Воспитание культуры речи у учащихся начальных классов
методическая разработка по русскому языку (1,2,3,4 класс) по теме

Киржинова Саида Аскербиевна

 

Культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку на базе хотя бы элементарных языковедческих знаний. В начальном звене школы работа по культуре речи должна быть направлена не столько на сообщение определенных знаний, сколько на развитие языкового чувства детей, языковой  интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_metod._razrabotki.doc835 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(в рамках собственной методической системы)

Методическая разработка

победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации

в рамках приоритетного национального проекта «Образование»,

учителя начальных классов МОУ СОШ №1 а. Кошехабль

Киржиновой Саиды Аскербиевны


Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников, но и старшеклассников, студентов, и даже дипломированных специалистов не отвечает этим качествам. Современная программа «Начальная школа XXI века» по русскому языку в младших классах предусматривает обязательное ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одного из важных элементов общей и речевой культуры. Вызвано это тем, что сегодня в семье недостаточно уделяют внимания выработке вежливого речевого общения. Забота об этом переложена целиком на школу.

В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживания его чувств, души, мыслей, переживаний являются красота и величие, сила и выразительность родного слова. Роль этого средства в начальной школе, где каждая встреча с новым явлением окружающего мира пробуждает в сердцах детей чувство изумления, невозможно переоценить. Поэтому работу по повышению речевой культуры учащихся я начинаю с первого класса.

В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их еще, как правило, не засорен вульгаризмами. А, как известно, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы. В начальной школе учитель постоянно находится рядом с детьми, и это позволяет ему ежедневно и ежечасно наблюдать и корректировать речь учеников.

Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения.  Т.А. Ладыженская во введении к книге «Речь. Речь. Речь» справедливо указывает, что «культура – культурный человек – культура речевого поведения» неразрывно связаны и «культура речевого поведения – проявление общей культуры человека».

Культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку на базе хотя бы элементарных языковедческих знаний. В начальном звене школы работа по культуре речи должна быть направлена не столько на сообщение определенных знаний, сколько на развитие языкового чувства детей, языковой  интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта.

В настоящее время существует немало инновационных программ обучения. Но я отдала предпочтение программе развивающего обучения «Начальная школа XXI века».

Ведущей идеей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» является реализация одного из возможных  путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в начальной школе. Комплект учебников реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Учебник для первоклассников «Грамота» представляет собой интегрированный курс, обучающий детей языковой и математической грамотности, специально направленный на развитие мышления и культуры речи  учащихся. На уроках постоянно сопоставляются одни и те же мыслительные операции на языковом и математическом материале, что способствует обогащению словарного запаса детей.

С целью развития речи учащихся и их культуры речи в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Разнообразные задания развивающего и творческого характера, вошедшие в тетрадь по литературному чтению для учащихся 2, 3 и 4 классов, вовлекают читателя в диалог с текстом, развивают чувство слова, обогащают речь.

Культура речи – это владение языковыми нормами в произношении, ударении, словоупотреблении, умении строить текст, а также умении пользоваться выразительными свойствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Уметь выражать свои мысли четко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики, означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке.

Речь нужна человеку всегда, на каждом шагу, во всяком деле, она – самое тонкое средство выражения мысли и общения между людьми. Ребенок приходит в школу говорящим, но ему не достает еще слов, конструкций для выражения тех знаний, которые он получает в школе, у него нет еще умения связно излагать свои мысли, точно обозначать свои впечатления от окружающей жизни. Его надо учить языку, надо развивать его речь.

В начальной школе учащиеся проходят элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно. Они становятся и маленькими языковедами, потому что учатся не только правильно произносить слова и сроить предложения, но и осознавать, из каких слов состоит предложение, из каких звуков  –  слово. Все это очень необходимо для успешного обучения в школе.

Именно поэтому развитие речи первоклассников начинается с моделирования предложения, с интонационного выделения звука, со схемы звукового состава слова. Постепенно ребята знакомятся с фонетическим анализом слов, а разработанный мною алгоритм фонетического анализа по сказке «Репка» помогает детям выполнить это непростое задание с интересом.

Сказка «Репка» представляет собой схему фонетического анализа слов. Последовательность появления героев сказки является «ступеньками» фонетического разбора.

Репка – само слово.

Дед – создание проблемной ситуации.

Баба – подсказывает разделить слово на слоги.

