Интегрированный урок литературного чтения и английского языка в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Абакумова Лидия Валентиновна

Интегрированный  урок литературного чтения и английского языка  в 4 классе «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  по программе "Школа России". (2часа).На данном уроке обобщаются  знания и умения детей по разделу "Поэтическая тетрадь". Создаётся проблемная ситуация  художественного перевода средств  выразительности в стихах , изученных на уроках литературного чтения на английский язык. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока литературного чтения и английского языка

в 4 классе.

Тема урока:  «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»    

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: Обобщить знания детей по данной теме.

Педагогические задачи:

-Обобщение полученных знаний и умение применить их в нестандартной ситуации

- Развивать умение строить речевые высказывания на русском и английском языке.

- Воспитывать положительный интерес к изучаемым предметам и творческому отношению к учебному процессу

Планируемые результаты:

Называть изученные литературные произведения и их авторов.

Понимать значение слов «стих», «строфа», «эпитеты», «метафора», «олицетворение», «сравнение»

Анализировать средства художественной выразительности;  выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, работать в группе; самостоятельно оценивать свои достижения

Узнавать и использовать при переводе с английского языка на русский и с русского на английский средства художественной выразительности языка.

Ход урока

1.Организационный этап

-Здравствуйте, дети!

-Good morning, Children! Sit down.

- (Учитель начальных классов) Сегодня у нас с вами необычный урок, на котором присутствуют гости. Я знаю, что вы волнуетесь. Мы тоже. Представьте, что на ваших ладошках лежит белый пушистый снежок, подкиньте их вверх, пусть вместе с ним улетит ваше волнение. Давайте, улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи.

-Сегодня, ребята, мы обобщим полученные знания по изучению раздела «Поэтическая тетрадь 1», будем применять их и багаж умений по английскому языку в нестандартной ситуации. Тема нашего урока «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии»  Слайд 1   

 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели через показ конечных результатов.  Звучат стихотворение Фета на русском и на английском языках. (2 минуты)

Слайд 2

- Ребята,  давайте  определим, чем мы будем заниматься на нашем уроке.

- Как называется раздел, над произведениями которого мы работаем? («Поэтическая тетрадь»)

- А почему он так называется? (Собраны произведения поэтов)

- Какова же, по-вашему, тема сегодняшнего урока? (Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» и перенос знаний и умений на перевод с русского на английский и наоборот) 

 

- Как, вы, думаете, какова будет цель нашего совместного урока. (Показать красоту русской и английской поэзии, находить средства художественной выразительности, переводить с русского на английский и наоборот)

Слайд 3

- Сформулируйте с помощью  слов – помощников  задачи сегодняшнего урока.

Повторим (стихи поэтов 19 века, средства выразительности, правила выразительного чтения)

Изучим (приёмы художественного перевода с русского на английский и наоборот)

Узнаем (что такое художественный перевод)

Нам пригодится (в жизни, в беседе)

- Цель и задачи урока вы видите на слайде 4

Цели урока: показать красоту русской и английской поэзии, пробудить интерес к средствам выразительности.

Задачи:

1)Обобщить и систематизировать знания  по изучаемым темам

2)Развивать русскую и английскую речь

3)Воспитывать желание учиться и делать открытия

3. Актуализация знаний

На слайде 5  стихотворение И.А.Бунина. Догадайтесь,  какое задание надо выполнить. (Вставить нужные слова)

- Как можно сказать по-другому. (Подбери рифму) Что такое рифма. (Созвучные окончания последних слов в строке)  Как называется строка в стихотворении. (Стих)

На листочках укажите порядок слов по строкам.

Ночью в полях, под напевы…..

Дремлют, качаясь, берёзки и…..

Месяц меж тучек над полем…..

Бледная тень набегает и…..

Мнится мне ночью: меж белых …..

Бродит в туманном сиянии Мороз.

1)Ель, 2)метель, 3)таять,4) сиять, 5)берёзы

Слайд 6

Самопроверка.(2, 1, 4, 3, 5)

 Слайд 7

-Давайте хором прочитаем, что у нас получилось.

