Работа со словарными словами
методическая разработка по русскому языку (2,3 класс) по теме

 

 Известно, что освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными», трудно  даётся младшим школьником.

     Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания. Ребёнку отводится пассивная роль: слова предъявляются и анализируются  самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет, не формирует интереса к языку, не обеспечивает достаточного и прочного запоминания.

    Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.

   Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания  непроверяемых написаний, является этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

    «Иногда написание, считающееся традиционным и не проверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии исторических изменений в фонетике русского языка», - пишет М.Р. Львов.

    На этапе введения нового слова предлагается проведение многоплановой работы.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnye_slova_5.docx791.68 КБ

Предварительный просмотр:

                       Работа со словарными словами

                                                       Введение.

     Известно, что освоение слов с непроверяемыми написаниями, обычно именуемыми «словарными», трудно  даётся младшим школьником.

     Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются путём механического запоминания. Ребёнку отводится пассивная роль: слова предъявляются и анализируются  самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет, не формирует интереса к языку, не обеспечивает достаточного и прочного запоминания.

    Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями нужно связывать с изменением характера их запоминания: оно должно быть осмысленным, а не механическим.

   Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания  непроверяемых написаний, является этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

    «Иногда написание, считающееся традиционным и не проверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии исторических изменений в фонетике русского языка», - пишет М.Р. Львов.

    На этапе введения нового слова предлагается проведение многоплановой работы.

  1. Предъявление слова:

а) чтение загадки; отгадывание её учащимися; учащиеся сообщают признаки, по которым они определили отгадку;

б)  даётся толкование его современного лексического значения;

в)  у многозначного слова объясняется  одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками;

г)  подбор слов – синонимов.

  1.  Работа над «слуховым образом слов».

    Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место.

     Это очень важно для последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. После орфоэпического произнесения (если в период обучения грамоте учащиеся знакомили с признаками орфограмм – со слабыми позициями для гласных и согласных) дети сразу могут назвать в этом слове «трудное» место.

    Учащиеся лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слова с «окошком».

      После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают слово в словарь.  Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы «окошком». Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно  условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой – либо «сигнал опасности» например, точка: б . рёза. После того как учащиеся записали слово с «окошком», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать  не удается, учитель дает этимологическую справку (если оно помогает объяснить написание слова). После этого учитель задает вопрос: какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать? Дети орфографически проговаривают слово, вставляют букву в окошко.

  1.  Закрепление нового слова.
  1. Составление словосочетаний, предложений.
  2. Записать предложения с изученным словом и работа с предложением (выделение главных членов предложения, обозначение частей речи и другие виды работ).
  3. Прочтение учителем стихотворения или небольшого рассказа об этом слове.
  4. Прослушивание или запись пословиц и поговорок с изучаемым словом.
  5. Можно предложить детям скороговорки с этим словом. Таким образом, для совершенствования обучения необходимо:
  1. включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений. Легкость и прочность усвоения учащимися зависит от: умения слышать звучащее слово, находить орфограммы до написания, определять вид орфограммы. Особое внимание при этом следует уделить орфографической зоркости – способности обнаруживать орфограммы;
  2. следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение этимологического анализа; в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова.

    Нередко обращение к истории слов позволяет мотивировать его современное правописание.

    Когда в процессе урока встречаются новые слова основная задача учителя -  нацеливать ученика на осмысленное, а не механическое запоминание. На последующих уроках важно, чтобы ученик не просто мог правильно написать слово, но и пытался объяснить написанное, вспомнить первоначальное значение и язык, из которого оно заимствовано. Целесообразно также в проверочных диктантах предлагать детям наряду с самим словом записывать и слова-помощники. Например, солдат – сольдо.

            Фрагмент урока со словом «берёза»:

  1.  Предлагается загадка.

Например: В белом сарафане встала на поляне.

Дети называют отгадку, сообщают признаки, по которым они ее определили.

Учитель дает современное лексическое толкование слова.

  1. Перед учащимися ставится задача: самостоятельно записать в тетрадь (учитель на доске) слово, пропустив орфограмму («трудное» место).

Ученики подбирают однокоренные слова. Например: березка, подберезовик, березовый (сок), березняк, березонька.

Учитель дает этимологическую справку. После этого задает вопрос: «Какую же букву, как подсказывает эта история, нужно написать в первом слове?»

Правильность ответа предлагается проверить по словарю учебника. Дети проговаривают орфографически это слово, вставляют в «окошко» нужную букву.

  1. Учащиеся проговаривают слово «береза» вслух хором орфоэпически, определяют ударный и безударный слоги.
  2.  Далее идет работа над закреплением нового слова.

  Этимологический анализ слов может показаться труднодоступным для учащихся начальных классов, но практика показывает, что дети не только хорошо запоминают иностранные слова, от которых произошли слова в русском языке, но и умело пользуются ими для проверки. Также важно знание имманентных (изначальных) значений производящих слов для правильного употребления производных от них в русском языке.

  Ознакомление детей с этимологией слова будет способствовать не только развитию внимания к языку, но и развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, возникновению интереса к овладению секретами родного языка.

                        Принцип расположения справочного материала

                                        в этимологическом словаре.

  1. Часть речи.
  2. Однокоренные слова, синонимы, антонимы.
  3. Лексическое значение слова.
  4. Слово – помощник.
  5. Пословица, поговорка.
  6. Загадка.
  7. Стихотворение.
  8. Этимологическая справка.

                                                               

                                                           АЛЛЕЯ  

                                       

       Аллея – имя сущ., ед.ч., ж.р.

    Аллея – дорога (в саду, в парке) рядами деревьев, посаженными рядами по обеим ее сторонам.

  1. Написание слова «аллея» передает орфографию своего французского первоисточника – «аllее» аллея (буквально «проход», «дорога»), которое унаследовало два «л» от своего «родителя» - глагола  аller  «идти, проходить».

Однокоренные слова – аллейный, -ая, -ое (прилагательное), аллейка (уменьшительное).

Загадки:    Дорога, с обеих сторон обсаженная деревьями.

                   Вдоль дороги по бокам

                   Липы, клёны тут и там.

                   Всем идти здесь веселее.

                   Этот путь зовут… (аллея).

Стихи:                  Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.    (С.Маршак)

Отпущу себе усы,

Сделаюсь взрослее,

Буду целые часы

Прыгать по аллее.

              (А. Барто)

Предложения:    - По аллеям парка Александр Сергеевич очень любил гулять.

                             -   Я свернул за шалашом в солнечную аллею… (И.Бунин)

                             -  По липовой аллее на дорожке разгуливают снегири.  

                                                                                  (М.Пришвин)

             

Запоминалка:     Артиллерия, аллея –

                              ЛЛ для них не пожалею

                                                           БЕРЁЗА

       

Берёза – имя сущ., ед.ч., ж.р.

                         

      Берёза: 1. Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями;

2.  Лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками.

   При проверке первой безударной гласной «е» слово-помощник «берза», «бер» - «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова – берёзка (уменьшительное), берёзонька (ласкательное), берёзовый –ая, -ое (прилагательное), подберёзовик (гриб), березняк (берёзовый лес, роща), береста (верхний слой коры берёзы), берестяной, берестовый.

