Красивая речь. (Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитет).
статья по русскому языку по теме

                                                                                                                                                                                                                                                    Н.А.      Перепёлкина.

КРАСИВАЯ РЕЧЬ.

( ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА).

 

( ЭПИТЕТ).

 

      При обучении учащихся изобразительно-выразительным средствам языка следует учитывать  отличительные языковые особенности художественной речи, «органический сплав ИЗОБРАЖЁННОГО И ВЫРАЖЕННОГО писателем» (Г. И. Абрамович).

      ОБРАЗНОСТЬ художественного текста как речевой и языковой категории анализировалась многими как русскими (А. А. Потебня, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Г. О. Винокур, М. М. Бахтин, В. В. Одинцов,          В. П. Григорьев, Ю. М. Лотман, Н. М. Шанский и др), так и зарубежными ( Ш. Балли,          А. Сэше, Ж.. Марузо и др.) учёными.

     Язык художественной литературы - «это ОБРАЗНЫЙ язык, располагающий исторически выработанной системой средств словесно-художественной изобразительности…, благодаря СВОЕОБРАЗИЮ ОБРАЗНОГО ПРИМЕНЕНИЯ речевых средств» (Л. И. Ефимов). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_n.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н. А. Перепёлкина.

КРАСИВАЯ РЕЧЬ.

( ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА).

( ЭПИТЕТ).

      При обучении учащихся изобразительно-выразительным средствам языка следует учитывать  отличительные языковые особенности художественной речи, «органический сплав ИЗОБРАЖЁННОГО И ВЫРАЖЕННОГО писателем» (Г. И. Абрамович).

      ОБРАЗНОСТЬ художественного текста как речевой и языковой категории анализировалась многими как русскими (А. А. Потебня, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Г. О. Винокур, М. М. Бахтин, В. В. Одинцов,          В. П. Григорьев, Ю. М. Лотман, Н. М. Шанский и др), так и зарубежными ( Ш. Балли,          А. Сэше, Ж.. Марузо и др.) учёными.

     Язык художественной литературы - «это ОБРАЗНЫЙ язык, располагающий исторически выработанной системой средств словесно-художественной изобразительности…, благодаря СВОЕОБРАЗИЮ ОБРАЗНОГО ПРИМЕНЕНИЯ речевых средств» (Л. И. Ефимов).

      Н. М. Шанский рассматривает художественный текст «как явление словесного искусства», в  основе которого лежит художественный образ. Художественной речи свойственна образность единиц разных языковых уровней, широкая и глубокая метафоричность; художественный образ заключает в себе динамику ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО.

        Теория поэтической образности заключается не только и не столько в тропах и фигурах, сколько в самом внутреннем существе поэтической речи.

     Известно, что наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка  содержалось ещё в «Поэтике» Аристотеля, в русских  риториках и курсах теории словесности18-19 веков, а также в курсах поэтики и введения в языкознание  и в литературоведении, в теории литературы. Считалось, что выразительность речи должна создаваться приёмами образности, содержательно оправданным введением в тест  фигур, тропов, которые считались «украшением периодов».

      Сложилось «узкое» и «широкое» понимание образности художественного текста. Полнее и плодотворнее изучать изобразительные средства языка в школе позволяет рассмотрение художественного текста в «узком» понимании, с точки зрения изобразительно-выразительных  средств (ИВС) языка, с помощью которых достигается экспрессия. Согласно трактовке В. В. Виноградова, ОБРАЗНОСТЬ-это «разные виды переносного употребления слов и выражений», а в задачу читателя входит «установление отношений между обоими типами значения слова - прямым и поэтическим». При этом большое значение приобретает явление многозначности слова, которое является свидетельством образности языка.

