Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Падежи имен существительных"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Скудина Валентина Анатольевна

    «Падежи имен существительных», 3 класс 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon padezhi_imen_sushchestvitelnykh.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка

    в 3 классе

    учитель: Скудина Валентина Анатольевна

    Тема урока: «Падежи имен существительных»

    Цели урока:

    • создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;
    • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;
    • способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.

    Задачи:

    - личностные УУД: способствовать формированию интереса к учебной деятельности;

    - регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    - коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

    - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

    Оборудование: учебники, тетради, карточки-задания (тест-самоконтроль), карточки-задания «Допиши стихотворение» (разноуровневые), карточки-задания с деформированным текстом, офтальмотренажер.

    Ход урока

    1. Организационный этап.

    - Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поздороваемся с ними. - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

    (Определение настроения)

    Сели ровно и плечи расправили,

    Ноги вместе все дружно поставили,

    Наклонив тетрадь слегка,

    Держит левая рука.

    Правой ручку надо взять,

    Приготовиться писать. (Дети записывают число)

    1. Актуализация прежних знаний.

    Минутка чистописания.

    (Пальчиковая гимнастика)

    - Сегодня на уроке мы напишем букву, которая обозначает согласный твердый глухой звук, который имеет звонкую пару –з-. (-с-)

    А для чего нам нужна минутка чистописания?

    1. Определение темы урока.

    - Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.

    Вопросы:

    1. Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)
    2. Первая буква алфавита (А)
    3. На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)
    4. В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)
    5. Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж)
    6. Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)

    (ПАДЕЖИ)

    А чтобы отгадать остальные два слова, ответьте, в какой форме всегда употребляются имена существительные «молоко», «кофе», «пальто»? (Е Ч)

    (ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)

    - Какова цель нашего урока? (Грамотно, красиво писать. Дружно работать. Беречь здоровье.)

    - Поднимите руку, кто готов работать, узнать на уроке что-то новое, интересное.

    - Что нам нужно, чтобы достичь цели урока?

    (Внимание, аккуратность, умение слушать, терпение, знание, самостоятельность, поддержка друга).

    - А чтобы узнать нашу языковую тему, предлагаю вам словарную работу.

    1. Словарная работа.

    Картинный диктант с последующей проверкой.

    - Обозначьте ударения в записанных словах и подчеркните ошибкоопасные места.

    - Что объединяет эти слова?

    - На какие две группы можно разделить эти слова?

    Определение языковой темы «Братья наши меньшие».

    1. Проверка знаний учащимися падежей и падежных вопросов с помощью теста-самоконтроля. (Работа в паре)

    - У вас на партах лежат карточки с тестом-самоконтролем. Вам нужно соотнести названия падежей с их падежными вопросами. Если задание будет выполнено правильно, с обратной стороны карточки получится картинка.

    (Учащиеся выполняют тест)

    - Назовите по порядку падежи вместе с вопросами.

    - Почему у нас два вида падежных вопросов?

    Изменение по падежам слова «кошка» (у доски)

    (Гимнастика для глаз)

    - Стали, руки за спину, посмотрели на дальнее дерево, на носик, на дерево, на носик, зажмурились, удивились, сели.

    1. Воспроизведение учащимися знаний и способов действий.

    Восстановление деформированного текста (Работа в группах)

    - Выполнив следующее задание, вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек. У вас на парте лежат карточки с деформированным текстом. Прочитайте предложения и составьте из них текст, ориентируясь на падеж существительного «кошка». Это слово должно следовать в предложениях в порядке склонения, т.е. от И.П. до П.П. по порядку.

    Домашняя кошка с давних пор живет рядом с человеком.

    Она произошла от дикой кошки.

    Многие народы поклонялись домашней кошке.

    В Египте кошку считали священным животным.

    На Руси также дорожили кошкой.

    О кошке сложили много легенд и сказок.

    - Прочитайте то, что у вас получилось. Как можно назвать эти предложения? Докажите, что это текст. Определите тип этого текста. Что узнали нового?

    Синтаксический разбор предложения: Многие народы поклонялись домашней кошке.

    Физкультминутка.

    1. Закрепление знаний и способов действий.

    Работа по учебнику.

    Гимнастика для глаз (офтальмотренажер)

    1. Выполнение упражнений творческого типа (дифференцированное).

    Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах (I вариант) и слово «кот» вместе с подходящими по смыслу предлогами (II вариант)

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись, серый (кот).

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от (кота).

    А теперь и за версту

    Не приблизится к (коту).

    Крыса старая - и та,

    Видя грозного (кота),

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретится с (котом).

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает о (коте).

    - Какие трудности вы испытывали при выполнении работы?

    1. Итог урока.

    - Если вы хотите узнать побольше о кошках, вы можете обратиться в библиотеку и посмотреть в энциклопедии.

    - Ребята, давайте вспомним, что мы повторяли сегодня на уроке? Чему учились на уроке?

    - Сегодня на уроке я…….

    - С каким настроением вы уходите с урока?

    - Урок прошел плодотворно, поставленной цели мы достигли и говорим всем «СПАСИБО»!

    1.  Домашнее задание.

    I задание

    Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах.

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись, серый ______

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от ______

    А теперь и за версту

    Не приблизится к ______

    Крыса старая - и та,

    Видя грозного ______

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретится с ______

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает о ______

    II задание

    Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах, определить падежи.

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись, серый ______

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от ______

    А теперь и за версту

    Не приблизится к ______

    Крыса старая - и та,

    Видя грозного ______

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретится с ______

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает о ______

    I задание

    Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах.

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись, серый ______

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от ________

    А теперь и за версту

    Не приблизится к ______

    Крыса старая - и та,

    Видя грозного ________

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретится с ______

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает о ______

    II задание

    Восстановить стихотворение, вставив в него слово «кот» в разных падежах, определить падежи.

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись, серый ______

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от ________

    А теперь и за версту

    Не приблизится к ______

    Крыса старая - и та,

    Видя грозного ________

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретится с ______

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает о ______


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

    План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

    Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"

    Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"...

    Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

    Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

    Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс

    Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...