Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Селедец Римма Александровна

   Задачи урока:

Øпознакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;

Øразвивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;

Øформировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

Øработать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

Øвоспитывать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

    Тип урока: комбинированный

    Дидактическая цель:

  1. создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации  средствами ИКТ.

   Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
  2. развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
  3. формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  4. работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  5. воспитывать интерес к предмету.

    Основной дидактический метод:

  1. частично – поисковый

    Дидактические средства:

  1. учителя – презентация;
  2. учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой

Ход урока:

  1. Организация класса.

                                                Что без меня предметы?

                                                Лишь названья.

                                                А я приду –

                                                Всё в действие придет.

                                               Летит ракета.

                                               Люди строят зданья.

                                               Цветут сады.

                                               И хлеб в полях растёт.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

- Верно, сегодня мы продолжим разговор о  глаголе,  узнаем о нём много нового.

- В чём смысл этого  стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать  и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос»

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)  

10. От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

11. Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?

- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения? (Имеющихся знаний недостаточно)

- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

  1. Словарная работа

«Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер» Паустовский

Найдите в этом предложении глаголы?

Охарактеризуйте эти слова по образцу:

ВИД, НАКЛОНЕНИЕ, ВРЕМЯ, ЧИСЛО, РОД

 несов.вид, изъявительное наклонение (в предложении говорится о действии так, как будто оно происходит на самом деле) прошедшее время, ед.чис., женский род

Какая орфограмма в слове сверкать?

Подберите проверочное слово.(Это словарное слово)

В словаре Ожегова дается объяснение слова так:

«Ярко блестеть, сияя переливчатым светом»

- Подберите синонимы к слову сверкать.

(Светить, сиять, блестеть, искриться)

  1. «Открытие» нового знания.

На доске записаны предложения со словом «сверкать». Нужно исправить

ошибки.

В небе сверкало молния.

Кольцо сверкал  на солнце.

 Сверкала луч солнца.

- Исправьте ошибки и выпишите основу предложений.

Что такое основа предложения?

- В каком времени стоят эти глаголы?

            - От чего зависит выбор  окончания   глаголов   прошедшего   времени ?

(от рода существительного, с которым оно связано)

Стр. 18 урок 73

Прочитайте предложения. Подчеркните в каждом предложении слово, которое помогло сделать правильный выбор окончания.

Висела лампа

Висело зеркало

Висел свитильник

Висели игрушки

Работа в парах

Какую взаимосвязью между родом  и  окончанием глагола вы заметили?

(После выполнения этого задания Аня сказала, что выбор формы рода и числа глагола зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол. Права ли она?)

Дети выводят право:

Ж.Р. - А

СР.Р - О

М.Р. –

Мн.ч. – И

  1. Первичное закрепление изученного.

Найдите на стр. 19 упражнение 1. Прочтите задание. Выполним его с комментированием.

Как вы понимаете значение слова кожушок?

 кожушок – верхняя одежда ( полушубок; дублёнка; тулупчик; шубка)

  1. Самостоятельная работа с. 19 №2

I вариант – шуметь, стоять

II вариант – убежать, отвечать

- Какие окончания у глаголов прошедшего времени? Какой формообразующий суффикс выделили?

  1. Словарно-орфографическая работа в группах.

От  глаголов  неопределенной формы образовать  глаголы прошедшего   времени.

Неопределенная

форма

Единственное число

Множественное число

Женский род

Средний род

Мужской

род

Веять

Таять

Строить

   

  - Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Какое окончание использовали? Выделите основу глаголов.

 -Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

(Формулировка правила учащимися.)

Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.

ТАБЛИЦА.

- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

(Дети составляют опору)

ходить – ть + л +    = ходила

- Ещё раз посмотрите на глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени.

 Как по-вашему, нужно ли включить  суффиксы  -ть-  и   -л- в основу?

 Служат ли они для образования новых слов?  (Нет)

Что изменяется при подстановке этих суффиксов?  (Форма слова).

 Докажите.  (Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени)

- Как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.

суффиксы, образующие слово - словообразующие

суффиксы, образующие форму - формоообразующие

- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?

  1. Письмо по памяти

Упр.3.  Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь к письму по памяти.

Закройте учебник. Запишите четверостишье.

Кто автор этих строк? Какие окончания имеют глаголы? Выделите окончания, сверху напишите род.

Взаимопроверка

  1. Итог урока.

«Блиц – опрос»  (дополните фразу)

Слайд 8.

Прошедшее время глагола образуется от  ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.

Слайд 9.

Суффиксы -л-  и -ть-  служат для образования ______________________ и называются ___________________.

Слайд 10.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .

- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

От чего зависит выбор окончания глагола в прошедшем времени?

Выбор окончания глагола в прошедшем времени зависит от рода и числа слова, с которым связан данный глагол

Какие окончания имеет глагол прошедшего времени?

Ж.Р. - А

СР.Р - О

М.Р. –

Мн.ч. – И

- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, при помощи столбика- оценки

Домашнее задание:  выучить памятки.

Упр.6 , запомнить написание словарных слов, подготовиться к словарному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.

    Тип урока: комбинированный    Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци ...

Электронная презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Презентация  к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени». УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».

Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием  глагол...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени;    ...