  1. Берёзовая каша (о наказании розгами; устар. шутл.)

           Берёзы, как девчонки, в сарафанчиках беленьких.

В белом сарафане

стала на поляне.

Летели синицы,

сели косицы.

На лесной опушке

стоят подружки:

платьица белены,

шапочки зелены

Березовый… (гриб, сок, веник, лист, пень).

Березовая… (листва, роща, кора, аллея).

  1. Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала «берза», а в последствии «береза».

 Стихи.                      И летом и зимою                            

                                    Как будто

Вьюга белая

Берёзку замела;

И летом и зимою

Она белым - бела.       (С.Пшеничная)

Листопад

Опавшей листвы

разговор еле слышен:

- Мы с клёнов…  

- Мы с яблонь…

- Мы с вязов…

- Мы с вишен…

- С осинки…

- С черёмухи…

- С дуба…

- С берёзы

Везде листопад:

на пороге – морозы! (Ю.Капотов)

              -   Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.  (С.Есенин)

                       В саду, где берёзки

                       Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой…  (П.Соловьёва)

   - Дремлют ели,

Спят берёзы,

Каждый листик и сучок… (В. Коркин)

           Березка.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой – зимой,

Вся в сережках – весной,

Сарафан зеленый – летом,

В день осенний – в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит.   (И. Семенова)

Загадки.             На полянке девчонки

                               в белых рубашонках,

                               в зелёных полушалках. (Береза) – загадка

               - Что за стол среди берёз

                 под открытым небом?

                 Угощает он в мороз

                 птиц зерном и хлебом.   (Б.Ширшов)

Бела – не снег,

зелена – не луг,

кучерява – не человек.

Стоит Алёнка – платок зелёный,

Тонкий стан, белый кафтан.

Стоят в поле сестрицы,

Шапки зелены, платья белы.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

В белом сарафане встала на поляне.

Пословицы и поговорки: - Берёза не угода: где стоит, там шумит.

- Когда берёза станет распускаться – сей овёс.

- Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

 Предложения:    На молодую берёзку наш дедушка повесил птичий дом - дуплянку. (По Э. Шиму.)

Берёза – символ России.

Запоминалка:   Берёза спелая, вишня белая…

                            Ой, вишня спелая, береза белая.

  1. Прочитай отрывки из стихотворений. Письменно ответь на вопрос: в какое время года поэт описал берёзу?

а)    Люблю берёзу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.        (А. Прокофьев)

б)    Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.     (И. Бунин)

в)    Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.                   (С. Есенин)

г)  Проснулась берёза,

    Тряхнула кудрями –

    Пора наряжаться пришла.     (А. Лыков)

  1. Узнай дерево по описанию, напиши его название.

Тонкая, стройная, белоствольная, кудрявая, светлая – это ______________.

  1. Прочитай текст русской народной песенки, а затем выпиши из него ласковые названия берёзы.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёзушка кудрявая!

Стоишь ты, берёзка юная,

Красуешься, как невестушка.

_________________________________________________________________

  1.  Подбери к данным словам подходящие из слов для справок. Добавь к ним свои примеры.

Берёзовая __________________________________________________

Берёзовый _________________________________________________

Берёзовые __________________________________________________

Берёзовое __________________________________________________

Слова для справок:

Настой, отвар, кора, листья, ветки, листва, веник, почки, роща, дрова, полено.

  1. Допиши нужное слово. Выдели корень в однокоренных словах.

Гриб, растущий под берёзой, называется __________________________.

Роща из одних берёз - __________________________________________.

Другое название берёзового леса - ________________________________.

                                                 БОЛОТО

                                                                                   

  Болото – имя сущ., ед.ч., ср.р.

  1.   Болото –  (также топь, трясина, зыбкое место) –  избыточно увлажненный участок земли  со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями.

Вода в болотах резко кислая, цвета чая, богата гумусными компонентами.

Пионером изучения болот и природы торфа в России был М.В.Ломоносов.

  1. Предложение:  Ягода клюква растёт в болотах летом.

  1. Составить предложение:  на, растёт, болото, клюква

4.  Болото – ед. ч.

     болота  - мн.ч.

5. Части речи:  болото – существительное;

                           болотный – прилагательное.

  1. Однокоренные слова:  болотный (о  цвете: коричневато-зелёный),  болотистый (обильный болотами, топями),  болотина  (болотистое место).

7.  Изменение по падежам:  И.п. – (что?)  болото

Р.п. – (чего?)  болота

Д.п. – (чему?)  болоту

В.п. – (что?)  болота

Т.п. – (чем?)  болотом

П.п. – (о чём?)  о болоте

8.   Стихи.

        Сколько                       На болоте

Солнышка                   У лягушек,

Везде –                         На заборе,

На траве                       На крыльце!

И на воде,                    Чуть поменьше,

На берёзке,                  Чем веснушек

 На осинке,                  У Галинки

На извилистой             На лице.      

Тропинке,                                             (С.Коган)

Капают, капают

На болоте капли.

Бегают, бегают

По болоту цапли.

Жила цапля на болоте.

Выходила на охоту:

Свежей травки пощипать

Да лягушек погонять.

9.   Пословицы, поговорки:   Жаба в болоте сидит на колоде.

                                                    Всяк кулик в своём болоте велик.

                                                    Всяк кулик своё болото хвалит.

                                                    Стоячее болото гниёт.

                                                    Лягушка – и та хочет, чтобы её болото было больше

                                                    всех.

10.   Кроссворд:

1)  Дикое животное жарких стран, которое живёт на дереве.

2)  Нижняя конечность человека.

3) Свободное от деревьев место в лесу.

4) Ночная птица.

5) Милицейский сигнал.

6) Дом диких животных в земле.

                              О  Б  Е З  Ь Я  Н  А

                        Н  О  Г А

                    П  О Л  Я Н А

                         С О  В А

                   С В И  С Т  О К

                               Н О  Р А

11.   Рассказ.

                                                Клюква.

      Этой весной снег в ельниках ещё держался и в конце апреля. Но в болотах всегда бывает теплее, Митраша с Настей пошли за клюквой. Митраша взял компас, ружьё и топор. А Настя – корзину да чугунок варёной картошки.

                                                                                 (По М. Пришвину)  

                                                Клюква.

   Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом. А собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая сладкая бывает весной. Всю зиму до этого она лежит под снегом. Эту весеннюю клюкву парят у нас в горшках и пьют чай с ней. А какой замечательный кисель получается из сладкой клюквы, какой морс! И ещё в народе у нас считают эту ягоду лекарством от всех болезней.                                                                 (По М. Пришвину)  

12. Загадка:

У нас важная работа:

Осушаем мы …. (болота)

Не вода  и не суша.

На лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь.  (Болото)

Все обходят это место

Здесь земля, как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи,

Нет опоры для ноги.

В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик)

           

13.  Стихи.

                              Среди леса и болот

Люди строили завод.

В Белоруссии родной

Новый город над Двиной.

