Методические разработки
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Методический материал для уроков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Знакомство с буквой И и, звуком [и].  Письмо заглавной и строчной букв И и.

Цель урока

Познакомить со звуком [и], буквой И и. Научить писать заглавную и строчную букву И и.

Основные понятия темы

Строчная буква, заглавная буква, гласный звук

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Умение писать правильно гласную букву И и, умение писать буквы слитно, умение распознавать гласные буквы

Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.

Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.

Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.

Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

организация пространства

Межпредметные

связи

Формы работы

Ресурсы

Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха). математика

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Азбука, ч. 1. с. 72

Пропись 2 «Мой алфавит» стр 12-13

Схемы слов и предложений, предметные картинки.

Мотивация к деятельности.  Постановка темы.

Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы  

 - Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?

- Чему уже научились?

Фонетическая зарядка. Цветные карандаши

- Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.

- Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?  

- Если согласный?  

Улитка, ослик, сосны, лук, книга, волк, акула, облако, письма, иволга

 Игра «Кто внимательный?»

- Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: пила, аист, игла, ива?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Каковы наши цели?

Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

Диагностические задания

Знакомство  со звуком [и], буквой И и

Цель —  познакомить со звуком [и], буквой Ии, соотносить звук и букву

   Звуковой анализ, характеристика звуков.

 — Как кричит ослик?  

- Назовите первый звук. Определите, гласным  или согласным  является звук [и]?

      

Упражнения в выделении звука [и]    

Игра «Узнайте звук»

- Если услышите в словах звук [и] – встаньте:  ель, йод, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

Рисунки «Загадки слов»   Пропись 2 стр 12
- Рассмотрите рисунки. Назовите предмет на картинке, какой первый звук в слове? Дайте ему характеристику, обозначьте на схеме под рисунком.

- Кто такая иволга?

**** аналогично со вторым словом

-  Можем ли мы увидеть звук [и]?

- Звук [и] мы обозначим буквой И.

   **** учитель показывает печатную букву Ии

 - Сколько букв на плакате? Почему две буквы Ии?

- На что похожа буква И?

- Послушайте как про эту букву написал поэт:

Буква И наискосок примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула – к правой ножке пристегнула.

- Сложите букву Ии из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?

Печатание буквы Ии     Пропись №2 стр 12

**** печатание по алгоритму

- С чего начнем печатание буквы?

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Печатание в тетради самостоятельно
  4. Самоконтроль

 

                Упражнения в выделении звука

Цель – научить распознавать звук И в словах

 Игра «Кто больше»

- Придумайте и назовите слова в которых есть звук [и].

Упражнения в написании букв  

Цель-  научить писать строчную и заглавную букву Ии  и их соединение

 Анализ строчной буквы Ии       стр 12-13 Пропись 2

- Рассмотрите строчную букву И. Из каких элементов она состоит?

- С какого элемента начнем писать строчную букву И?

*** Работа с табло (обводка буквы)

Письмо элементов строчной буквы И     стр 12 строчка 2

**** письмо по алгоритму

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Самостоятельное письмо элементов
  4. Самоанализ написанного

- А теперь попробуем написать строчную букву  И. Строчка 3

**** письмо по алгоритму

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Самостоятельное письмо буквы
  4. Самоанализ написанного

Зарядка для кистей рук и глаз

Игра «Найди звук» Пропись 2 стр 12   рисунок внизу страницы

- Что нарисовано на каждом рисунке? Как можно назвать эти предметы одним словом?

-  В каких словах есть звук [и]?

- Составьте звуковую схему к этим словам.

***** 3 ученика у доски самостоятельно

- Проверим правильность выполнения задания.

Анализ заглавной буквы И   стр 13 Пропись 2

- Рассмотрите заглавную букву И. Из каких элементов она состоит?

- С какого элемента начнем писать заглавную букву И?

*** Работа с табло (обводка буквы), письмо элементов строчка 2

Письмо заглавной буквы И      стр 13 строчка  3

**** письмо буквы по алгоритму

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Самостоятельное письмо буквы
  4. Самоанализ написанного

Письмо соединений      стр 13 строчка 4

- Соединения каких букв на строчке 4. Где эти буквы соединяются?

