Рабочая программа по русскому языку 3 класс по учебнику С.В. Иванова
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Кабалина Валентина Викторовна

Рабочая прогарамма рассчитана на 4 учебных часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk.yaz_..docx91.01 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Прогимназия № 48

Раменский муниципальный район

Московская область

«Согласовано»

Руководитель МЦ

_____        /______________        /

Протокол №     ____          от

«___» _________201__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «____»    

_____        /______________        /

«___» ________201__г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ Прогимназия № 48

_____        /______________        /

Приказ №  ______ от

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПЕДАГОГА

Кабалиной Валентины Викторовны  (высшая квалификационная  категория)

по русскому языку

3 класс

              Рассмотрено на заседании

методического объединения

(педагогического совета)

протокол №   ___________    

                                                                                                       от  «____» _______  201__г.

                                                          2011 – 2012  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с  Федеральным   государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом МО и науки РФ   от 06.10.2009 г. № 373,  на основании Программы С.В. Иванова к проекту «Начальная школа 21 века» под руководством Н.Ф. Виноградовой (Программа имеет гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации») и Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г №1312  

 Программа  адресована  учащимся  3 класса начальной школы Прогимназии №48

 Концепция программы: программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного процесса на этапе начального общего образования являются:

• целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями

каждого.

• становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.

• формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость):

    Проект «Начальная школа 21 века» ставит перед учителем задачу найти  пути устранения противоречий, характерных сегодня для  начальной школы.

 Курс входит в образовательную область «Филология» и является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами.

Программа представляет собой интегрированные образовательные среды, ориентируемые на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры.

Цели обучения:

  1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формировании на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  2. Социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь

Сроки реализации программы

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 недели в 3 классе.

Начальная  школа Прогимназии осуществляет обучение в режиме  пятидневной рабочей недели с 45-минутной продолжительностью уроков. В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.2  2821 – 10 от 29.12.2010 года.) в 3 классе максимально допустимая  недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе 22 часа. По программе автора на предмет Русский язык отводится  170 часов. В рабочей программе сокращено  общее количество уроков до 138 часов,  4 раза  в неделю.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;

Направленность процесса обучения на достижение целей обучения обеспечит развитие школьника – появление качественных изменений в его физическом, психическом и духовном развитии. Главные характеристики развития ребенка обусловили принципы отбора учебного материала и логику построения программы:

• интеграция – важный принцип начального образования – позволит сформировать представление о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов, «объединить усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить  вклад  каждого ребенка в решение этой задачи, обеспечит возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной деятельностью школьника, устанавливать устойчивые связи между различными предметами

• дифференциация позволит, чтобы школьник был равноправным участником процесса обучения, даст ему право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество

• построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика - существенное место начинает занимать роль творца (организатора) своей деятельности.

• организация деятельности моделирования и специальные творческие задания, игры – развивают логическое мышление и воображение

Назначение программы:

улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей начального образования;

реализация основных положений концепции лингвистического образования младших

школьников.

Специфика предмета:

• осуществление перехода от концентрического к линейному принципу изучения языка;

• в рамках одного урока реализуется только одна цель.

Технологии,  методики:

 Для начальной школы Прогимназии актуальны следующие педагогические технологии:

Игровые технологии (технологии имитационного моделирования)

Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций (практико-ориентированных ситуаций) и поиск путей их решения

Ведущий метод - игра

Организационными формами являются деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра.

Коммуникатив-ные технологии

Особенность данной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации

Ведущий метод -  общение

Обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.(КСО)

Исследовательские технологии (проблемно-поисковые)

Данная технология требует реализации педагогической модели – «обучение через открытие»

Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов.

Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций.

Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал».

Обязательное наличие проблемы или проблемных учебных заданий.

Экспериментирование или моделирование как обучающие приемы.

информационно-коммуникационные технологии;

Позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения,

Ведущий метод  - интерактивный диалог

Организационная форма – общение ребенка с компьютером, выполняющего  функции учителя, рабочего инструмента

 здоровьесберегающие технологии;

Способствует сбережению здоровья учащихся на уроках и во внеурочное время

это рациональная организация урока с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся

смена учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток,

система инновационной оценки «портфолио»;

Содействует индивидуализации и формирует предпосылки для   успешной социализации учащегося

Творческие работы, проектная  и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, конференциях и т. д

фиксирование,  накопление индивидуальных образовательных  достижений учащихся

Предполагаемые результаты

  1. сформированность  первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  1. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  2. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

Система оценки достижений учащихся

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

 

ДИКТАНТ.

Объем диктанта:

3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.

                      3-4 четверть – 53-73 слова.

 

Отметка "5" – за работу, в которой нет ошибок.

Отметка "4" – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

Отметка "3" – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

Отметка "2" – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

 

Учет ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове "песок" написал вместо "е" букву "и").

2.     Ошибки на одно и то же  правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву "т" вместо "д" в слове "лошадка" и букву "с" вместо "з" в  слове "повозка").

 

Ошибкой считается:

1.   Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв  в  словах.

2.   Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).

