Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. УМК "Гармония".
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Шнайдер Надежда Михайловна

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса по УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soloveychik._russkiy_yazyk._1_klass.doc437.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел І. Пояснительная записка.

        Рабочая программа по русскому языку в 1 классе (далее Рабочая программа) в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения и на основе программ  для начального образования Соловейчик М.С., Бетеньковой Н.М. «Обучение грамоте» и Соловейчик М.С. «Русский язык» (УМК «Гармония») М.: «Просвещение», 2011.

        Рабочая программа адресована учащимся 1 класса и рассчитана на 165 часов (33 недели, 5 часов в неделю), в том числе 2 часа для контрольных диктантов.

        Целью изучения русского языка в 1 классе является формирование устной и письменной речи учащихся  через развитие фонематического слуха.

        Задачи:

  1. формировать познавательный интерес к учебному предмету «русский язык»;
  2. развивать фонематический слух;
  3. обучать письму.

Изучение русского языка в 1 классе организуется по индивидуально-ориентированной системе обучения. Уроки строятся на основе проблемного обучения, парной и групповой работы с применением ИКТ.

Текущий контроль осуществляется в виде письменных контрольных диктантов  и тестов.

        Для реализации Рабочей программы используется следующий методический комплект:

1. Программы

   - Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М. «Обучение грамоте» - М.: «Просвещение», 2011.

   -  Соловейчик М.С. Кузьменко Н.С. «Русский язык» - М.: «Просвещение», 2011.

2. Учебник

   Соловейчик М.С. «Русский язык». Учебник для учащихся 1 класса    – Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2011.

3. Прописи 

   Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Пропись. Хочу хорошо писать. В 4-ёх частях. - Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2011.

4. Рабочая тетрадь 

   Соловейчик М.С. «Русский язык». Рабочая тетрадь для учащегося 1 класса. - Смоленск «Ассоциация ХХІ век», 2011.

Раздел ІІ.   Требования к знаниям и умениям учащихся,

оканчивающих 1 класс,  по русскому языку.

В результате изучения курса русского языка в 1 классе по данной программе у первоклассника будут формироваться предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета

У первоклассника будут формироваться:

- представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения;

- элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов

изучения русского языка,

- представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

- желание умело пользоваться русским языком

- элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Первоклассник  получит возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком,

- развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

У первоклассника будут формироваться умения:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Первоклассник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

У первоклассника будут формироваться умения:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Первоклассник получит возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

У первоклассника будут формироваться умения:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Первоклассник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

 – применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения программы «Русский язык»

Речевые, коммуникативные:

У первоклассника будут формироваться умения:

– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебнопознавательной задачей;

– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);

– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

Первоклассник получит возможность научиться:

– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

Умения в области фонетики и графики.

У первоклассника будут формироваться умения:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом (красной строкой).

Первоклассник получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

– классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

Умения в области лексики.

У первоклассника будут формироваться умения.

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Первоклассник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту.

Умения в области морфологии.

У первоклассника будут формироваться умения:

- распознавать «слова-названия», «слова-указатели» и «слова-помощники».

Умения в области синтаксиса и пунктуации.

У первоклассника будут формироваться умения:

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы.

Орфографические умения.

У первоклассника будут формироваться умения:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать изученные орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила (в объёме программы);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами: девочка, мальчик, ребята, ученик, ученица, учитель, учительница, воробей, заяц, кошка, лягушка, медведь, собака, щенок, альбом, карандаш, пальто, пенал, портфель, стакан, тарелка, тетрадь, капуста, картошка, огурец, помидор, редиска, Москва, Россия.

– списывать и писать под диктовку текст небольшого объёма;

Первоклассник получит возможность научиться:

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Раздел ІІІ. Учебно-тематический план.

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Добуквенный период.

23

2

Буквенный период.

92

3

Язык и речь.

16

4

Фонетика. Графика. Орфография.