Ночью в полях, под напевы метели,

Дремлют, качаясь, берёзки и ели…

Месяц меж тучек над полем сияет,-

Бледная тень набегает и тает…

Мнится мне ночью: меж белых берёз

Бродит в туманном сиянии Мороз.

4. Обобщение и систематизация знаний. (Подготовка к обобщённой деятельности, воспроизведение на новом уровне)

Слайд 8

- (Учитель английского языка) И в поэзии английского языка есть ритм и рифма. Посмотрите на слайд. Это неоконченное стихотворение, его нужно закончить, подставив правильно данные ниже слова.

 Все ли слова из текста стихотворения вы знаете?

Что же нам делать, если мы не знаем, как переводятся слова?

Дети:  (словарь, интернет, спросить)

Даю на выбор выбрать 1 из 3 заданий (найти слово в словаре, найти слово в интернете, спросить у знающего человека). Назначаю экспертов-помощников .

Итак, перед нами задача, перевести незнакомые слова (если такие есть) и дописать стихотворение.

Are you ready?

Поднимите руку кто готов?

-Read!

Вы согласны, ребята? Поднимите  руки кто согласен? Давайте проверим.

Слайд 9

Читаем хором.  (Read all together)

А теперь, ребята, давайте определим рифмующиеся строки.

Кто сделал задание верно, получают фишки the best

 - (Учитель начальных классов)  А сейчас небольшой опрос на проверку ваших знаний по теме «Поэтическая тетрадь». За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

Слайд 10-18

1. Кто написал стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки ..»?

1) И.А. Бунин                       3) А.Н. Плещеев

2) Е.А. Баратынский            4) Н.А. Некрасов

2.Узнай произведение по рифме.

Шёпот – ропот, лесов – лугов, голы – долы, зимы – холмы

1) «В синем небе плывут над полями…»

2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид…»

4) «Где сладкий шёпот..»

3. В каком стихотворении говорится о воздушной арке?

1) «Дети и птичка»

2) «Листопад»

3) «Бабочка»;

4) « Как неожиданно и ярко..»

 4. Как современники вспоминали А.Н.Плещеева? (Добрым, готовым прийти на помощь)

5. Наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека называется – (олицетворение)

6. Какое стихотворение написал А.А.Фет?

1) «Дети и птичка»;             3) «Где сладкий шёпот…»;

2) «Листопад»;                    4) «Бабочка»

7.Узнай произведение по рифме.

Полями – краями, туман –румян, ночною –межою.

1) «В синем небе плывут над полями…»

2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид…»

4) «Где сладкий шёпот..»

8. В каком из перечисленных стихотворений описываются зимние детские забавы?

1) «Школьник »

2) «Дети и птичка»

3) «Бабочка»;

4) «В зимние сумерки нянины сказки..»

9.От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели. (Некрасов)

10. Из какого стихотворения строки?

 -Ну пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок –

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

1) «Весенний дождь»;            3) «Школьник»;

2) «Дети и птичка»;                4) «Бабочка»

11. В каком из стихотворений «Поэтической тетради» меняется ритм? (Дети и птичка)

12. Выберете эпитет

1)плывёт на полями

2) огненным шаром

3) в восторге молюсь

4) чуть заметен

12. Первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию. (Бунин)

- Победителю присваивается звание «Знаток русской литературы»

 - При изучении данной темы вы иллюстрировали стихотворения и подбирали строки из него к вашему рисунку. Я буду показывать рисунок, а вы должны догадаться, какое стихотворение проиллюстрировано,  назвать автора произведения и пользуясь учебником или наизусть продекламировать строки, наиболее подходящие к рисунку. Дети, чей это рисунок - вы эксперты. (Находим средства выразительности)

- А как их перевести на английский?

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

- (Учитель английского языка) Как вы думаете, можно ли при переводе с английского языка на русский и наоборот использовать средства художественной выразительности?

