Проверочные работы повышенной сложности для проверки уровня усвоения основных тем курса «Русский язык» в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку по теме

Лазарев Денис Андреевич

 

Проверочные работы повышенной сложности

 для проверки уровня усвоения основных тем      курса «Русский язык» в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проверочные работы повышенной сложности

 для проверки уровня усвоения основных тем      курса «Русский язык» в начальной школе.

                                           

                       

                                       

   1 класс

                                            Работа №1.

                                        Звуки и буквы

1.  Закончи предложение:

                 Звуки на письме обозначаются …   .

2.  Выпиши лишнюю букву, придумай  и запиши слово, которое начинается с этой буквы:

                 к ,  л,  з,  б,  у,  в,  д,   т.

3.  Допиши недостающую пару:

                 б      в      г      ж     з     .

                 п      ф     к      ш     с     .

4.  Спиши, подчеркни буквы, которыми различаются слова:

                ком – дом – сом – лом

                игра - икра

5.  Определи количество звуков и букв в словах:

               угол - … букв, … звуков;

               уголь - …букв, … звуков;

               якоря - …букв, … звуков.

6.  Выпиши слова, у которых букв меньше, чем звуков:

                Ася,    Яна,  Юля,  Оля.

7.  Из букв, написанных на каждой строке, составь слова и запиши их правильно:

               а,  р,  у,  к

               и,  р,  а,  г

               к,  а,  л,  о,  ж

8.  Спиши, подчеркни буквы, обозначающие твёрдые согласные синим карандашом, а буквы, обозначающие мягкие согласные зелёным карандашом:

                берёза, дятел, лыжи, чулок, письмо, тюлень.

                                                

                                               Работа №2.

                                                    Слог

1.  Закончи предложение:

              Слог образуют … буквы.

2.  Запиши эти слова в три столбика так, чтобы в каждом столбике были слова, чем-то похожие друг на друга:

             час, гриб, белка, жидкий, вода, машина, город, придумал, дуб,  

             широкий, хлеб, хозяйка.

3.   Запиши слова, разделив их  на слоги:        

             дым,  юла,  мальчик,  буква,  моя.

4.    Раздели слова, где это возможно,  для переноса всеми возможными способами:

             Илья,  лейка,  коллекция,  степь,  столовая,  игрушка.

5.    Из каждой строки составь слова и запиши их:

              на,               пру,              жи

              ро,               кий,              ши

  6.   Спиши предложения. Вместо скобок напиши те слова, у которых только один слог:  

              Мама купила тёплый  ( … ) .

             ( …  - домашнее животное.    

                                              Работа №3.

                        Мягкий знак – показатель мягкости

1.   Найди в словах ошибки. При списывании предложений исправь их:

               Бабушка Дарья сказала: «У Аллочки глазки чёрненькие, как уголки».

               Дед Илья построил маленькую банку.

               Сухие  деревья спилили. Остались только одни пенки.

               Лодка села на мел.

2.   Закончи предложения словами с мягким знаком – показателем мягкости:

               Бабушке купили тёплую пуховую …  .

                Кончилась передача «Спокойной ночи, малыши!» Детям пора …  .

3.   Вставь подходящие по смыслу слова:

               Воду из прудов и каналов нельзя (…) даже кипячёной.

                На старый трухлявый  ( … ) садиться нельзя. Здесь может быть  змея.

4.   Раздели слова с мягким знаком для переноса:

               Мальчик,  большой,  стальная,  пульс,  мельница.

                                               Работа №4.

                                   Гласные после шипящих

1.  Запиши все буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

2.  Подчеркни среди записанных букв те, которые обозначают твёрдые шипящие звуки.

                                             

  3.  Придумай и запиши четыре слова, чтобы они начинались на мягкие шипящие звуки.

4.  В данных словах, где возможно, подчеркнутые буквы замени буквами, указанными в скобках. Напиши полученные слова:

                    сыр  ( ж )                   малина  ( ш )

                    иду  ( щ )                   липы  ( ш )

                    пилят ( щ )                 пила

                    люки  ( щ )

5.   Списать, вставив пропущенные буквы:

                     Ш…пы имеют розы, кактусы, ш…повник, крыжовник.

                     Голубь, журавль, снегирь, щ…рка, скопа – птицы.

                     Пищ…  щ…рки – насекомые.  Пищ…  скопы – рыба.

                                               Работа №5.

