Рабочая программа по русскому языку 1 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Гурьянова Ольга Юрьевна

В рабочей программе представленны: пояснительная записка; цели изадачи программы; содержание программы; требования к 1 и 2 уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_russkomu_yazyku_pismo.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа (VIII вида)  № 657

Приморского района Санкт – Петербурга

Утверждена решением

Педагогического  Совета

ГСКОУ школы (VIII вида) № 657

Приморского района  Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от 30.08.2011г.

Рассмотрена на заседание методического

объединения учителей начальной школы

Протокол №  1  от 30.08.2011г.

Рабочая программа по  предмету

«Русский язык»

1 класс

Составитель: учитель Гурьянова Ольга Юрьевна

 

Рабочая программа по русскому языку 1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку в 1 классе составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под редакцией В.В.Воронковой, ИЗДАТЕЛЬСТВО М., «Просвещение», 2009г.

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику.

На уроках русского языка в 1 классе проводится работа по обучению  учащихся письму. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период. В этот период начинается рабата по развитию мелких мышц рук. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Букварный период. При обучению письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.

Методы обучения грамоте: звуковой  аналитико- синтетический,  слоговой, словестный, наглядный, практический.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по русскому языку, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.

Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом. Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты  заданий.

Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила два уровня требований к  знаниям и умениям учащихся.  Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.

Понижать уровень требований нужен только тогда, ко гда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.

Цель обучения:

- формировать основы знаний из области фонетики и графики.

Образовательные задачи:

- вырабатывать элементарные навыки грамотного письма.

Коррекционно-развивающая задача:

- повышать уровень общего и речевого развития учащихся.

Воспитательная задача:

- прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Требования к уровню подготовки учащихся

1-й уровень

Учащиеся должны уметь:

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с печатного (букваря) и рукописного (классной доски) тексто прочитанные  и разобранные слова и предложения;

- писать на слух отдельные буквы, слоги  и слова, написание которых не расходится с произношением ( последние после звуко-слогового проговаривания).

2-й уровень

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с печатного текста отдельные слоги и слова.

Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Добукварный период

20

2

Букварный период

112

1 этап

18

2 этап

19

3 этап

46

4 этап

29

ИТОГО

132

Содержание программы «Письмо» 1 класс

Добукварный период

Развитие моторных умений. Упражнения для развития и координации

движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений. Развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. .Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка – заборчик, прямая палочка с закруглением внизу – крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу – уточка, овал – слива, полуовал – месяц и др.

Букварный период

1-й этап: Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Усвоение рукописного начертания изучаемых букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.

2-й этап: Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

Усвоение рукописного начертания изучаемых букв. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания (интонирования).

Запись под диктовку букв и слогов.

3-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный шрифт) букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из двух слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.

Письмо на слух букв, слогов и хорошо знакомых слов после анализа их звукового состава.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

4-й этап: Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Усвоение рукописного начертания  строчных и прописных букв.

Списывание с классной доски и букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений, состоящих из трех-четырех слов .Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Большая буква в именах людей.

Письмо на слух букв, слогов,  слов и предложений из двух-трех слов после предварительного анализа.

Учебно-методический комплекс

Учебники:

В.В.Ворнкова, И.В.Коломыткина « Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида» М. «Просвещение», 2006.

Методические пособия:

- азбука в картинках;

- плакаты со строчными и  прописными буквами;

- прописи;

- картотека дидактических игр и упражнений по письму для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

- карточки для индивидуальной работы;

- настенная касса букв разрезной азбуки

- наборное полотно;

- касса слогов;

- слоговые таблицы;

- индивидуальные кассы с набором букв и слогов;

- веер букв; - таблицы, плакаты.

Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под редакцией В.В.Ворнковой, м., «Просвещение»,2009г.
  2. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте (методические рекомендации) М., «Просвещение», 2009г.
  3. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы» М., «Школа- Пресс», 1995г.
  4. Морозова И.А. , Пушкарева М.А. «Фонематика» (конспекты занятий). М., «Мозаика-синтез», 2010г.
  5. Морозова И.А. , Пушкарева М.А. «Развитие речевого восприятия» (конспекты занятий). М., «Мозаика-синтез», 2009г.

Тематическое планирование по письму в 1 классе

п./п.

Тема урока

Кол-во

уроков

Дата

1

День знаний.

1

Добукварный период

2

Знакомство с наиболее распространёнными цветами (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, коричневый).

1

3

Работа с цветными полосками. Различие их по цвету.

