Праздник пунктационных знаков.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Ахметзянова Гульнур Закиевна

Праздник пунктационных знаков проводится в 4 классе в форме КВН,включает в себя занимательные сценки из произведения Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_punkt.znakov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гимназия №512, Кировского района г. Казани.

   

Внеклассное мероприятие

по русскому языку.

 

4 класс.

                                                                                              Учитель

                                                                                              начальных классов

                                                                                              Ахметзянова

                                                                                              Гульнур Закиевна.

                                                      2006-2007 уч.год

Цели: систематизировать знания о частях речи, о знаках препинания, прививать любовь к русскому языку, расширить круг знаний,

совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

Форма проведения: КВН, класс разделён на три группы.

Песня на мотив «Голубой вагон»

1. Каждый наш урок, как происшествие

    Нам на радость всем оно дано

    Ждёт нас ежедневно путешествие

    Пусть же не кончается оно!

Припев: Вместе мы, вместе мы

               На уроках сидим

               И отправляются в дальние края

                В город учёности

               И в страну Знания

               Там побывать хотят

               Все мои друзья.

2. Мы по морю Математики плывём

   Волны лодку захлестнуть хотят,

   Но любые волны будут нипочём

   Для упорных, знающих ребят.

Припев.

3. Мы на самолёте в дальний путь летим

   Разных стран касаемся крылом.

   Мы о многом многое узнать  хотим,

   Нам любые дали нипочём.

Припев: Вместе мы, вместе мы

               Долетим, доплывём,

               И дружно попадём в дальние края,

               В город учёности

               И в страну Знания,-

               Без знаний скучно жить,

               Знаем мы, друзья.    

 

Дети приготовили половицы и поговорки о языке, слове, общении, культуре речи.

Без языка и колокол нем.

По речи узнают человека.

Слово не стрела, а к сердцу льнёт.

Слово - ключ, которым открываются человеческие сердца.

Язык царствами ворочает.

Ласковое слово и кость ломит.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Слово горы ворочает.

Будь своему слову господин.

За худые слова слетит и голова.

Умей вовремя сказать, умей вовремя и промолчать.

Доброе слово окрыляет.

Доброе слово человеку - как дождь в засуху.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ведущий.

Восклицательный знак.

Вопросительный знак.

Запятая.

Тире.

Многоточие.

Двоеточие.

Клякса.

Ученик.

Виктор Перестукин.

Кот Кузя.

Ведущий.           Спросят меня:

                            -Что похоже на море?

                            -Русский язык, - не замедлю с ответом.-

                            -Он, словно море, согреет зимою,

                            Дарит прохладу засушливым летом,

                            Воды его, разливаясь без края,

                            Блещут немеркнущим солнечным светом;

                            К людям хорошим в далёкие страны

                            Катятся волны с горячим приветом.

                            Русский язык – безграничное море!

                            В глуби морской я дождался улова:

                            Выловил ключ, открывающий радость,-

                            Этим ключом было русское слово.           (М.Геттуев)

Татарский поэт Ахмед Ерикеев писал в своём стихотворении « Русский язык»:

                            …О Россия! Нет песни чудесной,

                            Чем твоя, величавая мать.

Свои самые первые песни

Я старался по-русски слагать.

Мне открыла сокровища мира,

Всё, что буду я вечно беречь,

Вдохновенная русская лира,

Многозвучная русская речь.

Городами, горами, лесами

Пусть летят мои песни, звеня,-

Говорю я по-русски с друзьями,

И друзья понимают меня.

О. Высотская

«Весёлая грамматика».

Существительное – школа,
Просыпается -  глагол.

С прилагательным -  весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

 

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.

Название 1 команды – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Девиз. – Давно хожу я в этом мире,

                Даю названия предметам.

Приветствие:  Желаем нынче воспитать

                         Такую точность мысли,

                         Чтоб в нашей жизни всё познать,

                         Проверить и исправить.

Название 2 команды – ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Девиз. – Определяю  я предметы,

               Они со мной весьма приметны.

               Я украшаю вашу речь,

               Меня вам надо знать, беречь.

