Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

1. Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.

2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.

3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

4. Формировать интерес к рус. яз., привлекать внимание детей к «живому» слову.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Конспект урока

Предмет                                                           Русский язык         2 класс

 Тема урока.                                                  Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

                                                                                   

 Цель урока: Научить детей определять способы обозначения мягкости согласного на письме.

Задачи урока

1. Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.

2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.

3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умение ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

4. Формировать интерес к рус. яз., привлекать внимание детей к «живому» слову.    

Оборудование урока:

  1. Персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор.
  2. Условные знаки для рефлексии.
  3. Учебник русского языка под редакцией Р.Н. Бунеева.

1. Организационный момент.

Учебная цель: активно включиться в учебный процесс

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.

Задача:  активизировать внимание  учащихся при помощи словесных методов.

Методы организации работы учащихся: словесные методы.

             Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Учитель читает слова:

В лес примчался первый снег.

Попросился на ночлег . . .

Перепуганный не в шутку,

Примерять стал зайчик шубку!

Без иголки, без портного

Шубка новая готова!

 - Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес

                               

                           2. Актуализация знаний учащихся.

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

Задача: организовать фиксацию затруднений в выполнении  учащимися задания.

Методы организации работы учащихся: словесные, наглядные методы.

             Деятельность учащихся

Деятельность учителя

  Зима. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю белым ковром. В лесу стоит тишина. Красивы деревья и кусты в снежном уборе. Зелены только сосна и ел_ .

( а, у, ы).

 - а, о, у, ы, э.

( и, е).

 - е, ё, и, ю, я.

Прочитайте текст (слайд 1):

           

 - В выделенных словах назовите гласные буквы, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков. 

 - Какими гласными буквами обозначают твердость согласных звуков?  

         - В выделенных словах назовите гласные буквы, которые обозначают  мягкость  предшествующих согласных звуков. 

 - Какими гласными буквами обозначают мягкость согласных звуков?                            

                                       

                                        Физминутка для глаз.

                                 3. Изучение нового учебного материала.

    Учебная цель: научиться определять способы обозначения мягкости согласных на письме, писать «ь» для обозначения мягкости согласного на конце слова.

    Цели и задачи:  - организовать подводящий  диалог по проблемному объяснению нового знания;

- организовать уточнения и согласования темы урока;

-соотнесение нового знания с правилом в учебнике;

- развивать диалогическую речь детей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

(ел_).

(ель)

(он мягкий)

(мягким знаком)

(в конце слова)

обозначение «ь» мягкости согл. звука в конце слова

с.112, упр. 185

  1. – произнесите последнее слово, как оно написано. Объясните его смысл. Имеет ли это слово отношение к нашему тексту.
  2. – произнесите слово так, чтобы оно подошло по смыслу к тексту.

- назовите согласный звук, опишите его

- как на письме обозначить мягкость согл. звука

- в какой части слова надо обозначать мягкость

     3) – итак, тема нашего урока . . .

     4) – работа с правилом (Р.Н.Бунеев, «Русский язык» 2 кл.) с.113

 

 

                                                  Физминутка

                                                 

   Формы и методы изложения нового учебного материала:  По преимущественному источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, постановка проблемы урока, её обсуждение.

   Основные формы и методы организации индивидуальной деятельности учащихся: частично поисковый метод, самостоятельная работа, работа с текстом правила.

    Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся

    к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное   выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу.

    Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе

    освоения нового учебного материала:  слово учителя, работа

     с  учебником, подготовка   проблемных вопросов,   создание ситуации успеха.

                                     

                                          4. Закрепление учебного материала.

Учебная цель: закрепить навыки обозначения мягкости согласного на письме, писать «ь» для обозначения мягкости согласного на конце слова на практике.

Цели и задачи учителя: - организовать усвоение детьми способов обозначения мягкости согласного на письме, писать «ь» для обозначения мягкости согласного на конце слова.

Формы и методы достижения поставленных целей: словесные (беседа), практические,  учебно-познавательные, сочетание различных видов деятельности.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при не усвоении частью учеников  нового учебного материала рекомендую использовать работу с текстом правила. Выделения ключевых слов с помощью учителя.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Самостоятельная работа учащихся(проверка слайд 2)

февраль

январь, декабрь

Практическая работа учащихся.

С.113, упр. 187 и 188.

 - отгадайте загадку:

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Что, скажи за месяц это. . .

 (загадки про другие зимние месяцы)

 - обратите внимание на согласн. звуки в конце слова. Что вы можете сказать о нем?

 - как на письме обозначить мягкость согл. звука на конце слова? Запишите названия зимних месяцев по порядку. Обозначьте мягкость согл. звука.

5. Самостоятельная работа.

Учебная цель: упражняться в написании слов с обозначением мягкости согласного, «ь» на конце слова.

Цели и задачи учителя: - организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. 

Формы и методы достижения поставленных целей: словесные, учебно-познавательный, практические.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий в тетради, устные ответы на вопросы. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при не усвоении частью учеников нового материала рекомендую работу по вопросам учителя

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

(животных и птиц)

(медведь, рысь, снегирь, глухарь, лось)

Два ученика у доски

 - кого мы можем встретить в зимнем лесу?

 - отгадайте загадки, отгадки запишите, обозначьте изученную орфограмму.

Проверка слайд 3.

6. Рефлексия

Цель и задачи : обобщить, сделать выводы, самооценка.

Формы и методы достижения поставленных целей: словесные.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

-  научиться определять способы обозначения мягкости согласных на письме, писать «ь» для обозначения мягкости согласного на конце слова.

Дети выбирают соответствующий знак.

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Выполнили  вы цель? Научились писать слова на это правило?

- Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:

- А если не поняли – такой знак.

7. Задание на дом

Цель самостоятельной работы учащихся : в ходе выполнения Д.З. ученик должен выучить текст правила с. 113, обозначать мягкость согласного на конце слова с помощью «ь», повторить правило переноса (с. 114, упр.189).

Цель учителя :  проверить знание изученного материала.

Критерии, позволяющие определить степень успешного выполнения учащимися Д.З. : правильность выполнения Д.З. , аккуратность, свободное владение текстом правила с.113

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при не усвоении частью учеников нового материала рекомендую работу по индивидуальным карточкам (парами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме. ...