3.  Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

 

Примечание:

 2 исправления считают  за 1 ошибку.

            При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.

   При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

   При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы. 

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Отметка "3" – правильно выполнено не менее 1/2 заданий

Отметка "2" – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 

Отметка "5" – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

Отметка "4" – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.

Отметка "3" – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

 

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

3-й класс – 10-12 слов.

Отметка "5" – без ошибок.

Отметка "4" – 1 ошибка

Отметка "3" – 2 ошибки

Отметка "2" –3-5ошибки

 

 

3.  СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.

 Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: пер вая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюде ние орфографических и пунктуационных норм.

   Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае

первая оценка (за содержание и речь) счи тается оценкой по литературе.

 

ИЗЛОЖЕНИЕ.

 

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет фактических ошибок, правильно построены предложения и употреблены слова.

   Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов не существенных недостатков  

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

 

Отметка за соблюде ние орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка "3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

СОЧИНЕНИЕ.

 

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.

  Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

 

Отметка за соблюде ние орфографических и пунктуационных норм: 

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

 Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

 Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

 Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

ТЕСТЫ

Отметки за выполнение теста:

  1. "5" – если ученик набрал 13–14 баллов;
  2. "4" – если ученик набрал 10–12 баллов;
  3. "3" – если ученик набрал 7–9 баллов;
  4. "2" – если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.

Итоговый диктант «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе».

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.

(68 слов)

Орфографическое задание

I вариант

1.        Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

в кроват... — в кроватк...

о мам... — о матер...

для мышк... — для мыш...

об отц... — о пап...

2. Найди в тексте предложение, соответствующее схеме:

                               ,                                                                                                        .

Подчеркни это предложение.

II вариант

  1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склоне ние имён существительных.

к ел... — к ёлк...

в печк... — в печ...

о дочк... — о дочер...

о дед... — для дедушк...

2. Найди в тексте предложение, соответствующее схеме:

                                                                                      ,                       ,                          .

Подчеркни это предложение.

Итоговая контрольная работа «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе».

I вариант

  1. Сделай фонетический разбор слова лень.
  2. Разбери по составу слово белизна.
  3. Спиши словосочетания, определи склонение и падеж имён существительных.

добраться до города

поделиться с сестрой

услышать в тиши

4.        Спиши предложения. Определи род, число и падеж всех имён прилагательных.

Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину молодой сосны. Не слышно птичьих голосов.

5.        Спиши. Подчеркни члены предложения и определи известные тебе части речи.

Младшая сестра учится в музыкальной школе. Летний дождь барабанит в окно.

6 (дополнительное). Прочитай текст и выпиши слово с такой характеристикой: имя существительное, женского рода, 3-го склонения, стоит в форме единственного числа, винительного падежа, в предложении является обстоятельством.

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. На листочках дрожат прозрачные капельки росы.

II вариант

  1. Сделай фонетический разбор слова пляж.
  2. Разбери по составу слово часовой.
  3. Спиши предложение, определи склонение и падеж всех имён существительных.

Из Москвы на север летит быстрый самолёт.

4.        Выпиши из текста качественные имена прилагательные с существительными, от которых они зависят. Определи род, число и падеж этих прилагательных.

Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину молодой сосны. Не слышно птичьих голосов.

5. Спиши. Подчеркни члены предложения и определи известные тебе части речи.

Холодом дышит звёздное небо. Я читаю книги перед сном.

6 (дополнительное). Прочитай текст и выпиши слово с такой характеристикой: имя существительное, 1-го склонения, стоит в форме множественного числа, предложного падежа, в предложении является обстоятельством.

Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. На листочках дрожат прозрачные капельки росы.

Итоговый словарный диктант

Шелест, медленно, ракета, интересный, шофер, шоколад, шепот, картофель, трамвай, шорох, конверт, восток.

Система условных обозначений  уроков

1.Обучающий урок                   ОУ

2.Рефлексия                                Р

3.Текущий контроль.                ТК

4.Итоговый контроль               ИК

5.Входная   контрольная          Вх    

6.Развитие речи                         Р/Р

Содержательные линии предмета:

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
«Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи»

Организация учебного процесса

Основные организационные формы обучения –  классно-урочная фронтальная и коллективная (пары и группы)

        Авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правопи сание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновре менно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

 

Программа реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития устной и письменной речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. В программе осуществлен переход от концентрического к линейному принципу изучения языка, что обеспечивает постепенное ознакомление с основными положениями лингвистической науки. В программе выделены три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку – «Как устроен наш язык» (здесь представлены основы лингвистических знаний); «Правописание» (включает формирование навыков грамотного письма) и «Развитие речи» (обеспечивает формирование устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку) 

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем, содержание уроков

Кол-во  час

Вид урока

Дата

1 четверть

36 ч

1111

День знаний

Фонетика. Повторение.

Работа со схемой. Работа с таблицами. Сравнение буквенной записи слов с записью слов при помощи транскрипции

1

Р

1.09

2

Правописание. Правописание заглавной буквы в словах. 

Правила написания большой буквы. Сопоставление, анализ слов и выбор сочетаний слов по образцу  

1

Р

2.09        

3

Фонетика. Фонетический анализ слова. 

