Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чарыкова Виктория Михайловна

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образовательного процесса, позволяют эффективно и успешно донести новую информацию до обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Коробовский лицей городского округа Шатура»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:

«Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Подготовила:

Чарыкова В.М.,

учитель начальных классов

с. Середниково, 2021 г.

Тема урока: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: познакомиться с понятием «фразеологизм» и научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • научить находить и понимать значение фразеологизмов;
  • формировать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи;
  • обосновать необходимость использования фразеологизмов в своей речи.

2. Развивающие:

  • развивать речь и обогащать словарный запас;
  • развивать умение работать с учебной информацией.

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к языку;
  • формировать коммуникативные умения при работе в группах и парах;
  • учиться высказывать своё мнение.

Планируемые результаты:

Личностными:  

  Осознание языка как основного средства человеческого общения;  

  Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД: 

  Организовывать свое рабочее место. 

  Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.  

  Определять последовательность выполнения заданий на уроке под руководством учителя. 

  Контролировать правильность и аккуратность своих собственных записей 

  Учитывать степень сложность задания и выбирать для себя возможность его выполнения 

  Осуществлять самоконтроль, соотносить свой ответ с предложенным вариантом 

Познавательные УУД: 

  Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы. 

  Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 

  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 

  Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 

  Понимать информацию, представленную в виде рисунка, заканчивать предложение с использованием фразеологизма. 

  Пополнять словарный запас 

Коммуникативные УУД: 

  Участвовать в диалоге на уроке. 

  Отвечать на вопросы учителя и одноклассников 

  Слушать и понимать речь других 

  Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь 

Личностные:

  • Участвовать в диалоге на уроке.
  • Отвечать на вопросы учителя и одноклассников.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь.
  • Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного 

отношения к занятиям русского языка.

Метапредметные:

• познавательные:  

  • умение извлекать информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
  • полученную на уроке;
  • проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов.

  • коммуникативные:

  • строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию договариваться, 

приходить к общему решению;  

  • формулировать собственное мнение;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками при работе в парах и группах.

• регулятивные:  

  • организовывать свое рабочее место;
  •  определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  •  высказывать свое предположение на основе учебного материала;  
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Предметные:

  • закреплять у  учащихся понятие «фразеологизмы» и учить узнавать их в речи, 
  • выяснять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи;  
  • воспитывать культуру речи.

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: карточки с аргументами для дебатов; карточки с определениями фразеологизмов для участия в игре; изображения фразеологизмов для игры; презентация; экран; проектор; наглядный материал (пункты плана, название темы, рефлексия).

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Учитель: - Здравствуйте! Можете садиться. Проверьте свою готовность к уроку. На месте ли пенал с ручками и карандашами? Дневник? Хорошо.

Учитель: - У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Пожалуйста, поприветствуйте их.

Учитель: - Начать урок я бы хотела с вопросов:

- Зачем вы приходите на уроки? (Узнавать новое, учиться чему-либо, получать знания и т.д.)

- А зачем нам нужны уроки русского языка?  (Чтобы научиться грамотно писать, знать правила и т.д.)

- Вы правы, на уроках русского языка мы учимся и грамотно писать, и красиво говорить, ведь русский язык – наш родной язык, и мы должны писать и говорить на нём правильно.

  1. Актуализация знаний:

Учитель: - Сегодня мы будем работать по плану. Посмотрите, на доске есть пункты плана, но они все перемешались. Пожалуйста, помогите мне выстроить пункты плана в правильном порядке.

- Какой пункт должен быть первым?  (Узнать тему урока.)

- Что мы поставим на второе место?  (Поставить цель урока.)

- Какой пункт будет на третьем месте?  (Получить новые знания.)

- Что вы поставите на четвертое место?  (Закрепить новую информацию.)

- Какой пункт будет пятым?  (Подвести итог урока.)

- А шестым?  (Получить домашнее задание.)

Учитель: - Молодцы! Теперь наш урок пройдёт быстро и гладко, потому что у нас есть план. Приступаем к реализации плана.