                                                 Алфавит

1. Запиши греческое название русской азбуки.

2. Из данных чисел выпиши то, которое соответствует количеству гласных звуков в русской азбуке.

                      8,                10,               6

3. Из данного ряда выпиши буквы, которые не обозначают звуков.

                       ы,         ъ,       й,       ь,        к

4. Напиши буквы, которые  в алфавите стоят:

                       1) до буквы ж,

                       2) между буквами  к – т,

                       3) после буквы у.

5. Запиши названия спортивных игр в алфавитном порядке:

                      Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.

6. Если поставить буквы в алфавитном порядке, получатся слова. Какие? Запиши их.

                       и,    а,    я,   з

                       т,     о,   г,   с,    ь

                       т,     о,   н,   е

                       о,     ч,   к,   ь,   л,   я

                                                   2 класс

                                                Работа №1.

                            Ударные и безударные гласные

1. Спиши. Над выделенными словами поставь знак ударения.

                        Когда  ребята  съели  рассольник  и   жаркое,  дежурные разлили  в  кружки  кисель.  В  стеклянной  вазе  стоят  гвоздики.  Тётя Галя купила  замок.  На  клубнях  картофеля  есть  глазки.

2. Спиши, вставь пропущенные буквы.

                       На п…ньке  с…дел  кр…сивый  зв…рёк.  У  зв…рька  был  пушистый  хвост.  Это  белочка.  Подб…жал  м…двежонок  и  х…тел  по…грать  с  ней.

3. Спиши данные слова, вставь пропущенные буквы. Из последних букв каждого слова составь новое слово и напиши его.

                       кирп…чи                к…р…ндаш

                       круг                         к…телок

                       катер                        кор…бли

                       кенгуру

4. Спиши, дописывая слово или слоги.

                        По Москве – (…)   ходят  катера,  моторные  лодки. На  ветках  ольхи  сидят  красногрудые  …гири.  Рыбаку  попадались  жирные  … щи.

Дверь  снова  стала  …петь.

                                               Работа №2.

                         Парные звонкие и глухие согласные

1. Прочитай слова. Найди ошибку и исправь её. Спиши эти слова

                         Репка,  луг,  редька,  морковь,  фасоль,  картофель.

2. Спиши предложения. Вставь подходящие по смыслу слова.

                        (…) – лиственное дерево.

                        (…) – хищный зверь.

                         Груздь – съедобный (…) .

                         Осенью птицы улетают на  (…) .

      Слова для справок:  юг,  лев,  гриб,  дуб.

3. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы:

                         т…рмоз                              в…з

                         т…рмос  ( о – е)                в… с  ( е – ё)

4.Дописать подходящие по смыслу слова из словарика с парными согласными на конце:

цветной   …,          чистая  …,      трескучий   …,     внимательный   …,

мирный   …,          бурый   …,       машиностроительный   … .

5. К данным словам приписать слова, противоположные по смыслу:

                        высокий - …,           далёкий -  …,

                        кислый - …,             смелый - … .

6. Спиши, вставляя пропущенные буквы:

               Друг – это  бли…кий  тебе  человек. Нет  лучше  дру…ка,  чем  родная  мату…ка.  Кошке  игру…ки,  а мышке  слё…ки.

                                              Работа №3.

                                          Большая буква

1. Прочитай  слова: Ваня,  Вася,  Коля. При  списывании  предложения замени эти три слова другими, которые подходят по смыслу:

                 Ваня,  Вася,  Коля  -  подружки.

2.К словам первого столбика добавь букву я. К словам второго столбика добавь букву в. Правильно напиши вновь полученные слова:

                 кол…                                кольцо…

                 бор …    │ я                     озеро…   │в

                 лён …                               перо

   3.Между подчёркнутыми буквами вставь букву или слог, указанные в скобках. Напиши  правильно получившиеся слова.

                 бука              (рён)

                 мука              (р)

                 булка             (ь)

                 кашка            (тан)

4. Почитай, распредели эти слова в две группы, запиши каждую группу слов на отдельной строчке через запятую:

                 Москва.  Шар.  Река.  Гагарин.  Ольга  Петровна.  Город.  Ракета. Космонавт.  Полёт.  Владимир.  Волга.

                                                   3 класс

                                                Работа №1.

                                                Части речи

1. Перечисли, какие части речи ты знаешь.