Внучка – поставить ударение.

Жучка – предлагает посчитать гласные.

Кошка – согласные.

Мышка – записать транскрипцию букв.

             

При характеристике гласного звука учащиеся обращаются к Жучке. Собака держит два шарика, один из которых лопнул. Дети выбирают из двух только один (ударный или безударный).

При характеристике согласного звука на помощь приходит Кошка.

В аквариуме плавают рыбки двух видов. Слева плавают синяя и зеленая рыбки, которые обозначают твердые и мягкие согласные звуки.

Справа две рыбки другого вида и цвета. На них написано: звонкие и глухие согласные.

Из каждой пары учащиеся выбирают по одной рыбке.

Применяя данное наглядное пособие, учащиеся выполняют фонетический анализ слов безошибочно.

Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения в школе. От того, насколько правильно понимают ученики читаемое и слышимое ими, во много зависит успех обучения. Словарный запас первоклассников еще недостаточен, понимание ими значений слов своеобразно, и этого нельзя не учитывать. Разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Приведу некоторые из этих упражнений.

  1. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (большие, маленькие, лохматые, умные, веселые, охотничьи)
  2. Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? (Береза).
  3. Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (воет, пыль, листья срывает, парус надувает).
  4. Подбор предмета к действию. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? (Солнце).
  5. Подбор к действию объекта. Кто и что плавает? Летает? (Рыба, самолет, бабочка, листья).
  6. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно).
  7. Подбор синонимов: большой, огромный, громадный.
  8. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтальон, он принес (…).
  9. Распространение и дополнение предложений. Дети идут. (Куда? Зачем?). Кошка взобралась на дерево. (Какое? Почему? Зачем? Когда?).
  10. Составные части целого. Дерево – ствол, ветки, сучья.
  11. Составление предложения с определенным словом (или несколькими словами).

Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение.

О многих признаках предметов ребенок узнает, не знакомясь с самим предметами, а из речи взрослых. Это, главным образом, отвлеченные признаки, такие понятия, как «смелый», «храбрый», «отважный».

Хотя расширение словаря происходит, главным образом, при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом – к ней относится, прежде всего, раскрытие многозначности слова, выработка у учащихся умения подбирать синонимы (слова с тем же значением) и антонимы (слова с противоположным значением).

Своих учеников знакомлю с разными значениями известных слов, учу правильно употреблять эти слова в сочетании с другими. Например, предлагаю детям закончить предложение и добавить антоним: «Вишня мелкая, а яблоко (крупное). Ручей мелкий, а река (глубокая)».

Работа над антонимами помогает детям усвоить средства художественной выразительности речи, а также более глубоко и точно понять значение слова, осознать разные значения многозначного слова. Для этой работы богатые возможности дают пословицы и поговорки:

«Мягко стелет, да жестко спать»

«Мал телом, да велик делом»

Здоров на еду, да хил на работу».

А такой прием, как изменение слова, помогает ребятам ловить тонкости смысловых нюансов:

Ручей – гремучий, прозрачный.

Ручеек – маленький, звонкий, крошечный.

Словообразовательный анализ – один из способов раскрытия значения слов. В этой работе мне помогает такое стихотворение:

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принес чемодан, полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена.

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, на ночь их укрывал

И берег от холодной погоды.

Но когда садовод нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали.

Никогда  и нигде: ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не видали.

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

Плакат с этими словами вывешивается на доске. Дети читают слова и отвечают на вопросы:

-Почему удивились знакомые садовода?

-Существуют ли такие овощи?

-Из каких слов образованы эти слова?

Одно из простейших и вместе с тем основных средств художественной выразительности – сравнение. Познакомив детей с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, задаю вопрос: «С чем это или то сравнивается?». Когда они научатся свободно отвечать на этот вопрос, предлагаю придумать сравнения им самим. На первых порах дети с трудом находят сравнения в услышанном тексте и с еще большим трудом сами придумывают сравнения. Но в дальнейшем они делают это очень легко, и их сравнения отличаются непосредственностью и свежестью. Например, даю задание придумать сравнение к слову снег. Сначала звучат простые сравнения или ранее известные (снег лежит, как одеяло; снег как будто закрыл землю белой скатертью). Затем появляются самостоятельные мысли (снег на солнце сверкал, как разноцветные звездочки; снег под ногами хрустит, как будто кто-то сухарики грызет).

