Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизни. Данный урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciyaseminar.pptx852.56 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse_umk.docx54.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 1классе Учитель начальных классов: Шатаева Е К Алфавитный принцип построения букв на библиотечных полках и словарях

Слайд 2

Чистописание Аа , Аб,Ав ,…,…,… .

Слайд 3

Пропуск в библиотеку А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж (а) бэ ) ( вэ ) ( гэ ) ( дэ ) ( йэ ) ( йо )( жэ ) Прикатили на еже! З, И, Й, К, Л, М, Н, О ( зэ ) (и) ( ий ) ( ка ) (эль) ( эм ) ( эн ) (о) Дружно вылезли в окно! П, Р, С, Т, У, ф , Х ( пэ ) (эр) ( эс ) ( тэ ) (у) (эф) (ха) Оседлали петуха, — Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я ( це ) ( че ) (ша) ( ща )( тв.знак ) ( ы ) ( мяг.знак )(э) ( ю ) (я) Вот и все они, друзья! (Борис Заходер )

Слайд 4

Что такое библиотека?

Слайд 5

Библиотека волшебного леса

Слайд 6

Орфографический словарь

Слайд 7

к а ртина Кар тина

Слайд 8

Кабы всё знал, так бы не учился.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе УМК «Перспективная начальная школа»

...Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность…

Бернард Шоу

Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной

зависимости от целей, поставленных самими учениками.

И. П. Подласый

Перед учениками ставится задача внимательно рассмотреть страницу учебника  и определить, какие цели будут достигаться на уроке. Сформулировать учебную задачу помогает соотнесение уже известных и усвоенных учащимися знаков/символов/моделей с теми, которые еще не известны. Каждое «неизвестное» должно быть зафиксировано в виде вопроса: «Как называется этот знак (эта модель)? Что он означает? Как его обнаружить? Как и для чего он применяется?» При этом ученики научаются использовать такие выражения: «Мы будем открывать новое знание», «Сегодня мы будем закреплять свои знания и умения», «Главным способом решения нашей задачи будет наблюдение, сравнение». Каждый раз, формулируя учебные задачи на основе выделения еще незнакомых условных символов и знаков, которые станут опорой при изучении нового материала (звукового, грамматического), ученики осознают практическую значимость сравнения. Сравнение становится средством решения учебных задач. В ходе такой работы на уроке формируются регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль, оценка.

Для формулирования целей урока ученики не только проявляют наблюдательность, но и анализируют данные, полученные в результате наблюдения, делают из них определенные выводы, учатся связно и точно выражать мысли в словах. Только формулируя свои мысли во внешней речи, которую слушают все одноклассники, чтобы понять и дополнить, ребенок осознает, понимает, что он будет делать и зачем, что от него требуется. 

Тема: Алфавитный принцип растановки книг на библиотечных полках и в словарях

Цель: 1. формировать умения пользоваться алфавитом.

               2.познакомить детей со словарем,  новым словарным  словом

Задачи: 

- совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);

- упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практической работы

- формирование УУД:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: выполнение заданий с использованием материальных объектов (карточки), поиск и выделение необходимой информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями. Умение работать со словарем.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учиться работать по предложенному учителем плану, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы для организации собственной деятельности, формулировать свои затруднения, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться  к одной из них.

Предметные результаты: Классифицировать буквы по их начертанию. Уметь пользоваться алфавитом. Определять положение  заданной буквы в алфавите: ближе к началу, к середине, ближе  к концу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Знать новые словарные слова. 

Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Ход урока:

Содержание этапа урока

Задачи этапа

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Организационный момент

- Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.
 Ну-ка, всё ль у нас в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки?
 Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.(Слайд 1)

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II.    Чистописание
Подготовка руки к письму. (пальчиковая гимнастика)

Пальчик к пальчику приходит—

Друга он себе находит.

Будут пальчики дружить,

В гости часто приходить.

