Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Немтинова Юлия Владимировна

Цель урока :

-закреплять знания выразительных средств языка

- учить выделять и употреблять их в речи;
- развивать воображение детей, духовность;
- воспитывать уважение к себе и людям.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnye_sredstva_yazyka2.docx8.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи (4 класс).
Тема: «Выразительные средства языка.

Обобщение».

Цели: - закрепить знания выразительных средств языка;

- учить выделять и употреблять их в речи;
- развивать воображение детей, духовность;
- воспитывать уважение к себе и людям.
Оборудование: 1. Произведения С. Есенина.

  1. Репродукции картин, на которых изображены
    рассветы, закаты.
  2. Фонограмма « Аве Мария» Ф. Шуберта.
  3. Краски акварельные, кисти, листы белой
    бумаги.

Ход урока.

- Сегодня у нас последний урок развития речи по теме
«Выразительные средства языка». Вас ничего пока не удивляет?
(Мне показалось странным, что вы просили нас приготовить кисти
и краски. Разве это урок изобразительного искусства?)
-Верно подмечено. Попробуем разрешить эту загадку к концу
урока. -А сейчас начнём речевую разминку.
-Какие выразительные средства языка вы знаете? ( Эпитет,
сравнение, метафора, олицетворение.) (Дети объясняют их
значение, приводят примеры.)

-Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина и определите,
какие средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

Ив душе и в долине прохлада,

«

Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец.

( Автор использовал эпитеты (цветопись) для выражения чувства
лёгкой грусти, даже грустинки; олицетворение, сравнение)
-Как вы думаете, влияют ли языковые средства на настроение?
-Рассмотрите репродукции картин и послушайте два отрывка из
стихотворений.

- Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Надвигалась туча чёрная...

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается.

Разметала кудри золотые,
Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что заставило художника взять в руки именно эти краски?
-Одинаковы ли вечерний и утренний свет?
-От чего ещё может исходить свет?

-Далее на уроке идёт работа - наблюдение за словом,
употреблённом в переносном значении.
-А теперь, послушав ещё один отрывок из стихотворения С.
Есенина « Письмо к матери», дайте ответ на вопрос:
- От чего исходил свет?

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний, несказанный свет.

Учитель выслушивает ответы учеников на поставленный вопрос.
-Как назвать одним словом свет души, тревоги, волнения?
-Как вы думаете, свет души есть у каждого человека или только у
матери?

-А в вашей душе есть свет?

-Давайте попробуем заглянуть в себя и увидеть свой внутренний
свет.

-Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь увидеть
свет своей души.

(В это время звучит « Аве Мария» Ф. Шуберта.)

  1. Кто увидел свой внутренний свет? Каким был ваш свет?
    -А какие краски вы заметили в свете вашей души?

-Как вы думаете, все люди на земле имеют чистые и яркие души? —
-Каких людей на свете больше, со светлыми или тёмными душами?

  1. Ребята, несколько минут назад вы сделали попытку проникнуть в
    свою душу и увидеть её свет и цвет.

Дома подобрали образные выражения к слову свет.
-А теперь хотелось бы, чтобы вы написали мини-сочинение по
данному началу:

-«Осторожно прикоснуться к заветной дверце своей души...»

  1. Я предлагаю вам описать увиденное, используя выразительные
    средства языка, а затем описать красками.

(Вновь звучит фонограмма «Аве Мария» Ф. Шуберта.)
Итог урока.

  1. Кто хочет прочитать своё сочинение?

-А теперь подарим свет наших душ всем гостям. И пусть наши
лучики душевные в один «несказанный» свет для всего
Человечества.

Ученики прикрепляют свои рисунки к доске.
-Спасибо всем. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

урок изобразительного искусства по теме "Выразительные возможности аппликации" 2класс

Методическая разработка урока изо "Выразительные возможности аппликации" 2класс...

Использование мультимедийных презентаций на уроках развития речи как средство активизации познавательной деятельности

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Данная статья поможет организовать коллек...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья "Дидактическая игра как средство активизации познавательного процесса на уроках развития речи" адресована учителям начальных классов, учителям - логопедам и воспитателям ГПД...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Выразительные формы предметов" - 1 класс

Тема урока: «Выразительность формы предметов (декоративный натюрморт)»Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представление у учащихся о натюрморте, форми...