Сочинение по картине Кустодиева Б. М. "Масленица"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок развития речи в 3 классе. Работа над сочинением способствует развитию творческого воображения, литературной речи , воспитывает любовь к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_po_kartine_kustodieva_b._m._maslenica_1.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Сочинение по картине Бориса Михайловича Кустодиева

«Масленица»

Горчакова Галина Михайловна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ «Земля родная»

г. Новый Уренгой

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с биографией и  творчеством Бориса Михайловича Кустодиева.

2. Формировать у детей личностное отношение к процессу восприятия картины, умение писать сочинение на основе модели определенного типа текста (в данном случае повествования), внимательно рассматривая картину.

3. Способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

4. Обогащать словарный запас учащихся, развивать представления о холодных и тёплых тонах картины.

5. Воспитывать любовь к русской культуре.

Оборудование: мультимедийный  проектор, слайды с репродукциями картин художника Б. М. Кустодиева «Масленица.1916 г.», «Зима. Масленичное гулянье. 1919 г.», Автопортрет. 1916г.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Вспомните, какие православные праздники праздновала вся Россия в январе месяце?

- Какие праздники вы любите? Чем они вам запомнились?

II. Актуализация знаний.

Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми – Масленица. Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда наступают оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод постепенно отступает. Каждый год он бывает в разные дни от середины февраля до первых дней марта.

Масленицу называли разными именами: широкая, развеселая, честная. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом и сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных ли укрытых коврами санях, одевались в разные наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да еще приговаривали  (Дети проговаривают следующие фразы и стихи): «Приходи, весна, с радостью, с великой милостью. Масленицу провожаем , света, солнца ожидаем. Кончилась твоя власть, зима! Вена на пороге».

- Ребята, а что вы знаете о праздновании Масленицы в России? (Выслушиваются ответы детей).

- Предлагаю вам разучить одну из закличек, которые исполняются на этом празднике.

Душа ль ты, моя Масленица,

Перепелиные твои косточки,

Сахарные твои уста.

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор.

На горах покататься,

В блинах поваляться,

 Сердцем потешиться.

III. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке мы напишем сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица».

IV. Рассказ о художнике и его творчестве.

Борис Михайлович родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Здесь мальчик получил первые представления о быте и правах провинциального купечества. Закончил духовную семинарию. И после этого поступил в Академию художества в Петербурге. Его учителями были И. Е. Репин, В. Г. Перов, И. А. Крамской. Наиболее известны его картины6 «Балаганы», «Московский трактир», «Красавица», «Купчиха за чаем», «Степан Разин» и другие.

Он рисовал маслом, писал акварелью, вырезал гравюры, выполнял иллюстрации, эскизы для театральных декораций.

Даже будучи прикованным к кровати параличом ног, он создавал картины. Среди них: «Купчиха», Девушка на Волге», «Городок», «Христосование» и «Масленица».

V. Знакомство с репродукцией картины.

- Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?

- Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?

- Что вы видите на этой картине?        

- Что вас в ней заинтересовало? Какие краски являются главными на этом полотне?

VI. Анализ содержания картины «Масленица».

- Что изобразил художник на первом плане?

- Каким образом развлекаются люди?

- Каково выражение лиц у людей?

- На фоне чего изображено катание?

Художник  показал нам истинный облик русского народа и русской природы. Сцена масленичного катания показывает необычайно гармоничный образ красоты национального русского праздника. Картина захватывает своей широтой, размахом, радостной расцветкой красок.

- Какие цвета преобладают на картине?

- Опишите небо. Каким вы его видите?

- Какие цвета избрал художник для изображения города?

- Почему на картине так много фигур людей?

Катят на встречу друг другу сани.  И, кажется, что слышен задорный смех, веселые приветствия, перезвон колокольчиков на красочно украшенной упряжки лошадей. Медные бляшки сбруй сверкают на солнце. Лоснятся упругие, сильные и красивые спины лошадей они бодро, весело и резво бегут по сугробам и холмам.

Жанровые и пейзажные элементы здесь тесно связаны друг с другом. Русские красавицы березки легким облачком возвышаются над зданиями городка. Их серебристое украшение подчеркивает значимость и красоту куполов церквей.

Местом для своих забав дети избрали косогор, над которым простёрли свои нежные ветви берёзы.

Стаи птиц, потревоженные шумным праздником, кружат над городом.

Завороженным взором хочется смотреть и смотреть на зимний пейзаж.

VII. Написание сочинения по самостоятельно составленному плану.

Слова для правок: восторг, восхищение, ликование, праздничное, веселье, приподнятое, бодрое, игривое, шутливое, шаловливое, жизнеутверждающее, оживлённое, чудное, великолепное.

Дополнительное задание: написать своё отношение к изображённому и перечислить, какие чувства вызвала у вас картина.

Итоги урока

- Что бы вам хотелось сказать в конце нашего урока?

Список использованных источников:

1.Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 6. Составители: Г. Шалаева, Л. Кашинская, А. Саакян. Филологическое общество «Слово», М.: 1994. – 480 с.

2.Внеклассные мероприятия. 4 класс. – М.:ВАКО, 2004. – 160 с.

4. http://igor-grabar.ru/biogr.php

5. http://igor-grabar.ru/land.php

6. http://igor-grabar.ru/hronica.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...

Презентация к уроку "Сочинение по картине Кустодиева Б.М. "Масленица"

Презентация предназначена для использования при работе над сочинением по картине Кустодиева Б.М. "Масленица"...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

УМК "Перспективная начальная школа". Кружок "Музей в твоем классе". 2 класс.Занятия 1-3 по теме: Картины Б. Кустодиева "Морозный день", "Масленица"

Данные разработки представлены для занятий во внеурочное время  по УМК "Перспективная начальная школа" . Кружок  " Музей в твоем классе". На занятиях учащиеся работают с картинами Кусто...

Сочинение по картине Бориса Михайловича Кустодиева "Масленица", презентация к уроку

Сочинение по картине Бориса Михайловича Кустодиева "Масленица", презентация к уроку...

Картина Кустодиева Б.М. «Масленица»

СОДЕРЖАНИЕ:РАССКАЗ О ПРАЗДНИКЕ МАСЛЕНИЦАРАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕЗНАКОМСТВО С РЕПРОДУКЦИЕЙ КАРТИНЫИТОГ Картина Кустодиева Б.М. «Масленица»1.Рассказ о празднике МасленицаУчи...