     Эстетически функционирующий текст выступает как  текст «повышенной..семантической нагрузки, предстаёт…как  дважды…зашифрованный…» (Ю. Лотман). Задача школы - помочь учащимся декодировать этот текст, раскрыв роль ИВС в создании образности художественного текста, что ведёт к »подлинной высоте речевой культуры»  (Г. А. Золотова). Обращение к языку художественной литературы продиктовано тем, что он, «являясь популяризатором образцовых средств и приёмов…, выступает в качестве образца и критерия» (Л. И. Ефимов), на который  необходимо равняться при обучении школьников ИВС языка.

     «Первой ступенью» в анализ художественного текста  лингвисты называют приём «замедленного чтения» (Н. М. Шанский), который помогает овладевать богатствами художественного слова. При этом предполагается использовать  приёмы «раскрытия эстетической функции языка путём показа лингвистических элементов, имеющих в данном художественном тексте изобразительно-эстетическую значимость»                          (Р. А. Будагов).

       Такими значимыми элементами являются в первую очередь эпитеты, а изучение отдельных элементов стиля «нередко открывает путь к сложным внутренним структурным признакам художественного целого и даёт ключ к пониманию отдельных его сторон и частей» (Н. Д. Молдавская). Наша цель - научить школьников понимать образную речь, постигать смысл художественного образа, а обращение к анализу изобразительно-выразительных средств  художественного текста  будет постоянно формировать и создавать «твёрдый зрительный образ» слова, предложения, и, главное, «твёрдую лингвистическую подготовку» ученика (Л. В. Щерба).

      В учении об изобразительно-выразительных средствах языка особое значение имеют для обучения в школе следующие положения:

-троп - это употребление слова в переносном значении для характеристики каких-либо явлений  при помощи вторичных смысловых оттенков;

    -троп - двухчастное сочетание слова с прямым и переносным значением;

    -троп обладает основными функциями: познавательной, индивидуализирующей   (субъективно-оценочной) и эстетической;

    -соотнесение прямого и переносного значения слова основывается на сходстве, контрасте или смежности , исходя из чего возникают различные виды тропов: эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и т. д.

     Эти особенности тропа напрямую относятся к эпитету, который «служит появлению в привычном слове нового «голоса», нового авторского «акцента», который внутренне полемичен по отношению к «старому», общеязыковому голосу, хотя и опровергает не его смысл, а лишь улавливаемые им пределы применения слова» (В. Г. Григорьев).

    Эпитет - одно из древнейших  изобразительно-выразительных средств языка, ему присущи все отличительные признаки тропов;  А. Н. Веселовский отмечал, что «история эпитета есть история поэтического стиля в сокращённом издании». Общепризнано, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами: » Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный свежий эпитет усиливает выразительность и образность…речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный признак предмета или явления. Недаром эпитеты…нередко относят к золотому фонду национального языка» (К. С. Горбачевич).

    Считается, что слово становится эпитетом, когда попадает в речь. Теорией  эпитета занимались многие учёные, но она разработана недостаточно. Исторически возникло двойственное понимание эпитета. С одной стороны (например, в «Риторике» М. В. Ломоносова) , эпитет считался украшающим тропом , не вносящим нового признака. В практике французского классицизма 17-18 веков термин «эпитет» тоже употреблялся в крайне суженном значении слова – существовал известный круг традиционных эпитетов. Готовые фразеологические клише, включающие эпитет, встречались и у английских поэтов 18 века. Многие из этих эпитетов носят интернациональный характер.

     В эпоху романтизма сформировалось новое понимание эпитета как поэтического определения, которое закрепилось и усложнилось в 19 веке.

     В результате стилистической эволюции господствующим, хотя и не общепринятым в современной стилистике, стало ШИРОКОЕ понимание эпитета, когда эпитетом является любое прилагательное, если оно определяет, характеризует, поясняет понятие; во всяком эпитете есть «перенесение значения слова на другое» - отсюда и новое смысловое значение, то есть признак тропа. Такой подход позволяет полнее и плодотворнее изучать эпитеты в школе, не вводя учащихся в суть противоречий, связанных с пониманием этого тропа (вопрос о разграничении эпитета и логического определения сложен и спорен).

