Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_razvitiya_rechi_s_elementami_kultury_rechi_v_4_klasse.zip232.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе

по теме «Учимся составлять аннотации»

УМК: Перспективная начальная школа

Задачи урока

– формировать  умения:  анализировать  аннотации, определять тему, основную мысль текста,  давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;

– развивать логическое мышление, речь обучающихся, умение систематизировать и  обобщать;

– воспитывать интерес к чтению, коммуникативные качества.

Ход урока

I.        Организационный этап.

II.        Подготовительный этап.

Целеполагание.

- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, Вы должны слушать внимательно словарные слова и правильно их записать.

       Календарь, январь, иней, шоссе, столица, натюрморт, оценка, биография, рябина.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените своего товарища. (Взаимопроверка).

- Кто написал без ошибок?

- Кто допустил 1-2 ошибки?

- Выпишите вторую букву каждого слова, если написали слова  без ошибок, из букв получиться понятие, которое мы будем сегодня анализировать.

- Какое слово у Вас получилось? (Аннотация)

- Определите  тему  урока  (Учимся составлять аннотации.) (Слайд 1)

-Попробуйте  сформулировать цели урока – закончите предложения:

Вспомним…

Узнаем…

Проверим… (Слайд 2)

III.        Работа по теме урока.

1)        Мотивация необходимости знаний по данной теме.

- Знания, полученные сегодня на уроке, Вам обязательно пригодятся в дальнейшем, когда Вы станете грамотными читателями.

2)        Подготовка к восприятию нового материала.

- Представьте себе, что Вы пришли в библиотеку, перед Вами много интересных книг (выставка книг). Каждая книга ищет своего читателя, а Вы ищете книгу. Что Вам в этом поможет?

- Правильно, Вы читаете фамилию автора, заголовок, смотрите оглавление, рисунки, если они есть. Но есть ещё один помощник – аннотация.

3)Выполнение заданий учебника

Выполняя упражнение 32, школьники прочитают аннотацию к сборнику сказок. Они почерпнут из этой аннотации следующие сведения: (Слайд 3)

1) в сборник вошли произведения народного творчества, а не авторские,

2) эти сказки появились в прошлые века, а не в наше время (так как они народные),

3) их сочинили в разных странах (в Норвегии, Венгрии, Японии и т. д.).

В заключение дети придут к выводу: такой сборник можно назвать «Сказки народов мира» или «Народные сказки разных стран».

  4) Работа в парах

Учащиеся в парах выполняют упражнение 33. Из стихотворений, помещенных в учебнике «Литературное чтение», 4 класс, они сформируют поэтический сборник «Времена года» (такую работу школьники уже выполняли в третьем классе) и письменно составят аннотацию к этому сборнику. Для этого учащиеся должны:

во-первых, написать, произведения каких поэтов вошли в этот сборник;

во-вторых, указать, только ли это современные поэты, или и поэты, жившие в прошлые века;

в-третьих, сообщить: это только русские или и русские, и зарубежные поэты.

Завершая свою аннотацию, школьники перечислят имена нескольких поэтов, чьи стихи вошли в сборник. (Слайд 4)

Затем они сравнят свою аннотацию с той аннотацией, которая помещена в первом сборнике «Времена года» в учебнике, и обсудят с одноклассниками, удалось ли им составить настоящую аннотацию к поэтическому сборнику (Слайд 5).

IV. Обобщение новых знаний и включение их в систему ранее изученого

-Вспомните какие задачи мы определили на сегодняшний урок.(Слайд 6) Что получилось на уроке, а что не получилось?

V. Домашнее задание

-Найдите любой сборник детской литературы, в котором не аннотации и составьте аннотацию к нему.

VI. Рефлексия деятельности

- Продолжив эти предложения, скажите, что вы узнали на уроке?

  1. Я понял(а), что ….
  2. Я узнал(а), что ….
  3. Мне было интересно…
  4. Теперь я буду …. (Слайд 7)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....

Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.

Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом....

Учебно-методический комплект :Развитие речи с элементами культуры речи.

Развитие речи с элементами культуры речи.конспект урока и презентация для 2 класса...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...


 

Комментарии

Наталья Викторовна, воспользовалась вашей разработкой. Спасибо за полезный, содержательный урок.