Эти упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем ребята используют этот прием и при создании собственных сочинений. Вот отрывки из сочинений моих учеников:

В городе Майкопе в республиканском драматическом театре я смотрел спектакль «Белоснежка и семь гномов». В роли Белоснежки  была красивая девочка. Она была похожа на фею. А роль гномов исполняли мальчики. Мне очень понравился этот спектакль. Ребята четко и выразительно произносили слова, поэтому их было интересно слушать.  Костюмы у ребят были красивыми и яркими, точно как из сказки…

Эрик Хакужев

…Когда смотришь представление, и в зрительном зале гаснет свет, ты чувствуешь, как будто сам становишься участником спектакля. Еще мне нравится в спектаклях то, что там постоянно играет музыка и мерцают разноцветные огни, как звезды на небе…

Эмма Шехмирзова

Важнейшая задача обучения школьников – развитие связной речи. Характерные особенности такой речи не только развернутость и связность, но и произвольность. Когда ребенок строит высказывание самостоятельно, он должен сам выбирать словесную  форму для выражения содержания, которое он сообщает, должен намечать последовательность отдельных частей, звеньев содержания – описание предмета, явления, события. Устная связная речь учащихся развивается, когда они учатся пересказывать художественные произведения, овладевают различными видами рассказывания (по картине, творческие рассказы), знакомятся с художественной литературой.

В работе по развитию речи, ее культуры, большое значение имеет использовании речевых ситуаций. Создание речевых ситуаций – это один из методических приемов, позволяющих эффективно работать над развитием речи учащихся в условиях урока. Существует два вида речевых ситуаций: естественные и искусственные.

Естественными учебными речевыми ситуациями на уроках можно считать ответы учащихся на вопросы, пересказ содержания текста, доказательства и т.д.

Искусственными или специально создаваемыми речевыми ситуациями могут быть такие: озвучивание картинок, то есть произнесение монологов за героев, изображенных на картине; воображаемый рассказ об увиденном кому-то из близких, когда материалом для рассказа служит дидактическая ролевая игра или содержание сюжетной картинки.

             Естественные и искусственные речевые ситуации я собрала в сценарий внеклассного занятия по развитию речи и риторике, который  провела с учащимися второго класса. В основу внеклассного занятия «Школьники в Форде Боярд» легло содержание учебного материала, с которым дети познакомились в прошлом учебном году.

Цель занятия: систематизировать полученный в прошлом учебном году материал; установить связь между разделами и темами курса; создать целостную картину предмета; показать учащимся, чему они научились; совершенствовать культуру речи учащихся.

Ход занятия.

Ведущий приветствует две команды, которым предстоит сегодня бороться не только за золото Форда, но и друг против друга. Чтобы добыть ключи, надо выполнить пять заданий. Команда, заработавшая в процессе игры наибольшее количество ключей, первой войдет в сокровищницу. Но это еще не все! Чтобы выложить ключевое слово, командам необходимы подсказки. Время пошло.

  1. «Скороговорка».

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

  1. «Каменные плиты».

Сдуйте пыль с каменных плит и  прочитайте пословицу.

  1. «Афиша»

Ключ находится у клоуна. Командам необходимо оформить афишу и выразительно ее прочитать.

  1.  «Конкурс актеров»

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

  1. «Аукцион добрых слов»

На обратной стороне таблицы написано доброе слово, которое командам необходимо угадать.

           

На следующем этапе игры команды сражаются за подсказки.

Подсказка №1. Загадка старца Фура.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.                 (Дождь)

Подсказка №2.  Совмещение частей букв.

(Листопад)

Подсказка №3. Внимательно посмотрите таблицу. Подсказку вы определите самостоятельно, если мысленно уберете буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.

Н

К

С

Ш

О

Я

Т

Ь

П

Б

Р

Ф

(Ноябрь)

На основании подсказок команда отгадывает ключевое слово – ОСЕНЬ и выигрывает золото Форда (в качестве золотых боярдов команда-победительница получает шоколадки, которыми угощает всех присутствующих).

Итог занятия.

Расскажите, какие приключения были с вами, как вы справились с заданиями, легкими они показались вам или трудными.

Выполнение таких заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову. В дальнейшем эта работа влияет на то, что дети начинают стремиться к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов, а их словесное творчество помогает углубленному восприятию литературных произведений.