Упражнение. Обсуждение порядка выполнения фонетического анализа слова. Коллективное обсуждение правила. Упражнение: отработка алгоритма правила.

1

Р

05.09          

4

Правописание. Перенос слова. Вспоминаем правила переноса слов. Упражнения: правила переноса слов. Обсуждение правил переноса слов. Фронтальная работа.

1

Р

06.09            

5

Развитие речи. Текст. Признаки и типы текста.

Повторяем: текст, его признаки и типы. Работа с текстом стихотворения, коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом-описанием. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончательного текста.

1

Р/р

             08.09

6

Правописание.  Гласные после шипящих. 

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. Индивидуальная работа: отработка правила обозначения гласных после шипящих. Списывание.

1

Р

09.09        

7

Как устроен наш язык. Состав слова.

Повторение: части слова и их обозначение. Фронтальная работа. Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу.

1

Р

12.09        

8

Правописание.  Правописание безударных гласных в  корне слова. 

Упражнения на повторение орфограммы: письмо с пропусками букв, классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы, замена звуковой записи слов буквенной.

1

Р

13.09          

9

Административный входной контрольный диктант.

1

Вх

15.09          

10

Развитие речи. Признаки и типы текстов. 

Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций.

1

Р/р

16.09

11

Как устроен наш язык. Разбор слова по составу.

Упражнения на отработку операций алгоритма разбора слова по составу (нахождение суффикса и приставки). Решение проблемных задач. Фронтальная работа и работа в парах.

1

Р

19.09        

12

Правописание. Правописание  согласных в корне.

Упражнения на повторение данной орфограммы: отработка действий контроля, списывание, замена звуковой записи слов буквенной, классификация слов.

1

Р

20.09          

13

Состав слова  и словообразование. Словообразование.

Повторение изученных  способов словообразования. Упражнения: развёрнутое толкование слов, образование слов заданным способом, работа с таблицей ученика. Индивидуальная работа.

1

Р

22.09            

14

Правописание. Правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.

 Выполнение упражнений на повторение данной орфограммы: классификация слов, замена звуковой записи слов буквенной. Повторение правила деления слов для переноса. Коллективная работа.

1

Р

23.09            

15

 Правописание. Диктант «Одинокий». Повторение орфограмм корня.

1

ТК

26.09          

16

Анализ диктанта.

1

Р

27.09        

17

 Развитие речи. Текст и его заглавие.

Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам, выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, имеющего данный заголовок. Индивидуальная работа: продолжение текста.

1

Р/р

29.09

18

Как устроен наш язык. Разбор слова по составу и словообразование.

Упражнения: полный письменный разбор слов по составу; исправление неверно выполненных разборов; нахождение слов, соответствующих данной схеме.

1

Р

           30.09

19

Как устроен наш язык. Контрольная работа. Фонетический анализ слова, разбор слова по составу. 

1

ТК

           03.10

20

Анализ контрольной работы. Правописание суффиксов. Упражнения на повторение изученных орфограмм, конструирование слов с использованием изученных правил, классификация слов.

1  

Р

          04.10

21

Правописание. Правописание приставок.

Анализ языкового материала: определение принципа классификации слов. Упражнение на повторение изученных орфограмм. Исправление ошибок. Индивидуальная работа.

1

Р

          06.10

22

Развитие речи. Заглавие и начало текста.

Коллективное обсуждение начала текста.  Озаглавливание текста. Анализ и корректировка текста. Запись использованного текста в тетрадь.

1

Р/р

07.10

23

Синтаксис. Предложение и его смысл. Слова в предложении. Сопоставление определений предложения в рубрике «Вспомни 2 класс». Наблюдение нал языковым  материалом: смысл предложения, слова в предложении, границы предложения.

1

Р

             10.10

24

Синтаксис. Развитие речи. 

Виды предложений по цели высказывания и интонации. Последовательность предложений в тексте.

Фронтальная работа выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Индивидуальная работа: определение высказывания предложения.

Работа в группах по восстановлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста.

1

Р

11.10

25

Развитие речи. Деление текста на абзацы. 

Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзацев как микротемы текста.

1

Р/р

      13.10

26

Правописание. Главные члены предложения. 

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Коллективное обсуждение правила. Работа в парах.

1

ОУ

       14.10

27

Правописание.  Написание разделительного ь и ъ знаков.

Проблемная ситуация: различение разделительных ь и ъ. Наблюдения над языковым материалом. Повторение: слова с непроизносимым согласным звуком.

1

ОУ

       17.10

28

Синтаксис. Главные члены предложения.

Коллективное обсуждение правила и алгоритма нахождение подлежащего и сказуемого. Работа  с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».

1

ОУ

        18.10

29

Правописание. Учимся писать приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. 

Классификация слов с приставками на з/с. Упражнения: отработка алгоритма применение правила.

1

ОУ

20.10

30

Синтаксис. Подлежащее. Сказуемое.

Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа  с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнения: отработка алгоритма нахождения подлежащего, корректирование и исправление ошибок в употреблении подлежащего и сказуемого. Работа с кроссвордом.