Учитель: - Внимательно послушайте отрывок из рассказа К.И. Чуковского:

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

— Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться.

— Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет...

- Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета?  (Ответы.)

- Какие слова мамы она поняла по-своему?  («Оглянуться не успеешь»)

- А что имела в виду мама?  (Что лето наступит быстро.)

Учитель: - В основе этого забавного случая лежит интересное явление русского языка – фразеологизм. Слышали ли вы когда-нибудь такие сочетания слов: считать ворон; брать быка за рога; водить за нос; развесить уши; делать из мухи слона? (Ответы.) Действительно ли кто-то развесил сушиться свои уши? Или как можно сделать из мухи слона? (Ответы.) Задумывались ли вы над тем, что же обозначают эти интересные слова? (Ответы.) «Считать ворон» - это быть невнимательным, рассеянным. «Брать быка за рога» - это действовать смело, решительно. «Водить за нос» - это значит обманывать, обещать и не выполнять.

  1. Постановка целей и задач урока:

Учитель: - Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Фразеологизмы.)

Тема урока появляется на слайде.

Учитель: - Попробуйте сформулировать цели урока.  (Узнать, что такое фразеологизм; научиться понимать фразеологизмы, находить их в речи и т.д.)

  1. Знакомство с новым материалом:

Учитель: - Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Это значит,  что слова во фразеологизмах заменять нельзя, т.е. нельзя сказать  «считать мух» вместо «считать ворон» или «делать из мыши бегемота» вместо «делать из мухи слона».  

Учитель: - Фразеологизмы появились в русском языке очень давно, как и пословицы. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её интересной, яркой. Так же, как и пословицы, фразеологизмы несут в себе скрытый смысл и отражают культуру нашего народа.

- Сравните, например: «повесить пальто» и «повесить нос».

На слайде появляются картинки.

- Где сочетание слов шуточное и имеет переносное значение? (Повесить нос.)

- Послушайте предложение с этим фразеологизмом:

«Вася получил двойку и повесил нос».

- Какое значение у фразеологизма «повесить нос»? (Огорчился, расстроился.)

- Вот мы и убедились, что фразеологизмы имеют не прямое, а переносное значение. Потренируемся ещё. Послушайте предложение:

«Петя всю перемену ходил на голове».

- Найдите в предложении фразеологизм.  (Ходил на голове.)

- А что он означает?  (Петя плохо себя вёл.)

- А если вы не знаете значение фразеологизма, где вы можете его найти и узнать? (Спросить у взрослых, найти в интернете и т.д.)

Учитель: - А ещё есть специальные словари, которые называются фразеологическими. В них записаны фразеологизмы и их значение. Я возьму фразеологический словарь, чтобы проверить, правильно ли вы определили значение фразеологизма.

Один обучающийся выходит к доске и вместе с учителем находит значение фразеологизма, затем читает его.

Учитель: - Молодцы, с заданием справились легко!

  1. Физкультминутка «Фразеологический зверинец»:

Учитель: - Предлагаю вам немного отдохнуть. Пожалуйста, встаньте рядом с партами. Я буду говорить знакомые вам фразеологизмы, а вы должны изобразить их жестами и мимикой:

Хитёр как… (лиса)

Труслив как… (заяц)

Голоден как… (волк)

Здоров как… (бык)

Болтлив как… (сорока)

Надут как… (индюк)

Нем как… (рыба)

  1. Закрепление изученного материала:

Учитель: - А сейчас мы приступаем к этапу «Закрепление материала». Я хочу предложить вам принять участие в дебатах и порассуждать на вопрос «Нужны ли фразеологизмы в нашей речи сейчас?». Я подготовила для вас вспомогательные карточки, на которых написаны аргументы в защиту вашего мнения. Первая команда должна высказаться в пользу того, что фразеологизмы устарели и в речи больше необязательно их использовать. Вторая команда должна высказаться в пользу того, что без фразеологизмов наша речь будет скучной и неинтересной.