25

5

Практика речевой деятельности.

9

итого

165 часов

Раздел ІV. Календарно-тематический план.

урока

тема

Кол-во

час.

Учебно-методические

 средства

дата

план

факт.

1

Добуквенный период (23 часа).

Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи.

1

Таблицы «Сиди правильно» и «Пиши правильно».

2

Знакомство со штриховкой.  

1

3

Вертикальная штриховка.

1

4

Горизонтальная штриховка.

1

5

Косая штриховка.

1

6

Творческая работа «Штриховка рисунка».

1

7

Наклонное письмо.

1

8

Письмо наклонных линий. Квази-письмо предложений с делением на слова.

1

9

Наклонные линии с закруглением внизу. Квази-письмо слов и предложений с указанием слогов в словах

1

10

Наклонных линии с закруглением внизу и вверху.

1

11

Наклонные линии с петлёй вверху и внизу.

1

12

Письмо изученных элементов букв.

1

13

Овалы.

1

14

Полуовалы.

1

15,16

Письмо изученных элементов букв.

2

17,18

Нижнее соединение элементов букв.

2

19,20

Среднее соединение элементов букв.

2

21,22

Верхнее соединение элементов букв.

2

23

Обобщение: виды соединений элементов букв (верхнее, среднее и нижнее).

1

24

Буквенный период (92 часа).

Буквы О, о.

1

ДМ «Письмо букв».

25

Буквы И, и, ы.

1

ДМ «Письмо букв».

26

Буквы Э, э.

1

ДМ «Письмо букв».

27

Буквы У, у.

1

ДМ «Письмо букв».

28

Буквы А, а.

1

ДМ «Письмо букв».

29

Буквы Л, л.

1

ДМ «Письмо букв».

30

Буквы М, м.

1

ДМ «Письмо букв».

31

Буквы Н, н.

1

ДМ «Письмо букв».

32

Буквы Р, р.

1

ДМ «Письмо букв».

33

Знакомство с алгоритмом списывания.

1

Таблица «Алфавит».

34

Буквы С, с.

1

ДМ «Письмо букв».

35

Буквы К, к.

1

ДМ «Письмо букв».

36

Запись слов и предложений  с изученными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

37

Буквы Т, т.

1

ДМ «Письмо букв».

38

Буквы В, в.

1

ДМ «Письмо букв».

39

Запись слов и предложений с изученными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

40

Буквы П, п.

1

ДМ «Письмо букв».

41

Буквы Ш, ш.

1

ДМ «Письмо букв».

42,43

Буквосочетание ШИ.

2

Таблица «Алфавит».

44,45

Запись предложений с изученными буквами.

2

Таблица «Алфавит».

46

Буквы И, и, ы.

1

ДМ «Письмо букв».

47

Буквы Я, я.

1

ДМ «Письмо букв».

48

Буквы Е, е.

1

ДМ «Письмо букв».

49

Запись предложений с изученными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

50

Буквы Ё, ё.

1

ДМ «Письмо букв».

51

Буквы Ю, ю.

1

ДМ «Письмо букв».

52

Запись предложений с изученными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

53,54

Буква Ь.

2

ДМ «Письмо букв».

55,56

«Опасности письма» на месте безударных гласных.

2

Таблица «Алфавит».

57,58

Буквы Й, й.

2

ДМ «Письмо букв».

59

Буквы З, з.

1

ДМ «Письмо букв».

60

Буквы Б, б.

1

ДМ «Письмо букв».

61

Запись предложений с изученными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

62

Буквы Г, г.

1

ДМ «Письмо букв».

63

Буквы Д, д.

1

ДМ «Письмо букв».

64

Запись предложений с изученными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

65

«Опасности» письма» на месте парных согласных по глухости-звонкости (на конце слова).

1

Таблица «Алфавит».

66

Буквы Ф, ф.

1

ДМ «Письмо букв».

67

Буквы Ж, ж.

1

ДМ «Письмо букв».