1

Р/р

          21.10

           

31

Развитие речи. Учимся писать письма.

Коллективная работа: составление плана текста по вопросам. Наблюдение над обращением в письмах.

1

Р/Р

24.10          

32

Синтаксис. Сказуемое.

Решение проблемной задачи в рубрике «Давайте подумаем». Сопоставление слов, словосочетаний и предложений. Работа с кроссвордом. Анализ языкового материала: сочетаемость слов. Работа в парах: конструирование предложений

1

ОУ

            25.10

33

Контрольный диктант. Орфограммы изученные во втором классе.

1

ИК

27.10

34

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Развитие речи. Учимся писать письма.

Анализ текстов учащихся, корректирование. Самостоятельная работа: написание письма.

1

Р/р

28.10

35

Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Проблемная ситуация в рубрике «Давайте подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: нахождение второстепенных членов в предложении. Коллективная работа по усвоению алгоритма действия. Коллективное выведение правила. Анализ языкового материала.

1

ОУ

31.10

36

Правописание. Учимся писать приставку с- 

Обсуждение правила. Самостоятельная   работа: применение правила. Упражнения: составление слов  с приставками, исправление ошибок.

Р

01.11

2 четверть

32 ч

37

Синтаксис. 

Обстоятельство.

 Решение проблемной задачи: значение обстоятельства. Упражнения: исправление ошибок, замена обстоятельства фразеологизмом. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

1

ОУ

              07.11

38

Развитие речи.  Учимся писать письма.

Работа в парах: корректирование текста письма. Индивидуальная работа: составление плана письма.

1

Р/р

             08. 11

39

Синтаксис. Определение.

Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с правилом. Сравнение предложений с определениями и без них. Наблюдение над значением определений. Решение проблемного вопроса: роль определений в предложении.

1

ОУ

              10.11

40

Правописание. Правописание слов с  двумя корнями. Соединительные гласные о, е.

Анализ языкового материала: сложные слова с соединительной гласной. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Повторение: проверяемые безударные гласные. Письмо под  диктовку.

1

ОУ

         11.11

41

Развитие речи. Учимся писать письма. 

Работа с текстом: восстановление начала письма. Самостоятельная работа: исправление текста.

1

Р/р

            14.11

42

Синтаксис. Дополнение.

 Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Упражнения: нахождение дополнений. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

1

ОУ

            15.11

43

Правописание. Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне слова.

Наблюдение над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов.  Коллективное выведение правила. Обсуждение алгоритма применение правила. Тренировочные упражнения.

1

ОУ

             17.11

44

Синтаксис. Дополнение. 

Проблемная ситуация: значение дополнения.  Сравнение:  какими членами предложения являются формы одного слова. Решение проблемной задачи в рубрике «Давайте подумаем». Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое».

1

ОУ

             18.11

45

Правописание. Учимся писать буквы о,ё после шипящих в корне слова.

 Индивидуальная работа. Классификация слов с о и ё после шипящих в корне слова. Письмо по памяти.

1

Р

         21.11

46

Развитие речи. Учимся писать письма. 

Индивидуальная работа: корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

1

Р/р

            22.11

47

Синтаксис. Однородные члены предложения. 

Проблемная ситуация в рубрике «Давайте подумаем». Обсуждение правила. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Работа со схемами.

1

Р

                   24.11

48

Правописание. Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 

Составление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ци в корне, с цы в корне, с окончанием –ы.

1

ОУ

25.11      

49

Диктант (текущий) «Август». Тема «Правописание слов, образованных сложением ; о-ё  после шипящих; [ы] после ц»  

  1. *

ТК

            28.11

50

Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения. 

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное формулирование правила. Письмо по памяти и под диктовку. Повторение: звук [ы] после звука [ц].

1

ОУ

         29.11

51

Развитие речи. Учимся писать письма.

Самостоятельная работа: написание письма с опорой на текст. Творческая работа.

1

Р/р

         01.12

52

Синтаксис. Однородные члены предложения. 

Упражнения: однородные члены, связанные союзами и интонацией. Работа в парах.

1

Р

          02.12

53

Правописание. Знаки препинания при однородных членах предложения .

Наблюдение: пунктуация при однородных членах, соединённых союзами. Анализ схем. Фронтальная и индивидуальная работа со схемами. Повторение: буква и в корне, правила переноса слов.

1

Р

  05.12

54

Правописание.  Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания, исправление ошибок, конструирование предложений.

1

Р

            06.12

55

Развитие речи. Учимся писать   письма. 

Обсуждение проблемного вопроса. Работа с рисунком учебника. Самостоятельная работа.

1

Р/р

ОУ

      08.12

56

Фонетика. Состав слова.

Повторяем фонетику и состав слова.

 Комплексная работа с текстами упражнений: фонетический анализ слов и разбор по составу. Творческая работа.

1

Р

       09.12

57

Морфология. Части речи.

Проблемная ситуация в рубрике «Давайте подумаем». Классификация слов по значению: слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «что делать?». Коллективное обсуждение правила. Работа с рисунком учебника.

