

Мы узнали новое правило. Что нам сейчас необходимо сделать?

Взгляните на упр 80 на с.62.  Прочитайте задание. Вам нужно его выполнить с опорой на наш алгоритм.


Поработаем в парах. 

Посмотрите на рабочие листы. Какое задание вам предлагается?
Выполните его на рабочих листах. Подготовьте отчёт по плану.

1. Мы прочитали слова.

2. Это – _______________ слова, потому что

у них ________________________________.

3. В словах ____________________________ есть согласный звук, который не произносится, так как 
стоит между согласными звуками.

Одна пара отчитывается. Остальные слушают и одобряют или выражают свое мнение.

Сейчас я буду диктовать предложения. Вам нужно выписать слова с непроизносимыми согласными в корне вместе с проверочным словом.

У ворот сидел грустный щенок.

Хозяин пришёл поздним вечером.

Местность сильно изменилась.

Над лугами повисли гигантские тучи.

Итак, я показываю правильные варианты ответа, а вы проверяйте себя-ставьте + или ?

У всех получилось? Если вы допустили ошибку, то дома подумайте над причиной затруднения и постарайтесь над ней поработать.

Сейчас посмотрите на доску. Там написаны слова, но в этих словах есть пропущенные буквы, вставьте их, если это необходимо; напишите проверочные слова:

Поз?ний ,  звёз?ный  и  окрес?ный,

Здра?ствуй,  облас?ной  и  мес?ный,

Сер?це, со?нце  и  учас?ник,

Чу?ство, лес?ница и праз?ник.

Кто объяснит, как он выполнил задание? Какие знания и умения нам понадобились, чтобы выполнить это упражнение?

Вспомните, какую цель перед собой сегодня ставили?

Удалось ли нам справиться с этим?

Какое правило вы сформулировали?

Выберите ответ и обоснуйте.

Что узнали на уроке?

   нужного …

   интересного …

   полезного …

Сегодня на уроке научился …

понял …

было интересно …

было трудно …            

Своей работой я:

доволен, так как …

не совсем доволен из-за того что…

не доволен, потому что …

У меня сегодня получилось …

Я и не подозревал …

Мне ещё нужно поработать над …

Спасибо за урок!

известно, весть, вестник, известие, известные.

Это однокоренные слова.

У них общая часть, они близки по смыслу.

Корень “вест”

 Выделяют корень.

 В одних словах звук [т] произносится, а в других нет.

Почему в некоторых словах звук [т] не произносится?

1                            2

весть                 вестник

известие          известные

                          известно

ученики сигнализируют светофорами – правильность, неправильность.

 Почему в некоторых словах звук [т] не произносится?

Высказывают предположения

Звук [т] не произносятся в словах с приставкой: “известно”, “известные” (ошибочная гипотеза)

 Нет, “вестник” без приставки, но звук [т] не произносится.

 

Между двумя согласными звуками.

Подчёркивают- весть, известие;

вестник,  известные, известно

Во всех словах второго столбика буква “т” стоит между согласными буквами.

В первом столбике – этого нет.

   Согласный звук [т] не произносится, когда стоит между двумя согласными звуками.

Неслышимый, молчаливый, спрятанный, непроизносимый и др.

В учебнике.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука, например [стн], [здн] и др. Один согласный звук из трёх (средний) не произносится. Такие согласные называются непроизносимыми.

Непроизносимыми могут быть звуки [д], [т], [в], [л].

Да.

Непроизносимые.

Непроизносимые согласные в корне слова

Научиться грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.

Когда в слове есть  сочетание трёх согласных  звуков и один из них не произносится.

[стн],[здн]

Мнения детей

[д],[т],[в],[л]

д,т,в,л 

Закон языка

Таблица,схема,кластер

Можно неправильно написать слова.

Проверить. 

Подобрать однокоренное слово

Нет. То, в котором непроизносимая согласная произносится.

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, надо подобрать такое проверочное    однокоренное слово, чтобы звук стал произносимым.

Да

Нужно подобрать однокоренное слово, чтобы непроизносимая согласная произносилась четко.

В которых :

-согласный звук произносится на конце слова:

Вестник- весть

-согласный звук произносится перед гласным звуком:

Вестник-вести 

Одной чертой.

Букву гласного, которая помогает услышать непроизносимые согласные звуки и букву согласного в конце слова.

Работают в группах

Закрепить его, применить.

1. Прочитайте слова 

Капуста, капустный (лист), капустница.

Звезда, звёздочка, звёздный.

2. Однокоренные ли слова? Докажите.
3. Выделите в них корень. 
4. В каких словах есть согласный звук, 
который не произносится?
5. Подчеркните букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук. 
6. Подготовьте отчёт.

Знание правила написания слов с непроизносимыми согласными, умение подбирать проверочные слова

Научиться грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.

Да!

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, надо подобрать такое проверочное    однокоренное слово, чтобы звук стал произносимым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...