Каждое слово для ребенка – живое. Недаром говорят, что только поэты и дети способны воспринимать слова с той силой и яркостью, которая им изначально присуща. Каждое слово для них ощутимо, осязаемо, имеет, как говорят, свой цвет, запах, вкус, вес…

Это чувство языка чрезвычайно важно поддерживать и развивать. В школе ребенок начинает изучать русский язык, узнает его законы. А как же чувство языка? Может быть, оно притупляется, сворачивается и с возрастом исчезает совсем? Нет! Оно сохраняется в школьные годы, но появляется реже и не столь бурно. Я решила не бросать это чувство на произвол судьбы, а развивать его в детях.

Начинаю работу с выделения рифмующихся слов. После прочтения стихотворения, предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Какие пары слов произносятся похоже – рифмуются?».

Я раскрою над собой

Зонт, как небо, голубой.

Дождь увидит – удивиться

И сейчас же прекратиться.

Дети находят рифмы:         собой – голубой,

удивиться - прекратится

Более сложное упражнение – подбор рифмующихся слов. Вывешиваю на доску слова: бычок, ножки. Дети придумывают рифмы:

бычок – хомячок,

ножки – дорожки

Так постепенно я подвожу ребят к игре «Буриме», которую впоследствии провожу на уроках чтения и на внеклассных занятиях. Буриме – это сочинение стихов по заданным рифмам. Предлагаю план-конспект урока литературного чтения в 4 классе. 

ТЕМА. Поэзия К.Д. Бальмонта.

ЦЕЛЬ УРОКА. Расширение знаний учащихся о сказках; закрепление умений в игре "Буриме" (написание стихов по данным рифмам); воспитание доброты, милосердия, сочувствия и веры в победу добра над злом.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картины с изображением сказочных героев; мягкая игрушка Винни - Пух; аудиозапись "Песенки Винни-Пуха"; набор для проведения рейтинга; медаль "Лучший поэт класса"; фонограмма песни "Прощай, начальная школа".

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Учитель.         Придумано кем-то просто и мудро

                    При встрече здороваться:

Дети.            "Доброе утро!"

У. На прошлом уроке мы с вами познакомились со стихотворением К.Д.Бальмонта "Камыши". Хочется услышать его еще раз.

2. Проверка домашнего задания. (опрос учащихся)

З. Тема урока.

        У. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта.

        (На доске вывешиваются картины с изображением сказочных героев: Бабы Яги, Кощея и Змея Горыныча).

- Посмотрите на доску. Каких сказочных героев вы здесь видите?

- Что объединяет этих героев? ( Это отрицательные герои сказок), но именно о них Бальмонт написал стихотворение "У чудищ".

Учитель читает наизусть стихотворение "У чудищ".

У. - От какого лица написано стихотворение?

Д. - Это стихотворение написано от первого лица.

У. - о чем рассказывает это стихотворение?

Д. - Это стихотворение рассказывает о том, как автор побывал в гостях у

 Бабы Яги, Кощея и Змея.

У. - Почему автор мог совершать эти проделки?

Д. - Потому что он был в шапке-невидимке.

У. - Почему поэт заканчивает стихотворение словами: "Узнаю тайны - и был таков"?

Д. - Потому что после сказочных чудес все вернется на свои места.

Тихое чтение стихотворения учащимися.

У. - Прочитайте стихотворение, показывая сказочный мир.

- Вспомните "У лукоморья..." А.С.Пушкина и сравните его со стихотворением К. Бальмонта.

У. К.Д. Бальмонт написал много сказочных стихов и назвал их "Фейные сказки", так как считал, что стихи помогает писать ему добрая Фея. В стихотворении "Как я пишу стихи" Константин Дмитриевич рассказывает, как у него рождаются стихи.

Ученик читает стихотворение вслух.

У. Я не могу не вспомнить сейчас изучаемую тему по русскому языку, Т.е. наречие. Назовите, пожалуйста, все наречия, встречающиеся в данном стихотворении. (Выборочное чтение)

4. Путешествие в страну «Сочиняйку»

"Звучит "Песенка Винни-Пуха". Появляется мягкая игрушка Винни-Пух.

У.         Сегодня мы с вами в стране Сочиняйке.

Привел нас сюда Винни - Пух.

Он нас призывает: "Стихи сочиняйте.

Ведь все так прекрасно вокруг!"

-А кто из вас, ребята, сочиняет стихи?