1

ОУ

          12.12

58

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Наблюдение: самостоятельные и служебные части речи. Коллективное формирование правила. Проблемные вопросы в рубрике «Давайте подумаем?». Классификация: изменение слов по данным образцам. Работа с рубрикой «Обрати внимание».

1

ОУ

          13.12

59

Развитие речи. Повторение. Индивидуальная работа с последующим обсуждением: подбор заглавия, составление плана текста, разграничение и сравнение текста-описания и  текста-повествования, создание собственного текста.

1

Р/р

             15.12

60

Административный контрольный диктант

1

ИК

16.12

61

Морфология. Имя существительное. 

Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени существительного. Работа с рубрикой «Давайте подумаем?». Классификация существительных по вопросам и значениям.

1

ОУ

   19.12      

62

Правописание. Итоговый диктант за первое полугодие Тема «Орфограммы, изученные в 1-2 четвертях 3 класса»

1  

ИК

20.12          

636

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Как устроен наш язык. Род имен существительных.

Коллективное обсуждение правила. Упражнения: определение рода имён существительных. Наблюдения и упражнения: род неизменяемых имён существительных Работа с рубрикой «Обрати внимание».

1

Р

22.12

Развитие речи. Учимся писать изложение. 

Индивидуальная работа: написание изложения текста-описания, взаимопроверка (работа в парах). Решение проблемной задачи.

1

ОУ

23.12

Как устроен наш язык. Число имен существительных. 

Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Классификация: имена существительные в форме единственного числа и множественного числа. Самостоятельная работа: определение числа имён существительных в тексте.

1

ОУ

26.12

66

Правописание. Мягкий знак в именах существительных.

 Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. Наблюдение над языковым материалом. Коллективное формулирование правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с ь после шипящих и без него.

ОУ

27.12

67

Правописание. Мягкий знак в именах существительных.

Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных. Творческая работа: отгадать слово по его значению. Тренировочное упражнение упражнения. Работа с рубрикой «Давай подумаем».

Р

29.12

68

Правописание. Изменение имен существительных по числам. Правописание имён существительных. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: безударные гласные в словах. Письмо под диктовку.

1

ОУ

            30.12

3 четверть

36 ч

               

69

Правописание. Изменение имен существительных по числам.

Наблюдение над существительными на  мя. Тренировочные упражнения.

1

Р

             10.01

70

Развитие речи. Изложение. 

Изложение повествовательного текста. Фронтальная работа: анализ текста. Индивидуальная работа: составление плана и запись по памяти одного образца текста. Творческая работа: знакомство с легендами о камнях. Исправление текста.

1

Р/р

ОУ

             12.01

71-72

Как устроен наш язык. Изменение существительных по падежам.

 Грамматические признаки имён существительных. Введение понятия «изменение слова по падежам». Решение проблемной задачи. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений.

2

ОУ

            13.01-16.01

73

Правописание. Слова с удвоенными согласными в корне.

Анализ языкового материала: классификация слов. Словарная работа.

1

ОУ

             17.01

74

Развитие речи. Учимся писать письма.

Фронтальная работа: анализ текста учебника. Индивидуальная работа: написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица.

1

Р/р

ОУ

             19.01

75

Как устроен наш язык. Падеж имен существительных. 

Решение проблемной задачи. Упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову; нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов в форму определённого падежа.

1

Р

            20.01

76

Правописание. Суффикс. Суффикс – ок - в именах существительных.

Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Сравнение слов с различными орфограммами в суффиксе.

1

ОУ

            23.01

77

Как устроен наш язык. Падеж имен существительных.

 Грамматические признаки имён существительного. Решение проблемной задачи. Упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову; нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов в форму определённого падежа. Текущая контрольная работа.

1

Р

              24.01

78

Правописание. Суффикс. Суффиксы   -ец- и -иц- и сочетания –ичк- и – ечк-. 

Анализ языкового материала. Коллективное формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели. Анализ контрольной работы.

1

ОУ

               26.01

79

Развитие речи. Текст. 

Работа с текстом. Комплексная фронтальная работа над текстами учебника. Индивидуальная работа: рассказ о животном.

1

Р/р

ОУ

               27.01

80

Как устроен наш язык. Склонение имен существительных. Грамматические признаки имён существительного. Фронтальная работа: наблюдения над языковым материалом. Формирование понятия «склонение». Классификация имён существительных по склонениям. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

1

ОУ

              30.01

81

Правописание. Правописание сочетаний– инк- и  -енк-.

 Учимся писать сочетания – инк- и  -енк-. Наблюдения над языковым материалом. Коллективное выведение и обсуждение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Составление слов по заданным моделям. Словарная работа.

1

ОУ

              31.01

82

Правописание. Диктант. Тема «ь знак после шипящих на конце имен существительных.

1

ТК

02.02

83

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

Р

03.02          

84

Как устроен наш язык Склонение имен существительных. Грамматические признаки имён существительного. Склонение имен существительных. Решение проблемной задачи: рубрика «Давай подумаем». Упражнения (индивидуальная работа).

