Использование проблемного метода при обучении русскому языку «Правописание Ъ после приставок».
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Хочу предложить вниманию коллег один из уроков, в котором был использован проблемный метод, «Правописание Ъ после приставок».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование проблемного метода при обучении русскому языку

Полынкова Елена Анатольевна, учитель начальных классов 

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе 


Еще поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца хилые и их жизнь полностью зависит от садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.
Чтобы развитие ребёнка шло успешно, нужно, чтобы внешние силы (обучение) способствовали пробуждению внутренних сил (желанию учиться).
Умный педагог использует психологию успешного обучения как мотив для получения знаний ребёнком.
Ведь внутренние мотивы учения – побудительная сила для школьника. Очень сильным мотивом является интерес. Для формирования устойчивого познавательного интереса одним из наиболее значимых средств является проблемное обучение.
Оно же в начальных классах применяется редко в силу ряда обстоятельств.
Я работаю в начальных классах 28 лет. Все уроки, проведённые с использованием проблемного метода, детям запоминаются, материал легче усваивается.
Хочу предложить вниманию коллег один из уроков, в котором был использован проблемный метод.

Тема урока: «Правописание Ъ после приставок».

Тип урока: урок знакомства с новым материалом.

Цели и задачи урока: 

  1. Познакомить с новой орфограммой – Ъ; закрепить знания детей о значимой части слова – приставке. Работать над навыком правописания Ъ.
  2. Развивать умение решать орфографические задачи; наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитывать ценные качества личности: способность к напряжённому умственному труду, самостоятельность, пытливость, трудолюбие.

Оборудование: 

  1. таблицы:
  1. Правила «Будь честен в игре! Учись у других!»
  2. Правописание Ь разделительный
  3. Правописание Ъ знака
  1. таблички:
  1. «Думай-ка»,
  2. «Наблюдай-ка»,
  3. «Знай-ка»,
  4. «Прочитай-ка» и т.д. (для организации игровой формы работы).
  1. «сундучок знаний» и буква "ять";
  2. рисунок-схема пути со станциями;
  3. сводная таблица корней для графопроектора, перед которыми используется Ъ;
  4. в конвертах у учащихся:
  1. тесты на вставку Ъ и Ь разделительные
  2. лист № 1 и № 2 с алгоритмом выведения правила
  3. басня о Ъ и Ь разделительных
  4. светофор.

ТСО: графопроектор, магнитофон.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка правильности посадки, наклона тетради.

Учитель: Давайте сегодня, ребята, покажем нашим гостям, какие вы стали взрослые, как много узнали с прошлого года, научились правильно и полно отвечать на вопросы, думать и находить решения, играть по нашим правилам. Сегодня наш путь – от станции «Проверяй-ка» до станции «Знай-ка». Мы все – пассажиры поезда. Ни один не должен потеряться, отстать от нашего поезда.
Итак, в путь!

2. Повторение изученного материала и проверка домашнего задания

Станция «Проверяй-ка»

Проверка домашнего задания. На дом было задано: 

  1. Придумать одно предложение, в котором будут приставка и предлог одинаково звучать.
  2. Фонетический анализ слова: вьюга, льёт.

При проверке учащиеся зачитывают предложения и объясняют, как отличить приставку и предлог, вспоминают правило о значимой части слова – приставке, правописании Ь разделительном.

– Что одинакового вы видели в словах при фонетическом анализе?

  1. мягкая согласная в начале слова;
  2. звук Й;
  3. одинаковое количество звуков и букв.

3. Минутка чистописания

На доске: Ъ Ь Ы

  1. одинаковые элементы
  2. высота букв

– Какая буква лишняя? Почему? (Ы имеет звук)

4. Упражнения для глаз (разминка)

5. Переход к новой теме

Станция «Думай-ка»

Учитель: Кто догадался, почему мы сегодня писали Ь, Ъ? Действительно, сегодня нам придётся поработать с этими буквами не один раз.

На доске: Друзья, въезд, предъюбилейный, объяснение, съёмка.

– Лишнее слово? (По разным признакам: друзья – разделитель ь; предъюбилейный – имя прилагательное, остальные – имена существительные. Друзья – нет приставки, остальные с приставкой).

– Сотрём лишнее слово – друзья (по 2 признакам).

6. Постановка орфографической задачи

– Посмотрите на оставшиеся слова – в написании этих слов спряталась новая орфограмма. Какая? Правильно, Ъ – новая орфограмма и это – тема нашего урока.

На доске открывается запись: «Правописание Ъ – орфограмма».

Станция «Наблюдай-ка»

7. Знакомство с новым материалом

– Ваша задача – наблюдать за словами, вывести правило употребления Ъ. У вас 2 скрепленных листочка:

  1. №1 чистый
  2. №2 – с алгоритмом (от фамилии Аль-Хорезм – узбекский учёный – математика), т.е. порядком, который поможет тем, кто не сможет сам без помощи вывести правило.