И завод назвали свой

Длинным словом «Нефтестрой».      (М.Боборико)

Вьюга зимняя вот-вот

Зашумит с рассвета.

Только клюква средь болот

И осталась с лета.    

                       Г.Буравкин.

                 (Перевод с белорусского)

14. Сказка «Царевна-лягушка»

      Пустил младший брат – попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

15. Запоминалка:     Больше

                                    к болоту не пойдём

                                    ни вдвоём, ни вшестером.      

                                             ВЕТЕР

     

Ветер – имя сущ., ед.ч., м.р.,   мн.ч. – ветры. 

 

  Ветер – движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

 Синоним: вихрь (сильный ветер).

     Бежал по тропинке луговой –

     Кивали маки головой,

     Бежал по речке голубой –

     Речка сделалась рябой.

Фразеологизмы:

  1. Ищи ветра в поле (о бесполезных поисках исчезнувшего).
  2. Бросать слова на ветер (говорить  безответственно, не подумав).
  3. Бросать деньги на ветер (безрассудно тратить).
  4. Ветер в голове у кого (о пустом, легкомысленном человеке).
  5. Подбитый ветром  (о легкомысленном, пустом человеке).
  6. Держи нос по ветру (следить за ситуацией).
  7. Слов на ветер не бросает (обязательно выполнит свое обещание).

Однокоренные слова: ветерок (уменьшительное), ветреный, ветровой (прилагательное).

      Загадки:   По полю рыщет, поёт да свищет,

                 Деревья ломает, к земле приклоняет.

                Бежал по тропинке луговой

                Кивали маки головой.

                Бежал по речке голубой –

                Речка сделалась рябой.

Пословицы и поговорки:   Гору разрушает ветер, людскую дружбу – слово.

Запоминалка:        У тебя в голове ветер!

                            Вот он и за всё в ответе.

Стихи:      Он

На ветру

Шуршит,

Как мышь,

И звали его,

Как мышь, -

Камыш.

                  (С. Островский)

Я лежу, а ветер ходит,

Я молчу, а он поёт…

Сон меня к себе уводит,

А ветер спать мне не даёт.

                        (Е. Благинина)

Ветер, ветер ты могуч

Ты гоняешь стаи туч.

Ветер любит чудеса –

Он меняет голоса:

В поле рожь перебирает –

Как по струнам ударяет.

                            (Ф. Миронов)

Люблю ветер.

Больше всего на свете.

Как воет ветер! Как стонет ветер!

Как может ветер выть и стонать,

Как может ветер за себя постоять.

                                        (Н. Рубцов)

Иди и не сворачивай

Тропинкою лесной –

Тут ветры спят калачиком

Под старою сосной.

                            (К. Бальмонт)

Дунул ветер, и мороз

Снег нам с севера принёс.

Только вот с тех самых пор

На стекле моём узор.

Ветер, ветер

Озорной,

Подружись – ка ты со мной.

Помоги

Поднять мне змея, -

Сам взлететь

Он не сумеет.

                          (Н. Гончарова)

Ветер.

Ветер по лесу летел,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

       Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

                                   (Н. Нищева)

          Листопад.

Желтый, красный листопад –

Листья по ветру летят.

Что случится с нашим садом,

Если листья облетят.

                       (Ф. Грубин)

  1. Запиши слова по порядку возрастания силы ветра.

   Ветрище, ветер, ветерок.

  1. Выпиши из текста слова с непроверяемыми написаниями. В 1-ом и 2-ом предложениях выделите главные члены.

      Стоит белоствольная берёза у тихого пруда. Вдруг прилетел ветер. Быстро пробежал по кудрявым ветвям. Весело зашумела молодая листва, зашептала: «Здравствуй, проказник!»

  1. Допиши нужное слово. На какой вопрос оно будет отвечать? Подчеркни слова с мягким знаком. Что он обозначает?

Маленький ветер – это ещё____________________

Большой ветер – это уже _____________________

  1. Проведите конкурс в классе или дома на самую убедительную просьбу к ветру. Для этого нужно выразительно прочитать стихотворение Ц. Ангелова «Просьба к ветру». Определите, какими по цели высказывания являются предложения в стихотворении.

Ну и дела! Туман да мгла!

Что толку листья перелистывать?

Эй, ветер, где твоя метла?

Подмёл бы лучше небо мглистое.

  1. а) Прочитай стихотворение и ответь на вопросы.

              Ветры.

Чуть шуршат листвою ветви

Надо мною в вышине.

Ходят ветры, бродят ветры –

Всё рассказывают мне.

Вот запахло пескарями,

Зашумели тростники:

Не был ветер за морями,

Был он просто у реки.

Новый ветер мимоходом

К дому круто завернул.

Он ромашкой пах и мёдом.

Был он в поле – я смекнул.

А за ним повеял третий,

Он прохладу нёс в жару.

Пах грибами этот ветер,

Сразу видно – был в бору.

                             (Ю. Яковлев)

Где был первый ветер?____________________________________________

Где был второй ветер? ____________________________________________

Где был третий ветер? ____________________________________________

б) Сколько слогов в слове ветер? Сколько в нём гласных и согласных букв?

 

                                            ДОРОГА

   

Дорога имя сущ., ед.ч., ж.р.

   Синоним – путь.

  Дорога –  полоса земли, предназначенная для  движения,  путь сообщения (асфальтовая, шоссейная, грунтовая, просёлочная).

    При проверке первой безударной гласной слово – помощник – «дорг» - продранное в лесу пространство.

            Шагаешь – впереди лежит.

            Оглянешься – домой бежит.

    Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Вероятно, слово «дорога» образовалось от «дорг», дергать – продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес.

   Дороги чьи (кого) разошлись – о тех, кто пошёл по разным жизненным путям.

Туда и дорога кому (разг. – пусть уходит, не жалко)

Однокоренные слова: дорожка, дороженька  (уменьшительное),  дорожный (прилагательное).

Загадки:      Высоких деревьев длинней,

Травиночек маленьких ниже,

С ней дали становятся ближе

И мир открывается с ней.

Не живая, а идёт,

Неподвижна – а ведёт.

Пословицы:  - Дорога у правды широка.

- Сто дорог – сто трудностей.

- Вода себе дорогу найдёт.

- Тигр и олень по одной дороге не ходят.

- Короткая дорога никуда не приведет.

- Хлеб в дороге – ноша не тяжёлая.

- Слабые ноги крепнут в дороге.

-Не спросив дороги, не спеши вперед.

- Дорогу выбирай любую, а родную сторону не забывай.

Стихи:    Лес, дорога и мороз!

 Я иду, и нос замёрз.

 Я хочу скорей домой,

 Чай с вареньем и покой.

Почтальон всегда в дороге,

Ждёт его медведь в берлоге.

Ждёт его в норе  лиса –

У зверей есть адреса.

                             (С. Островский)

Едут сани по дороге,

Вьется ниточкой стежок.

От полозьев след остался,

Запорошил след снежок.

Шуршат по дороге.

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове – важные,

Срочные грузы…

Цемент и железо

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!

                              (К. Чалиев)

 

Запоминалка:       С задорной песней

                                        дорога  интересней!