1

Р

     06.02

85

Правописание. Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Фронтальная работа с  материалом рубрики «Давай подумаем». Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

1

ОУ

07.02

86

Как устроен наш язык. Склонение имен существительных.  Грамматические признаки имён существительного. Склонение имен существительных. Решение проблемной задачи. Введение понятия «несклоняемые имена существительные». Наблюдение над формой родительного падежа некоторых имён существительных. Итоговое повторение. Самостоятельная работа.

1

Р

               

09.02          

87

Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Индивидуальная работа. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила.

1

ОУ

   10.02          

88

Как устроен наш язык. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 

Грамматические признаки имён существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Наблюдение над языковым материалом. Введение понятия «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Классификация слов. Решение проблемной задачи. Упражнение (работа в парах).

1

ОУ

            13.02        

89

Правописание. Безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

Окончания имен существительных.  Анализ языкового материала. Работа с таблицей учебника. Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания. Словарная работа. Повторение.

1

ОУ

14.02  

90

Правописание. Безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

1

ОУ

                        16.02    

91

Как устроен наш язык. Имена существительные собственные и нарицательные.

Анализ языкового материала. Введения понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов. Решение проблемной задачи.

1

ОУ

        17.02      

92

Правописание.  Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и –ц-.

 Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение и обсуждение правила. Классификация слов. Упражнения: применение правила. Повторение. Словарная работа.

1

ОУ

01.03

93

Развитие речи. Изложение. Учимся писать изложение. Фронтальная работа. Обсуждение порядка действий при написании изложения. Работа в парах: подготовка к написанию изложения. Самостоятельная работа: написание изложения.

1

Р/р

ОУ

         02.03    

94

Как устроен наш язык. Способы образования имен существительных

 Упражнения на повторение изученного во 2-м классе. Анализ слов, образованных сложением целых слов без соединительных гласных. Классификация слов по способу образования.

1

ОУ

   05.03          

95

Правописание. Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения. Анализ языкового материала. Развёрнутое объяснение выбора безударного падежного окончания.

1

ОУ

06.03

96

Как устроен наш язык. Способы образования имен существительных

Тренировочные упражнения. Решение проблемной задачи. Итоговое повторение. Самостоятельная работа.

1

ОУ

Р

09.03

97

Правописание. Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Повторение (самостоятельная работа).

1

ОУ

             12.03

98

Развитие речи. Изложение.

Комплексная работа  с текстом. Анализ текстов. Корректировка текста.

Р/р

13.03

99

Правописание. Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го и 3-го склонения .

Словарный диктант. Работа в орфографической тетради.

1

ОУ

              15.03

100

Как устроен наш язык.  Имя прилагательное.

Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имён прилагательного. Классификация имён прилагательных. Работа в парах. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: связь имени прилагательного и имени существительного, начальная форма имени прилагательного.

1

ОУ

             16.03

101

Правописание. Правописание окончаний имен существительных множественного числа. 

Наблюдения над окончаниями имён существительных. Упражнения: классификация. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое».

1

ОУ

              19.03

102

Как устроен наш язык. Имя прилагательное.

 Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем» (сравнение). Обсуждение правила. Упражнения по определению рода, числа и падежа имён существительных. Самостоятельное наблюдение над склонением имён прилагательных.

1

ОУ

         20.03

103

Итоговый контрольный диктант

«Орфограммы, изученные  в  3 четверти».

ИК

22.03

104

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Правописание. Повторяем правописание  безударных окончаний имен существительных.

 Наблюдение над формой слова. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа в парах: исправление ошибок. Классификация: удвоенные и непроизносимые согласные.

Р

23.03

4 четверть

34ч.

105

Как устроен наш язык. Имя прилагательное.

Урок повышенной сложности. Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления. Коллективная работа: запись предложений с именами прилагательными в роли сказуемых. Остальные упражнения - по выбору.

1

Р

          02.04

106-107

Правописание. Правописание имён существительных на –ий, -ия, -ие. 

Наблюдение: работа с таблицей учебника. Коллективное формулирование правила. Тренировочные упражнения.

2

Р

          03.04

108

Правописание. Правописания безударных окончаний имен существительных. 

Наблюдение в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и обсуждение правила. Работа с таблицей учебника. Обобщение и отработка правил правописания безударных окончаний имён существительных.

1

Р

         05.04

109

Как устроен наш язык. Качественные имена прилагательные. Наблюдение: значение имен прилагательных. Работа с рисунком учебника. Сравнение признаков предмета. Обсуждение рубрики «Обрати внимание» и правила: степени сравнения имён прилагательных, качественные имена прилагательные.

1

ОУ

           06.04

110

Как устроен наш язык. Качественные имена прилагательные. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над признаками качественных имён прилагательных: подбор антонимов, образование прилагательных с приставкой не-, суффиксами –оват-, -еват-, -оньк-, -еньк-.

1

Р

           09.04

111

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. 

Работа в группах: смысловая цельность текста. Самостоятельная работа: написание текста по данному плану. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» и «Обратите внимание». Анализ текста, создание текста-рассуждения.

1

Р/р

            10.04

112

Как устроен наш язык. Степени сравнения качественных прилагательных.