     Для целей обучения более продуктивным представляется следующее определение эпитета: «Эпитет-это слово или словосочетание, называющее какой-то признак предмета и тем самым его выделяющее, подчёркивающее: море синее; «радость легкокрылая» (А. С. Пушкин); «мысли, дышащие силой» (М. Ю. Лермонтов); «чародейка зима», «волны несутся, гремя и сверкая» (Ф. И. Тютчев)».

      С точки зрения происхождения называют эпитеты исконно-русские, общеславянские, старославянские, фольклорные (народно - поэтические), заимствованные, (французские, английские), интернациональные, общенародные, диалектные, индивидуально - авторские.

     С точки зрения  активного и пассивного запаса лексики стоит назвать устаревшие и современные эпитеты, а с учётом экспрессивно-стилистических свойств эпитетов-межстилевые эпитеты и эпитеты книжного характера.

      По составу различают эпитеты простые, сложные (сомкнутые, двойные - «тёмно-лазурный»), составные (раздвоенные) - »пепельно-серый», отрицающие ( с приставками не-, бес-, без-),синтетические ( у А. С. Пушкина), распространённые («веют прелестью раздумья вечера» - И. Бунин).

     По количеству встречаются эпитеты одиночные, двойные, тройные, однородные, тавтологические, каскад эпитетов.

      Большое значение имеет синонимия и антонимия эпитета. Структурные модели эпитетов:

полное (или краткое) прилагательное + существительное; причастие + существительное; существительное + качественное наречие; существительное + существительное; глагол + наречие; глагол +  деепричастие и т. д.

     Эпитет включает в себя многообразие различных тропов, его называют простейшим и в то же время важнейшим среди тропов, занимающим центральное место среди изобразительно-выразительных средств языка.

     В одном словосочетании возможно совмещение с эпитетом различных тропов, что повышает значимость и образность эпитета, обогащая его новыми оттенками.

     Существенным является то, что

-эпитет содержит подчас скрытое сравнение, совмещается с ним: «чёрная тоска»,» чёрная смерть»;

-часто эпитет и метафора неотделимы: »ягнёночек кудрявый месяц» (С. Есенин);

-метафоризация нередко усиливает изобразительность эпитетов: «отговорила роща золотая» (С. Есенин);

-нередко эпитет имеет олицетворяющий эффект: «крылатый ветер», « желтоусый месяц»;

-эпитет может иметь оксюморонное значение;

-эпитет может быть совмещён с гиперболой, метонимией («красная кавалерия»), символикой и т. д.

    Итак, как видим, многие тропы «завязываются» на эпитете, и при работе с ним легко можно выйти почти на все изобразительно-выразительные средства языка, что существенно обогащает понимание школьниками образной речи.

    Помимо определения эпитета и осознания его значимости среди других тропов, важно уяснить его содержательные параметры. Эпитет-это определение, возникающее чаще всего на уровне переносного смысла слова и придающее слову, как правило, дополнительную эмоциональную окраску: «степью лазурною, цепью жемчужною»         (М. Ю. Лермонтов).

    Основные особенности эпитета:

-эпитет обычно употребляется в художественном стиле речи;

-в тексте эпитет выполняет ЭСТЕТИЧЕСКУЮ («жемчужный фонтан»), ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩУЮ («мило и молодо дитятко ваше» Н. А. Некрасов) и ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИИ («свеча сальная воску ярого»);

-эпитету свойственна ДВУЧЛЕННОСТЬ: его свойства проявляются в составе словосочетаний или предложений, которые обычно бывают КОНКРЕТНЫМИ (описывают именно этот предмет, а не предмет вообще: » чёрный и влажный смеющийся глаз»  Н. А. Некрасов), ОБРАЗНЫМИ, живыми и выразительными («больной румянец»    - М. Ю. Лермонтов), ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ («золотое аи»), а эпитеты интересным и важным для речевого развития объектом изучения;