                                                КАПУСТА

              Капуста -  имя сущ., ед.ч., ж.р.

     Капуста – огородное растение семейства крестоцветных, растущая обычным кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных, широких листьев.

    При проверке первой безударной гласной слово – помощник – «капут» - кочан капусты.

     Название капуста получила от латинского «капут», которое имело значение «голова», «кочан».

Однокоренные слова: капустный (лист, прилагательное), капустница (бабочка, гусеница которой поедает капусту), капустник (сценки на местные злободневные темы),

Загадки:     Уродилась я на славу,

        Голова бела, кудрява.

        Кто любит щи, меня в них ищи.

                    Сто одежек и все без застёжек.

Стихи:          Ветер стонет,

                      листья гонит,

                       низко ходят облака.

                       В поле пусто,

                       лишь капуста

                        на корню стоит пока.

          Заварила чайка чай

          Из морской капусты.

          Рыбы пили,

          Похвалили:

          Чай у чайки вкусный!  (И.Демьянов)

- Обвязала голову,

Ты не больна, капуста?

Тебе и летом холодно?

Закуталась, капуста?

- От солнца я ношу чалму,

Жара мне вовсе ни к чему.

                         (К. Тангрыкулиев)

Пословицы и поговорки:    -  Без капусты щи не густы.

- Была капуста, а стало пусто, было густо, стало пусто.

- Щи да капуста лихого не попустят.

- Без поливки и капуста сохнет.

- Ельник, березняк – чем не дрова; хрен да капуста – чем не еда?

- Из разговора щи не сваришь, нужны капуста и мясо.

- Козы сыты и капуста цела.

Запоминалка:        Дождь капусту

                                         обкапал

                                 и  удрапал.

  1. а)  Запиши отгадку. Можешь её нарисовать.

                          На ней сто одёжек –

                          И все без застёжек.________________

б)  Сколько в слове-отгадке слогов? Раздели его для переноса.

  1. а) К выделенному слову подбери однокоренное слово и запиши его.

    Кролик лист капустный грыз. (С. Маршак)

___________________________________________________________

б) На какие вопросы будут отвечать оба родственных слова?

  1. а) Допиши названия блюд из капусты.

Блюда из капусты или с капустой – щи, __________________________

___________________________________________________________

б) Расскажи о своём самом любимом (или нелюбимом) кушанье из капусты.

                                                  МАЛИНА       

             

Малина – имя сущ., ед.ч., ж.р.

    Малина – душистые, сладкие, обычно красного цвета ягоды.

При проверке первой безударной гласной слово помощник – «мал» - состоящая из маленьких частей.

                    Бусы красные висят,

из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

дети, птицы и медведи.

  1. Слово окончательно не раскрытое этимологами. Одни считают, что ягода получила свое название за темно-красный, малиновый цвет. Для нас более важно другое объяснение происхождения этого слова. Некоторые ученые связывают его с нашим корнем «мал»: малиновая ягода состоит из ягодок-зернышек.

Вы малину мыли ли?

- Мыли, но не мылили.

Звала по малину Марина Галину.

Галина Марину звала по калину.

  1. Не жизнь (не житьё), а малина (разг.) – об очень хорошей, привольной жизни.

Однокоренные слова – малинка (уменьшительное), малиновый (-ая, -ое, густо-красный с фиолетовым оттенком, цвета малины (Малиновые щёки.),  малинный   

 (-ая, -ое), малинник (заросли малины),  малиновка (небольшая певчая птица).

Пословицы и поговорки: -  Спустя лето по малину в лес не ходят.

                                             -  Марина не малина, в одно лето не опадёт.

                                             -  С виду малина, а раскусишь – мякина.

                                             -  Чужбина – калина, Родина – малина.

                                             -  Не час по малину, так в бор по шишки.

 Загадки:   Красненька Матрёшка,

                   Беленько сердечко. (Малина)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчелы и медведи.

Стихи:         В лес ходила я с Мариной

 За черникой и малиной.

 Набрала подружка ягод,

 Не набрать мне столько за год.    (В. Кодрян)

По малину  

Я надела поясок,

Подвязала туесок,

Побежала по малину

Через лужи, через лесок.

                          (Е. Благинина)

Вновь медведицу сынок

Лапою толкает вбок

«Ну, когда теплее станет,

Надоевший снег растает?

Скучно здесь в берлоге нам.

Я хочу малины, мам!»

Но, а мать ему со сна:

«Не пришла еще весна,

Две недели до весны.

Спи, гляди про лето сны!»

                                              (Вера Рычихина)

    Малина.

Мы летом в лесу

Собирали малину,

И доверху каждый день

Наполняли корзину.

                          (М. Файзуллина)

Я с утра в лесу гуляю.

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

Про березку и про мох.

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху.

У которых за ежат

Все иголки дрожат.

                                          (Н. Матвеева)

      Малина.

Собирала я в лесу

Ягоду малину.

Я домой не донесу.

Полную корзину.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Дело продвигается,

Ягод убавляется…

                      (Н. Саконская)

Окликает Акулин Акулину:

- Акулина, пошла по малину!

- Акулин, а созрела ли малина?

Акулина окликает Акулина.

Ой, созрела, созрела, малина!

Поспешай к Акулину Акулина.

                                        (В. Бахревский)

  В лес по ягоды.

Корзина малины

В руках у Алёнушки.

А у Танюши в корзине –

На донышке.

Вздохнула Танюша

И маме сказала:

«Малину я в рот

По ошибке бросала».

                         (Т. Дмитриев)

               Дачник.

Дачник взял кошелек и корзину,

В лес пошёл покупать малину.

Вернулся домой, не принес ничего!

Ягоды есть, продавцов – никого!

                                         (О. Григорьев)

Запоминалка:    Маленький

                              мальчик

                              малинку ел, пока не вспотел.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                МЕСЯЦ

Месяц имя сущ., ед.ч., м.р.

 

       Месяц: 1. Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года (от28 до 31 суток).

  1.  Диск Луны или его часть.

   При проверке первой безударной гласной слово-помощник – старый суффикс

 –яц-. Месяц – мес + -яц-

Всю ночь за облаками

Светил фонарь с рогами.

  1. Корень этого слова индоевропейский; его близкие родичи встречаются во многих языках этой семьи. Латинское «мензис», греческое «мен», готское «мена» - все значили «месяц». Слова эти связывают с понятием об измерении. Люди с незапамятных времен измеряли время по фазам Луны: вполне возможно, что слово, означающее сразу и «луна» и «тридцать дней», могло сначала значить «измеритель».

Сравните латинское «мензис» - «месяц» и мензурка» - «мера». А ведь похоже…

Наше «месяц» - ласкательная форма от основы «мес»: оно построено при помощи старого суффикса –есь (-яц-).

Однокоренные слова – месячишко (погостить с месячишко); месячный –ая, -ое (запас на месяц), месячник (любая работа, проводимая в течение месяца),

       

Пословицы, поговорки:  - Молод месяц -  не на всю ночь светит.

- Месяц – казачье солнышко.

- Месяц на небе, а чисто в святцах.

- Месяц светит, да не греет.

Рассказ.

                                         Месяц.