68

Запись предложений с изученными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

69,70

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ.

2

Таблица «Алфавит».

71,72

«Опасности письма» (обобщение).

2

Таблица «Алфавит».

73,74,75

Письмо под диктовку.

3

Таблица «Алфавит».

76,77,78

Решение простейших орфографических задач.

3

Таблица «Алфавит».

79,80

Запись слов и предложений с изученными буквами.

2

81

Буквы Х, х.

1

ДМ «Письмо букв».

82

Запись предложений с изученными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

83

Буквы Ц, ц.

1

ДМ «Письмо букв».

84

Буквы Ч, ч.

1

ДМ «Письмо букв».

85

Буквы Щ, щ.

1

ДМ «Письмо букв».

86,87

Правописание буквосочетания ЧА-ЩА.

2

Таблица «Алфавит».

88,89

Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ.

2

Таблица «Алфавит».

90,91

Правописание буквосочетаний: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

2

Таблица «Алфавит».

92

Буквы Е, Ё.

1

ДМ «Письмо букв».

93

Буквы Ю, ю.

1

ДМ «Письмо букв».

94

Буквы Я, я.

1

ДМ «Письмо букв».

95,96,97

Использование букв е, ё, ю, я для обозначения двух звуков.

3

Таблица «Алфавит».

98

Разделительный ь.

1

Таблица «Алфавит».

99

Разделительный ъ.

1

Таблица «Алфавит».

100

Разделительные ь и ъ знаки.

1

Таблица «Алфавит».

101,102,

103

«Опасности письма».

3

Таблица «Алфавит».

104,105, 106

Решение орфографических задач.

3

Таблица «Алфавит».

107

Алфавит.

1

Таблица «Алфавит».

108,109,110

Правила списывания текста.

3

Таблица «Алфавит».

111,112,

113

Письмо под диктовку.

3

Таблица «Алфавит».

114

Контрольный диктант.

1

Таблица «Алфавит».

115

Анализ диктантов. Работа над ошибками.

1

Таблица «Алфавит».

116

Язык и речь (16 часов).

Знакомство с учебником русского языка.

1

Таблица «Алфавит».

117

Главные требования к речи: понятная и вежливая речь.

1

Схемы – модели слов.

118

Роль слов в речи.

1

Схемы – модели слов.

119

Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями и помощниками.

1

Схемы – модели слов.

120

Слова-названия, отвечающие на вопрос кто? или что?

1

Схемы – модели слов.

121,122

Имена собственные.

2

Схемы – модели слов.

123,124

Правописание собственных имён.

2

Схемы – модели слов.

125,126

Разные языки: родной и иностранные.

2

Схемы – модели слов.

127

Устная и письменная речь. Оформление границ предложения.

1

Схемы – модели слов.

128,129

Выразительность устной и письменной речи.

2

Схемы – модели слов.

130,131

Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении.

2

Схемы – модели слов.

132,133

Фонетика. Графика. Орфография. (25 часов)

Звуки речи. Новый способ их обозначения.

2

Схемы-модели звуков.

134,135

Звуковой анализ слова.

2

Схемы-модели звуков.

136,137

Звукобуквенный анализ слова.

2

Схемы-модели звуков.

138,139

Алфавит.

2

Таблица «Алфавит».

Схемы-модели звуков.

140,141

Использование алфавита для решения практических задач.

2

Таблица «Алфавит».

Схемы-модели звуков.

142

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами.

1

Таблица «Алфавит».

Схемы-модели звуков.

143

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы ь.

1

Таблица «Алфавит».

Схемы-модели звуков.

144,145

Обозначение мягкости согласных разными способами.

2

Таблица «Алфавит».

Схемы-модели звуков.

146

Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й'].

1

Таблица «Алфавит».

Схемы-модели звуков.

147,148

Два способа обозначения звука [й'] на письме.

2

Таблица «Алфавит».

Схемы-модели звуков.

149,150

Перенос слов.

2

Схемы-модели звуков.

