Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку

4 класс

Автор –составитель: Ауташева Жемес Булатовна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

-федерального образовательного стандарта для начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях;

- примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);

- авторской программы по курсу «Русский язык»  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева;

- учебного плана МОУ СОШ с.Калининское на 2011-2012 учебный год.

Обоснование выбора системы обучения для реализации рабочей программы

  1. Образовательная программа по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной наиболее полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей. Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы  определяется  федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  1. Рабочая учебная программа сохраняет основное содержание всех разделов /тем /курса с указанием бюджета времени на их изучение авторской программы по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной. 

  1. Цели, задачи  и особенности преподавания  курса.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык».

Задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;
  3. формирование чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою речь;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

Курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.

  1. Отличие данной программы от других заключается в том, что:
  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией, навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования орфографической зоркости  на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом.
  3. Введено понятие «орфограмма».
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
  6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения
  8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.

Выпускники начальной школы, прошедшие обучение по данной программе, должны овладеть базовыми знаниями и умениями, а именно:

должны знать:

 - звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;

 - лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;

 - признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения

( без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;

 - признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;

должны уметь:

 - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

 - производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;

 - правильно писать слова с изученными орфограммами;

 - правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки препинания, запятую между однородными членами в изученных случаях;

 - писать подробное изложение доступного текста;

 - писать сочинение о себе на заданную тему.

           Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:

 - видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

 - находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

 - пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

 - различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но и без союзов);

 - ставить запятые в простых предложениях с однородными членами

(без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей

(без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

 - производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

 - разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

 - писать подробное изложение текста повествовательного характера (90 – 100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;

 - читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

          Для удобства проведения контроля и оценивания учебных достижений детей по русскому языку ниже приводится сводная таблица требований по предмету.

Таблица требований

к умениям учащихся по русскому языку

(программный минимум)

Речевые умения

Учебно–языковые умения

Правописные умения

4-й класс

• владеть типом правильной читательской деятельности;

• читать учебно-научный текст изучающим чтением;

• писать подробное изложение доступного текста-повествования;

• писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

• использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

• подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи

• выполнять фонетический разбор доступных слов;

• выполнять разбор по составу доступных слов;

• выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

• выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

• видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

• писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1,2,3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

• писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь на конце имен существительных м.р. 2 склонения;

• писать частицу не с глаголами;

• писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах;

• писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

• ставить запятые в предложениях с однородными членами

(без союзов, с союзами и, а, но);

• ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из двух частей;

• графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

• находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 4-го класса. – М.: Баласс,2003.
  2. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4-й класс Р.Н.Бунеева, Е.Н.Бунеевой и О.В.Прониной.
  3. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык», 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд.3-е, дополненное. – М.: «Баласс»,2002.

Учебно-методическое обеспечение для  учащихся:

  1.   Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина Русский язык.

4-й класс  - М.: Баласс, 2009

  1. Л.Ю.Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 4-го класса. – М.: Баласс, 2008.
  2. Е.В.Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вариант 1 и 2) для 4-го класса - М.: Баласс, 2009
  3. М.А.Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 4-го класса. – М.: Баласс, 2009


Учебно-тематическое планирование

№п/п

№ в теме

Тема урока

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Коррекция

1 книга 79 ч

1. Повторение 17 ч

1

1

Повторение: Звуки и буквы.

с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова»

   

2

2

Повторение: Слог. Ударение.

№ 6, 7 (дидактический материал)

3

3

Повторение: Графика.

№ 13, 14 (дидактический материал)

4

4

Повторение: Фонетический разбор слова.

№ 18 (дидактический материал);

с. 34, № 1; с. 16 – запомнить порядок фонетического разбора;

с. 39, № 1

5

5

Повторение: Орфограммы – согласные.

6

6

Повторение: Орфограммы – гласные.

с. 39, № 2

7

7

Повторение: Графическое обозначение орфограмм.