Дети сильные – наблюдают, сравнивают написание слов и самостоятельно записывают правило. Затем проверяют себя по алгоритму. Дети послабее – пользуясь алгоритмом выводят правило. Далее – проверка, обсуждение, поощрение.

Алгоритм:

  1. Рассмотри слова
  2. Определи, есть ли в словах приставка?
  3. На какую букву оканчивается приставка?
  4. Перед какой буквой нужно ставить Ъ?
  5. Запиши правило, ответив на все вопросы.

8. Закрепление пройденного

Мы оказались на станции «Прочитай-ка»

Чтение правила на странице учебника. Закрепление его.

Графопроектор: таблица корней, с которыми употребляется Ъ.

Станция «Отдыхай-ка»

Физкультминутка под музыку.

Станция «Слушай-ка»

Чтение басни «О Ъ и Ь» по ролям 4-мя учащимися.

Басня:

– Не чересчур ли ты добряк?
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
– Слова и буквы ты всегда смягчить стараешься.
Нет, в алфавит, ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – знак мягкий твёрдому на это отвечал.
– Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора как букву Ять (Ь) тебя из азбуки изъять.
– Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, – услышав этот спор, сказала буква А.
– Вы оба хороши, достойны оба чести,
– Когда стоите в нужном месте.

Станция «Волшебный сундучок» 

Буква ЯТЬ (рассказ учителя).

Станция «Выбирай-ка»

1) Выписать в тетрадь только словосочетания с Ъ (на доске):

Под…ём флага, с…ёмка фильма, п…ёт молоко, с…едобный гриб, сильная в…юга.

Проверка.

2) Списать пословицу только ту, в которую нужно вставить Ъ.

Пословицы (на доске) :

  1. Друз…я познаются в беде.
  2. Чтобы рыбку с…есть, надо в воду лезть.

– Как понимать пословицу? Примеры употребления.

3) Вставьте Ъ или Ь знак.

Всё вокруг об…ято страхом,
Раз..ярённый людоед
Об…явил, что с…ест сегодня
Замечател…ный обед.
В сверх…естественной тревоге
Все звер…ё уносит ноги.
Даже нес…едобный ёжик
С…ёжился от страха тоже.
Раз…яренный людоед
Мигом с…ел мешок конфет,
Закусил печен…ем плотно.
Он – от…явленный злодей,
Но совсем не ест людей
И не трогает животных.

С. Бондаренко

9. Подведение итогов

Станция «Знайка»

Повторение правила.  Оценивание работ учащихся, домашнее задание.

Анализ урока

Урок проведён в 3-м классе (1–4) по учебнику Л. Я. Желтовской «Русский язык» («Планета знаний»)

Данный урок является ознакомительным в теме. Связан с предыдущими уроками в теме «Конкретизируем значение», т.к. на предыдущих уроках подробно рассматривались темы «Приставка», «Написание гласных, согласных в приставке», «Приставка и предлог». В последующих уроках – закрепляются правила правописания Ъ.

Урок проводился с использованием проблемного метода, т.к. класс – сильный, работоспособный. У младших школьников имеются значительные резервы и возможности психического развития, проявлению которых в определенной мере способствует проблемное обучение. С 1 класса вводились и отрабатывались развивающие логическое мышление упражнения, связанные с анализом, классификацией слов. У детей развито умение классифицировать материал по разным признакам, находить общее, лишнее, понимать смысл постановки орфографической задачи. Но есть дети, для которых используется другой уровень проблемности, т.к. учитывая уровень развития их психических процессов, им нужна помощь. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимся для решения, и степенью помощи, подсказки. Это позволяет каждому учащемуся решить проблему, независимо от его уровня подготовки. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к обучению. Проблемная задача, сформулированная на более низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых вопросов и зданий, которые постепенно подводят учащихся к самостоятельному выводу правила правописания. Такие уроки уже проводились в данном классе по другим темам, поэтому дети с задачей справились

Урок дан в игровой форме (путешествия по станциям), что позволяет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока.

Дети справились с главным этапом урока – вывели правило. Цели урока решены. Это подтверждают работы учащихся, на 85% выполнивших задание без ошибок.

Поскольку данная орфографическая тема недостаточно широко освещена в педагогической литературе, материала к уроку было мало, поэтому пришлось просматривать много пособий и журналов. В процессе исследования педагогической литературы удалось установить межпредметную связь с чтением. В уроке была использована басня, а тема «Басни» изучается по чтению (одновременно).

Время, отведенное на все этапы урока, используется рационально. Основному этапу – 20 мин, наиболее рациональное время на уроке, через 10 мин после начала урока, в ходе которого чистописание подводит к определению темы урока. Все связи между этапами логичны. Основной этап- к закреплению материала и подведению итогов. Повторение, связанное с проверкой д/з – дает возможность повторения правил, позволяющих вспомнить материал, необходимый для выведения правила

Контроль освоенных знаний проводился в виде тестов на заключительном этапе. Регулирование и коррекция знаний учащихся в течение всего урока – неоднократным повторением, прочитыванием и закреплением материала в учебнике.