Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе на тему "Лексическое значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мартынова Райхана Рифовна

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Планета Знаний", авторы учебник Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, на тему "Лексическое значение слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_kart_uroka_russkiy_yazyk_2_klass.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная общеобразовательная школа с. Пионерский – филиал муниципального общеобразовательного

 бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Спартак

 муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

Русский язык 2 класс

Тема: «Лексическое значение слова»

                                                                                                                                                                       Выполнила

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Мартынова Райхана Рифовна

2018

Урок русского языка во 2  классе УМК «Планета знаний»  

Авторы учебника: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина (М.: АСТ: Астрель)

Тема: «Лексическое значение слова»

Цель:  создать  условия  для  знакомства с  понятием «лексическое значение слова».

Задачи урока: -  способствовать формированию   лексического запаса языка,  развитию звукового анализа  слов,  активизации  

                              познавательной    деятельности;

                            - создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

                            - способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые  результаты : 

Личностные:  расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся   понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные: научатся  ориентироваться в учебнике, получат возможность  научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему  решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной  работы и работы в парах, карточки для  самооценки, презентация

Этапы  урока

Содержание этапа

Организационный момент.

Цель. которая должна быть достигнута обучающимися : подготовиться  к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную рабочую позу;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

(Слайд 2)

- Итак, у нас урок русского языка. где

Школьная доска откроет тайну

О судьбе замысловатых слов.   

  - Ребята, давайте вспомним правила готовности к уроку.

1. Быть должны всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки.

2. Каждой вещи – своё место.

-А девиз у нас какой?

- Всё, что надо- под рукой.

   2. Психологический настрой.      (Слайд 3)  

 – Ребята,  посмотрите  на слайд . А я  по вашим лицам, догадаюсь, какое облачко вам нравится больше всего.

– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно  у всех сохранится.

 Я хочу вам пожелать:

Учитесь с улыбкой,

 Шутите, учась!

 Любая ошибка исчезнет,

 Боясь веселой улыбки

 и  ваших радостных глаз.

 - Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

                   

Актуализация опорных знаний.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: закрепить  навыки каллиграфического письма;

 показать умение находить в словах парные согласные и проверять их;

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить умение обучающихся в подборе проверочных слов с парными согласными, выявить затруднения в деятельности обучающихся.

Задача для учителя:  учить самооценке.

Методы организации работы: словесные

Методы стимулирования: похвала

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек

Чистописание. (Слайд 4)

- Как всегда в начале урока мы уделим  несколько минут чистописанию, чтобы ваши буквы, слова были красивые, а соединения правильно написаны.

Мудрая сова приготовила вам задание.

- Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Язык,  берег, народ, ромашка, сентябрь

-Что общего у этих слов? ( Обозначают предмет, имеют непроверяемую гласную в корне)

 -Предположите, какое слово в лишнее. Почему?                                     ( Сентябрь)

- Назовите парные согласные буквы, которые встретились в этих словах. (з, к, б ,г, д. ш)

- Запишите парные звонкие на одной строке, а глухие- на следующей:

з г д б

к ш т

- Как проверить парный согласный на конце или в середине слова?

- 1 вариант выпишет слова с парным глухим согласным, а 2 вариант – с парным звонким согласным и подберите  к ним проверочные.

(  2 ученика у доски )

- Оцените работу своих товарищей.

-  Как называется раздел русского языка, в котором изучают звуки и буквы?     ( Фонетика)

- Оцените свою работу и просигнальте мне.( Карточки + -?)

(Слайд 5)

Изучение учебного материала.

1. Постановка  проблемы.

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: показать умение выделять часть из  целого.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Задача для учителя:  заинтересовать обучающихся  в выполнении задания

2.Открытие новых знаний

Цель, которую учитель ставит перед учениками:   выделить общее понятие о лексике.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию у обучающихся знаний о лексическом строе языка.

Задача: активизировать  знания детей, полученные на других уроках.

- Мудрая сова  прислала вам письмо. Прочитайте его. (Слайд 6)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.

Успехов вам! Мудрая сова.

-У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем  эту букву  записать в  пустую клетку  внизу  и прочитать полученное слово.

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Е

А

Н

Д

О

Л

В

Х

К

Н

Д

О

А

Л

Х

А

Н

И

О

Л

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Х

А

С

Д

О

Л

В

Х

А

Н

Д

К

Л

Л

Е

К

С

И

К

А

Введение нового понятия.

- Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

-Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?)

- А откуда  мы можем  получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета. Слайд 7)

В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение.

