Приложение к презентации "Жемчужина речи"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

 

Внеклассное мероприятие по русскому языку по  теме «Фразеологизмы».  «Жемчужины речи»

Цель: Систематизировать знания по теме «Фразеология», чтобы лучше понять историю и характер русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_prezentacii_zhemchuzhiny_rechi.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку по  теме «Фразеологизмы».  «Жемчужины речи»

Цель: Систематизировать знания по теме «Фразеология», чтобы лучше понять историю и характер русского народа.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. О чём пойдёт речь? (о фразеологизмах)                                    

Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это её драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск. Их по праву можно назвать жемчужными россыпями.

Итак, что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.

Вспомним основные признаки фразеологизмов. Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельные значения, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов. Этот признак фразеологизмов называется раздельнооформленностью.

                    Поскольку фразеологизмы всегда состоят из нескольких слов и внешне похожи на обычные, или, как их называют, свободные   сочетания, нужно установить, чем отличаются фразеологизмы  от свободных сочетаний.

Рассмотрим таблицу.

Признаки свободных словосочетаний

Признаки фразеологизмов

  1. Любое из слов можно заменить другими словами.
  1. В их составе нельзя заменить слова по своему желанию.
  1. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность.
  1. Слова теряют свою смысловую самостоятельность
  1. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания.

3.Не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.

Предлагаем выполнить индивидуальную работу с творческим заданием. Выпишите только те предложения, в которых есть фразеологизмы.

  1. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
  2. Я хотел было завести разговор с моим ямщиком, но только что раскрыл рот, меня подбросило, и я прикусил язык.
  3. Засучив рукава, я доставал выскальзавших из рук живых рыб, бросал их на дно лодки.
  4. Ребята работали засучив рукава.
  5. Никиту как ветром сдуло с веранды.
  6. Ярче синеет лёд посредине Дона, где ветром сдуло снег.
  7. Пётр Сергеевич давно уже махнул рукой на жизнь и живёт нехотя.
  8. Ваня махнул   рукой и побежал нам навстречу.
  9. А я бы этого Джека выучил многому. Он бы у меня и на задних лапках ходил, и через голову кувыркался бы…
  10. Из-за чего Молчалин ходит на задних лапках перед Фамусовым и перед всеми его важными гостями.

Исторические справки о фразеологизмах. Мудрено сотворено! (показ слайдов  7 -16)

Орфографическая разминка «Кто грамоте горазд тому не пропасть!»

Держат…ся в тени, ут…реть нос, прот…нуть руку помощи, д…ржать в ч…рном тел…, г…нять лодыря, калач…м не заман…шь, в…сеть на телефон…, д…ржать язык за зубами, как с гуся в…да, как кошка с с…бакой, каши не свар…шь,Васька слуша…т да ест, вертет…ся как белка в кол…се.

Работа со словарями. Определите значения фразеологизмов.

(слайд №19)

Викторина. (проведена предварительная подготовка до мероприятия)

1.В какой сказке А.С.Пушкина есть выражения:                в путь - дорогу снарядился, с утра до ночи, глаз не сводит, день и ночь, спору нет, дал слово, делать нечего?

2. В каких баснях И.Крылова встречаются следующие фразеологизмы: а) ни охнуть ни вздохнуть; ноги протянуть; горю пособить; б) глаза разгорелись; хоть видит око, да зуб неймёт; оскомину набить;  в) быть в диковинку; откуда ни возьмись; лезть в драку; придавать духу?      

3. Из какого произведения взяты эти фразеологизмы: есть где разгуляться; ушки на макушке; тут как тут; постоять головой; сдержать клятву; стоять до конца?  

4. Названия каких известных вам литературных произведений являются фразеологизмами или превратились во фразеологизмы?

  Творческое  задание. (10 мин.)

(Дифференцированная работа в группах.)

1 гр. Напишите мини сочинение-рассказ, используя фразеологизмы.

2 гр. Выпишите предложения с фразеологизмами из басен И.А.Крылова.

Подведём итоги:

  1. Что такое фразеологизмы?
  2. Зачем нужны фразеологизмы в нашей речи? Спасибо за участие! Мы сегодня работали не покладая рук.  Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложения к уроку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей"

Приложения содержит презентацию, задание в программе ПервоЛого и задания для учащихся....

Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"

  Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информа...

Приложение.Части речи.

Ответь на вопросы и задания викторины. Выбери правильный ответ....

Приложения для уроков развития речи в 1 классе для интерактивной доски Mimio.

Данные приложения можно использовать на уроках развития речи в 1 классе для обучающихся с нарушенным слухом или на занятиях в детском саду.Они разработаны для использования на интерактивной доске Mimi...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ учебного предмета развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи (для 1 класса)

Предлагается ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по учебному предмету развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи (для  глухих обучающихся 1 класса)...