Главные вкладки

    Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе по теме «Мягкий знак на конце слова, как показатель мягкости согласного звука».
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Куандыкова Рысты Шайхуловна

    В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 4 классе  (с использованием инновационной технологий Синквейн ). Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Основной задачей учителя, применяющего технологию Синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_4_klass_myag_znak_sinkveyn.docx38.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Нововаршавская адаптивная школа-интернат» Куандыкова Рысты Шайхуловна, учитель начальных классов

    Технологическая карта урока

    (с использованием инновационной технологий Синквейн ), по русскому языку в 4  классе по теме  «Мягкий знак  на конце слова, как  показатель мягкости  согласного звука».

    Тип урока: Урок закрепления знаний и способов действий

    Место и роль урока в изучаемой теме: 2 урок по теме "Правописание слов с мягким знаком "

    Цель: отработка умения обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком

    Задачи:

    1. образовательные

    - формирование умения обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком, объяснять орфограмму

    - формирование умения проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать слова (по произношению, написанию, смыслу)

    2. коррекционно – развивающие

    - развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия путём выполнения специальных упражнений

    3.воспитательные

    - воспитание интереса к предмету и процессу обучения

    БУД, формируемые на уроке:

    Личностные:

    - формирование положительного отношения к учёбе,

    - формирование нравственных качеств личности: целеустремлённости, дружбы, терпения,

    - адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

    Предметные:

    - Знать правописание мягкого знака на конце слова

    - Уметь обозначать мягкость согласных на конце слова ь.

    Методы обучения: частично - поисковый, продуктивно - практический, наглядно - иллюстративный.

    Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

    фронтальная работа; работа в группах; индивидуальная работа, работа в паре.

    Педагогические технологии: технолгия Синквейн; проблемное обучение,  игровые методы, обучение в сотрудничестве.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

    Предполагаемый результат: приобретение опыта изучающего и поискового чтения; умение различать слова с мягким знаком на конце  и в середине слова.

    Средства обучения: Учебник «Русский язык» 4 класс для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова -  М.: «Просвещение», 2016г.

    Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Мягкий знак  на конце слова, как  показатель мягкости  согласного звука».

    Карточки с творческим заданием для работы в группах

    Оборудование: компьютер, проектор, плакат с деревом, карточки с  животными, цветные карандаши, карточки с заданиями.

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Организационный этап

    Учитель: Встанем ровно и красиво

    Прозвенел уже звонок.

    Сядем тихо и неслышно

    И скорей начнём урок.

    Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения.

    Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

    Проверка домашнего задания

    - А сейчас проверим домашнее задание. Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу. Расскажите, что нужно было сделать дома?  - Прочитайте какое слово вставили в первое предложение? (медведь). Во второе предложение?(лось) Какой звук смягчает мягкий знак?

    Написать предложения, вставить подходящие по смыслу слова, подчеркнуть слова  с мягким знаком.

    Предыдущий согласный звук

    II. Мотивация учебной деятельности

          Вспоминаем оценочный блок урока. - Сегодня вы будете оценивать себя сами. (Если выполнил задание правильно, на полях карандашиком рисуем листик)

    Зеленый листик-у меня все хорошо, желтый -был не внимателен, красный-были затруднения. В конце урока вы должны украсить дерево развития, своим успехами листиками, насколько вы были успешны на уроке.

     - Как вы должны работать на уроке, чтобы получить хорошую оценку?

    Ответы детей

    -Быть активными,

    -Поднимать руку,

    -Правильно отвечать,

     -Писать, без ошибок

    -Не  шуметь и не вертеться.

     Актуализация знаний

    Прочитайте:

    Знание и труд в тесной дружбе живут.

    Что это такое?

    Как вы её понимаете? Зачем мы учимся?

    Что ещё можно сказать про эту запись? Почему? Какое правило заметили в записи слов в  этом предложения? (жи)

    Минутка чистописания Назовите букву обозначающую согласный звук в сочетании жи, ,которую будем писать на минутке чистописания? (ж) Что вы знаете про эту букву? Жж жи  Напомним правила посадки.

     Отвечают на вопросы учителя.