4

Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

1

5

Различение по цвету двух комбинаций цветных полосок.

1

6

Различение расположения цветных полосок в двух сочетаниях.

1

7

Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

1

8

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг. Конструирование из геометрических фигур.

1

9

Различие геометрических фигур различных цветов и размеров. Конструирование из геометрических фигур.

1

10

Различение геометрических фигур из цветных полосок. Письмо палочек.

1

11

Различение геометрических фигур по цвету, размеру, взаимн. расположению. Письмо длинных и коротких наклонных линий.

1

12

Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек с закруглением внизу.

1

13

Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. Письмо палочек с закруглением вверху.

1

14

Разложение предмета на составные части и составление его из составных частей. Закрепление навыка написания палочек с закруглением внизу и вверху.

1

15

Письмо элементов букв - р, у, д - длинная палочка и длинная палочка с петлёй внизу.

1

16

Письмо первого элемента букв Л, М, А. Закрепление и повторение пройденного материала.

1

17

Письмо овала. Письмо палочек с закруглением вверху и внизу.

1

18

Письмо полуовала - элемента буквы “с”. Письмо палочек и бордюра.

1

19

Письмо овала с соединением, палочки с закруглением внизу, вверху, длинной палочки с петлёй.

1

20

Письмо полуовала - элемента буквы “э”.

1

21

Проверочная работа.

1

Букварный период

1

22

Буква “а”. Знакомство со строчной буквой “а” и упражнения в её написании.

1

23

Буква “у”. Знакомство со строчной буквой “у” и упражнения в её написании.

1

24

Слова ау, уа. Звуко-буквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. Упражнения написания данных слов.

1

25

Буква “м”. Знакомство со строчной буквой “м” и упражнения в её написании.

1

26

Обратные слоги ам и ум. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слогов. Заглавная буква “М”.

1

27

Прямые открытые слоги ма, му. Звуко-буквенный анализ и письмо слогов.

1

28

Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слогов ам-ма, ум-му. Прописные буквы “А”, “У”.

1

29

Буква “о”. Знакомство со строчной буквой “о” и упражнения в её написании. Заглавная буква “О”.

1

30

Слоги ом, мо. Звуко-буквенный анализ и написание.

1

31

Упражнения в написании слогов ам-ма, ум-му, ом-мо после сравнительного звуко-буквенного анализа их. Составление и написание слова ма-ма.

1

32

Буква “с”. Знакомство со строчной буквой “с” и упражнения в её написании. Заглавная буква “С”.

1

33

Слоги с буквой “с”. Звуко-буквенный анализ и написание обратных ас, ос, ус и прямых открытых слогов са, со, су. Письмо слогов ас-са, ус-су, ос-со после их сравнительного звуко-буквенного анализа.

1

34

Составление и написание слов с буквой “с” (о-са, са-ма). Предложения с этими словами.

2

35

Буква “х”. Знакомство со строчной буквой “х” и упражнения в её написании. Письмо слогов с буквой “х” после их звуко-буквенного анализа.

1

36

Составление и написание слов с удвоенными слогами су-хо, му-ха, у-хо, у-ха и предложения из данных слов. Заглавная буква “Х”.

1

37

Проверочная работа.

2

38

Буква “ш”. Знакомство, упражнения в её написании. Заглавная буква “Ш”.

1

39

Слоги и слова с буквой “ш”. Звуко-буквенный анализ написания обратных (аш, ош, уш) и прямых открытых слогов (ша, шо, шу). Предложения.

1

40

Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквами с-ш (Ма-ша, Са-ша, ма-му, са-ма, су-шу). Предложения с этими словами.

2

41

Буква “л”. Знакомство со строчной буквой “л” и упражнения в её написании. Заглавная буква “Л”.

1

42

Слоги и слова с буквой “л”. Звуко-буквенный анализ и написание обратных (ал, ол, ул) и прямых открытых слогов (ла, ло, лу). Предложения с изученными слоговыми структурами.

4

43

Буква “ы”. Знакомство с буквой “ы”, упражнения в её написании. Слово мы.

1

44

Слоги и слова с буквой “ы”. Предложения с этими словами.

1

45

Буква “н”. Знакомство с буквой “н” и упражнения в её написании. Обратные и прямые открытые слоги с буквой “н”.

1

46

Слова, состоящие из одного закрытого слога (сам, сон, сын, нос и т.д.). Предложения.

1

47

Упражнения в написании слов, состоящих из удвоенных слогов, слов, предложений.