151

Способы самопроверки при списывании текста.

1

Таблица «Алфавит».

152,153

Орфографический словарь. Приёмы работы с орфографическим словарём.

2

Орфографические словарики.

154

Письмо под диктовку. Решение орфографических задач.

1

Таблица «Алфавит».

155

Итоговый контрольный диктант.

1

Таблица «Алфавит».

156

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

1

«Дневнички достижений».

157

Практика речевой деятельности

(9 часов).

Записки.

1

158

Письмо

1

159

Телеграмма.

1

160,161

Поздравление.

2

162,163

Работа над проектом «Поздравительная газета».

2

164

Заполнение «Дневников достижений».

1

«Дневнички достижений».

165

Урок-КВН.

1

ДМ – демонстрационный материал.

Раздел V.  Содержание и УУД.

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

ДБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД.

Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи.

Рассматривать рисунки и выбирать те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определять направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). Анализировать картинку и определять возможные направления движения: вверх, вниз, вправо, влево, вокруг. Сравнивать подпись под картинкой и узоры, сделанные на разлиновке, характеризовать каждую линию, начало и направление письма на строке. Обводить узоры, контурные картинки, самостоятельно дорисовывать узоры. Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте. Слушать учителя и выполнять его инструкции. Выражать своё отношение к уроку, выбирая одну из схем.

Знакомство со штриховкой и разными её видами.

Анализировать штриховку, сравнивать направления штриховки. Штриховать рисунки и геометрические фигуры, выбирать соответствующее направление штрихов.

Сравнивать узоры, находить в них сходство и различие, обводить по серому контуру рисунки и узоры, самостоятельно дорисовывать узоры. Проводить аналогию между формой рисунка и характером штриховки. Называть виды штриховки. Выражать своё отношение к выполненной работе. Оценивать свою работу.

Наклонное письмо.

Анализировать положение тетради на рисунке, выводить (вместе с учителем) секрет наклонного письма и сознательно пользоваться им. Оценивать свою работу,

Знакомство с элементами букв: наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху, внизу, вверху и внизу, петли, овалы и полуовалы.  Квази-письмо предложений с делением на слова и слоги.

Участвовать в обсуждении иллюстрации к сказке, анализировать образцы элементов букв, находить, на что они похожи, запоминать их название. Понимать учебную задачу, определять начало письма элементов, планировать движение руки при письме и сознательно выполнять их. Понимать учебные задания, представленные в виде условных обозначений, разграничивать в написанном слове известные и новые элементы. Обводить элементы в названии картинки, на самой картинке, тренироваться в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. Сравнивать написанные элементы с образцом и оценивать исполнение. Обводить рисунки по серому контуру, выбирать элементы для каждого из них, записывать элементы на свободной строке под картинками, контролировать процесс письма, называть новые элементы. Анализировать узоры, выявлять закономерности повторения в них элементов, воспроизводить узоры. Оценивать выполнение работы с точки зрения каллиграфического письма элементов букв.

Соединение элементов.

Участвовать в обсуждении рисунков, понимать учебные задания, представленные условными обозначениями. Проверять умение писать изученные элементы, осознавать задачу урока, Рассматривать узор из элементов букв и определять вид соединения. Проверять применение выведенного способа соединения элементов, слушать информацию учителя о названии этого способа. Анализировать записи в прописи и находить в них новый способ соединения элементов. Обводить по серому шрифту элементы букв с рассмотренным соединением, подбирать элементы к другим элементам, присоединяемым данным способом, осваивать научное название способа соединения элементов. Оценивать свою работу.

Звуки речи. Звуки гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Анализировать слова с точки зрения звукового и слогового состава, соотносить схему слова со звучащим словом и картинкой. Отличать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Моделировать звуковой состав слова с помощью моделей-звуков.

БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД.

Письмо всех букв русского алфавита. Алфавит. Заглавная буква в именах собственных. Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв: и, я, ю, е, ё. «Опасные места» на месте безударных гласных и парных согласных звуков. Разделительный мягкий знак.