Давайте проверим: вы получаете выражения на английском языке и их перевод на русском. Составьте пары и постарайтесь определить какие  ср-ва художественной выразительности тут использованы?

Раздаю карточки №2

Даю 3-4 мин

- Let’s check!

Я читаю русский вариант, дети читают английский и говорят про средства выразительности. Прошу помощи экспертов.

What is autumn? Here is a very simple definition: Autumn is a Queen, Queen of Beauty!

Что такое осень? Вот очень простое определение: «Осень — королева, королева красоты!» (олицетворение, перенос кач-в человека)

Autumn is a classical music

Осень – это классическая музыка (метафора)

Autumn is a second spring when every leaf is a flower

Осень это вторая весна, когда каждый лист — это цветок (сравнен)

Autumn is the last, the most pleasant smile of the year

Осень — последняя, самая приятная улыбка года (метаф)

Autumn is the mellow time

Осень — сладкое время (эпитет)

 Кто правильно отвечает – раздаю фишки

А теперь мы попробуем применить средства выразительности при переводе

настоящего стихотворения. Катя рассказывает своё стихотворение.

Слайд 19

На слайде слова:   It’s a moonlight winter night!                      

Предполагаемый ответ детей:  Залитая лунным светом!

Moonlight – лунный свет, лунное сияние. (помогают эксперты-языковеды)

Песенка про осень  

Слайд 20-23

Are you tired? We listen to the music, песенка   «Autumne leaves» «осенние листья», песни – это музыка, положенная на стихи.

Давайте вспомним, выражения из песенки:

  1. Листья меняют цвета
  2. Листья падают на землю
  3. Возьми грабли и загреби их
  4. Сделай кучку и прыгни в неё

Раз уж мы заговорили про осень, самый поэтичный сезон, давайте опишем её красавицу всеми нам доступными способами, которые мы узнали сегодня на уроке.

 Слайд 24

 Заканчиваем стихотворением «Leaves are falling» ?

 Раздаю фишки

Are you tired? We dance! «Melberry bush» тутовое дерево

Это старинная игра – хоровод, которому много веков, где ребята и взрослые ходят кругом, взявшись за руки. Именно от фразы этой песенки и пошло английское выражение “beat about the bush” , что означает в переводе на русский язык «ходить вокруг да около»

 Слайд 25

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Довольны ли вы результатами  переводов? Что получилось?

Что не получилось? Почему? Как исправить?

Слайд 26  (С малой удачи начинается большой успех)

7.Рефлексия (подведение итогов)

Слайд 27

-Ребята, вернёмся к началу нашего урока и подведём итог, что у нас получилось и что не получилось из запланированного нами.

-Мы с вами говорили, многие русские поэты делали переводы произведений авторов  с других языков. Тютчев в 12 лет свободно переводил оды Горация , Плещеев переводил прозу и стихи (с немецкого и французского).

- А для этого необходимо свободное владение языком. Возможно, сегодня у кого-то из вас появиться желание прочитать стихи английских поэтов на языке оригинала или показать красоту слова русских поэтов в переводе на другие языки.

Если мы заронили в вас искру желания стать переводчиками, то, вероятно, в недалеком будущем, вы сможете читать произведения английских поэтов и писателей  в оригинале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Игры на уроках английского языка в начальной школе. Внеклассная деятельность по английскому языку.

Данный учебно-методический материал содержит классификацию и примеры игр, используемых на уроках английского языка в начальной школе и игровые задания для обучения младших школьников всем видам речево...

Технологическая карта урока Нехлопотчева Наталья Геннадьевна учитель английского языка первой категории МБОУ Стаевской СОШ Предмет: английский язык Тема урока: Новая репка

урок закрепления и обобщения учебного материала по разделу "Моя семья", в рамках реализации агробизнесобразования. Урок с использованием ИКТ-технологиий, проектной и игровой технологии....

Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на пример...

4 класс. Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности. Способы рифмовки. Примеры из литературных произведений....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...