       Светил круглый месяц в небе. Светил, да устал. Пополам разделился. Теперь одна половинка в камышах дремлет, а другая её в небе сторожит.   (Г.Цыферов)

Стихи:                       Колыбельная.

Спи моя радость усни!

В доме погасли огни;

Пчёлки затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц  на небе блестит,

Месяц в окошко глядит.

Глазки скорее сомкни,

Спи моя радость усни!

                      (С. Свириденко)

Тихо льётся тихий Дон,

Жёлтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,

Видит жёлтый месяц тень.

                                    (Анна Ахматова)

Ночь. Зима. На небе звёзды.

Детки спят, совсем уж поздно,

Месяц на небе – рожок,

Выпал беленький снежок.

Светит месяц мне в окно,

На дворе уж ночка.

Тихо дышит в темноте

Маленькая дочка.

Загадки:      Друг друга догоняют,

                     Да друг от друга прячутся.   (Месяц и солнце)

 

         Назовите-ка, ребятки,

         Месяц в этой вот загадке:

         Дни его – всех дней короче,

Ночью в небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Апельсиновая долька.

                  (Ф. Грубин)

                                  ОВОЩИ

Овощи – имя сущ., мн.ч., в ед.ч. – овощ, м.р.

      Овощи – выращиваемые на грядках корнеплоды, луковичные, листовые и некоторые другие растения, а также сами их плоды.

Для нас может быть полезно слово-помощник из болгарского языка – «овошка» - при проверке первой безударной гласной.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе.

Кто лучше, вкусней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка и свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!      (Ю. Тувим)

  1. Думают, что в общеславянском языке жило слово «воксти» индоевропейского корня, родственное немецкому «ваксэн» - «расти». Оно тоже значило «произрастать». Если это верно, то «овощ» первоначально обозначало «растущее», «растение». В болгарском языке – «овошка».

Однокоренные слова – овощевод (специалист по овощеводству), овощеводство (выращивание овощей как отрасль растениеводства), овощной –ая, -ое.

Стихи:           Вся овощ огородная

                       Поспела: дети носятся

                       Кто с репой, кто с морковкою,

                       Подсолнечник лущат,

                       А бабы свёклу дёргают,

                       Такая свёкла добрая!

                       Точь - в- точь сапожки красные

                       Лежат на полосе.            (Н.Некрасов)

Огурец и помидор завели

на грядке спор:

кто в салате больше нужен.

В доме собирали ужин.

Овощи нарвать во двор

вышел дедушка Егор.

                       (А. Соколов)

Загадки:   Огородные плоды и зелень (огурцы, морковь, свёкла) - овощи.

Пословицы и поговорки:  - Всякому овощу своё время.

- Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.

                       

                                           ОГОРОД


Огород -  имя сущ., ед.ч., м.р.

      Огород – участок земли, на котором посажены овощи: картофель, помидоры, огурцы и др., обычно вблизи дома, жилья.

При проверке первой безударной гласной слово – помощник – «город» с приставкой  о-  - участок земли рядом с огородом.

Огород огородили,

Чтобы зайцы не ходили,

Чтобы птицы не клевали

То, что дети посадили.       (Я. Аким)

  1. Слово образовалось от слова «город» с помощью приставки  о-  в значении «вокруг», «около». Первоначально «огородом» назывался участок земли рядом с городом.

  1. Бросить камешек (камушек) в чей-л. огород (разг.) – недоброжелательно намекнуть на кого-либо.
  2. Огород городить (разг. неодобр.) затевать какое –н. сложное, хлопотливое дело.
  3. Пустить козла в огород – разрушать что – либо.

Однокоренные слова – огородный. –ая, -ое (прилагательное), огородить – обнести оградой, огородник – человек, который возделывает огород, владелец огорода,  огородничать (разг.) – заниматься огородом, работать в огороде, огородничество  -выращивание овощей как отрасль растениеводства; разведение огорода, огородов.

Загадки:           Солнце жарче припечет,

                          Дождик грядки нам польет,

                          И тогда зазеленеет

                          Наш колхозный … (Огород)

          Не пустили в огород,

          Оттого она и жжёт.  (И. Волознев)

Пословицы и поговорки: -  В огороде бузина, а в Киеве дядька.

  1. Турунхан в тарантайке: раздайся народ! Шестернёю* пылит из ворот в   огород.  (Шестернёю – в повозке, запряженной шестью лошадями).

  1. Для чего огород городить, коли капусты не садить.
  2. Что за порядок – огород без грядок!
  3. Закинуть камешек в огород.
  4. Зачем было огород городить.
  5. Огород – для семьи доход.
  6. Не кидай камня в чужой огород.
  7. Мир, что огород: в нём всё растёт.
  8. Пусти козла в огород, он всю капусту съест.

Предложения:  Роет землю серый крот – разоряет огород. (С.Маршак)

                  Нарисуем огород, там смородина растёт…(А. Барто)

                  В огороде росла яблонька.

                           Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом (Е.Трутнева)

Стихи:             Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота

Добежал

До поворота.      (С.Маршак)

Висит объявленье

У наших ворот.

Собака нужна

Сторожить огород.

Ты меня знаешь –

Я храбрый щенок:

Появится кошка –

Собью её с ног.

                     (А. Барто)

                     Огород

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

                           (А. Прокофьев)

            Огород

Вместе с бабушкой полю

В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

Чтоб усы завил горох,

Чтобы крупным вышел,

Помидор,

Чтоб не засох

Огуречник пышный.

И капустниц вредных я

Прогоню с капусты,

Чтоб похрустывал ноябрь

Кочерыжкой вкусной.

                           (Ф. Гуринович)

Улетают ,улетели…

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде…

                               (Е. Благинина)

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

                                        (Н. Нищева)

          Дачница.

Галя вышла в огород:

Всё ли там в порядке?

Вытирает ручкой пот,

Проверяя грядки.

                            (Н. Городецкая)

Запоминалка:        Дивится народ: «Ого, огород».

                                         

                                          ОГУРЕЦ

Огурец имя сущ.,  ед.ч., м.р.

     Огурец – огородное растение семейства тыквенных, плод продолговатый, сочный, мясистый, с зеленой кожурой.

Зеленый теленочек привязан веревочкой,

Лежит на боку, зреет и толстеет.

  1. Слову «огурец» предшествовало слово, уже давно исчезнувшее «огур», оно было позаимствовано у греков, у них «агурос» - «огурец» связано с «аорос» - «неспелый», «несозревший». Огурцы ценятся только пока не пожелтели, не созрели окончательно: их едят «незрелыми». В русском языке образовано с помощью суффикса –ец.

Однокоренные слова – огурчик (уменьшительное), огуречный –ая, -ое.

  1. Как огурец (о здоровом, хорошо выглядящем человеке).

Загадки:  а) Вася с Павликом сегодня

                                              молодцы:

                    Пропололи и полили…

                  б)  Лежит меж грядок

                       Зелен и сладок.

              В)  Лежит меж грядок зелен и сладок.

          г)  Без окон, без дверей,

               Полна горница людей.

