Интегрированный урок по русскому и английскому языку по теме: "Заимствованные слова:англицизмы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Ерохина Ирина Геннадьевна

Интегрированный урок по русскому и английскому языку по теме:"Заимствованные слова:англицизмы."УМК "Начальная школа  21 века.2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме:

«Заимствованные слова:англицизмы»

                                                                            Ерохина Ирина Геннадьевна,  

                                                                            учитель начальных классов, высшая

                                                                                                 категория.

                                                                            Калинич  Любовь Сергеевна,

                                                                            учитель английского языка, высшая

                                                                                                категория.

Цели урока:

       1. Углубить знания учащихся о заимствованных словах.

       2. Показать их использование в речи.

       3. Формировать умения узнавать в тексте заимствования, в частности англицизмы.

       4. Развивать умение целесообразного употребления заимствований в речи.      

      5. Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

Учитель английского языка читает небольшой текст (на англ.яз.) 

-О чем этот текст?” (Ребята отвечают.)

-Как вы узнали? Ведь он был прочитан на английском языке?

-Какие слова показались вам знакомыми?

-Какие из этих слов почти без изменений функционируют и в русском языке?

3.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ  УРОКА.

Учитель н. кл.

-Тема нашего урока «Заимствованные слова».Мы должны узнать, откуда к нам пришли некоторые слова, научиться распознавать их, правильно употреблять  в нашей речи.

-Что такое лексика?(словарный состав  языка)

-Как может пополняться лексика? (заимствование)

-Что такое заимствования? Почему они так названы?

-Из каких языков к нам приходят новые слова?(из латинского ,из немецкого, из французского, из английского языков)

-Как они приходят к нам в язык?(слайд).( торговля , культура, спорт, войны, набеги на Русь ,развитие науки, техники)

-Русский язык обогащается словами из разных языков. Но сегодня мы поговорим именно о тех словах, которые пришли в русский язык из английского языка. Такие слова называются англицизмами. (слайд)

-Как думаете,почему именно об англицизмах пойдет речь?

 (в настоящее время английский язык является международным языком)

-Взгляните на таблицу. В ней отражен рост английских заимствований.(слайд ) (Ученики прочитали).                                             

16 - 17 вв.

18 в

19 в.

20 в.

    52 слова

  287 слов

  714 слов

1814 слов.

-Число заимствований увеличилось. А с чем это связано? (ответы детей)

Небольшое сообщение

 Прочные торговые связи, политические и дипломатические отношения завязались у России и Англии еще в 1505 году. Петр 1 развивал образование, культуру, морское и военное дело. Он привез в Россию математиков, инженеров, мастеров. В русский язык стали проникать иностранные слова, в том числе английского происхождения (~5%), связь с торговым, морским делом  (док. верфь и т.д.) название титулов (мистер, сэр) и т.д.

        В Х1Х веке на арену истории выходит новое государство – США. Это вызывает новый приток английских слов в русском языке (например, ковбой, ранчо).

        В ХХ веке с появлением новых предметов, открытий необходимо давать названия новым  явлениям. Приток англицизмов был очень велик (компьютер, йогурт, блейзер, миксер). Они закрепились и живут в русском языке. Они обогащают  нашу речь, дают более точное название некоторым понятиям и явлениям, некоторые слова понятны на всех языках (кемпинг, ноутбук, бифштекс)

4.ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

 Учитель английского языка:

-Рассмотрим  эксперимент, который мы провели в ходе исследовательской работы.  В письме  ученика мы заменили заимствованные английские слова на русские с целью показать, что речь современного русского человека, даже школьника,  невозможна без заимствовований.

 - Обратимся к тексту письма. Все заимствования мы подчеркнули:

«Привет! Я Миша, ученик 2 класса. В свободное время от уроков посещаю занятия по волейболу, баскетболу и футболу. Люблю плавать в стиле кроль. Часто провожу время у компьютера, и регулярно покупаю диски с играми. А на день рождения мне подарили ноутбук.

А теперь о семье. Моя мама работает ландшафтным дизайнером, а папа - менеджером. Сестра Света любит проводить свободное время с помощью Интернета. На каникулах она работает промоутером, чтобы накопить денег для покупки плеера.

По выходным мы всей семьёй ходим в McDonald`s. Я очень люблю гамбургеры, чипсы и картофель фри, а Света – кока-колу. У всех разные вкусы.

Письмо с изменениями : (читает учитель начальных классов)

«Привет! Я Миша, ученик 2 класса. В свободное время от уроков посещаю занятия по залповому мячу, корзиночному мячу и ножному мячу. Люблю плавать в ползающем стиле. Часто провожу время у многофункционального  программируемого устройства   и регулярно покупаю устройства для хранения информации  с играми. А на день рождения мне подарили переносной компьютер, выполненный в виде вертикально раскрывающейся книжки.

А теперь о семье. Моя мама работает пейзажным художником-оформителем, а папа - управляющей рукой. Сестра Света любит проводить свободное время с помощью  локальной межсети. На каникулах она работает человеком, занимающимся продвижением  рекламы, чтобы накопить денег для покупки  портативного  устройства для воспроизведения  звука или видео.

По выходным мы всей семьёй ходим в кафе McDonald`s. Я очень люблю кушанье, приготовленное в виде двух или более ломтиков хлеба и одного или нескольких слоёв начинки., лёгкую закуску в виде тонких обжаренных ломтиков картофеля или иных корнеплодов, а Света любит газированный прохладительный напиток на основе экстрактов южноамериканского кустарника семейства кокаиновых, и  африканского вечнозеленого дерева, листья и семена которых содержат кофеин

5.БЕСЕДА ПОСЛЕ АУДИРОВАНИЯ ТЕКСТА. (Учитель начальных классов)

- Какой текст вам более понятен?

