Главные вкладки

    Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Подгорная Татьяна Алексеевна

    На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям разных профессий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok.docx35.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Развитие речи с элементами культуры речи.

    Азбука вежливости. Как писать письмо».

    Тип урока: практическая работа

    Виды деятельности: писать письма с соблюдением норм речевого этикета. Коллективная работа.

    Планируемые результаты:

    Предметные: овладевать нормами речевого этикета, описывать свойства объектов с целью правильного употребления их в речи.

    Планировать свои действия.

    Метапредметные: 

    Регулятивные:

    • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
    • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
    • учиться планировать учебную деятельность на уроке.
    • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительная литература, свой личный опыт).

    Познавательные:

    • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
    • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Коммуникативные:

    • слушать и понимать речь других
    • вступать в беседу на уроке и в жизни

    Личностные: 

    • осознавать, что правильная и грамотная речь – показатель культуры человека
    • принимать нормы поведения в обществе, учиться правильно оценивать

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с письмом, как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности; расширить кругозор детей.
    2. Познакомить с правилами и вежливыми формами переписки.
    3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям разных профессий;  чувства сострадания и доброты.                                                                                                                                                    

    Задачи:

    1. Ознакомить  с  основными  частями  письма,  с  правилами  составления  текста  письма.
    2. Научить составлять  письмо с учётом особенностей адресата  и  использования  правил.
    3. Написать  письмо   любимым мультипликационным героям.

    Оборудование:

    1. Интерактивная доска.
    2. Магнитная доска.
    3. Электронная презентация.
    4. Документкамера.
    5. Дополнительная литература ( Толковый словарь русского языка-С.И. Ожегова)

    Методические приемы:

    1. Проблемная задача
    2. Рефлексия учебной деятельности и психологического состояния каждого ребенка.
    3. Сочетание индивидуальной и групповой работы.
    4. Отслеживание своего понимания при работе с учебным  материалом.
    5. ИКТ - получение информации на основе дидактической схемы

        Методы, применяемые на уроке:  проблемный, наглядный, практический, игровой, словесный, эвристическая беседа.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная и дифференцированная, самостоятельная.

    Этапы урока:

    1. Организационный момент – 1 минута (приветствие, эмоциональный настрой класса)
    2. Просмотр мультфильма (работа со словарем)-5 мин.
    3. В гостях почтальон Печкин (работа с интерактивной доской)-5 мин.
    4. Постановка целей урока -1 мин.
    5. Мин. чистописания -1 мин.
    6. Структура письма -2 мин.
    7. Работа с образцом письма-2мин.
    8. Физминутка -2 мин.
    9. Написание письма -15 мин.
    10. Итог урока, д.з. -5 мин.
    11. Рефлексия- 6 мин.

    Открытый урок

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и фермеры! Не удивляйтесь, что  я вас так называю. Пройдут года - и именно вы станете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете красивую одежду. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и выучиться. Много на свете есть разных профессий, сегодня мы об одной из них узнаем немного больше. О какой профессии я сейчас прочитаю стихотворение?

    -Кто стучится в дверь ко мне…

    С толстой сумкой на ремне-

    С цифрой «5» на медной бляшке,

    В синей форменной фуражке?

    Это он, это он ….

    Сегодня мы будем говорить о работниках почты. Вспомните, пожалуйста, в каком произведении есть герой почтальон?

    ( С.Маршак «Почта»; «Трое из Простоквашино»- Э. Успенский) Мультфильм «Зима».

    О каких видах  услуг почты говорится в мультике? (телеграмма, телеграмма поздравительная, бандероль, посылка, контейнер)

    Бандероль –меньше килограмма, посылка –больше килограмма.  (слова появляются на доске-ТЕЛЕГРАММА, БАНДЕРОЛЬ, ПОСЫЛКА, КОНТЕЙНЕР- у каждого на столе толковый словарь, найдите пояснение слов)

    Стук в дверь –заходит почтальон Печкин.

    -Здравствуйте, ребята! Я почтальон Печкин  из Простоквашино. Принес вам сюрприз от Дяди Федора, кота Матроскина и Шарика. Но вы сможете открыть его только в конце урока.