-эпитет ПОДЧЁРКИВАЕТ какие-либо стороны предмета или явления ПУТЁМ ПЕРЕНОСА дополнительных качеств С ДРУГОГО предмета или явления:

                                                                                                                неизвестное

  И звестное              +                       Неизвестное         =          Н   становится       =Эпитет

       явление                               явление                           известным

                     Устанавливаем      

                               сходство,

                                                                                                                             Известного

                                                                                 

И + Н = Э

то  есть                                          ,    при  этом эпитет       включает  элементы    и                                                                                                                                              

                                                                                                                               

                                                                                                                              Неизвестного,

 

                            переносит свой признак на…

 Например, прилагательное + существительное = ЭПИТЕТ:

       

                    «радостно-звериная стремительность» (И. Бунин).

 

-ЭПИТЕТЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ ОПИСАНИЯХ природы, местности, помещения, величины, возраста, цвета, размера, объёма, формы  и т. д., выполняя в большей степени функции изобразительных эпитетов (а также выразительных и изобразительно-выразительных): «брови так тонки, и плечи так круглы» (Н. А. Некрасов);

-ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ЧУВСТВ автора к изображаемому, ОЦЕНКЕ его, используются выразительные (эмоционально-оценочные) и изобразительные эпитеты  КАК ПРИЁМ ХАРАКТЕРИСТИКИ действующего лица, его психологической (психологические ,иронические эпитеты) и социальной характеристики, как средство сатирических, юмористических  образов и т. д.  

     Эпитет может быть выражен различными частями речи и функционировать в роли различных членов предложения. Эпитет НЕСЁТ в художественном определении ТЕМАТИЧЕСКУЮ НАГРУЗКУ : служит замыслу писателя, рисует картины , используется для индивидуализации художественных образов  и как композиционный элемент , как средство выражения авторской позиции , то есть является органическим , а не внешним элементом текста. Определение тематической нагрузки эпитета в тексте повышает фолологическую культуру читателя.

      Современная теория лингвистической поэтики показывает неоднозначность подхода разных учёных к КЛАССИФИКАЦИИ эпитетов. Наиболее известными  являются классификации А. Веселовского, В. Н. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Г.И. Абрамовича, Л. И. Тимофеева, М. И. Рыбниковой, К. С. Горбачевич и Е. П. Хабло, А. П. Квятковского  и т. д.

      Многообразна и пестра терминология, посредством которой обозначаются разные виды эпитетов.

     Все исследователи называют очень распространённый вид эпитета - ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ. Этот вид эпитета наблюдается в народно-поэтическом творчестве , в фольклоре, где эпитет настолько срастается с определяемым им словом , что становится неотделим от него. Такие эпитеты есть и в других языках (немецком, сербском), Иначе постоянные эпитеты называют ещё «типическими», «фольклорными», «народно-поэтическими», среди них отмечены  «тавтологические»: «чудо чудное», «диво дивное».

     Устоявшимся термином является также МЕТАФОРИЧЕСКИЙ эпитет, выполняющий в речи особенно яркую выразительную функцию, Эти  эпитеты выражаются словами, выступающими в переносном значении («тучка золотая» - М. Ю. Лермонтов), они «рисуют качество или свойство, уподобляя один предмет другому по какому-то схожему признаку». В образной речи этот вид эпитета встречается в портретных зарисовках («отсутствующие глаза» - эпитет отражает сущность внутреннего мира героя); при определении оттенков человеческой речи, для описания манеры разговора; при передаче окраски предмета  («пшеничные усы»); при олицетворении, в пейзажных зарисовках («желтоусый месяц»). Метафорические эпитеты  бывают цветовыми сложными эпитетами, составленными из двух качественных прилагательных и обозначающих признаки предметов в виде неразложимых сочетаний двух цветов («жёлто-зелёные звёзды»). К этому типу эпитетов относят такие как »лебёдушка», «голубушка» ( о женщине); «сокол», «соколик» ( о человеке); «гроза» (нечто устрашающее). Из анализа этих примеров видно, как  эпитет «сохраняет понятийные значения слов, но одновременно актуализирует их образные свойства» (Н. М. Шанский).