Анализировать звуки, осознавать необходимость умения писать буквы для обозначения выделенного звука, понимать учебную задачу урока. Различать ударные и безударные гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.  Рассматривать буквы и выделять в них знакомые элементы, сравнивать названные элементы с указанными в прописи. Определять начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Обводить буквы по серому шрифту, писать их самостоятельно, сравнивать написанные буквы с образцом и оценивать их начертание. Использовать разные способы соединения изучаемой буквы с элементами.  Воспроизводить название и написание изученных букв. Осуществлять квази-письмо, самостоятельно обозначая буквами  звуки и списывая буквы. Вписывать буквы в слова. Писать слова и предложения под диктовку с опорой на схему, ставить в схемах слов ударение и отмечать безударные гласные звуки. Наблюдать за совпадением звуков и их букв в любых положениях в слове. Начать осваивать действия, выполняемые при списывании слов. Выводить действия, необходимые при списывании, и составлять с помощью учителя памятку списывания (план действия). Списывать буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. Оценивать выполнение работы и подводить итог урока.

ЯЗЫК И РЕЧЬ.

Знакомство с учебником русского языка.

Название учебника, его структура, условные обозначения, персонажи. Обсуждение письма авторов. Повторение сведений об «опасных местах».

Рассматривать обложку, страницу книги. Вычленять отдельные элементы.

Распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор слов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов. Обнаруживать в записи «опасные» места». Планировать процесс списывания и действовать по плану.

Речь.

Повторение изученного о речи.

Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные картинки как разновидности речи. Уточнение действий при списывании, повторение изученных правил письма.

Роль слов в речи. Создание собственных высказываний на основе различных источников. Наблюдение за использованием слов. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.

Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их,  аргументировать решение. «Озвучивать» рисунки, математические записи, использовать средства выразительности устной речи. Конструировать предложения. Анализировать высказывания, квалифицировать их как «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступать в беседу со взрослыми дома, задавать вопросы, выслушивать ответы и на их основе строить сообщения, рассказы, планировать свою речь с помощью опорных слов.

Группы слов в речи.

Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками. Части речи (без термина) как группы слов, отличающиеся значением и вопросами. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (предварительное знакомство без использования терминов).  Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?

Значения имён существительных (без термина), отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; разграничение таких слов. Знакомство с собственными именами Значение и написание собственных имён. Расширение сведений о собственных именах Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов как собственные имена. Упражнение в выявлении и написании собственных имён Обобщение по теме Обучение проверке своих знаний и умений.

Анализировать предложения, выявлять причины его неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. Делить предложения на слова, классифицировать их в зависимости от вопроса и значения. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. Конструировать предложения, находить «опасные места», списывать, действуя по алгоритму; моделировать диктуемое предложение и писать его под диктовку с опорой на модель.

Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений.

Родной и иностранные языки.

Какие бывают языки? Знакомство с понятиями «родной язык», «иностранные языки». Русский язык как государственный (без термина).

Кто такие переводчики? Речь на родном и иностранном языке; знакомые книги иностранных авторов; роль переводчиков.

Сравнивать значения слова «язык», анализировать ответ персонажа, выявлять причину неправильности. Анализировать родственные связи слов, делать умозаключение о значении слова. Инициировать беседу дома на обсуждаемую тему, определять свою точку зрения. Сравнивать слова, произносимые на разных языках. Читать, «добывать» ответ на вопрос учебника. Рассматривать и сравнивать обложки книг, выявлять их авторов, квалифицировать книги как знакомые и незнакомые. Списывать, действуя по освоенному алгоритму. Находить слова в словаре, выписывать их. Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их.

Речь устная и письменная.

Устная и письменная речь, оформление границ предложения Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Определение количества предложений в устной и письменной речи. Выразительность устной и письменной речи Использование средств выразительности устной и письменной речи. Разыгрывание ситуаций. Словесное рисование. Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении Упражнение в выявлении и правильной записи слов-помощников. Разграничение приставок и предлогов (без терминов) Освоение способа разграничения приставок и предлогов; его применение при письме. Закрепление умения определять границы слов и предложений, оформлять их при письме Упражнение в записи слов, предложений, текстов.

Анализировать речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивать их с точки зрения использования разновидностей речи. Читать, выявляя новые сведения. Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносить текст и его модельную запись, схематически записывать текст, воспринимаемый на слух. Создавать на основе рисунков словесную картину, разыгрывать ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия. Сравнивать слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их разграничения и применять его при письме.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ.

Звуки русского языка.

Звуки речи. Новый способ их обозначения Повторение изученного о звуках речи, характеристика звуков. Элементарная транскрипция (без использования термина) как способ обозначения звукового состава слова. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости Характеристика отдельных согласных звуков, их сопоставление и обозначение новыми условными значками. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов «Чтение» звуковых моделей, сопоставление звуков, их характеристика. Исправление звуковых ошибок. Игры со звучащим словом. Звуковой анализ слов Выделение отдельных звуков слова и их последовательности. Запись слов значками звуков, деление слов на слоги. Сопоставление звуков и букв в словах, предупреждение смешения понятий «звук» и «буква». Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв

Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявлять слово по характеристике его звуков (определённого звука); группировать слова с учётом характера звукового состава; составлять звуковые схемы слов, сравнивать их. Осознавать противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. Сравнивать и различать звуки по заданным характеристикам. «Читать» модельные записи слов; фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»). Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки, классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава.

Буквы русского языка.

Знакомство с алфавитом Буквы как значки звуков. Алфавит: название букв, их последовательность. Обращение к словарям учебника как мотивация изучения алфавита; использование алфавита при работе со словарями. Освоение алфавита Выполнение различных упражнений в расположении букв и слов по алфавиту. Работа над «словарными словами». Продолжение освоения алфавита Упражнение в определении алфавитного порядка слов и их списывании; повторение правил письма. Тренировка в расположении слов по алфавиту Выполнение различных упражнений, работа с орфографическим словарём.

Различать буквы русского и иностранного языков. Слушать (читать), выявляя нужные сведения. Сравнивать значения слов, уточнять их по словарю; наблюдать за расположением слов в словаре. Делать умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявлять алфавитный порядок слов, располагать слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализировать порядок букв, слов, различать их последовательности как правильные или неправильные. Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю.

Звуки и буквы.

Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных Различение твёрдых и мягких согласных звуков; их обозначение на письме с помощью букв гласных Правописание гласных в сочетаниях «жи–ши, ча–ща, чу–щу» (под ударением).

Обозначение мягкости согласных с помощью ь Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных звуков. Обучение выбору нужного способа. Обозначение мягкости согласных разными способами Закрепление умения выбирать способ обозначения мягкости согласных. Перенос слов с ь. Применение изученных правил письма Упражнение в различении звуков и букв и письме под диктовку. Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,] Сопоставление функций указанных букв. Повторение двух способов обозначения звука [й,] и правила выбора нужного способа. Два способа обозначения звука [й,] (закрепление) Упражнение в выборе способа обозначения звука [й,]. Обозначение звука [й,] буквами Различение звуков и букв; звуковой анализ написанных слов. Выбор способа обозначения звука [й,]. Перенос слов с букой й. Обозначение мягкости согласных и звука [й,] (обобщение) Соотнесение звуков и букв при списывании и письме под диктовку. Применение освоенных правил письма. Обучение проверке написанного. Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв

Тренировка в определении и обозначении границ предложений, в применении изученных правил, в правильной записи словарных слов.

Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия.

Планировать решение задачи письма. Обобщать (с опорой на модель) правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различать правильные написания и неверные, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки. Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи.

Правильное письмо.

Правильное письмо – письмо без описок Описка как нарушение правильности речи, как препятствие для понимания. Разновидности описок, их выявление и способы исправления. Мотивация самопроверки написанного. Правильное письмо – письмо без ошибок Продолжение мотивации самопроверки написанного. Знакомство с понятием «ошибка» и способами их исправления. Повторение освоенных правил письма. Уточнение понятия «правильное письмо». Обучение проверке написанного Совершенствование речевых умений и орфографической зоркости; закрепление умения списывать. Освоение «словарных слов», повторение алфавита.

Повторение изученных правил письма. Работа со словарём. Тренировка в определении и обозначении границ предложений, в применении изученных правил, в правильной записи словарных слов,

и списывании текста; обучение работе со словарём. Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант Выполнение фонетико-графических заданий на основе зрительно воспринимаемого текста. Обучение самооценке освоения материала. Тренировка в записи под диктовку. Письмо под диктовку. Обучение самопроверке Совершенствование умения писать под диктовку и проверять написанное. Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

Находить опечатки (описки) в тексте, выявлять их влияние на понимание мысли; делать вывод о необходимости проверки написанного. Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Разграничивать описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознавать различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполнять эти действия. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте, группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия.

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ПРАКТИКА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Записки, письма, телеграммы, поздравления.

Записка: её назначение и строение Ситуации написания записок. Способы проявления вежливости в разных частях записки. Повторение изученных правил письма; проверка написанного. Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов

Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструировать записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимать» предложение до телеграммы; развёртывать телеграмму в предложение. Редактировать записки, телеграммы, поздравления. Писать свои поздравления, записки, письма, выбирать обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Использовать освоенные речевые жанры в практике общения. Обсуждать правила письменного общения, способы проявления вежливости.

Письмо, его содержание, построение и оформление Ситуации написания писем. Формирование умения писать письма, проверять и улучшать написанное. Написание письма учителю Телеграмма и её особенности Обучение сжатому формулированию и правильному письменному оформлению мысли. Составление телеграмм

Как пишут поздравления Первичное знакомство со структурой поздравления Написание поздравлений друзьям, близким, учителю.

Итоговое повторение.

Перелистаем учебник Обобщающее повторение по страницам учебника; обсуждение успехов, трудностей и отношения к урокам русского языка.

Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка.

Раздел VІ. Средства контроля.

        Контроль осуществляется в нескольких направлениях: текущий, тематический и итоговый. Текущий контроль осуществляется методом наблюдения за деятельностью учащихся на уроках и путём организации небольших самостоятельных работ, тестов, словарных диктантов. Тематический контроль проводится с помощью контрольных списываний и диктантов.        Итоговым контролем служит итоговый контрольный диктант. За диктанты оценка в виде отметки не ставится. По результатам работ заполняется мониторинговые таблицы достижений на каждого ученика.

Диктант № 1. Диктант по окончанию периода обучения грамоте.

Дома.

        Мама ушла. Гриша и Юра дома. Они играют. У Гриши кубики. У Юры конь.

        Разделить слова на слоги:

        1 вариант: Юра

        2 вариант: они.

Диктант № 2. Итоговый контрольный диктант за 1 класс.

Приехали.

        Чук и Гек мчались на санях по тайге. Но вот конь стал у крыльца. Это была маленькая избушка. Тут они будут жить.

                Написать сколько букв и звуков в слове:

        1 вариант: конь

        2 вариант: жить.

Таблица анализа результатов диктанта.

                                  Фамилия

                                учащегося

Проверяемое умение

1

Орфографические умения.

Писать под диктовку без ошибок:

- пропуск, замена букв;

2

- перенос слова;

3

- оформление предложения на письме;

4

- раздельное написание предлогов со словами;

5

- большая буква в именах собственных;

6

- правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

7

- обозначение мягкости согласных с помощью букв я, е, ё, ю, и.

8

- Ь – показатель мягкости.

9

Делить слово на слоги.

10

Звукобуквенный анализ слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...