    Дети, как вы думаете, это бандероль или посылка? (посылка, она большая)

    Учитель: дети, нам прислали посылку, по правилам вежливости мы должны отблагодарить за посылку, как это можно сделать? - отправить письмо.

    Интересно, как работает почта? Как путешествует письмо? Уважаемый Василий Иванович, может быть, вы нам поможете, расскажете. Презентация. - Каждому человеку приятно получить посылку или  конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. Когда мы вынимаем из почтового ящика письмо, мы вряд ли задумываемся над тем, как оно было доставлено.

    Во первых: что такое письмо? По толковому словарю  Ожегова это- текст, посылаемый кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь.

    Письмо опускают в почтовый ящик. Затем работники почты изымают письмо и сортируют по месту назначения. Дальше письмо может отправиться на машине, самолете, поезде, корабле, на любом виде транспорта. Прибыв в назначенное место, письма сортируют, и почтальоны разносят их по адресам. Письма приходят в любой уголок земного шара: в большой город, в маленькую деревушку, в арктический поселок, в высокогорный аул.

    Работа с интерактивной доской:  попробуйте соединить стрелками на доске правильность прохождения пути письма.

    Все правильно мы сделали Василий Иванович?

    Печкин: У меня очень много работы, я должен покинуть вас. Рад был встрече с вами. До свидания!

    Чему будем учиться на уроке? (писать письмо) Что потом нужно будет сделать, чтобы отправить письмо? ( выбрать правильный конверт и подписать его). Как вы думаете, успеем мы всему этому научиться на одном уроке? Какие есть предложения? Как нам спланировать свои действия? (Сегодня учимся писать письмо, а на следующем уроке подписывать конверт).

    Учитель:  В 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза учреждена Неделя письма,  проводится в октябре каждого года. А в этом году в 38 раз. Если вы научитесь писать письма, то сможете принять участие в этом конкурсе.

    Работа в тетради. Запишите, число -16 октября. Начертите волшебную линеечку, по которой вы сможете сами себя оценить. На минутке чистописания напишем сегодня букву П, (характеристика буквы). Образец на интерактивной доске. Какие слова мы сегодня встречали на эту букву? Печкин, почтальон, письмо, посылка- запись в тетрадь, ставим ударение.(на магнитной доске –напечатаны слова, предварительно ребенок расставляет их по алфавиту)

    В прошлом году мы учились писать записки. Вспомните, из каких частей состоит записка? (вступление, основная часть, заключение (концовка))

    Также и письмо состоит из 3 частей. Давайте подробно остановимся на каждой. Структура письма: (правила написания)

    Во вступлении пишется….

    · обращение, приветствие к адресату;( кто это адресат? –человек кому адресовано письмо.

    Основная часть ( основные новости, факты, описываются события)

    · интересующие нас вопросы;

    · наше отношение к новостям;

    · ответы на вопросы предыдущего письма;

    · новости;

    · благодарность за внимание;

    · приветы друзьям, знакомым, родственникам;

    Концовка:

    · прощание;

    · подпись;

    Это структура письма, а теперь давайте прочитаем образец письма.        

    Зачитывается текст письма В.И.Печкину.

    Здравствуйте, уважаемый почтальон Печкин!

    Пишут вам жители деревни Простоквашино дядя Фёдор, кот Матроскин, охотничий пёс Шарик. Мы очень хотим извиниться перед вами за то, что так несправедливо обидели вас. Когда вся деревня оказалась отрезана от внешнего  мира, вы один всегда вовремя узнавали последние новости. Без вашей работы жизнь в нашей деревне остановилась. Благодаря вам мы смогли понять, какой это нелёгкий труд вовремя доставлять письма, газеты и телеграммы.

    До свидания, уважаемый Василий Иванович.

    Дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик.

    Приятно получить такое письмо? Почему? (это письмо проникнуто добротой, благодарностью, уважением к адресату) Когда мы будем сочинять письмо, должны помнить, о том , что письмо должно приносить радость.