- Почему?( заимствования заменяют целый оборот речи,позволяют более точно выразить свою мысль )

6.ПРИЗНАКИ АНГЛИЙСКИХ СЛОВ. (Учитель английского языка)

-По каким элементам в слове можно узнать, что слово пришло из английского языка?(ответы детей)

-Прочитайте слова: (слайд)

Спортсмен                    sportsman

Имидж                                 Image

Джинсы                               Jeans

Дайвинг                               Diving

Сканер                                Scanner

Миксер                               Mixer

-А теперь сравните русские и английские слова и найдите сходство в их написании и произношении (слова звучат одинаково, записаны русскими буквами).

-А теперь соотнесите  английские звуки и русские буквы (слайд)

J- [dз]                                         Инг

Ing-[ŋ]                                        Ер

men-[men]                                Дж

er-[ə]                                        Мен

-Сделайте вывод, по каким признакам можно узнать английское слово в русском языке? (ответы детей)

Вывод:

  1. Парные согласные  в конце слова – дайвинг /к/, имидж /тш/
  2. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ.
  3. Конечные сочетания ИНГ,МЕН,ЕР (митинг,спайдермен, миксер.

-Запишите  несколько слов и подчеркните характерные для англицизмов сочетания:

7.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. (Учитель начальных классов )

-Перед вами бланки с заданием (у каждого ученика)

- Определите, какие слова можно назвать англицизмами  

(Дети отмечают  в анкете англицизмы знаком  + )

Анкета «Заимствовано ли это слово из английского языка?»

№ п/п

Слово

Заимствовано ли это слово из английского языка?

1

Скотч

2

Диктант

3

Спортсмен

4

Имидж

5

Маяк

6

Джинсы

7

Ноутбук

8

Пружина

9

Крекер

-Проверим работу (слайд).

-Используя полученные знания, найдите и подчеркните буквосочетания в заимствованных словах.

-Запишите слова в тетрадь.

-Придумайте устно предложение с одним из слов.

-Проверим.

8. РЕДАКТИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ(слайд).

 -Итак, заимствования ,в частности англицизмы, обогащают нашу речь, дают более точное название некоторым понятиям, предметам, некоторые заимствованные слова понятны на всех языках :кэмпинг, телефон…НО! Неуместное использование заимствованных слов , злоупотребление ими засоряет речь, делает её манерной.

-Отредактируйте предложения.Те слова, которые нежелательно использовать, замените русскими словами.

1. Я получила замечательный презент на день рождения.(заменить слово презент)

2.Маме подарили миксер.(+)

3.Футбольный матч начался вовремя.(+)

-Запишите предложения в тетрадь.

9.ИТОГ:

- Заимствование слова :это хорошо или плохо?

- Где живут заимствованные слова? (В словаре)

- Что ты открыл для себя на уроке? (Узнал про англицизмы)

- Как определить англицизмы, если нет словаря?

Учительначальных классов:

-Пока молод ум, свежо восприятие, пока есть свободное время и не притупилось желание узнавать, давайте любить слово, а значит родной язык и родную историю.

Учитель английского языка:

- Безусловно, в самих заимствованиях нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Однако значение этих слов должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а их употребление – уместно и оправданно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку, к самому себе. Стараясь копировать чужие образцы, мы теряем свою самобытность, родной язык, культуру. Всё-таки там, где можно обойтись средствами родного языка, давайте не будем отдавать дань моде жить и мыслить по-американски.

-Спасибо за работу на уроке.До новых встреч.(слайд).

10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Найти в словаре 3 заимствования-англицизма, придумать с ними три предложения и записать их в тетрадь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные тесты по русскому и английскому языкам во 2 классе.

Тесты,данные в данной работе.способствуют контролю и сравнительному анализу усвоения учениками отдельных тем 2-х языков....

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка во 2 классе по теме «А. Куприн «Скворцы. Н. Сладков «Скворцы прилетели». – «The starlings. spring stories.»

Здесь представлен материал к уроку чтения во 2 классе рассказа Куприна с параллельным чтением в презентации отрывков на английском языке с интересными заданиями, словариком и домашним заданием....

Интегрированный урок по русскому и английскому языку в 3 классе "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи".

Целью урока является развитие умений наблюдать за собственной речью, оценивать её, формировать и развивать у учащихся навыки  употребления прилагательных в письменной и устной речи....

Интегрированный урок по математике и английскому языку в 3-м классе «Путешествие в Англию»

Интегрированный урок по математике и английскому языку в 3-м классе Тема: «Путешествие в Англию» Цели урока:Обучающая: формирование математических, лингвистических навыков в нестандарт...

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 3 классе. автор: Масливченко Т.Ф. Тема: « Путешествие по Великобритании»

Этот урок интегрированный и проводится с применением  элементов поисковой деятельности учащихся и с использованием деятельности учащихся....

Конспект урока. Интегрированный урок: окружающий мир и английский язык. 4 класс. Тема. «Учимся общаться в интернете. Правила написания электронного письма»

Цели: познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющей свою структуру и стилистические особенности; с правилами и вежливыми формами переписки...

Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»

Интегрированный  урок литературного чтения и английского языка  в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  по программе "Школа Ро...