Написание ЧК, ЧН, ЩН
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе по "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chk_chn_shchn.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Написание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН,

Цели урока:

- формировать у учащихся представление о правописании сочетаний чн, чк,  щн; учить заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу;

- развивать речь детей, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

- воспитывать любовь и уважение к матери.

Ход урока.

1. Организационный момент. (1 мин)

 - Наш урок посвящен мамам, поэтому наши знания, умения мы посвящаем нашим любимым мамам, бабушкам. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Она рождается вместе с нами и вечно сопровождает нас в годы взросления.

2. Работа в тетрадях.

 - Откройте тетради, запишите дату.(2 мин)

3. Минутка чистописания. (Слайд 1) (4 мин)

 - Как думаете, какую  букву мы будем записывать? (м)

 - Дайте характеристику звуку, которым  обозначается эта буква? (согласный, непарный, звонкий).

  мама

Мама нужна каждому человеку. (на доске заранее)

4. Словарный диктант     (работа в парах)  (Слайд 2) (6 мин)

 1 вариант: автобус, бассейн, воробей, месяц, суббота.

2 вариант: аллея, вокзал, каникулы, теннис, футбол.

(Взаимопроверка)

5. Постановка темы урока. (Слайд 3) (3-4 мин)

 - По-русски-  мама, по-грузински-  нана,

 А по-аварски  - ласково баба.

 Как же на других языках звучит слово «мама»?

 В английском языке mother,  mama.

 Французское maman. Итальянское mamma, румынское mama и испанское mama. В латыни, к которой восходят эти языки, существовало слово mater.

 - Какой вывод можно сделать?

 (Во всех языках слово мама звучит похоже и имеет общий слог «ма».)

 - Скажите, как вы ласково называете свою маму? (Слайд 4)

 - Выберите вариант правильного написания этого слова:   мамочка  -  мамочька.

 - Почему выбрали первый вариант? Что знаем о звуке ч? (Согласный, всегда мягкий)

 (В сочетаниях чк  мягкий знак не пишется . Это узнали , когда учились читать по «Русской азбуке»).

 - Ещё  в  каких сочетаниях не пишется мягкий знак? (Щн, чн)

 - Чему будете учиться на уроке?

Точный, скучный и мучной,

 Мощный, точный и речной,

 Кочки, бочки, точки,

 Есть в словах чк, чн

 И  встречается щн.

 Знаем точно: в тех словах

 Мы не пишем мягкий знак.

 В сочетании чк

 Места нет для смельчака.

 Мягкий знак не нужен там,

 Это сразу ясно нам!

6. Работа по теме урока. (Слайд 5) (4 мин)

 - Действительно, буква ч обозначает мягкий звук [ч], поэтому не надо придавать дополнительную мягкость с помощью мягкого знака.

 

 - Давайте подарим маме букет из цветов. Запишите отгадки к загадкам.  (Слайд 6)

 (Записывают на доске)

 Я капризна и нежна,

 К любому празднику нужна.

 Могу быть белой, жёлтой, красной,

 Но остаюсь всегда прекрасной.            

 

По утрам мои цветки

 Неказисты и мелки.

 Зато ночью аромат

 Наполняет целый сад!

Белая корзинка,

 Золотое донце.

 В ней лежит росинка

 И сверкает солнце.

(Розочка, ночная фиалка, ромашечка).

 - Подчеркните сочетания. – Какое правило применяли при написании слов?

7. Работа со словарём. (Слайд 7) (2 мин)

8. Физкультминутка.  (Слайд 8) (2 мин)

 Мамам дружно помогаем:

 Сами в тазике стираем.

 И рубашки , и носочки

 Для сыночка и для дочки . ( Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание).

 Через двор растянем ловко

 Для одежды три верёвки.  (Потягивание – руки в стороны.)

 Светит солнышко – ромашка

 Скоро высохнут рубашки. (Потягивания – руки вверх.)

9. Работа по учебнику (Слайд 9)

Упр. 3 с. 64 (у доски) (молочный суп, клубничное варенье, сливочное мороженое, огуречный салат, ежевичный пирог, овощное рагу) (5-6 мин)

Упр. 7 с. 65 – устно (2-3 мин)

10. Работа  над развитием речи.  (Слайд 10)  (1-2 мин)

 - Составьте предложения. Запишите.

У,  руки, мамочки, моей, золотые .

 (У моей мамочки золотые руки.)

- Что обозначает выражение золотые руки?

11. Итог урока, рефлексия. (Слайд 11) (2-3 мин)

 - Чему учились на уроке?

 - Давайте ещё раз повторим правило о написании сочетаний чк, чн, щн.

 Самооценка деятельности на уроке.  (Букет тюльпанов мамочке: желтый – ещё доучить, красный – усвоил и пишу без ошибок)

12. Домашнее задание (Слайд 12) (2-3 мин)

Упр. 4. С. 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для учащихся 1 классов Написание цифр по шаблону (тренажёр).

Данное пособие представляет собой тренажёр по написанию цифр в 1 классе. А также можно применять его по мере надобности во 2-4 классах. Оставьте, пожалуйста, свой комментарий к моей публикации....

Написание строчной буквы «ц». Звук и буква «ц».

Урок письма по теме "Написание строчной буквы "ц". Звук и буква "ц"" направлен на формирование у учащихся знаний о правильном написании строчной буквы "ц", а также слогов слияний с буквой "ц" и с...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Слитное и раздельное написание числительных

Познакомить с правописанием сложных, простых и составных числительных....

Памятка для написания рабочих программ

Памятка предназначена в помощь учителю при написании рабочих программ с учетом ФГОС...

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК "ПНШ" Написание разделительного ъ. Сходство и различие в написании разделительных знаков.

Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять разделительный ъ и ь знаки.Планируемые результаты:Предметные:знать, в каких случаях употребляются разделительные знаки;уметь употреблять разд...