с. 39–40,

№ 3

8

8

Повторение: Слова с изученными орфограммами.

№ 21 (учебник), № 23 (дидактический материал)

9

9

Контрольное списывание

с. 40, № 4; выучить определения, с. 26

10

10

Повторение: Состав слова.

Повторить словарные слова

11

11

Повторение: Части речи.

 

12

12

Повторение: Синтаксис.

с. 40, № 5

13

13

Повторение: Пунктуация.

14

14

Входная контрольная работа № 1

15-16-

15-16

Р.р. Обучающее изложение «Золотой рубль»

17

17

Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Повторение».

Предложение. Текст. 34 ч

2.  Простое предложение.

Предложение с однородными членами. 15 ч

18

1

Отличие простого предложения от сложного.

№ 45,

с. 33; правило

19

2

Однородные члены без союзов и с 3союзом и. Словарный диктант.

№ 26 (дидактический материал), повторить словарные слова

20

3

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.

с. 41; записать словарные слова

21-22

4-5

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

№ 26

23

6

Развитие пунктуационных умений.

№ 53 (у);

№ 29 (дидактический материал)

24

7

Проверочная работа по теме: Предложение с однородными членами.

№ 28 (дидактический материал)

25-26

8-9

Р.р. Обучающее изложение «Что я люблю».

№ 30 (дидактический материал)

27

10

Работа над ошибками.

№ 31 (дидактический материал)

28

11

Обобщение знаний по теме: Однородные члены предложения.

№ 32 (дидактический материал)

29

12

Контрольная работа № 2 по теме: Однородные члены предложения.

с. 53–54,

№ 1

30-31

13-14

Р.р. Обучающее сочинение «Что я люблю».

32

15

Работа над ошибками.

3.  Сложные предложения с союзами и, а, но. 10 ч

33

1

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

с. 54, № 3

34

2

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. Словарный диктант.

с. 54, № 4

35

3

Контрольный срез знаний по теме: Грамматические разборы.

с. 54, № 2; № 33 (дидактический материал)

36

4

Работа над ошибками. Закрепление о постановке запятой в сложном предложении.

 

37

5

Различение простых и сложных предложений с союзами и, а, но.

№ 36 (дидактический материал)

38

6

Запятая в сложном предложении.

с. 69, №1; № 38 (дидактический материал)

39

7

Проверочная работа по теме: Сложные предложения.

с. 69, № 2; правило;

№ 39 (дидактический материал)

40-41

8-9

Р.р. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

Повторить изученные орфограммы

42

10

Работа над ошибками. Обобщение знаний по разделу.

4.  Предложения с прямой речью 9 ч

43

1

Прямая речь.

с. 70, № 3; с. 71, № 4

44

2

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора. Словарный диктант.

№ 40 (дидактический материал)

45

3

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора.

№ 42, 43 (дидактический материал)

46

4

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

№ 46 (дидактический материал)

47

5

Развитие умения ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью

48

6

Контрольная работа № 3 за I триместр

Правило; № 48 (дидактический материал)

49-50

7-8

Р.р. Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»

с. 84, № 2;

с. 83, № 1; правило

51

9

Работа над ошибками.

Слово 113 ч

Части речи и члены предложения

Имя существительное  48 ч.

5.  Что мы уже знаем об имени существительном  6 ч

52-53

1-2

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. Словарный диктант.

с. 84, № 3; упр.97; принести газету

54-55

3-4

Р.р. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

с. 84, № 4

56

5

Роль имён существительных в предложении, речи.

№ 53 (дидактический материал

57

6

Многозначные слова, синонимы, антонимы.

6. Изменение имён существительных по падежам 13 ч

58

1

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Упр. 115

59

2

Развитие умения изменять имена существительные по падежам. Словарный диктант.

с. 117, № 1; выучить таблицу «Падежи»

60-61

3-4

Изменение по падежам существительных в единственном и множественном числах

с. 117, № 2

62

5

Именительный и винительный падежи

Составить рассказ

63

6

Родительный падеж. Словарный диктант.

