Программа факультативного курса "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Программа факультативного курса направлена на совершенствование каллиграфии. Содержит упражнения для работы над формой, высотой, наклоном и параллельностью букв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_kalligrafii.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


Программа факультативного курса по русскому языку составлена на основе   Дидактического  материала к урокам чистописания .                        Л.Я. Желтовская, Е. Н. Соколова ( Москва, 1988 год),

рассчитана на 34 учебных часа. Она ориентирована на развитие навыков письма и выработку каллиграфического почерка. В процессе изучения  курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о каллиграфии, познакомиться с её историей и областями применения. Курс - межпредметный: наряду со сведениями из области русского языка в его содержание входят знания по технологии, искусству, истории.

Во втором классе у детей уже сформирован навык письма. Задача факультативного курса состоит в том, чтобы откорректировать данный навык и научить  ребенка писать графически правильные элементы букв.

Теоретическую основу обучения  составляет принцип одновариантного начертания  букв. Суть метода заключается в следующем: через поэлементное овладение письмом к безотрывному и ускоренному воспроизведению букв и их комплексов.

Осуществляется через приемы копирования и тактирования. При написании букв определенной конфигурации, высоты, ширины и наклона даются ориентиры для зрительной координации, сопоставления правильности выполнения каждого элемента- частая косая линия и модульные сети, определяющие и высоту  элементов буквы, и протяженность и наклон.

В программу курса включены упражнения для развития зрительно-моторных координаций, упражнения для развития свободных движений руки, упражнения для предупреждения сходства букв, упражнения для работы над формой сопоставляемых букв, упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.

Особое внимание отведено работе над соединением букв, так как при ускоренном письме нарушается правильность начертания графических элементов букв.

                                 Литература


  1. Т.Ф. Клементовича. Я учусь писать красиво и грамотно.

 ( Санкт- Петербург. Издательский дом « Литера», 2010год)

  1. Е.Ф. Бортникова. Мои первые прописи. Тетрадь.

( Екатеринбург. ООО « КнигоМир»,2010год)

  1. С.Е.Гаврина. Н.Л.Кутяева.Учимся писать. Рабочая тетрадь.                                          

          ( Москва, ЗАО « РОСМЭН- ПРЕСС», 2008год)

  1. В.А.Степных. Минутки чистописания. Статья.                                                  ( Журнал «Начальная школа №5,1990год)
  2. В.П.Канакина. Грамматика, правописание, развитие речи. Статья из опыта работы.

( Журнал «Начальная школа №6,1988год)

  1. Т.Е. Хохлова. Комбинированный урок в обучении письму шестилетних детей.

( Журнал «Начальная школа №10,1988год)

  1. Н.Г.Агаркова. Развивающие возможности поэлементного обучения первоначальному письму. ( Журнал «Начальная школа №2,1992год)
  2.   Н.Г.Агаркова. Формирование графического навыка письма у младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу для студентов педагогических институтов. ( Москва, 1987год)
  3. Л.Я. Желтовская, Е. Н. Соколова. Дидактический материал к урокам чистописания .( Москва, 1988 год)
  4. М.М.Безруких, С.П. Ефимова. Знаете ли вы своего ученика? ( Москва, Просвещение, 1991 год)

                 


                    Содержание курса:


Введение ( 2 часа)

Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки.

 Развитие мелкой моторики рук ( 2 часа)

Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.

Упражнения для работы над высотой букв (4 часа)

Упражнения для работы над высотой букв. Прописывание складов. Написание заглавных букв с использованием модульной сети. Буквица. Вензель( применение каллиграфии в вышивке и искусстве).

Упражнения для работы над формой отдельных букв( 7 часов)

 Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Приём работы с калькой . Письмо заглавных букв А, Л, М,Я. Письмо букв  с нижним элементом: з, р,у,д.  Последовательность написания букв Ф,ф.  Варианты написания элемента буквы «ы». Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Особенности написания элемента «шапочка».

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 9 часов)

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л; ш, м; о,ю;л,я; х,ж. Безотрывное написание Х,Ж. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у; в,з; з,е; с,э.

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью                 элементов букв( 3 часа)

 Выполнение заданий по образцу. Упражнения для работы над наклоном и параллельностью  элементов букв. Прописывание складов.

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью                   элементов букв ( 3 часа)

Прописывание складов с нижним соединением. Прописывание складов с верхним соединением. Прописывание складов среднего соединения. Выполнение работ по образцу.  

Практические и творческие работы ( 4 часа)

Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста объявления, визитной карточки ученика.

       

                      Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Введение. Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности.

1

5.09

2

Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки и развития мелкой моторики рук.

1

12.09

3

Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.

1

19.09

4

Упражнения для работы над высотой букв.

1

26.09

5

Упражнения для работы над высотой букв. Прописывание складов.

1

3.10

6

Упражнения для работы над высотой букв. Написание заглавных букв с использованием модульной сети.

1

10.10

7

Буквица. Вензель( применение каллиграфии в вышивке и искусстве).Упражнения для работы над высотой букв.

1

17.10

8

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо с проговариванием.

1

24.10

9

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Приём работы с калькой .

1

31.10

10

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо заглавных букв А, Л, М,Я.

1

14.11

11

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв  с нижним элементом: з, р,у,д.

1

21.11

12

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Последовательность написания букв Ф,ф.

1

28.11

13

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы».

1

5.12

14

Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Особенности написания элемента «шапочка».

1

12.12

15

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л.

1

19.12

16

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м.

1

26.12

17

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,ю.

1

16.01

18

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л,я.

1

23.01

19

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х,ж. Безотрывное написание Х,Ж.

1

6.02

20

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у

1

13.02

21

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в,з.

1

20.02

22

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з,е.

1

27.02

23

Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с,э.

1

5.03

24

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью  элементов букв. Выполнение заданий по образцу.

1

12.03

25

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью  элементов букв. Выполнение заданий по образцу.

1

19.03

26

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью  элементов букв. Выполнение заданий по образцу.

1

2.04

27

Упражнения для работы над наклоном и параллельностью  элементов букв. Прописывание складов.

1

9.04

28

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание складов: нижнее соединение.

1

16.04

29

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание складов: нижнее соединение.

1

23.04

30

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание складов: верхнее соединение.

1

30.04

31

Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание складов: среднее  соединение. Практическая работа: подписывание тетради.

1

7.05

32

Творческое задание: подписывание поздравительной открытки

1

14.05

33

Итоговое занятие. Визитная карточка.

Написание текстов поздравления, приглашения, объявления.

1

21.05

34

Резервное занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Уроки русского языка для предупреждения дисграфии"

Предлагаемая программа « Уроки русского языка для  предупреждения дисграфии» факультативного курса  разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школ...

Программа факультативных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика»

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

Программа факультативного курса по русскому языку для 4 класса.

Программа факультативного курса разработана для учащихся 4 класса.Курс расчитан на 68 часов (2 занятия в неделю). Программа расчитана на углубленное изучение русского языка и подготовку к олимпиадам....

Программа факультативного курса по русскому языку «Занимательная грамматика»

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные ...

Программа факультативного курса по русскому языку "Занимательная грамматика"

Факультативный курс по русскому языку в соответствии с ФГОС...

Программа факультативного курса «Формирование речевой потребности детей мигрантов, не владеющих русским языком»

Рабочая программа  факультативного курса «Формирование речевой потребности  детей мигрантов, не владеющих русским языком»...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "Занимательная грамматика"

quot; ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА" ( В соответствиии с ФГОС)...