Использование мультимедийных презентаций на уроках развития речи как средство активизации познавательной деятельности
статья по русскому языку (1, 2 класс)

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Данная статья поможет организовать коллективную работу с классом или индивидуальную самостоятельную работу, направленную на развитие связной письменной речи, т.е. способствующую формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных презентаций на уроках развития речи как средство активизации познавательной деятельности

Синицына Ирина Викторовна, учитель начальных классов

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Данная статья поможет организовать коллективную работу с классом или индивидуальную самостоятельную работу, направленную на развитие связной письменной речи, т.е. способствующую формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме.

Обучение письму изложений является обязательной частью программы начальной школы. Работа над изложением и сочинением всегда считалась самой сложной темой в начальной школе в курсе обучения русскому языку. В наше время дети стали меньше читать, почти все свое свободное время они проводят за экранами телевизоров и мониторами компьютеров. Речь их развита недостаточно, словарный запас ограничен. Им сложно даже пересказать небольшой текст и составить его, дать полный ответ на вопрос. При написании изложений дети не уверены, что справятся с работой. Чтобы побудить детей к творчеству, нужно систематически развивать речь младших школьников, заниматься с каждым учеником. Речь-основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. В речевой деятельности проявляется умение сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать.

Почему же обучающиеся не любят писать изложения? Наверное, потому и не любят, что писать изложения сложно. Нужно преодолеть психологический барьер, который возникает у обучающихся по отношению к самостоятельному письму. Этот барьер может быть преодолен только систематичностью письма, превращением его из редкой и необычной деятельности в повседневную.

Так мною разработан ряд презентаций по отдельным темам к урокам по развитию речи. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя яркими образами на всем протяжении урока. В презентациях - подача материала идет в виде слайдов, на которых представлены таблицы, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.          

Это позволяет представить материал, задействуя различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в долговременную память обучающихся.

Презентации не отменяют традиционную методику подготовки и проведения урока развития речи. Благодаря использованию таких презентаций я экономлю до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Слайды презентаций позволяют обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравнению с иллюстрацией в учебнике. Я использую слайды с репродукциями картин, фоторепродукции памятников архитектуры, документальный материал.      

Наглядная подача способствует лучшему усвоению материала, обогащению словарного запаса и делает урок неутомительным. Многие тексты читаются с музыкальным сопровождением, что создает особый эмоциональный настрой.

Презентации способствуют увеличению концентрации внимания, включению всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной, повышению интереса к изучаемому материалу, возрастает мотивация. На этапе подготовки к изложению используются памятки и раздаточный материал. Раздаточный материал предусматривает: задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.       задания, связанные с обучением обучающихся точному, правильному употреблению лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания); задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок (нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний (сделать подписи к рисункам, слайдам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.).

Опорные таблицы и специально подобранные группы слов играют большую роль в преодолении замкнутости детей. На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на неё точные смысловые ответы.          

Положительные результаты уроков развития речи по созданным презентациям подтверждают эффективность их использования. Результаты показывают, что предложенный модуль по обучению написания изложения повышает уровень развития связной речи обучающихся начальных классов и как следствие повышает качество самих изложений.

Теперь для моих обучающихся изложение стали обычным, привычным делом, а не чем-то исключительным. Мы смогли преодолеть психологический барьер, который возникает у обучающихся по отношению к самостоятельному письму.

Список литературы

1. Ладыженская Т.А. Связная речь. - В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980, с. 222

2. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Практическое пособие/Голубь В.Т. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2007 - 224 с.

3. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения/автор - составитель Н.Н. Бобкова [и др.] - Волгоград: Учитель. 2010. - 316 с.

4. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. Изд. Просвещение. - М., 1984. - с.10-30.

5. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Просвещение. - М., 2008. - с.12-18.

6. Интернет - источники

- Работа над изложением http://litirus.ru/prepodavanie/rabota-nad-izlozheniem.html

- Виды изложений и  методика их проведения/ Баковкина Е.А http://ped-konkurs.ru/load/3-1-0-52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Выступление на секции учителей немецкого языка на тему: "Ролевая игра на уроках немецкого языка, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"""...

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся...

Презентация "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Презентация подготовлена для выступления по теме "Метод работы в группе как средство активизации познавательной деятельности младших школьников" (обобщение падогогического опыта)...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Доклад "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"

Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с инте...