64

7

Дательный падеж

с. 118, № 3

65

8

Творительный падеж

упр. 142

66

9

Предложный падеж

с. 118, № 5

67

10

Обобщение знаний о падежах

№ 67 (дидактический материал)

68

11

Проверочная работа по теме: Изменение имён существительных по падежам

с. 119, № 6

69-70

12-13

Р.р. Контрольное изложение № 1

7.  Три склонения имён существительных  9 ч

71

1

Работа над ошибками. Три склонения имён существительных.

№ 69 (дидактический материал)

72-73

2-3

Развитие умения определять склонение имён существительных

 

74

4

Морфологический разбор имени существительного

 

75

5

Контрольная работа № 4 по теме: Изменение существительных по падежам

 

76

6

Работа над ошибками

77

7

Понятие о несклоняемых именах существительных

78-79

8-9

Обобщение знаний об имени существительном. Словарный диктант.

II книга (91)

8.  Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (8 часов)

80

1

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

с. 11, № 1

 

81-82

2-3

Развитие умения писать слова с мягким знаком после шипящих на конце существительных женского рода

 

 

83

4

Проверочная работа по теме: Три склонения имён существительных

с. 11, № 2

 

84-85

5-6

Закрепление знаний по теме: Три склонения имён существительных

с. 11, № 4

86

7

Контрольная работа № 5 по теме: Имя существительное

с. 11, № 3

87

8

Работа над ошибками

 

9.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (12 часов)

88

1

Общее правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных

с. 12, № 5

89

2

Развитие умения писать  безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных

с. 12, № 6

90-91

3-4

Развитие умения действовать по алгоритму, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант.

с. 12–13,  

№ 7

92-93

5-6

Р.р. Обучающее изложение «Первая газета»

№ 81 (дидактический материал)

94-95

7-8

Развитие орфографических умений

с. 24, № 1, правило, с. 17–18

96

9

Проверочная работа по теме: Правописания безударных падежных окончаний имён существительных

с. 25, № 2; № 88 (дидактический материал)

97

10

Обобщение знаний по теме раздела

с. 25, № 3

98

11

Контрольная работа № 6 по теме: Правописания безударных падежных окончаний имён существительных

99

12

Работа над ошибками

Имя прилагательное (28 часов)

10.  Что мы уже знаем об имени прилагательном (9 часов)

100-101

1-2

Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи. Словарный диктант.

с. 47, № 1

102-103

3-4

Р.р. Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

с. 48, № 2

104

5

Работа над ошибками. Роль прилагательных-антонимов в речи.

№ 99 (дидактический материал)

105-106

6-7

Морфологический разбор имени прилагательного

с. 48, № 3

107

8

Контрольная работа № 7 за II триместр

108

9

Работа над ошибками

11. Словоизменение имён прилагательных (5 часов)

109-110

1-2

Изменение имён прилагательных по падежам

с. 49, № 4; № 103 (дидактический материал)

111-112

3-4

Главное и зависимое слово в словосочетании. Словарный диктант.

113

5

Обобщение знаний по теме: Изменение имён прилагательных по падежам

с. 49, № 5

12. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных (14 часов)

114

1

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

с. 49, № 6

115

2

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Словарный диктант.

с. 50, № 7

116

3

Развитие умения графически объяснять выбор написания

с. 50, № 8; № 110 (дидактический материал)

117

4

Развитие орфографических умений

№ 111 (дидактический материал)

118-119

5-6

Обобщение знаний по теме: Правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

№ 114, 115 (дидактический материал)

120-121

7-8

Р.р. Обучающее изложение «Первое путешествие»

№ 104, 101 (дидактический материал)

122-123

9-10

Повторение: Правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных

с. 51, № 3

124

11

Проверочная работа по теме: Имя прилагательное

с. 51, № 4

125

12

Работа над ошибками. Контрольный срез знаний по теме: Слова с непроверяемым написанием.