2.Запиши слова в три столбика: 1 –  имена существительные,

                                                         2 – имена прилагательные,

                                                         3 – глаголы.

                  Ягода,  ранний,  яблоко, растёт,  земляника, вкусная, поливает, берёза,  высокие,  работают,  ученики, учатся,  прилежный, синие, пришла, светлые.

3. Спиши предложения, над каждым словом укажи часть речи:

                 Дедушка подарил Алику мяч.   Половина мяча синяя, как небо в ясный день, а  другая половина красная. Поясок у мяча золотистый.

4. Спиши имена существительные, образуй от них однокоренные имена прилагательные:

                   ярость -  …,            прелесть -  …,              радость - … ,

                   известие - …,         солнце - … .

5. Спиши имена прилагательные, образуй от них однокоренные глаголы:

                    белый - …,              красный - …,              жёлтый - …,

                    старый - …,           добрый - … ,               письменный - … .

                                                  Работа №2.

                                                 Состав слова

1. Закончи предложение:

                    Родственными словами называются те, которые …

2. Выбери однокоренные слова, запиши их столбиками, выдели в них корни:

                    Слеза, слезал, слизал, лижет, слезливый, лезет, залез, подлиза, слёзки.

3. Со словами  слезал  и  слизал придумай и запиши предложения.

4. Разбери слова по составу.

                        Вырубка, разгрузка, поломка, братик, верхний, задумали.

5. Закончи предложения:

                       Словообразующие части слова – это  … , …  .

                         Часть слова, служащая для связи слов в предложении – это … .

6. Подбери  по 2 слова  к  каждой схеме и запиши их:

͡     □  ,             ͡    ^ □  ,                ¬  ͡     ^  □  .

                                               Работа 3.

             Три основные правила правописания корня

1. Закончи предложения:

                   Корнем слова называется …   .

                   Корни родственных слов пишутся  …  .

2. Спиши предложения, дополняя их словами с парными согласными, требующими проверки (проверочные слова записывай в скобках).

                   В аквариуме живут золотые …  .

                   У ястреба острые …  .

                   В диктанте Маша сделала две … .

                   Русский народ любит белоствольную  …  .

                   Залёг на зиму в тёплую берлогу бурый  …   .

3. Подбери нужные слова. Запиши ответы – предложения:

                   Как называется:

                    - избушка, где живёт сторож?             - - - - - ж - -

                    - украшение в ушах?                            - - - - ж - -

                    - твёрдая застёжка на поясе?               - - - ж - -

                    - часть стула или стола?                       - - ж - -

4. Прочитай слова. Раздели все слова на две группы по какому  - то признаку. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

                   Ск…зал,  зап…вать (лекарство),  з…вод,  с…рняк,  п…нал,  с…вёнок,  в…сток,  к…лхоз,  гл…деть,  вет…р,  м…дведь,  д…рога,  в…ршина,  р…бота,  гр…бной.

5.  Спиши, вставь, где надо пропущенные буквы:

                   Вокруг было хмуро. Мутное низкое небо моросило мелким робким дождиком. Ненас…ный  осенный  день неприветливо глядел на грус…ную землю. Было ещё не поз…но, но волны сумерек уже затопляли всю окрес…ность.  Чудес…ные  воспоминания о прошедшем лете вдруг нахлынули на меня.

                                                Работа №4.

                         Части речи и члены предложения.

1. Спиши  имена существительные. Образуй  от них имена прилагательные:

                   Ярость - … ,         прелесть - …,     радость - …,     чудеса - … .

2. В записанных именах прилагательных подчеркни  непроизносимые согласные.

3. Спиши предложения, разбери их по членам предложения и частям речи:

                    На дереве поёт синица в чёрной шапочке.  Жаркое солнце  нещадно палит землю.  Жаркое стынет на тарелочке.

4. Над словами второго и третьего предложений поставь знак ударения.

5. С помощью приставок и суффиксов образуйте указанные в скобках части речи:

                     радость - … (прилагательное),

                     ездить - … (существительное),

                       доблесть - … ( прилагательное),

                       стройка - … ( глагол),

                       дружить - … (существительное).

6. Составь и запиши два предложения со словом печь, чтобы это слово было разными частями речи.

                                                  Работа №5.

                                         Приставки и предлоги

1. Закончи предложения:

                        Приставка – это …  .

                        Предлог – это …  .

2. Ответь на вопрос.

                         Перед какой частью речи никогда не бывает прдлогов?