**** письмо по алгоритму

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Самостоятельное письмо соединений
  4. Самоанализ написанного

Письмо слов     стр 13 строчка 5

- Прочитайте слово. Почему оно написано с большой буквы? Кого так зовут?

**** письмо по алгоритму

  1. Показ на доске учителем
  2. Прописывание в воздухе
  3. Самостоятельное письмо слова
  4. Самоанализ написанного

 

Упражнения на развитие речи

Цель – закрепить умение  составлять предложение по схеме и звуковые схемы слов

 Пропись 2 стр 13 рисунок внизу

- Рассмотрите рисунки. Кто изображен?

- Из этих слов составили предложение. Сколько в нем слов.

- Назовите первое слово, закончите схему. На каком месте стоит буква И? Напишите ее ниже схемы.

**** аналогично с остальными словами

4 этап   Подведение итога. Рефлексия.

Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

 -  Какие новые знания приобрели сегодня?

- Какие трудности возникли?

- Какое задание было наиболее интересным?

- Все ли цели достигли?



Предварительный просмотр:

Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): текст

Сова

7

        Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала

13

сова старику, но перестала у него 

18

на лугу мышей ловить. Старик 

24

это поначалу не заметил, а мыши

28

обнаглели.    Стали    они   гнезда 

31

шмелей      разорять.      Улетели 

39

шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего

48

не понял старик. А клевер перестал расти на лугу.

56

Голодно стало корове, и перестала она давать молоко.

62

        Вот как все в природе связано

67

между собой! Теперь понял это 

73

старик и пошел скорее к сове 

75

прощение просить.

Задание 1.

Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.

Задание 2. Соедини рисунки стрелками так, чтобы было легче пересказать текст.

Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой

                                                        

Ответ:

________________________________

Задание 4. Ответь на вопросы. Если нужно, перечитай текст еще раз.

        Вопрос 1.

Предположим, что одна сова ловит за ночь 4 мыши. Сколько мышей может поймать сова за три ночи? Запиши получившееся число.

Ответ:        ________

        Вопрос 2. У кого в этой сказки больше всего ног? Допиши в ответе слово.

Ответ:        Больше всего ног у ________

        Вопрос 3. У кого ног меньше – у человека или у мыши? На сколько? Запиши правильное слово и число.

Ответ:        У человека ног ________ на ________.

Задание 5. Найди в тексте и спиши два последних предложения. Проверь. Если надо, исправь.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

___ звуков

___ букв

___ букв

___ звуков

Задание 6. 1) Найди и спиши выделенные в тексте жирным шрифтом слова.        ________________

___ букв

___ звуков

        ________________

___ звуков

___ букв

        ________________

2) Подчеркни в записанных словах буквы мягких согласных звуков.

3) Раздели эти слова вертикальной чертой на слоги.

4) Определи и запиши цифрой в прямоугольнике рядом со словами количество звуков и количество букв.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 7. Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием.

Неживая природа

Растение

Животное

Дерево

Травянистое растение

Задание 8. Сколько в сказке живых существ, которые не умеют летать? Запиши ответ числом.

Ответ:        ________

Задание 9.

1) Перечитай текст. Подчеркни незнакомые тебе слова, подсчитай их, запиши ответ цифрой и выпиши все незнакомые слова в столбик в таблицу.

Ответ:        Незнакомых слов ________

2) Попробуй выяснить значение одного любого незнакомого слова и запиши его рядом с этим словом.

Незнакомое слово

Значение незнакомого слова

1. ____________

____________________________

2. ____________

____________________________

3. ____________

____________________________

4. ____________

____________________________

5. ____________

____________________________

6. ____________

____________________________

7. ____________

____________________________

8. ____________

____________________________

9. ____________

____________________________

10. ___________

____________________________

Задание 10. Как ты думаешь, чем обидел старик сову? Напиши одним предложением.

______________________________________________

______________________________________________

Задание 11. Как, какими словами, ты бы извинился перед совой, если бы ты был на месте старика? Напиши в двух предложениях.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...