Разноуровневый дидактический материал
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Русский язык 3 класс.Возможность использовать задания для формирования разноуровневых карточек, проверочных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал по русскому языку

 по теме «Безударная гласная проверяемая ударением» 3 класс.

1 уровень

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

 П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

Из ряда слов подчеркни слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением.

Колючие, корзина, скользит, беда, сугроб, помогал, носил, месяц, зелёный, тащить, ворона, снежок.

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

 Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова  б..жал и хв..тал. за б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2 уровень

Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –         

Сделать подарок –         

Издавать крики –         

Испытывать жалость –         

Излучать свет –         

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Объясни их написание.

        что?

Броды, бордка – б..р..да.

Полосы, полоска – п..л..са.

Головы, головка – г..л..ва.

        какой?

Млод, молденький – м..л..дой.

Дорого, дороже – д..р..гой.

Дерево, деревья – д..р..вянный

Поставь над словами знак ударения. Выдели корень.

Выпиши слова, в которых пропущены буквы. Вставь эти буквы, проверив их гласной корня. Выдели корень.

Образец. Кормовая – корм.

К..рмовая свёкла. Пл..довое дерево. Л..систая местность. Зв..риные сл..ды. Ст..пные цв..ты. Т..нистая аллея. Посв..тил фонариком. Высл..дил медведя. Заскр..пел снег. Прикр..пил лыжи.

К данным словам припиши противоположные по значению с двумя безударными гласными в корне.

Дешёвый – … .                Удлинить – … .

Сытый – … .                 Заболеть – … .

Старый – … .                 Печалиться – .. .

Горячий – … .                 Молчать – … .

В подобранных словах поставь ударение. Подчеркни безударные гласные в корне.

3 уровень

Спиши, вставив пропущенные буквы. Проверяй их однокоренными словами, отвечающими на вопрос что?

Образец. Столовая – стол.

Ст..ловая ложка. Д..ждливая погода. Ст..пной край. В..здушный шар. К..смический корабль. В..черняя заря. З..лотое кольцо. Сч..стилвая семья. В..твистые рога.

Подчеркни безударные гласные.

Измени словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркни проверочные слова.

Образец. Меховая шапка – шапка из меха.

Ш..рстяное платье – … .

Д..ревянная постройка – … .

М..сные котлеты – … .

З..лотое кольцо – … .

Зв..риная тропа – … .

Г..родские улицы – … .

М..рской берег – … .

Ст..льные рельсы – … .

Сп..ртивный костюм – … .

К..смический полёт – … .

Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.



Предварительный просмотр:

Дидактический материал по русскому языку

по теме «Правописание мягкого знака после шипящих» 3 класс.

1 уровень

Подбери к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначь их род.

Неправда – ... , граница – ... , соревнование – ... , трепет – ... , ерунда – ... , команда – ... , сила – ... , призыв – ... , здоровяк – ... .

Слова для справок: ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.

Прочитай слова.

Печь, ложь, брешь, тишь, душ.

 Замени выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующими значениями:

1) средство человеческого общения;

2) хлебное растение;

3) женское украшение;

4) краска для черчения или письма;

  1. торжественное музыкальное приветствие.

 Допиши по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

Душистый ... , красный ... , летучая ... , весёлый ... , ночная ... , маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... , русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... , медицинская ... , верный ... , спелый ... .

Слова для справок: ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.

2 уровень

Подбери к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначь их род.

Неправда – ... , граница – ... , соревнование – ... , трепет – ... , ерунда – ... , команда – ... , сила – ... , призыв – ... , здоровяк – ... .

Слова для справок: ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.

 Допиши по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

Душистый ... , красный ... , летучая ... , весёлый ... , ночная ... , маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... , русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... , медицинская ... , верный ... , спелый ... .

Слова для справок: ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.

Напиши слова в единственном числе в таком порядке:
1) рыбы, 2) птицы, 3) растения, 4) звери, 5) помещения, 6) посуда.

Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи.

Прочитай предложения. Распространи их словами разных частей речи. Напиши. Вместо точек вставь ь, где это необходимо, укажи род этих имён существительных.

Образец: Камыш.. шумит. У реки шумит высокий камыш (м. р.).

Товарищ.. помог. Молодёж.. борется. Реч.. звучит. Ноч.. наступила. Ландыш.. расцвёл. Послышался плач.. . Луч.. осветил.

Составь предложения из данных слов.

1) по, малыш(?), берегу, бегал, реки

2) холодный, овраге, ключ(?), в, шумит

3) на, веселилась, площадке, молодёж(?)

4) плащ(?), от, защитил, дождя, меня

5) отец, багаж(?), вещи, в, сдал

Напиши предложения. Где нужно, поставь мягкий знак (ь).

3 уровень

Запиши слова в два столбика. В первый запиши слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во второй – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих.

Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, молодёжь, морковь, картофель, мощь, упряжь, брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать, скатерть, мелочь.

