Главные вкладки

    Урок русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Грунская Елена Николаевна

     

    Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_sootvetstvii_s_fgos.rar6.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в соответствии с ФГОС

    Тема: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

    Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.  

    Формирование универсальных учебных действий (УУД) –

    личностные:

    - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    коммуникативные:

    - развивать умение слушать и понимать других;

    - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    - уметь работать в паре.

    регулятивные:

    - развивать умение высказывать свое предположение

    - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    - прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    - осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    познавательные:

    - на основе анализа объектов делать выводы;

    - обобщать и классифицировать по признакам;

    - находить ответы на вопросы.

    Ход урока:

    1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
    1.  Приветствие «Ладошки удачи».

     - «Желаю успеха большого во всем и везде – здравствуйте! Удачи тебе!»

    1. Мотивация к учению.

    - У каждого – будь то человек, явление природы, предмет, или какое-либо понятие – есть своя сокровенная тайна. У Ь тоже есть свои тайны и чудеса. И на уроке мы постараемся раскрыть эти тайны.

    Актуализация знаний

    Послушайте сказку

    Жили-были в азбуке буквы и любили они ходить друг к другу в кости. Жили они не тужили, потому что все дружили и весело им было, песенки они пели мягкие, ласковы: ми, ми, ми, ля, ля, ля…

     Но жила среди них буква, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука, не умеет говорить, все время молчит. И жилось этой букве плохо, одиноко, поэтому она такая хмурая.

     А любимое занятие букв было составлять слова. А какие слова, мы узнаем, отгадав загадки.

    Что же это за девица?

     Не швея, не мастерица,

     Ничего сама не шьёт

     И в иголках круглый год – ел

    Спит или купается

     Всё не разувается:

     День и ночь на ножках

     Красные сапожки – гус

    – ничего у них не получилось!

    Что же делать, как помочь? Подскажите.

    Запись слов с Ь, подчеркнуть мягкий знак, какую роль выполняет в слове (смягчает согласный):

    Ель, гусь

    Развеселились буквы, позвали Ь в гости и стали с ним дружить. Вот он оказывается, какой незаменимый мягкий знак, настоящий фокусник!

    Обрадовался Ь, что он стал важным и нужным другим буквам. Смотрите, как он повеселел. Кто веселится с Ь, поднимите руки.

    Физкультминутка

    Чтоб никого не огорчить,

     Он всё старается смягчить.

     Сядь – сядьте

     Пальчики как веер расставьте

    - Попробуйте и вы поиграть с  Ь, мы будем менять смысл слова.

     - партия в шахматы; (кон)

     - домашнее животное; (конь)

     - длинная палка; (шест)

     - цифра; (шесть)

     - туда ставят наказанного; (угол)

     - полезное ископаемое, топливо; (уголь)

     - Приведите свои примеры таких пар слов, чтобы из – за Ь менялся смысл слов. (брат – брать, кров – кровь, ест – есть,…)

     Вывод

     Ь – мягкий знак

     - не обозначает звука;

     - обозначает мягкость согласного звука;

     - может менять смысл слова;

     Правило в стихотворении.

     Мягкий знак – хитрый знак.

     Не сказать его никак.

     Он не произносится, но в слово

     Часто просится.

    Закрепление нового материала.

    - Отгадайте загадки, отгадки запишите, обозначьте изученную орфограмму

     Он в сапожках красных бродит,

     Из воды сухим выходит,

     Шею важно выгибает,

     Криком "га-га-га" встречает. (Гусь)

     С неба капает слезами,

     По земле бежит ручьями. (Дождь)

     Летом бродит без дороги

     Между сосен и берёз,

     А зимой он спит в берлоге,

     От мороза прячет нос.   (Медведь)

     Рыжий зверь в печи сидит,

     Рыжий зверь на всех сердит.

     Он от злости ест дрова

     Целый час, а может два.   (Огонь)

     Одну меня не съешь,

     А без меня - не вкусна еда.   (Соль)

     Каждый год я к вам лечу,

     Зимовать у вас хочу.

     И ещё красней зимой

     Ярко – красный галстук мой.   (Снегирь)

    Самостоятельная работа

    а)  - Восстановите пословицы:

     _____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

     _____________- году начало, зиме – середина.  (Январь)

     б)  - Вставьте нужные по смыслу слова:

     Корабль сел на ______.  (мель)

     Ваня взял___________.   (мел)

     В лесу растёт _______ .   (ель)

     Юра_______сливу.    (ел)

     VII. Итог урока

    - Тайны, какой буквы мы сегодня раскрыли?

     - Сколько в русском языке способов обозначения мягкости согласных на письме?

     - Какие?

    Мягкий знак, мягкий знак

    Без него нельзя никак:

    Без него не написать

    Тридцать, двадцать,

    Десять, пять.

    Вместо «шесть» - получим «шест»,

    Вместо «есть» - получим «ест».

    Вот что может получиться,

    Если будем забывать

    Мягкий знак в словах писать.

    Рефлексия

     -  Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность с помощью шкалы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

    Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

    Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука

    1. Развивать умение писать мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце слова.2.Развивать умение объяснять орфограмму графически.3.Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умени...

    Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

    Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

    Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

    Уточнить представления учащихся об обозначении мягкости согласных звуков на письме, совершенствовать умения обозначать мягкость согласных на письме. Развивать орфографическую зоркость, память. Воспиты...

    Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука».

    В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 4 классе  (с использованием инновационной технологий Синквейн ). Синквейн как метод обучения универсален. Ег...