    -Пословица

    Анализируют, сравнивают смысл пословицы.

    -Предложение

    Жи-ши пиши с буквой «и»

    Хором проговаривают:

    Я тетрадь свою открою,

    Уголочком положу.

    Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь!

    Отрабатывают навык каллиграфического письма  букв.

    Определение темы и цели урока.

    - Он очень вежлив,

    Этот знак.

    Не любит споров он и драк.

    Чтоб никого не огорчить,

    Он все старается смягчить.

    Так мягко просит этот знак,

    Что отказать нельзя никак.

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

    - Что это за знак?

    - Что он нам показывает?

     -Мы сегодня продолжим изучение темы «Мягкий знак на конце слова показатель мягкости  согласного звука».

    Игра «Какое слово исчезло?»

    На уроке русского языка мы учимся писать грамотно, без ошибок. Чтобы узнать какие слова будем писать, нужно выполнить задание.

    Гроза, ветер, луна, солнце

    Дождь, пыль, ночь … (день)

    а) Какое слово пропущено?

    б) Что общего между словами нижнего ряда? Запишите эти слова  в тетрадь подчеркните Ь. Взаимопроверка

     Отвечают на вопросы учителя.

    О мягком знаке.

    «Мягкий знак   звука не имеет

    Он  показатель мягкости  согласного звука».

    День

    На конце у всех слов мягкий знак

    Работа по теме урока.

    Запишите слова с буквой «Ь», обозначающие: ( кто отгадал, тот и пишет у доски слово.)

    -ткань на праздничном столе (скатерть)

    - в чём пишет ученик (тетрадь)

    -дикое животное, спит всю зиму в берлоге (медведь)

    -школьная сумка ( портфель)

    -Слова записать в тетрадь, разделить на слоги, поставить ударение.

    (ска-терть, тет-радь, мед-ведь, порт-фель )

    - Какой звук обозначают эти буквы?

    - Почему мы в этих словах пишем «ь»?

    Предварительная работа по составлению Синквейна

    Ребята определите, какое слово отвечает на вопрос (Кто?). Какой частью речи является это слово?

    Что мы знаем  об этом животном? Какой?

    Определяем часть речи?

    Что он делает?

    Применение инновационной технологии Синквейн.

    Давайте составим с этим, словом не рифмованное стихотворение по схеме.


    Молодцы. Выполнили верно, оцените каждый свою работу

    Ответы детей

    -скатерть

    -тетрадь

    -медведь

    - портфель

    Он  показатель мягкости  согласного звука».

    -Медведь

    (существительное)

    Это дикое животное, хищное.

    (прилагательное)

    Спит, рычит

    Определяем часть речи?

    (глагол)

    Любит рыбу, мед. Зимой спит в берлоге. Когда злой рычит.

    1.Кто?- Медведь.
    2.Какой?  -   Мохнатый, большой.
    3.Что делает?  -  Рычит, Лакомится, Спит.
    4.Предложение  -   Зимой спит в берлоге.
    5.Ассоциация  -   Зверь.

    Физкультминутка.

    Мягкий знак, мягкий знак!

    Без него нельзя никак!

    (Наклоны туловища вправо, влево.)

    Без него не написать

    Тридцать, двадцать, десять, пять.

    (Наклоны вперед.)

    Вместо «шесть» получим шест,

    Вместо «есть» напишем, «ест».

    (Наклоны головы вправо, влево.)

    Станут пенками «пеньки»,

    Уголками – «угольки»

    (Приседание.)

    «Банька» в банку превратится.

    Вот что может получиться,

    (Ходьба на месте)

    Если будем забывать

    Мягкий знак в словах писать

    Выполнение физминутки

    Обобщение и систематизация знаний 

    Давайте вспомним все, что знаем о ь?

    Прочитайте  слова и выполните задание

    Карась        яблонька

    Рысь          альбом

    Лошадь            пальцы

    Что обозначают слова? (предметы) По какому признаку разделены на две группы? Какой вопрос зададим к словам первого столбика? второго?

    Определим место расположения «ь» в словах каждой группы? Назовите в каждом слове мягкий согласный.