 Устно определи род имён существительных. Сделай вывод.

Прочитай загадки и отгадай их. Отгадки впиши в клеточки. Если ты правильно заполнил кроссворд, то в клеточках прочтёшь слово на то же правило.

1) Какая весенняя птица любит ходить за плугом и кормиться.

2) Шевельнул бородкой гном,

и вошёл хозяин в дом.

3) Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли.

4) Секу, секу – не высеку.

Рублю, рублю – не вырублю.

Отгадки: грач, ключ, плач, луч. Калач.

Спиши, вставляя подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце. Укажи род.

  1. Возьми … и отопри дверь. 2) Принеси дров и затопи … .
    3) Дети играли в … . 4) Всю … выла вьюга. 5) Сад охраняет … .
    6) В … кладут свёклу, капусту, морковь, картофель.



Предварительный просмотр:

Дидактический материал по русскому языку

по теме «Парные согласные» 3 класс.

1 уровень

Слова, обозначающие признак предмета, замени противоположными по значению.

Густой суп – …

Частый гость – …

Высокий дом – …

Неровная дорога – …

Далекий путь – …

Горький плод – …

Твердый характер – …

Подчеркни проверяемые парные согласные.

Допиши предложения словами с противоположным значением. В скобках укажи проверочные слова.

1) Тополь высокий, а ш..повник … .

2) Р..ка широкая, а ручей … .

3) Камень т..желый, а пух … .

  1. Ре..ька горькая, а груша … .

Исправь ошибки. Напиши проверочные слова.

Крушка, саласки, ропкий, кокти, нокти, чудкий, мяхкий, снешки.

2 уровень

Спиши слова.

Ложка, кошка, снежки, пирожки, порошки, прыжки, крышки, фуражка, гребешки, подружка, рогожка.

Ловкий, робкий, близкий, низкий, узкий, мягкий, гладкий, скользкий, резкий, вязкий, редкий, лёгкий.

Подчеркни сомнительные согласные.

Прочитай пословицы и поговорки.

1) У наших ворот всегда хоровод.

2) Был бы покос, да пришёл мороз.

3) В мае дождь – будет рожь.

4) Сорвать прут – не большой труд.

5) Книга – твой друг, без неё как без рук.

6) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Спиши. Подчеркни парные согласные.

К данным глаголам подбери однокоренные имена существительные. Запиши их.

Образец. Заморозки.

Заморозить, загадать, посадить, перевозить, остановить, разведать, покупать, сказать, находить, походить, зарядить, указать, повязать, погрузить, диктовать, доставить.

Выдели корень.

3 уровень

Прочитай вопросы и ответь на них.

Какой зверёк живёт глубоко под землёй?

Какой зверёк защищается острыми иголками?

Какой зверь похож на собаку?

Какой зверь спит зимой в берлоге?

Запиши ответы на вопросы. Подчеркни парные звонкие и глухие согласные в корне.

Закончи загадки. Отгадай их.

1)  Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

а деревьям … .

                        Б. Тимофеев

2)  Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой … .

                Н. Саконская

3)  То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я? … .

                        А. Баева

4)  Отворилась тихо дверь,

И вошёл усатый зверь.

Берегись, мышиный род!

На охоту вышел … .

                        Ю. Могутин

Запиши отгадки вместе с проверочными словами. Найди в загадках другие слова на это же правило. Запиши их.

Прочитай шуточные стихи. Объясни орфограммы на месте пропусков букв.

1)  Аист делает заря..ку –

То вприскочку, то вприся..ку.

Осьмино..  надел перча..ки,

А тюлень удрал с площа..ки.

Пеликан ныряет ло..ко.

Вот что значит трениро..ка!

Рак зале..  на самокат,

Все вперё.., а он – наза.. .

                                С. Прокофьева, Г. Сапгир

2)  Вот верблю.., а на верблюде

Возят кла..ь и ездят люди.

Он в работе круглый го.. –

Он, верлю.., рабочий ско..

                                В. Маяковский

Спиши, вставляя пропущенные буквы.



Предварительный просмотр:

Разноуровневый  дидактический материал по русскому языку по теме «Падеж имен существительных»  3 класс.

1 уровень

Соедини слова-помощники + вопросы с соответствующим падежом.

Доволен     кем? чем?

Есть            кто? что?

Думаю       о ком? о чем?

Вижу          кого? что?

Дать           кому? чему?

Нет             кого? чего?

Р.п.

В.п.

Т.п.

И.п.

П.п.

Д.п.

Определи падеж у имени существительного, соедини стрелкой.

на окне

без утюга

по дороге

экскурсия

через этаж

между друзьями

в галстуке

к родителям

Мурка

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Соедини предлог с существительным и соответствующим падежом.

Предлог

Существительное

Падеж

для

к

через

в

над

полка

стол

поле

дочь

Кристина

шкаф

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

2 уровень

Составь и напиши словосочетания с именами существительными в дательном падеже, употребляя, где нужно, предлоги.