 Посмотрите на образец: 

Аа, Аб, Ав,…,…,… .

 Как продолжим? Почему?
— Пропишите образец. Подчеркните те соединения, которые у вас лучше всего получились. 

Формировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ  букв

- совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего);

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

III. Повторение алфавита. 

      - Ребята, куда попали наши герои на прошлом уроке? (Волшебный лес)

-Посмотрите на экран. Что  вы видите на экране? (пропуск  в библиотеку) Давайте его вспомним. Что такое библиотека? (Слайд 2-3)
-Ребята, кто сможет правильно назвать все буквы  у доски? (работа с плакатом)

Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. 

IV.  Актуализация знаний.
Откройте учебник на страницах 8-9.
— Ребята, куда попали главные герои?

—  Что увидели дети в библиотеке? (разбросанные книги, полки)
 Постановка цели урока.
— Предположите, чему будем учиться на уроке? (раскладывать книги на библиотечные полки)
 (Слайд 4)

1) Организовать актуализацию изученных способов действий,

2) Организовать актуализацию мыслительных операций.

3) Мотивировать к учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

V.       Изучение нового материала

-Ребята, что вы знаете о книге?

- А может кто-нибудь из вас знает, как располагаются книги на библиотечных полках? 

- Какой знак в учебнике   вы видите, и что он означает.     (пиктограмма, работа в парах)

 -На столе лежат карточки( полки и книги): распределите  все книги на нужные полки.(Дети устно отвечают, какие книги должны стоять на каждой полке.)

-Ребята, какие буквы вам не встретились на  полках? (Ё,Й,Ъ,Ы,Ь) Покажите буквы при помощи вееров.

-Посмотрите внимательно на свои полки. На какие буквы вам не встретились фамилии? (А, И, Ц, Ш, Щ, Ю) Давайте попробуем вспомнить некоторые фамилии и запишем их в тетрадь. (Андерсен, Цыферов, Шибаев) (Слайд 5)

Упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение и др.) в процессе практической  работы при решении логических заданий с буквами

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности

Динамическая минутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VI.  Работа со словарем

-Ребята, что за книга у вас на столе?(словарь). Почему она так называется? . (Слайд 6)

Откройте словари, посмотрите как располагаются слова в словаре. Ответьте на этот вопрос? Поэтому, чтобы найти нужное слово, нужно знать алфавит.  

Внимание на экран.  Что вы видите на экране? (Слайд 7) Соедините эти два слова. Какое слово получилось? (картина)

-Что такое картина? (Картина – полотно,
холст,живописное изображение, произведение живописи)

Упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение и др.) в процессе практической  работы при решении логических заданий с буквами

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

VII.Самостоятельная работа

-Найдите в словаре слово картина. Когда найдете в словаре слово, прочитайте  его, а затем внимательно посмотрите, как оно пишется, и постарайтесь запомнить написание. Запишите слово в свой личный словарик. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную а. (Учитель вывешивает словарное слово на доске). Посмотрите на доску проверьте правильность написания слова.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно выполнять задание

VIII. Закрепление изученного

 Игра « Кто хорошо знает алфавит» .

Три-четыре ученика встают в круг и передают друг другу мячик. Называя буквы по алфавиту в быстром темпе. Кто первым ошибется. Тот проигрывает и выходит из игры. Побеждает тот, кто дольше всего продержится в кругу.

- закреплять умение в запоминании учащимися алфавита

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

IX. Итог урока. 

Что нового вы узнали на уроке?

 «Я сегодня на уроке узнал…»

«Я сегодня научился…»

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

X. Рефлексия(Слайд 8)

Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП к урокам русского языка, 3 класс, Перспективная начальная школа

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс, программа Перспективная начальная школа...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Открытый урок русского языка 2 класс «Перспективная начальная школа» Сложные слова

Тип урока Урок изучения нового материалаТема Сложные словаЦель Создать условия для осознания и осмысления блока новой  учебной информации: понятия сложные слова, применение э...