3. Спиши, раскрывая скобки, предлоги подчеркни, приставки выдели.

                        (С) восходом солнца ( в) скворечниках (про) сыпались и

 (за) ливались разными голосами скворцы.  Они (на) свистывали                                    то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они (на) слушались (за) зиму (за) морем.

  4. Выбери подходящие по смыслу слова и запиши это шуточное стихотворение.

                        Сугробы снега вьюги (на мели, намели),

                        И у ворот, как баржа (на мели, намели),

                        Полуторка стоит.

                        Ну и (занос, за нос)!

                        Я вышел за ворота, а мороз

                         Как затрещит – и хвать меня (за нос, занос).

5. Составь и запиши предложения со словами:

                         наряд,  на  ряд;                  запечь,  за  печь.

                                                  Работа№6.

                      Итоговая проверочная работа  за 3 класс

1. Выпиши из данных слов только имена существительные.

                        Весёлый, веселье, весело, весельчак, веселимся.

                        Бег, бегать, беготня, бегун, побег, беги.

2. Выпиши только глаголы.

                       Отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел.

                       Шаг, шагаем, шагнул, зашагал, шагай.

3. Выпиши только имена прилагательные.

                       Красный, краснота, красненький, красноватый, краснеет.

                      Добрый, доброта, добренький, добреет, подобрел.

4. Выпиши только предлоги.

                      Ты, за, от, вас, перед, кит, через.

                      Рис, нам, около, его, над, под.

5. Из каждой строки выбери и запиши лишнее слово.

                       Поёт, летел, зашумит, пение, спел, идёт.

                       Шум, шумный, синева, чудо, вкус, белизна.

                       Сочный, тихий, спит, сонный, жёлтый.

6. Придумай и запиши слова такого же состава как слово повозка, как слово сладкий, как слово заход. Укажи части речи записанных слов.

                                                    4 класс

                                                 Работа №1.

                                     Имя существительное

1. Имя существительное - это …

                      1) часть речи        2) часть предложения       3) слово

2. Имя существительное обозначает …

                       1) предмет            2) признак предмета         3) действие предмета

3.Имя существительное отвечает на вопросы …

                    1) какой? какая? какое? какие?          2) кто? что?          3) что     делать?  что сделать?

4.Выбери постоянные признаки имени существительного.

                    1) падеж        2) род       3) склонение       4) число    

5.Укажи имена существительные женского рода.

                    1) магазин    2) комната     3) яблоко     4) терпение      5) тюль      6)   фамилия

6. На конце каких имён существительных ты напишешь мягкий знак?

                    1) помощ…   2) молодёж…   3) силач…    4) скрипач…   5) дич…    6) тиш…

7. Выбери словосочетания, где имена существительные стоят в дательном падеже.

                    1) поеду в Калугу     2) осмотрели город      3) бежали по дорожке      4) рад встрече

8.О каком падеже идёт речь: «Имена существительные отвечают на вопросы кем? чем?

и употребляются с предлогами с, за, под, над, перед»

                 1) о дательном     2) о творительном     3) о предложном

9.Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами…

                1) всегда       2) иногда       3) никогда

10.Если у имени существительного мужского рода нулевое окончание, то к какому склонению оно относится?

                 1) к первому       2) ко второму       3) к третьему

11.Укажи имена существительные, которые не относятся ко второму склонению.

                  1) тишина    2) корабль   3) нить    4) трудолюбие     5) забота     6) новость      7) Анатолий

12.Допиши окончания имён существительных.

                 1) на городской площад…   2) к детской площадк…     3) на синем катер…   4) по лесной тропинк…   5) у высокого   юнош…   6) о зимней стуж…

13.В каком падеже стоит имя существительное 1-ого склонения, если известно, что его окончание  –и?

                  1) в родительном      2) в дательном        3) в предложном

14. Имена существительные какого склонения в трёх падежах имеют одинаковые окончания?

                  1)  первого         2) второго        3) третьего

15.Вставь пропущенные буквы в загадке.

                  На  грядк…  длинный  и  з…лёный, а в кадк…  ж…лтый  и  с…ленный.

                                             Работа №2.

                                    Имя прилагательное

1. Закончи предложения:

                   Имена прилагательные отвечают на вопросы …?, …?, …?, …?

                   и обозначают  …  .

                   В предложении имена прилагательные связаны по смыслу с… .