Подарить (школа); побежать (земля); радоваться (солнце); приказать (воины); плыть (озеро); поехать (друг); прислушаться (совет); гулять (парк).

 С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже?

Составь предложения из данных слов. Употреби в них нужный по смыслу предлог. Перед именами существительными с предлогами напиши вопросы. Укажи падеж этих имен существительных. Выдели их окончания.                                                                                                                                                                                                

 Образец. Летом я поеду (к кому?) к бабушке.  

1) Летом, я, (к, до), бабушке, поеду. 2) Путники, (до, к), пристани, добрались. 3) Пароход, (к, до), пристани, приближается. 4) Ребята, (к, до), старушке, приходят, одинокой.

Подчеркни предлоги, употреблённые с дательным падежом.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные в дательном падеже.

Золотой дождь.

Все лето листья подст..вляли солнцу свои спинки. К ос..ни листья пож..лтели, стали з..л..тыми, как солнышко. Пол..тели они иволгами по ветру. Запрыгали белками от сучка к сучку. Пон..слись куницами по з..мле. Зашумел в л..су з..л..той дождь.

(По Н. Сладкову

Напиши ответы.

1) Кого поймал рыболов? (щука). Кого проглотила щука? (плотвичка). 3) Что принёс почтальон? (письмо). 4) Что читает Нина? (газета). 5) Кого победил лев? (тигр).

Укажи падежи имен существительных. Выдели окончания. Подчеркни имена существительные в винительном падеже.

3 уровень

Спиши. Подчеркни имена существительные в дательном падеже.

1) Рыбе нужна чистая вода, птице необходим простор, а зверю – лес, степь, горы.

2) Свет и вода необходимы и дереву, и кустарнику, и траве.
А всем огородным растениям нужна ещё и хорошо обработанная почва.

Прочитай отрывки из «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина.

1)  Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

2)  Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

3)  Царь Салтан дивится чуду.

4)  По равнинам окияна

Едет флот царя Салтана.

5)  Князю лебедь отвечает:

«Свет о белке правду бает».

6)  Удивляются оне

Незнакомой стороне.

7)  К морю сам идёт Гвидон,

Там царя встречает он.

8)  Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости,

Князь Гвидон зовёт их в гости.

9)  Ветер весело шумит,

Судно весело бежит,

Мимо острова Буяна

К царству славного Салтана.

Выпиши словосочетания глагола с именем существительным в дательном падеже. Подчеркни предлоги, которые употребляются с именами существительными в дательном падеже.

В данных словосочетаниях определи падеж зависимого слова.

Телеграмма отца – телеграмму отцу, ответ учителя – ответ учителю, подарок сестры – подарок сестре, помощь класса – помощь классу, напоминание товарища – напоминание товарищу, доверие командира – доверие командиру.

В чём разница в значении приведённых словосочетаний?

С выделенными словосочетаниями составь и напиши предложения.

Составь предложения из данных слов. Выделенные имена существительные поставь в винительном падеже, чтобы указать предметы, на которые переходят действия.

1) Петух, червяк, склевал. 2) Лиса, петух, унесла. 3) Охотник, лиса, убил.

Укажи падежи имен существительных.

Спиши предложения. Укажи падеж существительных. Подчеркни подлежащие.

1) Вот идёт автобус. 2) Мы сели в автобус. 3) К вокзалу подошёл поезд. 4) Началась посадка в поезд. 5) Книга питает разум. 6) Приветливое слово гнев побеждает.

Спиши. Подчеркни имена существительные в винительном падеже вместе с предлогами.

В воздух поднялся самолёт и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолёта вышли люди и сразу принялись за работу. Под вечер среди полярных льдов вырос палаточный городок. Через год здесь заработала новая полярная станция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневый дидактический материал.

Разноуровневый дидакитческий материал по теме "Таблица умножения" 3 класс...

Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1–4 классов с разноуровневыми заданиями.

Настоящий материал предназначен для учащихся начальных классов. В данное пособие включён теоретический и практический материал, который поможет школьникам повторить основные правила по русскому языку ...

Дидактический материал по русскому языку. «Разноуровневые задания по русскому языку».

       В предлагаемых материалах представлены разноуровневые задания по русскому языку, выполнение которых оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, т.к....

Дидактический материал "Разноуровневые задания по русскому языку" (для начальной школы)

Первый уровень - репродуктивный. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определени...

Дидактический материал по теме «Разноуровневые задания по русскому языку»

Дидактический материал по теме «Разноуровневые задания по русскому языку», представляет собой задания, составленные на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях сформированности системы каче...

Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1–4 классов с разноуровневыми заданиями.

Дидактический материал по русскому языку и математике для учащихся 1–4 классов с разноуровневыми заданиями....

Дидактический материал "Разноуровневые задания по русскому языку" (для начальной школы)

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего.На основании этих ...