Желающие учащиеся читают собственные стихи, проводится рейтинг, победителю вручается медаль "Лучший поэт класса", а всем остальным участникам конкурса достаются аплодисменты и отметка 5.

У. Я тоже хочу прочитать стихотворение, которое написала недавно.

Семья моя - династия педагогов:

Родители и сестры, вся родня

Решили жизнь связать с такой работой,

Которая пленила и меня.

Учитель я! Какое это счастье

Спешить к ребятам в школу по утрам,

Решать примеры с ними и задачи,

И объяснять немало орфограмм...

Педфаку благодарна я навеки!

Пусть годы все стремительней летят,

Я буду помнить лекции, зачеты,

Преподавателей любимых, деканат...

 Там, на педфаке, всех нас научили

 Методике работы с малышом.

 А также психологии учили

 И даже рисовать карандашом...

Все это пригодилось мне в работе.

Родной мой факультет, люблю тебя!

Желаю педагогам всем здоровья,

Студентам - школу полюбить, как я!

А сейчас я предлагаю поиграть в Буриме. Это когда есть начало стиха, а нам надо придумать его продолжение, подобрать рифму.

Отлично надо отвечать,

Чтобы (пятерки получать).

4 – «В» сюда идет

И громко (песенку поет).

5. Заключительная часть.

Исполняется песня "Прощай, начальная школа!", слова которой  совместный труд детей и учителя.

6. Домашнее задание.

Стихотворение «У чудищ» выучить наизусть (с. 49).

Детям очень нравится игра «Буриме». Вот некоторые стихи, написанные моими второклашками во время экологической недели:

Колючий ежик,

Две пары ножек.

Я боюсь его, боюсь.

Он колючий – уколюсь.         (автор Зарина Даутова)

Маленький ослик

Пришел на мостик.

Мостик поломался,

Ослик искупался.                 (автор Владик Богатырев)

С годами речь учащихся обогащается, стихи становятся объемнее, интереснее. Например, Мария Долгашева в 3 классе к 8 Марта писала:

За окнами пасмурно, дождик идет,

На улицу выйти нельзя.

Тогда я взяла свой фотоальбом –

И сделала это не зря.

Смотрю я свои фотографии,

Где бабушка рядом со мной,

И сразу же в воспоминаниях

Тот день вспоминается мной.

Тот день и с прохладой, и с солнцем,

Со звуком лесного ручья,

С зеленой травой на лужайках,

С лесными зверьками всегда.

И все фотографии с бабушкой

Я бережно очень храню.

И все эти воспоминания

В себе я всегда берегу.

Я очень люблю свою бабушку!

Она мне всегда дорога.

Красива, умна и приветлива,

И свет в ее очах всегда.

Она помогает мне в жизни,

И в путь отправляет меня.

Любимая, добрая бабушка!

Ей низкий поклон от меня.

Но время летит незаметно,

И вырасту взрослою я,

Но в сердце останется бабушка.

Она – это радость моя!

Иногда дети работают над созданием стихотворения коллективно. Именно таким образом, во время экскурсии в лес, у нас родилась небылица (шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает).

В небе множество ракет.

Залетели все в пакет,

А пакет упал на стол,

Стол обрушился на пол.

Пол взлетел до потолка

И упал вдруг с высока.

А внизу сидела мышь,

Наступила сразу тишь.

Все смотрели на пакет –

Тот, где множество ракет.

Из ракеты вылез слон,

Раздавил он мышь. Потом

Погулять пошел во двор.

Там увидел много гор.

Над горой летел орел.

Под горой сидел козел.

Протекала там река…

Остановимся пока.

Умение писать стихи пригодилось и моим бывшим ученикам, когда они решили написать письмо-благодарность президенту Республики Адыгея Совмену Хазрету Меджидовичу за новогодние подарки. Вот, что у них получилось:

По всей стране, и в Адыгеи,

Встречает праздник детвора.

Впервые сделал всем подарки

Наш президент Совмен. Ура!

Хазрет Меджидович, спасибо!

Вы – добрый Дедушка Мороз!

Все люди знают, кто на праздник

Сюрприз приятный преподнес.

Гордится Адыгея Вами –

И взрослые, и малыши.

В беде и в радости Вы с нами,

Все делаете от души.

Ребята нашей школы рады.

