Правописание безударных гласных
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Смирнова Екатерина Герасимовна

Методическая  разработка урока письма и развития речи в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Правописание безударных гласных», которая является самой трудной в усвоении обучающимися с недоразвитием интеллекта. Урок разработан подробно, методически последовательно . Предоставлены современные методы, формы, средства и приёмы работы по изучению данной темы с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. 
 Рекомендуется учителям начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, воспитателям коррекционных школ.
Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2005


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_glasnye.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма в 4 классе  

Тема: «Правописание безударных гласных»

Цели:

  1. закрепить понятие, что безударные гласные пишутся так, как они пишутся под ударением;

     учить умению проверять безударные гласные путём изменения

формы слова( вода – воды);

  1. коррекция мышления на основе установления причинно- следственных связей; коррекция слухового восприятия;
  2. воспитание эмоциональной адекватности поведения;

воспитание мотивации к учению.

Оборудование: кукла Буратино, вырезанные из картона дерево с грушами;

                           таблица - опорный план; красный мелок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Какой у нас сейчас урок?

- Надо правила учить, всё узнать стараться.

  Эти знания тебе в жизни пригодятся.

- Для чего нам нужны уроки письма и развития речи?

II. Чистописание.

1. Пальцевые упражнения.

  1. Прижать ладони друг к другу. Потереть их друг о друга(6-8раз)
  2. Прижать кончики пальцев друг к другу. Потереть их друг о друга(6-8 раз)
  3. Пальцы рук сжать в замок. Выполнить упражнение «волна»(6 раз)
  4. Упражнение «паук». Совместить подушечки кончиков пальцев обеих рук. Надавить пальцами одной руки на пальцы другой, затем, сгибая прямые пальцы, соединить их вместе в одной точке. После этого развести сомкнутые кончики прямых пальцев в стороны.
  5. Напряжённые разгибания пальцев и сжимание кисти в кулак.
  6. Поднимание, опускание, вращение кистей, сжатых в кулаки.
  7. Сжимание пальцами кистевого динамометра, резинового кольца, каучукового мяча.

2. Составить пословицу из слов- рассыпучек.

сиКраво  сапить – делюй  ужавать.

После ответов детей открыть запись:

Красиво писать - людей уважать.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Списать пословицу правильно и красиво.

III. Словарная работа.

 Записать одним словом по данной первой букве.

1. Предприятие торговли. (Магазин)

2. Хлебное растение. (Пшеница)

3. Вчера, сегодня, …  (Завтра)

4. Похож на мяч, но вырос на огороде.  (Арбуз)

5. Его в автобусе продаёт кондуктор. (Билет)

6. Охлаждённый водяной пар.  (Иней)

Учащиеся в отгаданных словах называют ударную и безударную гласные.

IV. Работа по теме урока.

1. Актуализация опорных знаний.

На доске материал упражнения 11 стр.67

- К нам в гости опять пришёл Буратино.

  Ему Мальвина задала новое задание. Буратино снова просит вас помочь

  ему.

- Хотите помочь Буратино?

Вставить пропущенные буквы.

Н..сы – носовой, нос.

М..ха – мех, меховой.

Тр..ва – травы, травяной.

З..ма – зимы, зимовать.

- Поставьте во всех словах ударение.

- Какая буква пропущена, ударная или безударная? (Безударная)

- Назовите в первой строчке слово, которое поможет вставить пропущенную букву в слове этой строчки.(Нос)

- Какую пропущенную безударную гласную вы вставите? (Гласную о)

- Почему? (Безударные гласные пишутся так, как они пишутся под ударением)

Слабые учащиеся читают правило на таблице.

Безударные гласные (а, о, е, и, я ) надо писать так, как они пишутся под ударением: трава – травы, сова – совы, мячи – мяч, лес – леса, грибы - гриб

Учитель делает пояснение: слово, в котором безударная гласная стоит под ударением, называют проверочным словом

В остальной части задания учащиеся подчёркивают красным мелком проверочные слова и вставляют безударные гласные.

 Упражнения энергизаторы :  

  1. С силой потереть ладони друг о друга (10 раз); 
  2. Потянуть мочки ушей (10 раз);
  3. «Хлопание ушами»: четырьмя пальцами сзади прижать уши к щекам и отпустить(10 раз);
  4. Кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке (10 раз);

Сложить ладони перед грудью пальцами вверх. Сдавить изо всех сил основания ладоней. Втянуть живот, потянуться вверх и «выглянуть» из окна (3 раза).

Продолжение работы по теме.

      2. Работа с учебником.

     Упражнение 12 стр. 68

    Обучение умению проверять безударную гласную путём изменения

    формы слова (способом один – много,  много – один)

    Учащиеся объясняют правописание безударной гласной по плану в  

    учебнике.

Учись проверять написание слов с безударной гласной по плану:

  1. Поставлю ударение в слове.
  2. Подчеркну безударную гласную.
  3. Безударную гласную сделаю ударной.
    Для этого изменю слово:

один - много        много - один

Плечо плечи.       Леса лес.

 

Первый столбик выполняется устно коллективно.

Второй столбик письменно самостоятельно.

Объём письменной работы даётся дифференцированно.

После фронтальной проверки подводится итог:

- Как проверить безударную гласную? ( Надо изменить слово так, чтобы

безударная гласная стала ударной)

. Упражнения для глаз.

    1.   Зажмурьте глаза, а потом откройте.

2.  Сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз

3.   Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинте обратно.

    (Повторить 5 раз)

V. Закрепление.

1. Дидактическая игра «Волшебные груши»

- Вы помогли Буратино, и в благодарность он угощает вас грушами.

Но груши не простые, а с заданием. Тот получит грушу, кто правильно вставит пропущенную букву в слове, записанном на её обратной стороне.

- Кто хочет сорвать грушу?

Дети по очереди выходят к доске, «срывают» с дерева грушу.

Затем  объясняют правописание пропущенной гласной по опорной таблице:

Примерный словесный материал: пчела, зерно, стена, сова, звезда, мячи,

нора, враги, зима, овца,  лицо.

2. Работа с учебником.

Упражнение 14 стр.68

  1. Поставлю ударение.
  2. Безударная гласная…
  3. Безударную гласную сделаю ударной.

Для этого изменю слово…

(Один – много, много – один)

  1. Буду писать…

Задание читается и анализируется. Первый столбик слов учащиеся объясняют устно, пользуясь опорной таблицей.

Второй столбик дети выполняют письменно самостоятельно.

Объём письменной работы даётся дифференцированно.

Работа в парах. После выполнения учащиеся делают взаимопроверку.

- Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную? ( Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)

VI. Домашнее задание.

   Упражнение 13 стр.68

Задание анализируется. Объём письменной работы даётся дифференцированно.

VII. Итог.

- Чему учились на уроке?

VIII. Оценка работы учащихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными.

Цели урока: содержательная: помочь усвоить особенности проверочных и проверяемых словдеятельностная:  овладеть способами проверки безударной гласной в словеразвивающая: развивать навык самостояте...