Использование традиционных и нетрадиционных форм при обучении русскому языку в начальных классах.
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

В статье рассматривается вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения русскому языку  в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_urokah_russkogo_yazyka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование традиционных и нетрадиционных форм при обучении русскому языку в начальных классах.

Автор: Басович Елена Григорьевна.

Место работы: ГБОУ гимназия №446 Колпинского района

г. Санкт-Петербурга, учитель начальных классов.

 

          Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения являются усиление их ориентации на результаты образования и деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу.

          Стандарты второго поколения подчёркивают необходимость перехода:

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться;

- от обособленного изучения учащимися системы научных понятий, к включению содержания обучения в контекст решения значимо жизненных задач в условиях реализации межпредметных связей;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.

          Главной целью начального образования становится общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться.

          Работа учителя начальных классов сложна, требует педагогического мастерства, терпения и любви к детям. Для развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и  физиологические особенности  детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка (в первый класс приходят дети в основном со 2 и 3 группами здоровья).  Работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, требует индивидуального подхода, т.к. ученики на уроках быстро утомляются и испытывают большие затруднения в усвоении изучаемого материала.

          Нужно учитывать тот факт, что часть учащихся на втором, третьем году обучения утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. Это касается всех предметов, в том числе и русского языка, а отсюда, как следствие, низкая грамотность, неумение правильно, точно и логично высказывать свои мысли в устной и письменной форме.

          Поэтому задача учителя начальных классов, учитывая сложность работы с малышами, правильно организовать учебный процесс, обеспечить такую ключевую компетенцию младшего школьника, как умение учиться, ориентировать на результат образования. Развитие каждого ребёнка и, конечно, воспитание интереса к предмету и любви к родному языку.

          В начальных классах важнейшим условием заинтересованного отношения  ребёнка к учёбе, к предмету является личность учителя, его увлечённость своим делом, а также умение поддерживать веру в силу и возможности каждого ребёнка, общение с детьми в форме обнадёживающего сочувствия,  умение переживать беду  ученика, как  свою собственную, умение  сотрудничать с учащимися при выполнении того или иного задания. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ученик не боится ошибиться, допустить оплошность. Поэтому учитель младших классов должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Для этого нужно использовать в работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения русскому языку. При этом важно, чтобы за «скучной грамматикой»  и  «однообразной орфографией» не потерялся наш русский язык. Важно, чтобы дети не только почувствовали красоту русского языка, но и полюбили его, осознали его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства. Для того, чтобы развить в ребёнке способность владеть словом, чувствовать слово, практически осмысливать закономерности языка и содержательно, правильно, точно, ясно выражать свои мысли, я включаю в работу приёмы, воспитывающие интерес к предмету: разные виды текстов, поисковые задачи и проблемные вопросы, нестандартные лингвистические задачи, схемы-опоры, игры, сказки.

          Для развития речи учащихся необходима образцовая речь учителя и использование им художественных текстов на каждом уроке. В учебниках по русскому языку  текстов недостаточно, поэтому беру отрывки из произведений И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина, А. Майкова, А.Толстого, К.Бальмонта, Н.Некрасова. Детям интересны произведения В.Драгунского, Н.Носова, Б.Заходера, Д.Хармса, А.Барто и учащиеся с большим интересом воспринимают все формы работы, связанные с обращением к литературным текстам, в том числе использование словесных шуток, шуточных стихотворений. Например, на уроках изучения фонетического материала можно использовать стихотворение А.Барто:

«На брата сердится сестра,

 Её зовут Марина.

 А он стоит среди двора,

 Кричит» «Где ты, Малина»!

Выясняется, какая особенность русского языка здесь отражена.

          Возможны следующие приёмы работы с текстом: обсуждение вместе с детьми прочитанного, раскрытие авторского замысла, его воплощение в лексических, синтаксических, стилистических особенностях данного текста. Можно выяснить, какое впечатление вызвало у детей произведение: какое слово или слова запомнились, заставили задуматься, как они помогают понять мысли и чувства автора, его настроение. Дети высказывают свои впечатления, делятся своими ощущениями.

          Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка начинается с анализа текста, с того, что чувствуют дети, что переживают. Когда прочитанное осмысленно, занимаюсь грамматикой, она не вызывает у ученика усталости, т.к. текст связан с их переживаниями, настроением. Лингвистический анализ текстов из произведений писателей поддерживает постоянный интерес к чтению, художественной литературе и пробуждает желание прочитать всю книгу, всё произведение.

          На уроках использую пословицы, которые учат ценить слово, бережно относиться к нему. Пример:

          Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

          Не в бровь, а в глаз.

          Не всякое слово в строку.

          Прекрасные возможности для развития речи даёт работа с фразеологизмами. Дети находят фразеологизмы, объясняют их значение. Ученики убеждаются, что чем больше они будут знать фразеологических оборотов, тем точнее и красочнее смогут выражать свои мысли.

          Работа с пословицами, загадками, поговорками, фразеологизмами учит детей говорить ярко, образно и просто, помогают уяснить меткость русского слова, обогащают память детей, развивают мышление, сообразительность.