Хотим поздравить Вас в ответ,

И в Новый год мы Вам желаем

Здоровья, счастья, долгих лет!

Сложнее написать акростих –  стихотворение, в котором начальные буквы строк составляются какое-нибудь слово или фразу. Наиболее способные дети справляются и с этим заданием. Вот стихотворение Регины Киржиновой «Дети Кавказа против террора».

День осенний в городе Беслане

Еще долго будут помнить все:

Террористы захватили школу

И   заложниками стали те,

Кто отпраздновать хотел День Знаний,

А попал в спортзале под обстрел.

Варвары детишек убивали,

Кровь лилась, а террорист смотрел…

АТВ, второй канал и первый

Здесь три дня трансляции вели,

А   народ глазам своим не верил,

Продолжая думать, как могли

Растоптать святое: школу, детство,

Омрачить начало сентября?

Террористам только лишь известно

Издевательство и грубость. Только зря

Всех нас запугать они желают,

Террористов не боимся мы.

Если в мире где-нибудь стреляют,

Равнодушными не остаемся мы.

Расцветай республика родная!

О   тебе с восторгом говорю.

Родина моя, люблю тебя я!

Адыгеи мир я сохраню!

Моя задача не только научить учащихся писать стихи, но и дать им почувствовать звуковое богатство слов, их ритм, музыкальность, созвучие.

Работа по развитию речи, ее культуры требует разнообразных приемов и методов. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Успех в работе по развитию речи возможен, если ученик отвечает только вследствие осознания необходимости выполнять задание, предлагаемое учителем (учитель спрашивает – надо отвечать), когда место связной речи занимают лишь «полные ответы» на бесчисленные вопросы, желание высказаться у ребенка угасает, охота говорить пропадает. Несомненно, требование полных ответов от учащихся является целесообразным и обязательным, если учитель ставит целью: научить школьников правильно строить предложения, т.е. не пропускать слов, ставить слова  в должной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом и правильно произносить слова. Если такая задача не ставится, то полных ответов требовать не следует.

Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо развивать творческое воображение каждого ребенка, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе тех героев, те места, о которых говорит.

В комплекс изучения текста входит работа над интонацией. Интонация – один из наиболее сложных компонентов речи и чтения. Умению правильно, ярко интонировать надо обучать детей так же, как их учат правильно, сознательно и бегло читать. Соответствующая содержанию текста интонация помогает определить личное отношение ученика к изображенному, обеспечивает высокий уровень культуры речи. Анализ текста приводит учащихся к выявлению наиболее подходящей интонации, с которой текст должен быть прочитан. Так работа над интонацией способствует воспитанию эмоциональной отзывчивости школьников.

Для того чтобы дети более глубоко понимали интонационные стороны речи, более внимательно относились к передаче различных смысловых оттенков с помощью голоса и говорили более выразительно, я применяю разнообразные приемы обучения. К ним относятся: выразительное чтение разученных стихов, чтение по ролям или драматизация несложных сказок, рассказов или басен, произнесение одной и той же фразы с передачей различных чувств (радости, испуга и др.). Например, даю задание: трижды прочитать слова закрой дверь, выполняя такие словесные действия:

  1. Мягко ласково попросите;
  2. Попросите досадуя;
  3. Резко прикажите.

Работа над выразительностью речи – это логический разбор текста. В таком разборе одним из основных моментов является отыскание логических (смысловых) ударений. Логическое  ударение – это опора мысли, это «указательный палец», отмечающий самое главное слово,  в котором заключена внутренняя сущность фразы. Смысл каждого предложения станет ясным лишь после того, как в нем будут выявлены и поняты слова, в которых заключается главная мысль. В любом предложении, как бы оно ни было коротко, есть слова или одно слово, без которых смысл этого предложения будет неясным или искаженным.

Нахождению слов, требующих логического ударения помогает учащимся знание некоторых правил, которым обучаю детей.

  1. Если предложение состоит из двух слов, подлежащего и сказуемого, то логическое ударение падает обычно на второе слово.

Например:        Ветер утих.

        Утих ветер.

  1. При противопоставлении логическое ударение падает на противопоставляемые слова.

Например:         Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором обходит…

  1. При сочетании двух существительных, например, встреча гостей, ударение должно быть поставлено на том из них, которое стоит в родительном падеже, т.к. обычно это слово является более сильным по значению.

Например:         Хозяин дома.

Депутат Государственной Думы.