д)  Для засолки, для салата,

     С чесноком для аромата,

     Для засолки, наконец,

     Пригодится… (огурец)

Пословицы и поговорки: - Молодец что огурец, а огурец что молодец.

- В погребе огурец не портится, а на солнце живо гниет.

- Чем не молодец, когда нос с огурец.

- Гриб да огурец в животе не жилец.

- Даровой огурец лучше купленной дыни.

Стихи:           Огурец и помидор завели

                        на грядке спор:

                        кто в салате больше нужен.

                        В доме собирали ужин.

                                             (А. Соколов)

Удивительный огород.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядке, заселённых густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Радисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошей поспел, и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник.

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

                                  (Н. Кончаловская)

У Лариски – две редиски.

У Алёнки –

Две картошки.

У Серёжки – сорванца –

Два зелёных огурца.

                        (В. Волина)

Я забрался в огород,

Зонт зелёный там растёт.

Кто-то хитрый под зонтом

Отыскал тенистый дом.

- Эй, ты кто? –

ищу, зову,

Разгребаю я ботву,

Вот он, вот он,

Мой хитрец –

Вкусный, спелый огурец!

                       (Д. Чуяко)

     Огурец

Погляди на огурец,

Огурец – такой хитрец!

Ловко одевается,

Под листьями скрывается.

Разгребу рукой листву.

С грядки огурец сорву.

Пополам разломлю,

Густо – густо посолю.

Сам я огурец ращу,

Приходите – угощу!

                   (К. Тагрынулиев)

После теплого дождя

Подросла картошка,

Помидоры, огурцы,

Даже я немножко.

                            (Т. Дмитриев)

Запоминалка:       Ей – богу,                          

                                            огурец

                                 и несолёный молодец.

 

                                       ПШЕНИЦА

       

Пшеница – имя сущ., ед.ч., ж.р.

   Пшеница – хлебный злак, а также его зерна, из которых приготовляют белую муку.

   При проверке первой безударной гласной слово – помощник – «пшённая»

  1. Слово образовано с помощью суффикса –ица- от «пьшено» - пшено. Прилагательное пшённая (каша).

Однокоренные слова: пшеничка (уменьшительное), пшеничный, пшённая (прилагательное), пшено (крупа из очищенного проса).

Пословицы и поговорки: - Пшеничка тучная, так и уборка её не скучная.

- Пшеницу сей, когда зацветет черемуха.

- Рожь сей в золу, а пшеницу в пору.

- Удобришь землицу – снимешь пшеницу.

- Хвали пшеницу в стога.

Стихи:              Песенка встречи весны.

Приходи к нам, весна, с радостью,

С великой милостью

С пшеницей золотою,

С ячменём усатым,

С овсом кудрявым,

С калиной-малиной,

Чёрной смородиной.

Загадки:     В поле метёлкой,

                     В мешке – жемчугом.

Запоминалка:      Не допущу  смешения  -тся  и  -ца,

                                           произношение:

                                                       пшеница  -ца.

                                       СЕНТЯБРЬ

 Сентябрь –имя сущ., ед.ч., м.р.

Сентябрь – девятый месяц календарного года.

  1. Смотреть (глядеть) сентябрём (устар. разг.) - быть мрачным, хмурым.

Однокоренные слова - сентябрьский, -ая, -ое (прилагательное).

Загадки:     Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?   (Сентябрь)

Стихи:     Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла,

Мчатся птицы за моря –

И открылась школа.

                           (С. Маршак)

Запоминалка:      Сене семь не по приколу,

                              в сентябре пойдёт он в школу.

                                                 СИРЕНЬ

Сирень – имя сущ., ед.ч., ж.р.

    Сирень – крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями.

Однокоренные слова – сиреневый –ая, -ое; сиреневость.

Стихи:        Май цветами провожая, распускается сирень.

                    Воздух полон прохлады и лени,

                    Встала радуга светлым венцом,

                    И тяжелые гроздья сирени

                    Склонились над нашим крыльцом.  

Как живёт настоящая фея

У феи – домик на лужайке.

Там – гномик в трусиках и в майке,

И гном в очках и в бороде

Играют всем на балалайке.

У феи варится варенье

Из чайной розы и сирени.

                          (Ю. Мориц)

Запоминалка:     Вове – ремень,

                          Ире

                         сирень

                                         СОЛОВЕЙ

Соловей -  имя сущ., ед.ч., м.р.

      Соловей – буро-серая птичка семейства дроздовых, отличающаяся красивым пением.

  1. Соловьём разливается кто-н. – говорит красноречиво, увлечённо; ирон.

    Однокоренные слова – соловейчик (уменьшит, -ласк.), соловушка ((ласк.), соловьиный, -ая, -ое. (прилагательное), соловеть (становиться вялым, сонным).

Пословицы: - Соловья баснями не кормят.

  -  Басни соловья не кормят. (Здесь песня, рассказ; соловей – говорун, красноречивый  рассказчик, певец.)

    -  Вороне её птенец соловьём кажется.

  -  Ласточка день (весну) начинает, а соловей кончает.

  - Малая птичка соловей, а май знает.

  - Не всем соловьём петь.

  - Щебечет, как соловей а кусает, как змей.

   

Загадки:         Угадай, какая птица

                         Петь большая мастерица.

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней,

Кто же это?  (Соловей.)

                     

Стихи:                 Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою   (А. Плещеев)

         Каждый год в кустах калины

соловей поёт весной.

Голос тонкий, соловьиный

за окном звенит струной.    (М. Познанская)

Слышишь песенку ручья,

Это – Родина твоя,

Слышишь песню соловья,

Это – Родина твоя.   (М. Пляцковский)

Я слыхала соловья –

Вот певун хороший!

Я видала муравья

Под тяжёлой ношей.

                                  (Е. Благинина)

Запоминалка:       Соло исполняет

                                 соловей –

                             соловушка!

                                              ТАРЕЛКА

             

Тарелка – имя сущ., ед.ч., ж.р.

    Тарелка – столовая посуда круглой формы с приподнятыми  краями и широким плоским дном.

  1. Не в своей тарелке (разг.) – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
  2. Тарелочка с голубой каемочкой – несбыточные желания.

Однокоренные слова – тарелочный, -ая, -ое (прилагательное); тарелочка (уменьшительное),

    Тарелка. -  Те же щи, да в другую тарелку.

                  - Стол, за которым ты сидишь,

кровать, в которой ты уснёшь,

тетрадь, ботинки, пара лыж,

тарелка, вилка, ложка, нож,

и каждый гвоздь,

и каждый дом,

и караваи хлеба –

всё это сделано трудом,

а не свалилось с неба. (В. Лифшиц)

         -  Бельчонок бегал по комнате, обнюхивал тарелки на столе, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак – искал орехи. (По Г.Снегирёву)

Запоминалка:  Цена сделки –

                           старая

                             тарелка.

Стихи:     Пришельцы были на Земле.

Тарелка села на столе.  

Пришельцы с виду как салат,

Вот и съели, говорят.

                                    (Г. Сапгир)

                                                  ТОПОР

   

             

Топор – имя сущ., ед.ч., м.р.

    Топор – насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.