     Итак, два термина - постоянные и метафорические эпитеты – являются самыми устоявшимися и распространёнными.В целом же для эпитетов пока не существует единого основания для деления.

     Известны также следующие виды эпитетов: ТРАДИЦИОННЫЕ (украшающие, обязательные, усилительные : »глубокая тишина»), ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЕ («весны моей златые дни» - А. С. Пушкин); НЕОБХОДИМЫЕ (девы «младые». «юные», «милые»); ЦВЕТОВЫЕ (цветообразующие, зрительные, световые, красочные); СЛУХОВЫЕ (звуковые); МЕТОНИМИЧЕСКИЕ; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ (иронические, психологические, одобрительные, отрицающие, лирические, аффектированные, торжественные, возвышенные, возвышенно-поэтические, многоголосые; эпитеты, отражающие душевное или физическое состояние человека: дни «зимние, мокрые…, ледяные и тёмные»- И. Бунин; эпитеты, «связанные с эскпрессией обречённости»; ГОМЕРОВСКИЕ эпитеты; ОЦЕНОЧНЫЕ (эмоционально-оценочные, косвенные: «личико кругленькое»); ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ (описательные); ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ (обонятельные, осязательные, олицетворяющие, перенесённые, передающие движения, движущиеся, оксюморонные, общеязыковые, отрицательные, пояснительные, временного значения,  со значением места и действия , со значением «бесконечность, беспредельность»); «РЕДКИЕ» эпитеты и т. д.

     Итак, около 63 названий эпитетов говорит о пестроте их терминологической номинации.

     Наиболее удобны отдельные устоявшиеся термины. Исходя из того, что все тропы принято называть ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ средствами языка, эпитеты при употреблении преследуют две главных цели: 1) изобразительную и 2) выразительную.          В связи с этим эпитеты возможно распределить по двум крупным группам: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ. Но поскольку часто в одних и тех же эпитетах одновременно присутствуют оба элемента, выделяется как бы синтезирующая промежуточная   3-я группа ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ эпитетов.

Итак, относительно разделения эпитетов на группы, удобные для изучения в школе, вслед за Г. Л. Абрамовичем, Д. Э. Розенталем и  И. Б. Голуб возможно принять следующие положения:

-1 группа - ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ эпитеты. Они выделяют существенные стороны изображаемого БЕЗ ПРИВНЕСЕНИЯ ЯВНОГО ОЦЕНОЧНОГО ЭЛЕМЕНТА.

     К этой группе следует отнести следующие виды эпитетов: цветовые и световые; звуковые (слуховые и многоголосые); обонятельные, осязательные, вкусовые; эпитеты места и действия, со значением бесконечности и беспредельности; эпитеты, обозначающие величину, форму предмета; постоянные эпитеты. »Эпитет должен рисовать предмет, давать образ», - говорил Л. Толстой. Именно это является задачей эпитетов данной группы

      Опираясь на положение В. Н. Никольского, что «эпитет бывает метафорическим и неметафорическим», возможно рассматривать изобразительные эпитеты как неметафорические.

    -2 группа - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  эпитеты. Их называют «лирическими», «эмоциональными», »оценочными» и пр. Это название предложено Д. Э. Розенталем и    И. Б. Голуб. Название  «выразительные» включает и выражение эмоций, и оценку, эти эпитеты ПРЯМО ВЫРАЖАЮТ ОТНОШЕНИЕ К ИЗОБРАЖАЕМОМУ: «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» - Н. В. Гоголь.