с. 51, № 2

126

13

Контрольная работа №8 по теме: Имя прилагательное.

127

14

Работа над ошибками

Глагол 37

Контрольная работа № 8 по теме: Имя прилагательное.

13.  Что мы уже знаем о глаголе 4 ч

Работа над ошибками

128

1

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.

№ 124, 125 (дидактический материал)

129-130

2-3

Значение и грамматические признаки глагола. Словарный диктант.

№ 129, 130 (дидактический материал)

131

4

Морфологический разбор глагола

№ 134 (дидактический материал)

132

1

Спряжение глагола. Личные окончания глаголов I  и  II спряжения

№ 138 (дидактический материал)

133

2

Определение спряжения глаголов с ударным окончанием

№ 140 (дидактический материал)

15. Правописание безударных личных окончаний глаголов 15 ч

134

1

Определение спряжения глаголов с безударным окончанием

с. 94, № 1

135-136

2-3

Р.р. Обучающее сочинение описание «Моя любимая игрушка»

с. 94, № 2; № 144 (дидактический материал)

137

4

Развитие умения проверять безударные личные окончания глаголов

с. 94, № 3; № 152 (дидактический материал)

138

5

Глаголы-исключения

с. 95, № 4

139-140

6-7

Развитие умения писать безударные личные окончания глаголов. Словарный диктант.

с. 95, № 5; № 155 (дидактический материал)

141

8

Разбор глагола как части речи

№ 153 (дидактический материал)

142

9

Возвратная форма глагола. Правописание глаголов с –тся и -ться

№ 154 (дидактический материал)

143

10

Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

с. 96, № 6; № 156 (дидактический материал)

144

11

Контрольная работа № 9 по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов

№ 279; правило,

с. 86

145

12

Работа над ошибками

№ 161, 162 (дидактический материал)

146

13

Контрольное списывание № 2

№ 163, 164 (дидактический материал)

147-148

14-15

Закрепление умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях

№ 290

16.  Разбор глагола по составу 16 ч

149

1

Разбор глагола по составу. Словарный диктант.

№ 165 (дидактический материал)

150-151

2-3

Р.р. Обучающее изложение «Первые школы»

№ 167 (дидактический материал)

152

4

Работа над ошибками

№168 (дидактический материал)

153-154

5-6

Развитие умений разбирать глагол по составу

№ 306

155

7

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами

№169 (дидактический материал)

156-157

8-9

Обобщение знаний по теме: Глагол

№ 307;

с. 107, № 4

158-159

10-11

Р.р. Контрольное изложение № 2 «Странный дуэт»

с. 107, № 5

160

12

Работа над ошибками

с. 107, № 6

161

13

Повторение по теме: Глагол

№ 170 (дидактический материал)

162

14

Проверочная работа по теме: Глагол.

с. 107, № 3

163

15

Итоговая контрольная работа № 10 (по тексту Управления образования)

164

16

 Работа над ошибками

17. Повторение

165

1

Повторение раздела «Фонетика». Словарный диктант.

№ 172, 173 (дидактический материал)

166

2

Повторение раздела «Предложение. Текст.»

№ 174 (дидактический материал)

167-168

3-4

Повторение раздела «Орфография»

№ 175 (дидактический материал)

169-170

5-6

Повторение раздела «Морфология»

№ 313 (дидактический материал);

№ 78

№ 96, 97 (дидактический материал)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" ФГОС 1класс

Рабочая программа с  тематическим планированием...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс ФГОС

Рабочая программа по русскому языку, соответсвует положению о рабочей программе. Содержит: пояснительную записку, требования к результатам. УМК, тематическое планирование, календарно-тематическое план...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа 2100" для 2 класса, авторы Бунеевы. Программа составлена в соответствии  с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку ОС 2100 2 класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса...

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" на 153 часа в год

Программа составлена из расчёта 4,5 часа в неделю...