  1. Прилагательные обычно не выделяются. Они сливаются с существительным, при котором находятся, и лишь дополняют его.

Например: Был трудный бой.

Но если в предложении выражены сопоставление или противопоставление, прилагательное может стать ударным.

Например: Был трудный бой (подразумевается – а не легкий).

  1. Если в предложении прилагательное стоит после существительного, то ударение с существительного переносится на прилагательное.

Например:         Мычит корова глупая,

Пищат галчата малые,

Кричат ребята буйные

(Н.Некрасов «Эхо»).

  1. Если одно понятие выражено несколькими словами, то логически, обычно, выделяется последнее из этих слов.

Например: Клуб юных натуралистов.

  1. Если при глаголе есть дополнительное, объясняющее его слово, то обычно оно и выделяется.

Например: Буря мглою небо кроет

(А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

  1. Слова, выражающие сравнения, логически выделяются.

Например:         То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя

(А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

Все приведенные правила логических ударений существуют лишь для ориентировки в тексте, но каждый случай будет иметь свое отдельное решение, в зависимости от мысли данного текста.

Важным средством выразительности являются паузы. Паузы в чтении делаются в соответствии со знаками препинания. Бывают еще логические паузы и психологические.

Соблюдение пауз на знаках препинания требует от учащихся немалого внимания, и мысли их должны быть направлены на главную идею предложения. Этому я учу детей с первого класса. Чтение без соблюдения знаков препинания ведет к торопливости, к пробалтыванию текста, к обессмыслению его.

Но и одни лишь паузы на знаках препинания, т.е. грамматические паузы, не всегда достаточно полно  и исчерпывающе раскрывают смысл данного текста.

Помогают нам в этом логические паузы, которые группируют слова в предложении по смыслу. Эти паузы иногда совпадают с грамматическими, а иногда возникают там, где знака препинания нет. Значение логических пауз в чтении очень велико: они могут совершенно изменить смысл фразы.

Например:        Мы снабжали его книгами │ наших товарищей.

Мы снабжали его │ книгами  наших товарищей.

В общем, логические паузы организуют фразу.

Психологическая пауза необходима перед новой мыслью. Длится она дольше других пауз.

Чтобы учащиеся выразительно читали, чтобы у них воспитывалась культура речи, необходимо следить за их дикцией. Дикция должна быть естественной, четкой.

Школа проводит систематическую работу, направленную на повышение культуры речи учащихся. Как правило, учитель пользуется у младших школьников непререкаемым авторитетом. Можно заметить, что школьники во многом стремятся подражать ему. Распространяется это подражание и на манеру говорить. Именно поэтому культура речи педагога оказывает на детей большое влияние. Применяя разнообразные выразительные средства, учитель развивает у учащихся языковое чутье, вызывает у них желание говорить так же ясно, четко, правильно и красиво, как говорит их педагог.

Практика убедила нас, что дети, овладевшие речевым этикетом, чувствуют себя гораздо свободнее и увереннее, ведь они отчетливо представляют, что нужно сказать в той или иной ситуации.

Конечно, обучение культуре речи – процесс трудоемкий и длительный. Однако при должной мотивации, как показал мой опыт работы в школе, он дает ощутимые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию речи с учащимися начальных классов

Основной стержень занковского урока: деятельность самих учащихся, которые активно наблюдают и сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Путь познания на уроках идет от учеников, для...

Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.

Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...

Статья Формирование навыка связной речи у учащихся начальных классов с ОВЗ через устные виды работ.

Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс в учительской работе, поэтому её надо начинать ещё с 1 класса. И опыт показывает, что учащиеся с проблемами в речевом развитии после ...

Особенности развития речи у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты, структура и условия освоения основной образовательной программы начального общего образования должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы, включая обр...

Статья "Нарушения связной письменной речи у учащихся начальных классов пути их преодоления"

В статье представлены исследования образцов самостоятельной письменной речи учащихся 2-4-х классов общеобразовательной школы, выявлены наиболее частотные нарушения. Материал будет полезен учителям нач...

Организация работы по коррекции письменной речи у учащихся начальных классов.

Методы и приемы коррекции письма у обучающихся начальных классов....

Статья "Формирование интереса к истории и культуре родного края учащихся начальных классов Панаевской школы-интерната"

Формирование интереса к истории и культуре родного края учащихся начальных классов Панаевской школы-интерната...