    Карась [с’]….

    …Какую роль выполняет? Какой вывод сделаем?

    Давайте охарактеризуем животных?

     Предварительная работа по составлению Синквейна. Что мы знаем о рыси? Какая рысь? Определяем по вопросу, какой частью речи является?

    Что делает рысь?

    Определяем часть речи?

    Что мы знаем о лошади? Кто или Что?

     Какая лошадь? Определяем по вопросу, какой частью речи является?

    Что делает лошадь?

    Определяем часть речи? На какой вопрос отвечает?

     

    Применение инновационной технологии Синквейн.

    Составление стихотворения о животных  по схеме

    Кто?

    Какой?

    Что делает?

    Предложение?

    Ассоциация?

    -  Сейчас вам предстоит работать в группах. 1 группа-рысь

    2 группа-лошадь. Вам нужно  составить предложения по схеме. Работу каждого члена группы оценивает начальник группы.

     Ответы детей

    -Только буква -Не может стоять в начале слова

    (у детей карточки)

    К словам первого столбика  (Кто?)

    К словам второго столбика  (Что?)

    -ь знак может находиться в середине слова и на конце

    -смягчает впереди стоящий согласный

     

    Кто? Рысь (существительное)

    Большая, дикая, рыжая, хищная. (прилагательное)

    Прыгает, охотиться, лазает, добывает  (глагол)

    Кто? Лошадь

    Резвая, быстрая, красивая

    (прилагательное)

    Скачет, работает, помогает, соревнуется

    (глагол) Что делает?

    1группа-рысь

    1.Рысь- кошка

    2.Хищная, рыжая

    3.Охотиться, прыгает, лазает.

    4.Живет лесу

    5. Хищник

    2 группа-лошадь

    1.Лошадь

    2.Резвая, быстрая

    3.Скачет,работает,соревнуется

    4.Помогает в хозяйстве

    5.Домашнее  животное

     Работа по учебнику упр. 2 стр.48

    -Прочитайте стихотворение. Выписать  слова с мягким знаком, подчеркнуть.

     - Проверяем, какие слова записали с мягким знаком.

    Ребята определите место «ь»  в словах

      Ответы детей

    Пальто, морковь, конь, уголь, коньки.

    -на конце слова

    -в середине слова

    Применение знаний и умений.

    Прочитайте  слова, определите в какое время года это происходит.

    - Дождь, метель, капель, ливень, туман, слякоть.

    Записать природные явления осени:(дождь, слякоть, туман). Самопроверка.

    - Какую работу в   словах выполняет Ь?

    Смягчает согласный звук.)

    Рефлексия деятельности

    - А сейчас я предлагаю вам оценить себя, оживите дерево своими успехами.

    - Теперь послушайте, какие оценки вам поставила я. Сегодня я поставила «5»   Артему, Лере, Ульяне, Кате, Сереже, так как эти ребята давали полные и правильные  ответы, были активными, аккуратно писали в тетрадях, «4» я поставила Антону. Рите, Жене, Камилю,Варе, Сереже А  так как не всегда ответы были полными, допускали небольшие ошибки.

    - Спасибо за работу, урок окончен!

    Ссылки на Интернет – источники:

    infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-4-klass-so-zdorovesberegayushimi-tehnologiyami-4023467.html

    multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-4-klasse-s-prim-1.html

    www.metod-kopilka.ru/konspekt-uroka-s-primeneniem-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-klass-72443.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

    Технологическая карта урока русского языка для 2 класса "Звонкие и глухие согласные на конце слова".  Используется учебник Канакиной В. П. и Горецкого В. Г. На уроке дети совершат прогулку в зимн...

    Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"

    Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"Тип урока: Закрепление и обобщение полученных знанийЦель урока: Повторен...

    Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

    Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

    Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему "Лексическое значение слова"

    Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Планета Знаний", авторы учебник Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, на тему "Лексическое значение слова"....

    Технологическая карта урока по Русскому языку "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление)"

    Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление), 3 класс...

    Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (закрепление)

    Планируемые результаты: Предметные: -развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне; -сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах. -отрабат...