Урок - путешествие на тему: "Повторение. Орфограммы корня слова""
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Николенко Любовь Михайловна

 

6505
clip_image002.jpg

Тема: Повторение. Орфограммы корня слова.

 

Цель: Повторить орфограммы корня слова: безударные гласные в корне слова, парные согласные, непроизносимые согласные, написание большой буквы в именах собственных.

 Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление, воображение.

  Воспитывать любовь к русскому языку, к Родине, любовь к природе, чувство сопереживания и ответственности за то, что тебя окружает.

 

Тип урока: повторение изученного.

 

Форма проведения: урок-путешествие

 

Оборудование: учебник «Русский язык» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), иллюстрации на тему: « Золотая осень», слайды « Моя Родина», таблица « Орфограммы корня слова».

 

 

I.Организация класса.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие. А наша первая станция называется

«Словознайка»

 II. Чистописание.

Р  ррр  Ра Ро 

Родина

III. Словарная работа

1)толкование слова;

-Ребята, что обозначает слово Родина?

- Страна, в которой человек родился и гражданином которой является

 - Что является Родиной для вас?

 Составьте предложение со словом Россия.

Живу в России и горжусь этим.  

-С какой буквы мы написали слова Родина и Россия?

-Почему?

Какое ещё значение имеет слово родина?

-Место рождения кого-либо.

Звучит песня  Марка Бернеса «С чего начинается Родина»

Просматриваются слайды на тему «Моя Родина»

2) составление сочетания слов;

Родина прекрасная, любимая, могучая.

Родина-мать, гордость за Родину, любовь к Родине.

3)синонимы;

Подберите синонимы к слову Родина

Родина, Отечество, Отчизна, страна.

4) антонимы; чужбина

5) пословицы и поговорки;

Ребята, какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?

      1.Родина любимая – мать родимая.

2.Жить – Родине служить.

      3. Человек без Родины, что соловей без песни.

      4.За Родину-мать не страшно умирать.

6) поэтические строки;

Ребята, а кто хочет прочитать поэтические строки о

Родине?

 

IY. Повторение изученного:

1)цели и задачи урока;

Ребята, сегодня у нас урок-путешествие. И дальше отправимся мы с вами путешествовать в красивый осенний лес. На первой станции мы уже побывали.

- О чём мы говорили в начале урока?

- В начале урока мы говорили о Родине.

 И не случайно я выбрала наше путешествие в лес. Почему?

- Лес, озеро, животные, птицы – природа. А природа – часть нашей Родины.

- М.М.Пришвин говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину».

Эти слова и будут девизом нашего урока.

Станция «Размышляйка»

Повторять сегодня мы будем орфограммы. А какие,

вы определите после игры «Кто быстрее?»

1)         игра «Кто быстрее?» (работа в парах)

Ребята, вставьте буквы в словах и определите, на какое правило орфограммы в каждом столбике?

ос..нь        уз..кий       мес.ность         б..рёза 

тр..ва       гри..           звёз..ный          к..стёр

л..сник      лё..кий       ужа…но          обл..ко

р..ка         тра..ка      опас..но           ш..рох

 

- Ребята, назовите тему урока.

- Орфограммы корня слова.

- Назовите орфограммы, с которыми будем работать?

-Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, словарные слова.

-Ребята, а для чего мы должны знать орфограммы?

-Чтобы грамотно писать орфограммы нужно знать.

3) беседа;

1. Как проверить безударные гласные в корне слова?

2. Как проверить парный согласный?

3. На какую орфограмму записаны слова 3 столбика?

4. Как проверить непроизносимый согласный звук?             

5.Какие слова пишутся без т?

6. А как называются слова 4 столбика?

7. Ребята, почему берёзу называют символом нашей Родины?

- Ни в одной стране мира нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку.

 - Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, деревень названо в честь нашей зелёной красавицы.

Учитель. Любит наш народ берёзу за красоту её, за пользу, которую она приносит.

4)составление предложения из слов;

Молодые, растут, и берёзки, в, стройные, роще, берёзовой.

 

Молодые и стройные берёзки растут в берёзовой роще.

 

Станция «Физкультминутка»

Звучит песня « Мы дети солнца». Учащиеся выполняют движения под музыку.

 

5) разбор по составу

   берёзовой - берёза, березняк, берёзка.

6) синтаксический разбор предложения;

7) морфологический разбор: в роще

8) комментированное письмо ( Упражнение 23)Дидактический материал(Л.Ю.Комиссарова)

  9) игра « Не  подведи свой ряд»

Ребята, а теперь мы снова поиграем. Вам нужно придумать слова с сочетаниями.

1-й ряд – сочетания ЖИ- ШИ

2-й ряд – сочетания ЧУ - ЩУ

3-й ряд – сочетания ЧА - ЩА

Запомните: Слова должны быть на тему «Природа»

Этим мы поможем лесным жителям подготовиться к зиме.

Дети аргументируют свой ответ.

1.        Все сочетания жи иши

      Только с буквой и пиши.

2.        В сочетания  чу, щу

Всегда вставляю букву у.

3.        Все слова на ча ища

Только с буквой а всегда.

( Сочетания записаны на осенних листьях, переворачиваем листья и читаем предложение)

 

                             Мы друзья природы.

10) выполнение упражнения 57.

Учащиеся дополняют текст однородными членами предложения.

Станция « Поэтическая»

11) Сочинение- миниатюра

       « Лес осенью»

 

V. Итог  урока.

- Ребята, какие орфограммы повторяли на уроке?

- Как проверяем безударный гласный в корне слова?

- Какое правило знаем о парных согласных в корне

  слова?

- Как проверяем непроизносимые согласные в корне слова?

- Ребята, чем является лес для зверей?

- А для людей?

- Какое главное правило вы запомнили на уроке?

Охранять природу – значит охранять РОДИНУ.

 Ребята, сегодня на уроке мы повторяли орфограммы корня слова. Молодцы, вы хорошо работали. И я думаю, что контрольный диктант мы напишем завтра хорошо.

VI. Домашнее задание.

   Упражнение 60.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "Проверяемые орфограммы корня слова. УМК «Планета знаний»

Обобщающий урок по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова»...

Подготовительная работа к изучению орфограмм корня слова в 1 классе.

В статье привожу примеры словообразовательной работы в букварный период....

Урок русского языка во 2 классе. Тема: Повторение изученных орфограмм. УМК «Перспективная начальная школа»

Цель урока: формирование орфографического навыка написания парного согласного и безударного гласного в корне слова.Формирование универсальных учебных действий (УУД)  личностные: - формировать мот...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме Повторение изученных орфограмм

Это конспект интегрированного урока русского языка с ПДД.Задачи:1.                  Совершенствовать знания и спосо...

Урок русского языка во 2 классе (ФГОС НОО) "Орфограммы корня слова" (урок - сказка)

УРОК – СКАЗКАНестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим д...

Урок – путешествие. «Правописание безударных гласных в корне слова».

Отработать умение распознавать в словах, проверяемых безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку....