Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Евстифеева Наталья Владимировна

  Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока  использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Базинская ООШ 

«Социокультурный центр»

                     

План-конспект урока

Предмет, класс.   Русский язык. 3 класс.

Тема             «Часть речи – имя существительное»

Программа              «Школа России»

Учебник          Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2009.

Тип урока:       урок изучения нового материала.

                                         Выполнила:

                                            учитель начальных классов

                                          1 квалификационной категории

                                      Евстифеева Наталья Владимировна

 

р.п. Бутурлино Нижегородской области,

2011 г.

Цель урока:    Систематизация  имеющихся знаний об имени                                     существительном.

Задачи:

  1. Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
  2.   Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для  групповой и индивидуальной работы.

Структура урока.

  1. Оргмомент. – 1 мин.
  2. Мотивационная установка, планирование работы – 1 мин.
  3. Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. – 7 мин.
  4. Введение в тему урока. – 3 мин.
  5. Изучение новой темы. – 15 мин.
  1. Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов.
  1. Закрепление полученных знаний. – 12 мин.
  1. Работа в группах (первичное закрепление).
  2. Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.
  2. Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  1. Приветствие учителя.

б) Эмоциональная мотивация.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте – все в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

в) Ответ дежурного: - отсутствующие;

                             - степень готовности класса к уроку;

                            - пожелание  дежурного всему классу.

- Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом. (ответы детей)

 А теперь посмотрим на экран, я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.

2. Чистописание. Итак, первый пункт нашего плана работы -

Упражнение для пальцев рук: ?  - Слайд №2

Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем одинаковую букву? (эта буква у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.

3.Словарная работа.  След. этап урока по плану. Слайд №3, №4.

На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети показывают сигнальными карточками пропущенную букву. И объясняют орфограмму, подбирают, если нужно проверочные слова. Самопроверка на экране. После проверки дети выписывают те слова, в которых встретились элементы из чистописания, обозначить в них орфограммы.

- Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?

- Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?

- Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)

- Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?

4. Повторение изученного. Актуализация знаний.

- Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное)

- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)

- А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу. Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем.

-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)

- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы  кто? что?) Мы начнем создавать кластер по нашей теме?

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод:

                  Имя существительное

                    Очень удивительное.

                   На вопросы Кто? и Что?

                  Отвечать оно должно.     ( Слайд 5)

5. Изучение новой темы. 

1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

- посмотрите на экран (Слайд 6). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.

- Давайте сделаем вывод:  какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?

        Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные)  - вывод на слайде №7.

2) А теперь я вам прочту стихотворение, которое называется «Привет». Прислала мне тётя                                   Где же привет?

Печенья,                                                   Я смотрю с нетерпением,

Конфет,                                                    И с чем он?

Варежки,                                                  С грибами?

Шарф                                                        С капустой?

И горячий привет.                                   С вареньем?

Вот варежки,                                            Наверное, мама

Шарф                                                         Привет этот прячет,

И конфеты                                                 Чтобы остыл, -

С печеньем…                                            Видно очень горячий.

-Какое существительное у героя стихотворения и почему вызвало такое затруднение? Можно ли увидеть привет, потрогать? Значит, есть существительные конкретные, а есть существительные абстрактные.

3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд №8)  (кто сможет, приведите по одному своему примеру)

Холодный - …(холод)

Дружный - …(дружба)

Снежный - …(снег)

Добрый - …(доброта)

Радостный  - …(радость)

- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).

- А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 5, то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно) (сущ-ые могут называть действие)

- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске).

                        Физкультминутка.

Физкультминутка:  Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы,  вы хлопаете в ладоши над головой.

- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?

На слайде (№9)  написано 12 букв:

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.  (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)

- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:

 Как называются такие существительные?  (собственные и нарицательные)

Имена: Андрей, Иван,

дядя Коля, дед Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.

Все фамилии: Петров,

Николаев, Снегирев.

Клички: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.

Города: Москва, Рязань,

Тула, Харьков и Казань,

Вашингтон, Париж, Ханой –

Пишут с буквы прописной.

6. Закрепление изученного.

Задание по группам. Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет». Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде №11)

  1. Гроза, метель, стул, холод, ветер – явления природы.
  2. Езда, бег, рисование, ковер, ходьба – действия.
  3. Скука, гром, радость, огорчение, счастье – чувства человека.

4) Задание на слайде №13. Представлена картина, на которой нужно найти как можно больше существительных и записать их в тетрадь с вопросами. Задание дифференцировано: ученики слабого уровня выписывают все найденные предметы, сильные ученики делят существительные на лексические группы. Карточки самопроверки.

5) – Что мы еще знаем о существительном, но сегодня еще не говорили? Как изменяются существительные? Приведите примеры.

-Какой еще морфологический признак мы можем указать?

  -Число. (слайд №14)

  -Прочитайте слова, что в них общего? Что интересного  заметили?

  К.РЕНЬЯ – КОРЕНЬ        Л.СА – ЛЕС

  ДВ.РЫ – ДВОР                         Р.КА- РЕКИ

  З.МА – ЗИМЫ                              Д.СКА – ДОСКИ

  Вывод учащихся: безударную гласную в корне можно проверить, изменив форму множественного числа существительного на форму единственного числа

6) Что еще мы знаем об имени существительном?

Давайте и мы поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)

        По команде учителя и под музыку дети выстраиваются у доски.

        М.р.                                ж. р.                                с.р.

        Врач                        страна                        печенье

        Вагон                        сестра                                  солнце

        Дедушка                        доброта                        поле

        Поход                        яблоня                                 облако

        Арбуз                        осина                                крыло

                Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.

  1. Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду?  (она, моя, …   ) (Слайд № 15) Дополняем кластер.

7) Упр. 7. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение.

        1 –я группа работает с тестом: «Имя существительное»

  1. Какое слово является именем существительным?

1) подвиг;  2) пот;  3) подвинул;  4) подвижная.

  1. Укажите имя существительное женского рода:

1) весенняя;  2) ягода;  3) яблоко;  4) лимон.

  1. Укажите имя существительное мужского рода:

1) дятел;  2) синица;  3) летел;  4) небо.

  1. Укажите имя существительное среднего рода:

1) зелёное;  2) береза;  3) тополь;  4) дерево.

  1. Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

1) молоко;  2) гриб;  3) ягода;  4) помидор.

  1. Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
  1. руки;  2) брюки;  3) ноги;  4) круги.

Итог урока.  Рефлексия.

- Обратимся к нашему плану. (Слайд №16) Все пункты плана мы выполнили? Что еще нам осталось сделать?

-Что нового мы узнали на уроке? Посмотрите на получившейся кластер. (Слайд №18)Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное.

- Кто все понял и запомнил о существительном?

- Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?

Домашнее задание.

Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.8.

Кто не усвоил категорию рода и числа – упр.6.

-  Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru 

http://www.rusedu.ru/detail_18502.html

  1. http://images.yandex.ru/ 
  2. http://www.trinitas.ru 
  3. http://www.e-reading.org.ua 
  4. http://www.publicdomainpictures.net 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имён существительных" по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка. Тема: «Имя существительное» 3 класс

Конспект урока русского языка в 3 классе  УМК "Школа России" будет интересен практикующии учителям начальных классов и студентам педагогических вузов. Урок обобщения знаний об имени существительн...

Конспект урока русского языка "Род имен существительных" 3 класс УМК «Начальная школа XXI век»

формирование представлений о роде имени существительного как его грамматическом признаке....

Конспект урока русского языка «Число имён существительных» («УМК Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний об имени существительном как части речи; формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам.Планируемые результаты Пред...