Главные вкладки

    Развитие речи с элементами культуры речи
    план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

    Шмонова Наталия Сергеевна

    русский язык

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_s_elementami_kultury_rechi.docx20.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
    УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ

    Тип урока: развитие речи, применение знаний на практике

    Педагогические задачи: продолжить формировать представление о таком понятии, как рассуждение; создать условия для повторения признаков текста-рассуждения; способствовать формированию умений рассуждать, доказательно объясняя собственное мнение с опорой на свои наблюдения; содействовать развитию навыков строить свое рассуждение

    Планируемые результаты

    Предметные: познакомятся с признаками текста-рассуждения; научатся строить рассуждение; объяснять свое мнение; различать типы текстов

    Метапредметные:

    •  познавательные – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать аналогии;

    •  регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

    •  коммуникативные – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

    Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности учащегося
    (осуществляемые действия)

    Формируемые способы деятельности

    II. Формулирование темы и целей урока

    Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

    – Как будет звучать тема нашего урока?

    – Тема нашего урока: «Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассуждать».

    – Какова цель урока?

    – Определите цели урока, используя опорные слова

    Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

    – Сегодня на уроке…

    МЫ

    познакомимся с…

    узнаем…

    вспомним…

    будем уметь…

    сможем поразмышлять…

    Выполнять мыслительные действия
    (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,
    классификация).

    Демонстрировать выполнение пробного учебного действия

    III. Изучение нового материала.

    Работа по учебнику.Упражнение 2

    Упражнение 3

    Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме.

    – Рассмотрите две фотографии – веточки с раскрывающейся почкой.

    – Расскажите первоклассникам, что изображено на этих фотографиях: когда они сделаны, что произошло с почкой, как дальше будет развиваться лист.

    – Докажите, что фотограф снимал одну и ту же веточку, а не разные.

    – Когда были сделаны фотографии: в один и тот же день или в разные дни?

    – Известно, что одна фотография была сделана в воскресенье 8 мая, а другая – накануне, в субботу. Как вы расставите даты под фотографиями?

    – Прочитайте содержание плаката Летучей Мыши
    (с. 13).

    – Расскажите первоклассникам, где прятался лист, что произошло с почкой весной, что дальше произойдет с листом, как он будет развиваться летом и осенью.

    – Рассмотрите еще две фотографии. Как вы можете подтвердить, что фотограф снимал одно и то же место?

    – Как вы думаете, почему на двух фотографиях одуванчики выглядят по-разному? Это объясняется тем, что фотографии сделаны в разные дни или в разное время суток?

    – Вы сумеете объяснить первоклассникам, что произошло с одуванчиками?

    – Какая фотография сделана в 12 часов дня? Какая – в 8 часов вечера? Докажите.

    – Предположите, что произойдет с этой поляной через 8–10 дней? Как тогда будут выглядеть одуванчики? Что случится еще через неделю?

    – Подготовьте рассказ для первоклассников. Расскажите, что происходит с одуванчиками в течение одного дня и как эти цветы меняются на протяжении двух-трех недель.

    – Прочитайте содержание плаката Летучей мыши
    (с. 15)

    Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

    Объясняя первоклассникам это природное явление, учащиеся будут строить свое рассуждение:

    1) сравнивая две фотографии;

    2) используя дополнительную информацию о том, когда они были сделаны;

    3) базируясь на своих ежегодных наблюдениях
    за жизнью листьев деревьев летом и осенью.

    – Мы смотрели на лист глазами ученого.

    Учащиеся сравнивают две фотографии поляны одуванчиков.

    – Рано утром одуванчик еще не распустился, ближе к обеду он полностью распускается и до вечера. Вечером он опять закрывается, и утром все опять повторяется в течение пары недель. Затем его желтое цветение потихоньку превращается в серо-белый окрас и делается легким, как пушок, который называется семечками одуванчика. Ветром их разносит, и в следующем году эти семечки всходят

    Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой ин-формации. Использовать знаково-символичекие средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать
    осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    IV. Итоги урока, рефлексия

    Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

    – Что нового вы узнали на уроке?

    – Назовите признаки текста-рассуждения.

    – Какое затруднение у вас возникло?

    – В чем была причина затруднения?

    – Какую цель перед собой поставили?

    – Каким способом действовали?

    – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

    – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

    – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

    – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

    – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

    Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют типы текста и их признаки. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят само-
    оценку, рефлексию
    . Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

    узнал…

    сравнил…

    умею…

    Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

    Домашнее
    задание

    Организует обсуждение домашнего задания.

    Записать 8–10 предложений на тему «Почему мне нравится читать книги»

    Записывают домашнее задание

    Формировать
    навыки самоорганизации


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексное занятие по развитию речи с элементами театрализации.

    Применение элементов театрализации в занятии по развитию речи....

    Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

    Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

    Коррекционное развивающие занятия по развитию речи с элементами пальчиковой гимнастики. Тема: Лесные ягоды

    Цель: формировать представления о ягодах,познакомить детей с понятиями «облепиха», «черника», учить составлять рассказ по плану.Коррекционно-образовательные  цели: Расширить знания о разнови...

    Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

    На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

    Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

    Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....

    Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.

    Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом....

    Учебно-методический комплект :Развитие речи с элементами культуры речи.

    Развитие речи с элементами культуры речи.конспект урока и презентация для 2 класса...