Приветствие:  Мы отвечаем дружно,

                         И в том сомненья нет;

                         Сегодня будет дружба

                         Владычица побед.

Название 3 команды - ГЛАГОЛ

 Девиз. - Что без меня предметы? Лишь названья.

               А я приду – всё в действие придёт.

Приветствие: Наше пожелание всем:

                        Победившим не хвалиться,

                        Проигравшим не реветь.

1 конкурс. Указать части речи

Добрый, вежливый, смелость, радость, благодарить, смотреть.

Имя существительное

Имя прилагательное

глагол

Ведущий.

Сегодня к нам праздник пришли гости. Я приглашаю их на сцену. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1-я маска.

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Дети.                   Вопросительный знак.

(Маска достаёт из кармана вопросительный знак, открывает лицо)

Вопросительный знак.    

 Разные  вопросы задаю я вам:

Как?  Где?  Что?  Откуда?  Куда?  Кому?  Сколько?  Какая? Который?  Почему?  Отчего?  Чья? Зачем? О ком?  Каким?

Вот какой я мастак, Вопросительный Знак.

Ведущий.           Прошу вторую маску загадать загадку.

2-я маска.

Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у  молодца.

Дети.                   Восклицательный знак!

(2-я маска достаёт из кармана восклицательный знак, открывает  лицо).

Восклицательный знак.

Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество..

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я,

То предложение

с особым выражением

произнестись должно!

Ведущий:           Следующая маска, ваша загадка.

3- я маска:          Загораживает  путь,

                            Предлагает отдохнуть.

Дети:                   Точка.

Ведущий:           Точка к нам пришла,  чтоб рассказать одну забавную  

историю.

Точка                  (достаёт из кармана шапочку с изображением божьей                

Коровки, надевает  её на голову)

Брошенный кем-то

Тетрадный листок

Божьей коровки

Вниманье привлёк.

Что здесь написано?

Каждую строчку

Лапками щупала

Долго она.

И, наконец, обнаружила…

Точку.

Божья коровка удивлена:

Кто умудрился и, главное, как

Снять со спины у меня

Этот знак?

Ведущий:           А теперь прошу представиться остальных.

Ведь эти знаки препинания встречались нам и раньше.

(остальные маски называют себя и показывают, доставая из кармана знаки препинания)

Многоточие:      Я - многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу тайком,

Какими-то далёкими

Туманными намёками…

Двоеточие:         Я – двоеточие.

Обо мне говорят так:

Двоеточие глазастое,

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему…

Тире:                   Я – тире.

Лягу палочкой на строчку.

Проходите по мосточку.

Скобки:              Мы – скобки.

Словам раскрываем объятья:

Ждём в гости, милые братья!

Кавычки:            Мы – кавычки.

О нас такие строчки:

Всегда послушать норовят

То, что другие говорят…

Ведущий:           Вот и все наши гости. Прошу садиться.

Ученик.              Что же такое? Ещё один знак препинания забыли.

Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда. Многие ребята о нём забывают в своих сочинениях.

Ведущий.           Кого же мы забыли?

                            Кого не пригласили?

                            А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

                            Выйдет на дорожку

                            Всем подставит ножку.

Ученик.              Нет, нет! Так говорят её враги. Она, наоборот, помогает

Людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались, о ком идёт речь?

Дети:                  Речь идёт о запятой.

2 конкурс. Разобрать слова по составу.

Побежал

Кормушка

Весёлые

Карманчик

Подосиновик

Самолётик

Ёлочка

                                         СЦЕНКА.

Виктор

Перестукин        Да, да! Это – о запятой. Многие вежливые слова любят

стоять с ней рядом: Пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. А меня как  она выручила однажды! Вот послушайте:  

ПРИГОВОР

ПО ДЕЛУ НЕВЕЖДЫ ВИКТОРА ПЕРЕСТУКИНА

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

Запятая.                               Пять минут на размышление. Ровно в 12 запятая

должна стоять на месте. В 12 часов и одну минуту будет уже поздно.

Виктор

Перестукин                        Что же делать?

Восклицательный               Рассуждать! Рассуждать! Ах! Увы!