          Активизировать учебный процесс, сделать его интересным помогают разнообразные проблемные вопросы, поисковые задачи. Например:

  1. Чем отличаются одинаковые по произношению и написанию слова?

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Снежное покрывало крышу покрывало.

  1. Какое явление поможет превратить в глаголы следующие существительные:

воз, даль, нос (твёрдые и мягкие согласные звуки и способы обозначения их на письме – фонетика: вёз, дал, нёс)?

  1. Что объединяет записанные слова и какое из них лишнее:

стульчик, диванчик, огурчик (огурчик – по морфемному составу)

мозоль, тюль, шампунь (мозоль – ж.р.)

  1. Перед изучением рода имён существительных спрашиваю:

- Как правильно сказать: сочный морковь или сочная морковь, сладкая карамель или сладкий карамель?

Рассуждения детей подводят к теме урока.

          Ответы на многие  вопросы по грамматике и орфографии требуют анализа языкового материала, выявления сходных и отличительных признаков, умение сопоставлять явления, устанавливать внутри предметные связи, рассматривать их во взаимодействии и находить различие в сходных и общее в разных, на первый  взгляд, явлениях языка. Так у учащихся формируется операционная сторона учебной деятельности, способность переноса, умения действовать в новых условиях, формируется полноценная учебная деятельность. Школьники лучше усваивают материал, если начинают осознавать причины изучаемых явлений.

          Активно включить учащихся в работу позволяет решение нестандартных лингвистических задач. Например:

  1. Почему так называются: леденец, костяника, гвоздика, лягушка, снегирь?

Учащиеся вникают в этимологию, происхождение слова и делают вывод.

  1. Возможно ли такое написание имён существительных: лыжи Пети, лыжи Пете?

Дети доказывают: если лыжи находятся (у кого?) у Пети и ему принадлежат, то существительное стоит в родительном падеже, и окончание – и, а если лыжи подарили (кому?), то существительное стоит в дательном падеже, и окончание – е.

          Для облегчения овладения материалом и активизации учащихся использую схемы-опоры, которые составляю вместе с учащимися в процессе изучения грамматического или орфографического материала. В опоре концентрируется внимание на самых главных, самых существенных признаках понятия с целью обобщения материала по теме.

          На всех этапах урока, как средство организации учащихся и метод обучения, использую дидактические, ролевые игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей, развивается их воображение. Любимые животные, игрушки, герои сказок приходят в класс с разнообразными заданиями. Игры, развивающие внимание, память: «Минутка» - даёт  возможность выполнить задание за 1 минуту; «День и ночь» - быстро записать текст по памяти; «Аукцион» - игра-соревнование – за 2 минуты подобрать как можно больше слов по схеме: приставка – по, корень - …, суффикс – к,  окончание – а и т.д.

          Основной формой организации учебного процесса является урок. Типы уроков различны: на одних объясняется новый материал, на других закрепляются и совершенствуются знания, умения и навыки, на третьих – обобщается изученный материал, на четвёртых – проверяются знания учащихся, проводятся контрольные и проверочные работы, тестирование и мониторинг. В начальных классах, в зависимости от цели, ведущих методов и видов деятельности учителя и учащихся, при объяснении и закреплении материала, при проверке учебных действий учащихся можно применять разнообразные нетрадиционные типы уроков: уроки-практикумы, уроки-игры, сказки, конкурсы, аукционы и т.д.

          Учитывая психологические и физиологические особенности учащихся младших классов, целесообразно проводить уроки в занимательной форме в виде дидактической игры, сказки, путешествия. В урок включается материал известных детям сказок, или сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогая им в выполнении разнообразных заданий.

          Углубить знания учащихся, обобщить их, установить причинно-следственные связи помогают интегрированные уроки, предполагающие объединение разных видов учебной деятельности в единое целое для быстрого и прочного достижения цели. На интегрированных уроках происходит углубление одних и тех же понятий, являющихся предметом рассмотрения разных наук. На таких уроках есть возможность, используя тексты художественных произведений, поработать над словом в конкретном тексте.

          Активные приёмы и средства обучения русскому языку, различные нетрадиционные типы уроков способствуют развитию у школьников интереса к познанию, любви к предмету и повышению качества знаний. На первом месте сейчас стоят задачи формирования универсальных учебных действий (УУД). Их можно определить как совокупность действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Используемая литература:

     

  1. Басовская Е. Обзор учебников по русскому языку для начальной школы. – Вестник учебной и детской литературы, 2007,№1.
  2. Беспалько В.П. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения» - М., 1995.
  3. Кривошеев В.Ф., Ян К.М. «Активные формы, методы и средства обучения в общеобразовательной школе» - М., 1988.
  4. Низамов Р.А. «Активизация учебной деятельности учащихся» - Казань, 1989.
  5. Приступа Г.Н. «Пути повышения эффективности уроков русского языка в начальной школе» - РГПИ, 1988.
  6. Рыков А.К., Ян К.М. «Активные формы учебной деятельности в общеобразовательной школе» - М., 1987.
  7. «Активные формы активизации уроков русского языка» - ЛПИ, 1989.
  8. «Деловые педагогические игры для школьников» - Л., 1988.
  9. Газман О.С., Харитонова Н.Е. «В школу с игрой» - М., «Просвещение», 1991.
  10.  Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.