Урок повышенной сложности. Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления. Работа в парах: исправление ошибок в образовании форм сравнительной степени качественных прилагательных. Остальные упражнения по выбору.

1

ОУ

             12.04

113

Правописание. Окончания имён прилагательных.

Работа с таблицей учебника. Формулирование выводов о правописании окончаний имен прилагательных. Упражнения: изменение  имен прилагательных по падежам, выделение окончаний. Письмо под диктовку.

1

Р

            13.04

114

Развитие речи. Учимся писать изложение.

Анализ текста, составление плана. Самостоятельная работа: письменный пересказ текста с элементами сочинения.

1

Р/р

ОУ

           16.04

115

Как устроен наш язык. Степени сравнения качественных прилагательных.

Урок повышенной сложности.  Работа в парах: исправление ошибок в образовании форм сравнительной степени качественных прилагательных.

1

ОУ

       17.04

116

Правописание. Окончания имён прилагательных.

Группировка слов по орфограммам. Самостоятельная работа: исправление ошибок в написании окончаний имён прилагательных. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

1

Р

            19.04

117

Как устроен наш язык. Краткая форма качественных прилагательных.

Урок повышенной сложности. Фронтальная работа: обсуждение правила, работа с текстом «Пейзаж».

1

ОУ

           20.04

118

Правописание. Правописание окончаний имен прилагательных.

Работа с таблицей учебника. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование правила. Классификация слов с буквами о и е в окончании.

1

Р

        23.04

119

Развитие речи. Сочинение. 

Работа с рубрикой «Обрати внимание»: отличие от изложения. Анализ текста (сочинения): подбор заголовков. Коллективная работа: исправление нарушений в тексте.

1

Р/р

         24.04

120

Как устроен наш язык. Относительные имена прилагательные.

 Относительные имена прилагательные. Классификация имен прилагательных: имеют или не имеют степени сравнения. Коллективное обсуждение правила. Проблемный вопрос в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Обрати внимание».

1

ОУ

         29.04

121

Правописание. Правописание относительных прилагательных

 Классификация имен прилагательных: н и нн. Тренировочные упражнения.

1

Р

        30.04

122

Как устроен наш язык. Как образуются относительные имена прилагательные. 

 Творческая работа. Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение правила. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа в парах: способы образования относительных прилагательных.

1

ОУ

     03.05

123

Правописание. Правописание относительных прилагательных.

 Работа с рубрикой «Давай подумаем». Фронтальная работа: образование слов по схеме. Классификация: слова с суффиксами –ов-,-ан-, -ян-, -енн-.

1

Р

          04.05

124

Развитие речи. Сочинение. 

Коллективная работа: анализ текста, обсуждение плана. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунком учебника. Самостоятельная творческая работа: создание собственного текста.

1

Р/р

        07.05

125

Как устроен наш язык. Относительные имена прилагательные.

 Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Классификация: качественные относительные имена прилагательные. Обсуждение рубрики «Обрати внимание». Работа с толковым словариком учебника.

1

ОУ

  08.05

126

Как устроен наш язык. Притяжательные имена прилагательные.

Наблюдение над разрядами имён прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная работа: различие качественных и относительных прилагательных. Коллективное обсуждение правила и наблюдение над притяжательными прилагательными.

1

ОУ

         10.05

127

Правописание. Правописание притяжательных прилагательных.

 Наблюдение над языковым материалом (работа с таблицей учебника). Тренировочные упражнения: суффиксы притяжательных прилагательных.

1

ОУ

     11.05

128

Как устроен наш язык. Повторяем фонетику и состав слова. Тренировочные и творческие упражнения: способы образования относительных прилагательных, фронтальный анализ слов.

1

Р

     14.05

129

Итоговая контрольная работа за 2 полугодие

1

ИК

15.05

130

Правописание. Правописание сравнительной степени имен прилагательных.

Работа в парах: сравнение имён прилагательных, образование сравнительной степени имён прилагательных по образцу, исправление ошибок. Обсуждение материала рубрик «Обрати внимание» и « Путешествие в прошлое».

1

ОУ

   17.05

131

Правописание.  Правописание превосходной степени качественных имен прилагательных 

Индивидуальная работа с последующей проверкой: образование форм превосходной степени имён прилагательных по образцу. Повторение: буквы о, е в окончаниях имен прилагательных.

1

ОУ

18.05        

132

Правописание. Правописание краткой формы имен прилагательных.  

Упражнения: образование краткой формы имен прилагательных. Наблюдение в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и отработка правила.

1

ОУ

      21.05

133

Как устроен наш язык. Местоимение.

Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением местоимения. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение правила.

1

ОУ

      22.05

134

Развитие речи. Текст.

Индивидуальная работа: задание по выбору. Работа в группах: подбор начала текста. Как устроен наш язык Личные местоимения. 

Наблюдение и анализ языкового материала: местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Индивидуальная работа: конструирование текста.

1

Р/р

         24.05

135

Правописание. Правописание местоимений с предлогами.

Обсуждение рубрики «Обрати внимание». Тренировочные упражнения. Работа  с рубрикой « Путешествие в прошлое».

1

ОУ

    25.05

136

Правописание. Итоговый  диктант. Тема: Орфограммы изученные в третьем классе».