Знак                                      Рассуждать!

Виктор

Перестукин                        Казнить нельзя помиловать…Если я поставлю

Запятую после слова «казнить»,  то будет так: «Казнить, нельзя помиловать». Значит, получится –

Нельзя помиловать? Нельзя?

Восклицательный

Знак                                    Увы! Ох! Несчастье! Нельзя помиловать!

Казнить! Увы! Ох! Ах!

Кот Кузя                             Казнить? Нам это не подходит.

Вопросительный

Знак.                                   Мальчик, разве ты не видишь, что осталась

Всего одна минута?                  

Виктор

Перестукин                       А если поставить запятую после слов «казнить

Нельзя»? Тогда получится: «Казнить нельзя, помиловать»? Вот это мне и надо! Решено. Ставлю.

Восклицательный             Ура! Победа! Ах! Хорошо! Чудесно!Знак.

Запятая.                             Помни, что когда ты даёшь своей голове работу,

Всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на моё место, я не причиню тебе никаких неприятностей.

3 КОНКУРС.

Расставить знаки препинания, исправить ошибки.

Аист носил ветки траву мох.

В лесу звенит капель  но на опушках леса лежит сверкающий снег.

Теперь дерево зачахнет погибнет.

Как приятно выпить в жару холодной воды сказал Серёжа.

Маша рассказывала я люблю читать сказки Ганса Христиана Андерсена.

Я пришёл из школы,

Я учу глаголы…

Мне их выучить -  пустяк!

У меня свой метод.

Применяется он так,

Новый метод этот:

Кричать – кричу,

Вертеть – верчу,

Двигать – двигаю,

Прыгать – прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!

Открываю: наш сосед
( Он живёт под нами ),

Не причёсан, не одет

В тапках и в пижаме.

Он кричит:

Прошу прощенья,

Это что – землетрясение?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?

Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришёл из школы

И учу глаголы…

Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое была бы житьё.

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья,

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников.

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Сколько правил!

С непривычки бросит в дрожь!

Все вместе.        Будь внимательным, и только!

                            Всё запомнишь. Всё поймёшь!

ЖЮРИ  ПОДВОДИТ  ИТОКИ  КОНКУРСА

Песня «Наша школьная страна»

Слова Ибряева, музыка Чичкова.

1. Не крутите пёстрый глобус,

    Не найдёте вы на нём.

    Той страны, страны особой,

   О которой мы поём.

   Наша старая планета

   Вся изучена давно,

   Но страна большая эта

   Вечно белое пятно.

Припев. Пусть в эту страну не идут, не идут поезда

               Нас мамы впервые за ручку приводят сюда.

               В стране этой звонкой весёлой

               Встречают нас как новосёлов

               Страна эта в сердце всегда.

2. Здесь нам слышится порою

   В тихом шелесте страниц

   Шум далёких новостроек,

   Голоса цветов и птиц,

   Ветер странствий крутит глобус,

   Машет нам своим крылом,

   В той стране, стране особой,

   О которой мы поём.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник знаков препинания

Очень интересное представление знаков препинания: знаки препинания загадывают загадки и читают стихи-самопредставления. Можно использовать на внеклассных мероприятиях в рамках предметных недель...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Праздник пунктуационных знаков"

Внеклассное мероприятие: "Праздник пунктуационных знаков"...

ПРАЗДНИК ПУНКТУАЦИОННЫХ ЗНАКОВ

Праздник пунктуационных знаков для младших школьников...

"Праздник пунктуационных знаков"

Открытый урок по-русскому языку в формате театрализованной постановки...

Внеклассное мероприятие. "Праздник пунктуационных знаков".

Данное внеклассное мероприятие "Праздник пунктуационных знаков"  предназначен для учащихся начальной школы. Занятие можно проводить во время внеурочной деятельности. Это время для: развития творч...

Внекласснок занятие "Праздник пунктуационных знаков"

В игровой форме рассказывается о пунктуационных знаках и их роли в речи....

Праздник пунктуационных знаков

Цель:познакомить с пунктуационными знаками.В каких случаях пишутся они,правильно их употреблять в речи и на письме....