1

48

Буква “р”. Знакомство с буквой “р”, слоги прямые и обратные.

2

49

Прописная заглавная буква “Р”. Предложения с буквой “р”.

1

50

Упражнения в написании слов с р-л, после звуко-буквенного анализа.

1

51

Закрепление написания пройденных букв, слогов, слов и предложений.

1

52

Буква “к”. Слоги, слова из 3-х букв, состоящие из одного слога (мак, сук, рак, лук). Предложения.

1

53

Составление и письмо слов из усвоенных слогов, структур (кош-ка, кук-ла и т.д.). Списывание с доски и словаря.

1

54

Прописная заглавная “К”. Предложения.

1

55

Закрепление написания пройденных букв, повторение пройденного.

2

56

Повторение пройденного в I полугодие.

1

57

Буква П, п. Слоги, слова с буквой “п”.

1

58

Предложения со словами с буквой “п”.

1

59

Списывание с доски слов и предложений с изученными буквами.

2

60

Буква Т, т. Слоги с буквой “т”.

1

61

Слова и слоги с буквой “т”.

1

62

Предложения с буквой “т”.

1

63

Буква И, и. Слоги и слова с буквой “и”.

1

64

Предложения с буквой “и”.

1

65

Составление и письмо слов из усвоенных букв.

2

66

Буква З, з. Слоги и слова с буквой “з”.

1

67

Составление слов и предложений из слов с буквой “з”.

2

68

Буква В, в. Слоги и слова с буквой “в”.

1

69

Предложения со словами с буквой “в”.

1

70

Составление и письмо слов из усвоенных букв.

1

71

Буква Ж, ж. Слоги и слова с буквой “ж”.

2

71

Жи-ши. Слова с этими слогами.

2

72

Буква Б, б. Слоги и слова.

1

73

Прописная буква “Б”. Предложения.

2

74

Буква Г, г. Различие слогов и слов с буквами г-к (икра-игра).

2

75

Составление и написание предложений. Прописная буква “Г”.

1

76

Буква Д, д. Письмо элементов и самой буквы. Слоги и слова ды-ди, дым-Дима.

1

77

Прописная буква “Д”. Упражнения в чтении слов с буквой “д”. Предложения.

2

78

Буква “й”. Слоги и слова с буквой “й”.

1

79

Письмо слов и предложений с буквой “й”.

2

80

Контрольная работа.

1

81

Буква “ь”. Знакомство. Письмо.

1

82

Звуко-буквенный анализ и письмо слов с “ь”.

1

83

Твёрдые и мягкие согласные.

2

84

“ь” - знак в середине слова.

2

85

Буква Е, е. Знакомство. Письмо.

1

86

Слова с “е” в начале слова. Обозначение мягкости согласного.

1

87

Заглавная буква “Е”. Упражнения в написании слов с пройденными структурами.

1

88

Буква Ё, ё. Слоги и слова, письмо слогов и слов: дё, нё, лё, деньги, несли, ёжики.

1

89

Прописная буква “Ё”. Проверочная работа.

2

90

Буква Я, я. Письмо элементов и в целом. Слоги и слова .

1

91

Прописная “Я”. Предложения.

2

92

Буква Ю, ю. Письмо по элементам и в целом. Слоги, слова.

1

93

Предложения с буквой “ю”. Прописная заглавная буква “Ю”.

2

94

Буква Ц, ц. Письмо элементов и в целом буквы “ц”. Слоги, слова: ца, цо, цу, курица, заяц, яйцо.

1

95

Заглавная буква “Ц”. Предложения с буквой “ц”.

1

96

Буква Ч, ч. Письмо слогов, слов: ча-чу, ча-сы, чу-лок.

1

97

Предложения с буквой “ч”.

2

98

Буква Щ, щ. Письмо, слоги, слова ча-ща.

1

99

Предложения с буквой “щ”.

1

100

Проверочная работа.

1

101

Буква Ф, ф. Письмо по элементам и в целом. Слоги, слова.

1

102

Заглавная “Ф”. Предложения с “ф”.

1

103

Буква Э, э. Элементы, слоги, слова.

1

104

Прописная заглавная буква “Э”. Письмо предложений с буквой “э”.

1

105

Буква Ъ. Письмо “ъ”. Слова с “ъ”. Сравнение слов с “ъ”: сели- съе-ли.

1

106

Подготовка к контрольной работе.

1

107

Контрольная работа за II полугодие.

1

108

Повторение пройденного.

1

109

Годовая контрольная работа.

1

110

Повторение.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...