ИК

28.05

137

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Как устроен наш язык. Как изменяются местоимения.

Наблюдение над языковым материалом: изменение местоимений по падежам. Работа с таблицей учебника. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»: род местоимений.

1

Р

 29.05    

138

Как устроен наш язык. Как изменяется местоимение. 

Грамматические признаки местоимения. Как изменяется местоимение. Тренировочные упражнения. Классификация: местоимения-существительные и местоимения-прилагательные.

1

Р

     30.05

Типы уроков:

  1. Обучающий урок
  2.  Рефлексия
  3.  Текущий контроль
  4.  Итоговый контроль
  5.  Входная контрольная

    Формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Типы контроля

 Три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Виды контроля

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

Методы контроля:

Устный опрос

Письменный контроль осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Тест

Нетрадиционные виды контроля  в виде  кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

Название разделов курса и количество часов для их изучения

№ п\п

Наименование раздела

Кол-во часов

3кл.

1.

Развитие речи

23

2.

Правописание

51

3.

Повторение

21

4.

Синтаксис

11

5.

Морфология

3

6.

Как  устроен наш язык

28

Итого

138

Общеучебные навыки

3 класс.   

Различать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

-виды предложений по цели высказывания и интонации;

-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения, грамматическую основу  предложения  и строение ( главное и зависимое слово)

-словосочетания, предложения с однородными членами.

Решать учебные и практические задачи:

-выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения;

Находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные).

-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;

-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи

 ( значение и морфологические признаки), определить синтаксическую роль изученных частей речи в предложении;

-составлять план текста.

Применять правила правописания.

-падежных окончаний имён существительных;

-суффиксов имён существительных, не изученных во 2 классе;

-падежных окончаний имён прилагательных ;

-суффиксов имён прилагательных;

-словарных слов, определённых программой;

-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Требования к компетенциям

Языковые

компетенции

Лингвистические

компетенции

Коммуникативные

компетенции

Культуроведческие

компетенции

  1. способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами;
  2. владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности:
  1. новые пласты лексики,

-  фразеологический запас,

-  грамматический строй речи,

-  морфологические нормы,

-  нормы согласования, управления,

-  построение предложений разных видов.

  1. результат осмысления речевого опыта учащимися:

-устройство языка  и его изменения,

- элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях;

  1. опознавание звуков, букв, морфем, частей речи;
  2. умение делить языковые явления на группы;
  3.  умение производить фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический разбор.

  1. способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения;
  2. знание основных понятий лингвистической речи-стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте,
  3. умение выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативной ситуации.

  1. Обеспечение формирования языковой картины мира, овладение национальными единицами языка, речевым этикетом.
  2.  Постижение национальной культуры своего народа:

-познание самобытности;

-осознание значимости родного языка;

  1. развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Перечень   учебно-методического  обеспечения

  1. Технические средства обучения (компьютерный класс, интерактивная доска, видео и аудиотехника)
  2. Программно-методический комплекс «Развитие речи», предназначенный для развивающей и коррекционной работы, включающий в себя диск с программой и методическое пособие для учителя.
  3. Компакт-диск «Русский язык 3-4 кл., содержащий базу дифференцированных заданий  для многовариантных проверочных работ.
  4. Демонстрационные таблицы издательства «Спектр»

2.Иллюстрированный словарь живого русского языка. В. Даль. 2004г

3. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно». Издательство «Вентана- Граф» 2011г. 3 класс

4. «Русский язык» С. В. Иванов, М.И.Кузнецова. Комментарии к урокам. Издательский центр «Вентана - Граф» 2007 г.

5. «Русский язык»3 класс. Поурочные планы Автор - составитель С.А. Привалова. Издательство «Учитель» Волгоград. 2006г.

6.Русский язык в начальной школе Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Под редакцией С.В.Иванова «Вентана - Граф» 2003 г

7. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 2007 г.

8.Учебник «Русский язык» 3 класс С. В Иванова, М.И.Кузнецовой, А. О.Евдокимовой, Л.В. Петренко, В.Ю. Романовой. Изд. « Вентана - Граф» 2007г

            9. Электронное приложение. Дидактический и раздаточный материал. Изд. «Учитель» 2009 г.         

           10. Ефросинина Л.А.  Оценка знаний  Изд « Вентана - Граф» 2003 г Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 4 класс, по учебнику С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, Л.И. Петленко и др. (4,5 часа)

Данная рабочая программа составлена с пояснительной запиской на 4,5 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по учебнику "Русский язык", авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г., составлена на 175 часов в год ( 5 часов в неделю, 35 учебных недель) с указанием ст...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой

Структура данной программы соответствует ФГОС - планируемые результаты (ученик научиться/ ученик получит возможность научиться), материально-техническая база, нормы оценок, в тематическом планировании...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку в 1 классе по учебнику Иванова С.В.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по русскому я...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс(учебник С.В. Иванова)

        Программа по русскому языку  для 1 - 4 классов создана на основе Федерального компонента государственного стандарта  начального общего образования. Она раз...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...