    Я хочу прочитать  стихотворение Яна Козловского о силе слов:

    Слова умеют плакать и смеяться,

    Приказывать, молить и заклинать,

    И, словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушным холодом дышать.

    Призывом стать, и отзывом, и зовом

    Способно слово, изменяя лад.

    И проклинают, и клянутся словом,

    Напутствуют, и славят, и чернят.

    (Я. Козловский )

    Чему учит это стихотворение? (к своим словам нужно быть очень внимательным, слова имеют силу, есть поговорка «Слово не воробей, вылетит не поймаешь», мы должны помнить, прежде чем сказать, или написать, – нужно подумать)

    Физминутка

    Пишем письмо Дяде Федору. (документ-камера)

    Письма начинают писать с приветствия. Как обратимся?

    Здравствуйте, Дядя Федор, Матроскин и Шарик!

    Какова цель нашего письма?(поблагодарить за посылку) что напишем?

    Большое спасибо за посылку.

    Теперь можно рассказать о своем отношении к адресату. Где мы с ними встречаемся? Какие чувства у нас вызывает мультфильм?

    Мы очень любим смотреть мультфильм о ваших приключениях.

    Теперь можно задать вопросы, кто проживает с Дядей Федором, котом Матроскиным и Шариком? (Гаврюша и Каркуша) Что можно спросить?

     Как поживают Гаврюша, Каркуша?

    Что делали герои мультфильма в отрывке, который мы сегодня смотрели? (ссорились) Свое отношение к этому.

     Очень хочется, чтобы вы не ссорились, жили дружно.

    В концовке передают обычно приветы. Посылку нам принес Печкин, может и привет ему передадим?

    Передавайте привет Василию Ивановичу.

    Каким словом лучше попрощаться?

    До свидания!

    Подписать письмо как?

    Ученики 2 в класса.

    Здравствуйте, дядя Федор, Матроскин и Шарик!

    Большое спасибо за посылку. Мы очень любим смотреть мультфильм о ваших приключениях. Как поживают Гаврюша, Каркуша? Очень хочется, чтобы вы не ссорились, жили дружно. Передавайте привет Василию Ивановичу. До свидания!

    Ученики 2 в класса.

    По линеечке отметьте, как вы справились с заданием? Оцениваем аккуратность, скорость, каллиграфию написания письма.

    Просмотр мультфильма.

    Дома подумайте, как изменить письмо, чтобы было понятно, у кого шерсть облазит, а кто линять начал? Задание на дом - помочь написать письмо от Дяди Федора, Шарика и Матроскина, так, чтобы мама не падала в обморок, но о всех героях было бы сказано. Листики красивые.

    Рефлексия:

    Что вы узнали нового на уроке?

    Научились писать письмо, узнали правила написания письма, узнали, что такое письмо, телеграмма, бандероль, посылка. Если вам понравился урок возле линеечки нарисуйте смайлик улыбающийся, если вы остались равнодушны- прямой рот у смайлика, если не понравился урок то обиду на лице смайлика можно изобразить. (показ на доске.)

    Открываем посылку: каждый получит 3 конфеты- 1 вы можете подарить тому, кто, по-вашему, сегодня хорошо работал, 1-просто угостить кого-то, и 1 конфету оставить себе. Не забудьте, поблагодарить, если вас угощают, не обижаться, если вам не дали конфету. Дети вам понравился урок? Поблагодарим друг друга аплодисментами!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексное занятие по развитию речи с элементами театрализации.

    Применение элементов театрализации в занятии по развитию речи....

    Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

    Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

    Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Письмо Деду Морозу.

    Технологическая карта урока русского языка. УМК «Перспективная начальная школа». 2 класс. Развитие речи....

    Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами продуктивной деятельности. "Как дикие и домашние животные готовятся к зиме"

    Конспект открытого занятия по развитию речи с элементами продуктивной деятельности."Как дикие и домашние животные готовятся к зиме"Работа из ватных шариков.Изделие: собака....

    Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.

    Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать содержание текста и определять его характер; соотносить содержание текста с его планом....

    Учебно-методический комплект :Развитие речи с элементами культуры речи.

    Развитие речи с элементами культуры речи.конспект урока и презентация для 2 класса...