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

- И мы с вами  сегодня начинаем изучать этот раздел.

- О чём пойдёт речь на уроке? ( О слове).

-Тема урока: «Слово и его значение». Запишите в тетрадь.

На протяжении нескольких уроков  мы будем изучать слово и его значение., узнаем историю появления слов в нашем языке, какие слова называются новыми, а какие устаревшими.

Физминутка для глаз ( Слайды 8,9,10,11)

Закрепление  учебного материала

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:- выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях,

-развивать навыки работы с толковыми словарями,

-умения подбирать родственные слова.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:- создать условия для формирования умения определять лексическое значение слова; для работы в парах.

Задачи: - выработать алгоритм рассказа о предмете;

-развивать способность давать адекватную самооценку.

Методы:  репродуктивные

1.Первичное закрепление нового теоретического материала.

- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети:  (Слайд 12)

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях  детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. (Слайд 13) Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля  (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ), Школьный толковый  словарь ( около 4,5 тысяч слов). У вас на партах лежит Толковый словарик русского языка для учащихся начальной школы  автора Неусыповой. Как и в большинстве словарей слова расположены по алфавиту.

- Откройте словарь на странице 30. Найдите слово «корпус». Посмотрите, сколько значений имеет это слово.

-Как называются такие слова? ( Многозначные).

-Найдите слово «коршун». Сколько у него значений?

- Как называются такие слова? ( Однозначные)

2. Работа по учебнику.  ( № 5 с. 63). (Слайд 14)

- Прочитайте 1 предложение. Объясните слово «увядает».

- Как правильно выразить  эту мысль.

- Прочитайте 2 предложение. Объясните значение слово «укусил».

-Как правильно составить предложение.

-Запишите предложения в исправленном виде                             ( 1в.- 1 предложение, 2в.- 2 предложение)

- Оцените свою работу и просигнальте мне.

3.Физминутка.(Слайд 15)

Мы сидели и писали.

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке.

Быстро –быстро-топ-топ-топ.

И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп.

Ножку вытянем вперёд-

Влево, вправо поворот.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

4. Игра «Опиши  предмет» (Слайд 16)

- Я предлагаю  поиграть. Но для этого нам надо составить алгоритм рассказа .

Возьмём , к примеру, карандаш. Что можем спросить о нём?

-Какой он формы?

- Из чего сделан?

-Для чего нужен?

-Опишите  парту , торт, тарелку( картинки)

- Проанализируйте свою работу и просигнальте мне.

Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое  значение слова

5. Работа в парах.

- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.

- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 17)

Задание .

1.Соедини значение и слово.

2.Для этого из карточки слов выберите карточку со словом по его лексическому значению.

3.Вырежете его, приклейте  в таблицу рядом со значением.

4. Прочитайте, что у вас получилось.

5. Оцените свою работу при помощи Смайлика.

Таблица

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…

Перевёртываться через голову- ( что делать?)…

Карточка со словами

пожилой

ленивый

кувыркаться

прыгать

баловаться

трудолюбивый

жизнерадостный

угрюмый

гостить

-Отложите  задание на край парты.

Рефлексия

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: показать степень усвоения пройденного на уроке материала.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе:  -.проверить степень усвоения нового материала; осознания  учебной деятельности классом.

Задача: выявить  эмоциональный настрой класса

- Какова  тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова?  ( Рассказ о  нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?

-Что понравилось на уроке?

- Выразите своё отношение к уроку при помощи Смайлика

Домашнее задание:

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: закрепить умения работать с толковым словарём.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию навыка работы со справочной литературой.

Задача: дать возможность  выбора задания

-Упражнение № 4 с.67

По возможности найти в толковом словаре  5 многозначных слов и 5 однозначных и выписать их в тетрадь.

- Урок окончен. ( Слайд 18)

- Я вместе с Мудрой совой  говорю: «Спасибо за сотрудничество!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "разбор слова по составу"

Предмет: Русский зыкТема урока: разбор слова по составуЦели урока: повторить темы «состав слова» и «словообразование»Планируемые результаты: ·        Предметные:...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг.(подснежник)Легенда гласит:"Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну.Но смелый подснежник......

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс Тема:"Корень.Однокоренные слова."

-Из-под снега вышел другИ весной запахло вдруг....Легенда гласит:"Однажды старуха Зима......

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение".

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Слово и его лексическое значение"....

Технологическая карта урока родного русского языка 3 класс по теме "дОЖДЕВЫЕ СЛОВА"

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Октябрьская начальная общеобразовательная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «РОДНОЙ ЯЗЫК»Тема:  «Дождик вымочит, а...