     В эту группу целесообразно включить следующие виды эпитетов: эмоциональные (психологические, иронические), оценочные (эмоционально-оценочные, одобрительные и отрицательно окрашенные); торжественные, возвышенные; постоянные эпитеты, имеющие оценочное значение. Эпитеты этой группы чаще всего являются метафорическими.                                        

     Н. М. Шанский отмечает: «Выражение чувств и эмоций в поэтическом языке основано на многозначности слова, которое обусловлено наличием у слова так называемой внутренней формы …» Большинство учёных считает, что подчас в одних и тех же эпитетах наличествуют и лирический и изобразительный элементы. На этом основании

целесообразно выделить ТРЕТЬЮ большую группу эпитетов.

     Это ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО- ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ эпитеты (метафорические).

    Оговорим, вслед за В.К. Жирмунским, что нет никакой необходимости выделять именно метафорические прилагательные в особую группу эпитетов», поскольку новое дополнительное качество  имеет место в эпитетах второй и третьей групп , что даёт право называть многие из эпитетов этих групп метафорическими.

     Относительно  метафорических эпитетов принимаем определение Д. Э. Розенталя и         И. Б. Голуб». Эпитеты, выраженные словами в переносных значениях,  называются метафорическими». Эти эпитеты выполняют в речи особенно яркую образную функцию и содержат в себе скрытое сравнение.

     Многие эпитеты могут приобретать СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ПОСТОЯННЫЕ эпитеты относят в основном  к особой группе эпитетов, но и фольклорный эпитет  часто содержит метафору : « вера верная». «горькая кукушка», хотя специфичность фольклорного эпитета обычно сводят к указанию на его постоянный характер. Постоянные эпитеты могут быть  как описательными, неметафорическими (изобразительными) - «Владимир стольнокиевский», так и выразительными, метафорическими: «белый» - символ радости, благости и красоты, чистоты; «чёрный»-символ несчастья, горя. Народной символике свойственно связывать, например, серый, рыжий, чёрный цвет с отрицательными впечатлениями. Например, эпитет «серый» в романе М. Горького «Мать» являет собой оттенки образных представлений, обозначая при этом и предметно-логическую точность-цвет, опираясь на традицию образного использования слова в русском языке и получая при этом эмоциональную окраску, оценку.

     В словарях эпитетов  дана тематическая классификация эпитетов.  Например, 325 эпитетов по теме «Выражение глаз»:135 эпитетов о выражении через взгляд  настроения и состояния человека; 135-о прямом выражении чувства; 9- о взгляде в сравнении с животными и птицами; 10- о продолжительности взгляда; 11 редких эпитетов; 48- о взгляде,  выражающем мнение, суждение, точку зрения.

      Постижение системы изобразительно-выразительных  средств языка помогает  пониманию  «словесно-эстетического мира» (Н. М. Шанский), так как художественный образ представляет собой сложное единство изобразительного и выразительного начал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка

Система упражнений по формированию изобразительно-выразительных средств языка  Программы, учебники и методические рекомендации для 3 класса способствуют обогащению словаря и речевой ку...

Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение

Цель урока :-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....

Изобразительно – выразительные средства языка. Эпитеты.

Занятие № 6 к авторской программе "Речевая копилка"...

Проверочная работа по теме "Выразительные средства языка" (тропы, эпитеты, олицетворения)

Проверочная работа для диагностики усвоения темы "изобразительно-выразительные средства поэтической речи". На материале стихотворения Майкова ученикам предложено выявить и определить фигуры речи....

Карточка-помощница. Изобразительно-выразительные средства языка

Карточка поможет обучающимся начальной школы запомнить и при необходимости повторять данные литературные термины....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

Работа над изобразительно - выразительными средствами языка лирических произведений

Лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над изобразительно-выразительными средствами языка, так называемыми тропами. Часто детям б...