    При проверке первой безударной гласной слово-помощник – «топало».

Остроносый в лес ходил,

Там осину повалил,

А потом на речку бегал,

Через речку мостик делал.

  1. Языковеды связывают его со словами «топать», как и «тяпать», глагол этот некогда значил «ударять», «сечь», «рубить». «Топор» буквально – «топало», «рубило». В его биографии замечателен один момент.

    Кое-где на берегу Новой Гвинеи папуасы всякую металлическую секиру называют по-папуасски «топор». Это вызывало недоумение, пока не дознались, что русское слово было принесено сюда Н. Миклухо-Маклаем во время его славной экспедиции на Берег Маклая.

Однокоренные слова – топорище (рукоятка топора), топорный (-ая, -ое ) – грубый и неуклюжий).

  1. Хоть топор вешай (разг.) – о спёртом воздухе, духоте  в помещении.
  2. Как топор плавает (разг., шутл.) – совершенно не умеет плавать.
  3. Суп из топора (разг., шутл.) – о том, что приготовлено из случайно нашедших продуктов.

Запоминалка:      Стоп,

                                 топор

                               утоп.

Загадки:       Нужно дров нам напилить,

                       Напилить и нарубить.

                       Вышли с братом мы во двор:

                       Мне – пила, ему - ….

                       Замечательный дружище –

                       Деревянная ручища.

                       Он у плотников в почете:

                       Колет, рубит – весь в работе.

                        В горе горьком наш Егор:

                        Потерял он свой … (топор)

                       В лесу кланяется, кланяется,

                       а придёт домой – растянется.

Пословицы и     - Не бравшись за топор, избы не срубишь.

  поговорки:       -  Не топор тешет, а плотник.

                             - Без топора не плотник, без иглы не портной.

                             - Что написано пером, того не вырубишь топором.

                             - Тонул – топор сулил, а вытащил – и топорища жаль.

                             - За комаром не с топором.

                             - Без топора не ездят по дрова.

                             - Топор плотнику – кормилец.

                             - Город строят не языком, а рублём да топором.

                             - Что написано пером, того не вырубишь топором.

                             -  За комаром не с топором.

                             - Портной без кафтана, сапожник без сапог, кузнец без топора,

                                а плотник без дверей.

Скороговорка:   Два дровосека, два дроворуба,

                              Два дровокола отточили топоры.

                              Топоры остры-то до поры.

Предложения:  - Вот и стал я столяром, заработал топором. (По С.Маршаку)

            - Мастер мог сшить плотнику новый топор. (По М.Фадеевой, А.Смирнову)

Сказка:  - «Каша из топора».

               - «Федорино горе» К. Чуковский.

                        …Топоры – то, топоры

                         Так и сыплются с горы,…

   

                                 

                                              ТРАМВАЙ

             

Трамвай имя сущ., ед.ч., м.р.

      Трамвай – городская наземная электрическая железная дорога, а также ее вагон или поезд.

  При проверке первой безударной гласной слово-помощник – «трам» - вагон, дорога.

Я мчусь, держась за провода,

Не заблужусь я никогда.

  1. Слово пришло из английского языка путем сложения двух слов «трам» - вагон и «вай» - дорога.

Инженер Утрам дал свое имя изобретенному при его участии новому виду железной дороги. За границей первый трамвай пущен в эксплуатацию 16 июня 1881 года около Берлина. В русском языке употребляется с 1904 года.

Однокоренные слова – трамвайный, -ая, -ое (прилагательное); трамвайщик (работник трамвайного транспорта), трамвайчик (уменьшительное).

Загадки.            Пассажир, не зевай,

                           Отправляется ….

  - Из края города в другой ходит домик под дугой.

Запоминалка:     Трам – тара – рам,

                               трамвай едет по горам.

Стихи:    Почему стоит автобус?

                Почему трамвай застрял?

                Отчего широколобый

                Рассердился самосвал.

                                  (Г. Сапгир)

                                                      ФЕВРАЛЬ

                               

Февраль - имя сущ., ед.ч., м.р.

    Февраль – второй месяц календарного года.

Однокоренные слова – февральский, -ая, -ое, (прилагательное).

Пословицы и поговорки: - Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

- Февраль богат снегом, апрель водою.

- Февраль воду подпустит, март подберет.

Предложения:

- Февраль – самый снежный месяц. Метели и вьюги заметают дороги.

Стихи.               Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

                          (С. Маршак)

Февраль

В феврале, в феврале

Едет вьюга на метле!

Белым снегом замела

Чёрной ночи зеркала…   (С. Козлов)

Загадки:      По ночам мороз силён,

 Днём капели слышен звон

 День прибавился заметно.

 Ну, так что за месяц это?

Запоминалка:               В феврале

                                разбогатев,

                                в марте разорился,

                      ох, зачем же я, дурак,

                      на биржу забурился.

                                              ХОРОШО

   

         

Хорошо наречие.

     Синоним: неплохо, недурно.

     Хорошо – вполне положительный по своим качествам, такой, как следует.

    При проверке первой безударной гласной можно взять основу слова «хоро-». Проверочным словом при проверке второй гласной является слово «хороший»

  1. Основа слова – «хоро-». Видимо, личная смелость, отвага почиталась у славян первой добродетелью, если слово, означающее «мужество», получило значение «обладающий положительными сойствами»

Однокоренные слова: хорошенько (наречие), хороший, хорошенький прилагательное), хорошист (учащийся, получивший оценки «хорошо»)

Пословицы и поговорки: - Всё хорошо, что хорошо кончается.

- Лучшее – враг хорошего.

- Не по хорошему мил, а по милу хорош.

- Хорошо того учить, кто хочет все знать.

- Хороший товар сам себя хвалит.

- Правда  хорошо, а счастье лучше.

Стихи:                        Кому верить?

                          Я пыль

Пылесосом

Очистил от пыли.

«Какой ты хороший!» -

Мне все говорили.

Нечаянно

Вазу разбил –

Сам не ради –

И те же:

«Какой ты плохой!» -

Говорят.

                    (С. Островский)

Хорошо поёт Эльдар,

У него на это дар,

Всё, что хочешь, наугад,

На концертах петь он рад.

Давайте хорошему…

Сказали бельчата,

Тигрята и мишки,

Послушные дети

И шалунишки:

«Давайте хорошему

Вместе учиться,

Плохими ребятами

Быть не годится».

     Отличница.

Села мышка у окна,

Учит азбуку она.

Мышка книжку не грызёт,

Хорошо себя ведёт.

Предложения:      - Ну, хорошо!

                               - В лесу хорошо.

                           - Это пальто мне хорошо.

                           - Что такое хорошо и что такое плохо.

                           - Хорошо поёт.

Запоминалка:      Хорошую песню

                                хорошо петь

                                хором, вместе.

  1. В университетах и институтах оценки цифрами не ставят, а записывают словами. Напиши рядом нужную цифру.

Удовлетворительно _______.   Отлично_______. Хорошо_______.

Неудовлетворительно__________.

  1. Попробуй ответить на вопрос. Ответ запиши.