Команды знакомятся с аргументами.

Учитель: - Итак, вы уже обсудили, какие аргументы будете использовать в защиту своих позиций. Пожалуйста, приглашаю к доске одного представителя от каждой команды. Давайте начнём с первой команды.

Обучающиеся по очереди высказывают свои аргументы. Учитель на доске заполняет таблицу.

Учитель: - Посмотрите на доску. У какой команды аргументов больше? (Ответы.) К какому выводу можно прийти? (Фразеологизмы в речи нужны, без них речь будет неинтересной.)

  1. Резерв:

Учитель: - Чтобы закрепить свои знания, предлагаю вам поработать в парах и поиграть в игру «Угадай фразеологизм». У вас на партах лежат значения фразеологизмов. Я буду показывать вам картинки и называть фразеологизм, а вы, посовещавшись, должны мне показать карточку с тем значением, которое подходит к картинке.

Учитель демонстрирует картинки. Обучающиеся принимают участие в игре.

  1. Подведение итогов, рефлексия:

Учитель: - Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам подвести итог всему тому, что мы узнали.

- Что такое фразеологизм?

- Для чего фразеологизмы необходимы в речи?

- Какие фразеологизмы запомнили?

Учитель: - На доске есть четыре баночки. Под ними прикреплены фразеологизмы. Что они означают?

  • Работали засучив рукава – работали активно;
  • Держали уши на макушке – слушали учителя и были внимательными;
  • Считали ворон – отвлекались на уроке, не слушали;
  • Сидел сложа руки – не работал.

Учитель: - Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Прикрепите магнитик к той баночке, надпись на которой описывает вашу работу на уроке.

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.

Учитель: - Тема была сегодня непростая, но вы не растерялись и работали засучив рукава, держали ушки на макушке, смотрели в оба и мотали на ус то, что объясняет учитель. Я желаю вам и на следующих уроках работать так же, ни пуха ни пера вам!

Учитель: - На дом я хочу дать вам два задания на выбор: попробуйте составить пять предложений с любыми фразеологизмами и записать их в тетрадь или нарисуйте рисунок к любому фразеологизму. Домашнее задание я раздам вам на карточках, вложите их, пожалуйста, в дневник.

Учитель: - Спасибо за урок, с вами было приятно работать! Урок окончен!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка

Слайд 2

Тема урока: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Слайд 3

Цели урока: Узнать, что такое фразеологизм. 2. Научиться понимать значение фразеологизмов. 3. Научиться находить фразеологизмы в речи.

Слайд 4

Повесить пальто Повесить нос Значение: огорчиться, расстроиться

Слайд 5

Петя всю перемену ходил на голове. Значение: хулиганить, плохо себя вести

Слайд 6

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 2 класс по теме "Использование слов - синонимов".

Урок соответствует структуре и требованиям фГОС....

Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс по теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами» УМК "Школа России"

Конспект урока по изобразительному искусствупо теме: «Ритм линий, пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. Ваза с цветами»  Цели деятельности учителя: формирование умени...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность нашего края» с использованием презентации. Проектно-исследовательская деятельность.

Конспект урока окружающего мира  в 4 классе  по теме «Поверхность нашего края»  с использованием презентации.  Проектно-исследовательская деятельность.(по учебнику Плеш...

Конспект урока по математике в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнения групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.»

laquo;Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнения групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные  и временные представления.»...

Конспект урока по математике в 3 классе на тему: "Умножение 9, на 9 и соответствующие случаи деления. С использованием интерактивных карточек Учи.ру (сайт uchi.ru)".

Конспект урока по математике  в 3 классе  на тему: "Умножение 9, на 9 и соответствующие случаи деления. С использованием интерактивных карточек  Учи.ру (сайт uchi.ru)". С рабо...

Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Миллиметр - как единица измерения длины" с использованием интерактивной платформы Учи.ру

Конспект урока по математике во 2 классе на тему "Миллиметр -  как единица измерения длины"  с использованием интерактивной платформы Учи.ру...