2. Прочитай, добавь, где надо окончания имён прилагательных. Выпиши словосочетания имен прилагательных с именами существительными в порядке следования падежей.

                   Ленив…  не  дождёшься, сонлив… не добудишься.

                     Ленив…  всегда праздник. Ласков… словом многого добьёшься.

                    Ленив… и в своей избе промокнет. О добр… деле не забывают.

3. Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Припиши к ним названия предметов, у которых есть такие признаки.

                     Нов…, высок…, камен…  .

                     Внезапн…, сильн…, летн…  .

                     Белоствольн…, кудряв…, стройн…  .

                     Красн…, бархатн…, нарядн…  .

4. Спиши, вставляя пропущенные окончания. Определи род и падеж имён прилагательных.

                    Русск… изба строилась без един… гвоздя, без железн… скобы или стальн… болта. В каждом сосновом бревне был спрятан круглый шип. Он тоже укреплял стену. Украшались дома деревянн… резьбой.

5. Придумай и запиши два предложения, использовав сочетание пассажирский поезд в предложном и родительном падежах.                                                               

                                             Работа №4.

                                             Глагол

1. Закончи предложение.

                    Глаголы отвечают на вопросы …?, …? и обозначают …  .

2. Вставь безударные гласные в окончания глаголов. Запиши глаголы по лицам в три столбика. Подчеркни глаголы-исключения.

                      Вид…т, слыш…т, спрашива…м, даёшь, тороплю,  показыва…шь, стрекоч…т, кле…шь, выигрываю, узна…шь, пишу, дыш…м, стел…т, несём, горят, спите, глад…те.

3. Замени глаголы единственного числа настоящего времени глаголами единственного числа прошедшего времени. Напиши получившиеся предложения, укажи род глаголов.

                     Стоит ясный день.

                     Время подходит к полудню.

                     В осеннем лесу поблёскивает паутина.

4. Запиши глаголы, разбери их по составу.

                     Промокли, принесло, подаришь, постучим, улыбается.

5. С данными корнями образуй глаголы неопределённой формы с помощью суффиксов: - а -, - я - , - е - , - и - .

                     Жар - , реш - , чист - ,  ум -, руб - , се - , дар - , па - , уч - .

6. Вставь пропущенные гласные в окончания глаголов.

                    Погода стоит прекрасная! Весело сия…т майское небо.                                                                              Направо и налево по обеим сторонам речки тихо колыш…тся зелёная рожь. Вдалеке темне…т лес, желте…т деревья. Грач важно разгулива…т по полю, останавлива…тся , недоверчиво смотр…т на нас и подпрыгива…т , тяжело отлета…т в сторону.

                                             Работа №3.

             Итоговая проверочная работа по теме « Части речи»

1. Допиши окончания имён существительных.Отметь значком (×) имена существительные третьего склонения.

                   На площадк…, у деревн…, из-под кроватк…, на скатерт…, по

                   по тропинк…, в тетрад… .

2. Допиши окончания имён существительных. Отметь значком (×) имена существительные с окончанием –е.

                   Спал в кроват…, идёт по дорог…, лежит в портфел…,

                   отметка в тетрад…, куст сирен… .

3. Допиши окончания имён прилагательных.

                   В дальн… дорогу, за ближн… селом, нет красн… карандаша,

                   осенн… вечером.

4. Вставь в окончания глаголов нужные гласные. Над глаголам II спряжения поставь значок (×).

                    Ребёнок дыш…т, Коля рису…т, девочка плач…т, маляр крас…т,

                  ветер кача…т, зайчик прыга…т.

5. Укажи лицо и спряжение глагола. Вставь в окончания пропущенные  буквы.

                   Ты пиш…ш…, чита…ш…, рису…ш…, крас…ш…, танцу…ш…,

                  смотр…ш…, слуша…ш… .                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над усвоением слов с не проверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

Изучая слова с непроверяемым написанием, запоминание  быстро, почти с первого урока и не требует длительных тренировок, в том случае если изучение их происходит как СЛОВ ПОНЯТИЙ, которыми пользуе...

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...

Работа над словами с непроверяемым написанием на уроках русского языка в начальной школе

В статье описаны этапы работы над словарными словами, приемы и методы, используемые для лучшего их усвоения....

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

Работа над звуко-буквенным составом слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с ОВЗ.

Этапы проведения звуко-буквенного разбора слова на уроках русского языка в начальной школе для детей с овз....