Крошка-сын

         к отцу пришёл,

И спросила кроха:

- Что такое

         х о р о ш о

и что такое

         п л о х о?    (В. Маяковский)

  1. а)  Впиши на свой выбор слова хорошо или плохо.

Это__________, когда друг помогает в трудную минуту.

Это__________, когда бьют животных

Это__________, когда начинаются каникулы.

Это__________, когда обижают маленьких.

Это__________, когда учитель хвалит за успехи.

Это__________, когда всем весело.

б) Как ты считаешь, похожи или противоположны по значению слова хорошо и плохо?

                                          ЧЁРНЫЙ

Чёрный – имя прилагательное.

    Чёрный – 1. Цвет сажи, угля.

                2.  Самый тёмный, темнее любого другого цвета.

Крылатые выражения:  «Черная неблагодарность» -   зло, коварство вместо признательности за добро, оказанные услуги.

« В чёрном цвете» - видеть, представлять что – то мрачным, неприглядным, хуже, чем есть на самом деле.

«Чёрный день» - трудное время в жизни кого – либо; время нужды, безденежья, несчастий.

«Чёрным по белому» - книги стали печататься на Руси немногим более 400 лет назад, а до этого они переписывались от руки. Чернила для письма изготовляли из дубовых орешек (они вырастают на листьях дубов). Специально приготовленный сок таких орешков был буровато – черного цвета, поэтому так и назывался «чернило», а потом «чернила». Вот и пошло отсюда: черным по белому.

  1. В старину то же, что «курной». Раньше баня отапливалась печью без труб, т.е. дым выходил через комнату.

Однокоренные слова: чернушка (смуглая, черноволосая женщина или девочка), чернявый (смуглый и черноволосый), черновик (черновая рукопись), черновой (сделанный, написанный начерно).

Сложные слова: чернобровый (с чёрными бровями), чернобурка (выделанный мех серебристо – черный), чернобыльник (растение, разновидности полыни),  черноволосый, черноголовый (с чёрными волосами), черноглазый, черногорцы (народ, составляющий основное население Черногории), чернокожий (с тёмной кожей), чернолесье (лиственный лес), черномазый ( смуглый и черноволосый, чернявый человек), чернорабочий (рабочий, используемый на физической работе, не требующей квалификации), чернослив (сушеные сливы)чернотал (вид ивы).

  1. На чёрный день – к тому времени, когда настанут худшие времена.
  2. Чёрным по белому – понятно, ясно.
  3. Чёрный как трубочист – грязный.

Поговорки и пословицы: - С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет.

- Черная корова весь мир поборола.  (Ночь)

- Черного кобеля,  не отмоешь добела.

- Черное сердце не знает благодарности.

- Черную душу и мылом не отмоешь.

                                               ЯЗЫК                       

Язык имя сущ., ед.ч., м.р.

    Язык:    1.  Орган в полости рта.

                  2.  Система звуковых, словарных и грамматических средств, служащая для выражения мыслей и являющаяся орудием общения людей.

                  3.  Речь, способность говорить. Переносное значение: о чем-либо имеющем удлиненную, вытянутую форму (язык колокола, язык пламени).

Пословицы и поговорки: - Язык болтает – рукам  мешает.

- На языке мед, а под языком – лед.

- Язык острее меча.

- Не спеши языком – торопись делом.

- Язык держи, а сердце в кулак сожми.

- Язык камни рушит.

- Язык длинен у того, чьи доводы коротки.

- Язык лепечет, а голова не ведает

- Язык мал, а великим человеком ворочает.

- Язык мой – враг мой, прежде ума рыжеет, беды ищет.

- Язык мягок: что хочет, то и лопочет.

- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

- Язык языку ответ даёт, а голова смекает.

Загадки:    Всегда он в работе

                    Когда говорим,

                    А отдыхает,

          Когда мы молчим.

  1. Держать язык за зубами – молчать, хранить тайну.
  2. Злой язычок – ядовитый человек.
  3. Найти общий язык – добиться взаимопомощи.
  4. Чесать языком – сплетничать.
  5. Язык сломать можно – очень трудно выговорить.
  6. Длинный язык – о болтуне.
  7. Как корова языком слизала – про то, что быстро и бесследно исчезло.
  8. Черт дернул за язык – сожалеть о сказанном.
  9. Язык заплетается – не может ясно сказать что – либо.
  10. Наступить на язык – заставить замолчать.
  11. Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну.
  12. Попасть на язык – стать предметом пересудов.
  13. Повесит язык на плечо – очень устать.
  14. Тянуть за язык – вынуждать высказаться.
  15. Прикусить язык – замолчать.
  16. Бежать, высунув язык – очень быстро.

Запоминалка:     Прикусил я  я-я-зык,

                              очень вкусный был шашлык.

  1. а) Отгадай загадки, ответы запиши.

      Всегда во рту, а не проглотишь._____________

      Если бы не было его, не сказал бы ничего.___________

б) Соедини линией слово и его толкование.

      Языкастый                    Специалист по языкознанию, тот,

                                             кто изучает язык как науку.

      Языковед                       Острый на язык, говорящий бойко,

                                             смело.

в) Составь предложения со словами языковед, языкастый.

  1. а) Подчеркни слово с непроверяемым написанием. Назови главные члены предложения.

         Со второго щелчка

         Лишился поп языка.   (А. Пушкин)

б)  Как надо понимать выражение «лишился поп языка»? Отметь правильный ответ.

       Поп онемел, перестал разговаривать.

       У попа не стало языка, он куда-то пропал.

  1. а) Как ты думаешь, что мог ответить полиглот?

    Однажды полиглот (человек, который знает очень много языков) спросили, какой язык самый красивый. Он ответил: «Конечно,__________________»

б) Сверь свой ответ с данным. Совпали ли они?

Полиглот сказал: «Конечно, родной».     (По о. Рассудовой)

  1. Спиши пословицы правильно, раскрывая скобки.

(Язык) болтуна не доведёт до добра.

Торопись не (язык), делом.

                                          Литература

Сапаров Х.Если встанешь пораньше: Стихи/ М.: Детская литература, 1982. – 64 с.

Санжаровский А.Н. Красное коромысло через реку повисло: Русские народные загадки / Сост. А.Н. Санжаровский; Под общ. Ред. Г.М. Науменко: Рис. А.Тюрина. – М., Детская литература. 1981. – 32 с. (Книга за книгой)

Аникина В.П. Старинные русские пословицы и поговорки /  М., Дет. Лит., 1083. – 32 с. – (Школьная библиотека)

Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с (Методика)

Антипова М.Б., Катонова Е.М. Дидактический материал по русскому языку: 3-й кл.:  Пособие для учителя. _ Мн.: Народная Асвета», 1990. – 80 с.

Лакаева С.И. Русский язык. Тетрадь с печатной основой. 2 класс. – Саратов: Лицей, 1995 . – 66 с.

Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., и др. Как развить хорошую память. – М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2004. – 416 с.

Михайлов С.Ю. Запоминаем слова с непроверяемыми написаниями: Рабочая тетрадь для 3класса. – М.:Вентана – Графф, 2003. – 80 с.

Аксенов А.К.,Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах: Кн. Для учителя. М: Просвещение, 1987. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)

Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....