Конспект урока по русскому языку по теме: "Междометие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Данный урок составлен по программе развивающего обучения (РО) Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Урок постановки и решения учебной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

4 класс.

Тема: «Междометие как часть речи».

Цели урока: 

  1. познакомить учащихся с междометиями;
  2. рассмотреть какие чувства могут выражать междометия;
  3. выяснить, какова роль междометий в речи;
  4. совершенствовать орфографические навыки;
  5. развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Оборудование:

  1. презентация к уроку.

Ход урока.

I. Эмоциональная пауза.

- Слова бывают удивительными, как люди. И как люди добрыми и злыми, веселыми и грустными – все зависит от их лексического значения.

- А части речи? Это как чудесные страны! в них слова живут по своим законам и правилам.

II. Актуализация знаний.

- Какую цель мы поставили перед собой и стремимся к ней уже на протяжении нескольких уроков? (разобраться, какие части речи есть в русском языке)

- Что такое часть речи? (слайд)

- Перечислите, какие части речи мы обнаружили в русском языке?

- Запишите под диктовку несколько слов.

Шестнадцать, невтерпеж, семьсот, ключом, широк, они, узкая, стелется, снегопад, поземка.

- Давайте определим, к какой части речи относится каждое из записанных слов?

Выполните эту работу в парах: I вариант определяет к какой части речи относится первое слово, II вариант контролирует, и дальше по очереди.

- Проверим, как определили.

- К какой группе относятся эти части речи? (самостоятельные - слайд)

- Почему их так называют?

- Проверим орфограммы в записанных словах.

- Как вы понимаете значение слова поземка? (слайд поземка)

- Какая еще группа частей речи есть в русском языке? (служебные)

- Какие служебные части речи мы знаем? (предлог, союз, частица – слайд)

- Для чего служит союз?

- Какую работу в речи выполняет предлог?

- Что мы знаем о частице?

- Составьте и запишите высказывания, использую знакомые служебные части речи и существительное поземка (дети читают свои высказывания, называют служебную часть речи; обсуждение, в каких высказываниях нужна запятая)

III. Целеполагание.

- Как вы думаете, есть ли в русском языке еще какие-нибудь части речи?

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

IV. Конкретно-практические задачи.

- Продолжим наши исследования.

- Прочитайте два высказывания (слайд)

«Ура! Мама пришла!» - сказала Оля подружкам, услышав звонок.

«Мама пришла», - радостно сказала Оля подружкам, услышав звонок.

- О каком событии сообщается в первом высказывании, во втором?

- Все ли слова одинаковые в высказываниях?

- Определите, к какой части речи относится слово «радостно»?

- А что называет наречие «радостно»? (чувства человека)

- А понятно ли из первого высказывания, что девочка обрадовалась приходу мамы?

- Какое слово вам помогло понять это чувство?

- Слова «радостно» и «ура» обозначают одно и то же чувство. а в чем же разница?

- Какое слово называет это чувство?

- Какое слово только выражает, не называя чувства? (слайд: «радостно» – называет чувство, «ура» - не называет, но выражает чувство)

- Прочитайте еще два высказывания (слайд)

Маша увидела большую ящерицу и вскрикнула от испуга.

«Ой!» - вскрикнула Маша, увидев большую ящерицу.

- Назовите в одном из высказываний слово, называющее чувство девочки, которая увидела ящерицу.

- Названо ли это чувство в другом высказывании?

- С помощью какого высказывания оно в нем выражено?

- Можно ли считать слова «ура» и «ой» особой частью речи?

- Чем они отличаются от других слов, обозначающих чувства?

- Откройте учебник на стр. 22 и прочитайте о таких словах.

- С какой новой частью речи мы встретились?

- что мы узнали о междометие? (слайд - междометие)

- Как вы думаете, можно ли междометия отнести к самостоятельным частям речи? (рассуждения детей)

- Можно ли с помощью междометия связать между собой какие-то самостоятельные слова?

- Можно ли отнести междометия к служебным частям речи?

- Какой мы можем сделать вывод?

V. Физминутка.

VI. Самостоятельная работа.

- Откройте учебники на стр. 48 упражнение 180.

- Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

- Какая часть речи придает этому стихотворению особую выразительность?

- Назовите междометия.

- Запишите высказывания, в которых есть междометия.

- Сделайте вывод, как на письме выделяется междометие?

- Продолжим знакомство с междометиями.

- На доске записаны части высказываний (слайд). Запишите их, вставляя нужные междометия.

… рыцарь, сжался надо мной;

Едва дышу, нет мочи боле…

…ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

«… догнал тебя! Постой!» -

Кричит наездник молодой.

Слова для справок: ага (радость, удовлетворение)

                                 о (мольба, просьба)

                                ах (негодование)

- Прочитайте высказывания, которые записали.

- С какой частью речи мы познакомились?

- Что мы узнали о междометии?

VII. Постановки цели на следующий урок.

- В заключении послушайте стихотворение и скажите, что еще может выражать междометие?

Ох уж это междометие!

То «увы!», то «ах!»

Сколько видел слов на свете я,

Знаю о словах,

Но нигде таких чувствительных

Больше не встречал

Это просто удивительно,

Как я к ним попал.

Ничего назвать не могут

Так они взволнованы

Я едва нашел дорогу

В край их заколдованный.

Побуждать умеют тоже

И тогда бывают строже.

Цыц! Ш-ш! Ну! Но-о!

Не исполнить мудрено.

- Что же еще выражает междометие, кроме чувств?

- Предлагаю поговорить об этом на следующем уроке. Согласны?

- Запишите домашние задание… Отметки за урок…

- Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение о частях речи»

Цель: 1) обобщить знания  о частях речи2) повторить правописание безударных гласных в корне  слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность3) воспитывать бережное отношение к...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"

Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...

Конспект урока по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". УМК "Перспектива", 4 класс.

Урок по русскому языку "Разбор имени прилагательного как части речи". Образовательная программа "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Местоимение как часть речи"

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, с ролью местоимений в нашей речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.Задачи: развивать умения распознавать местоимени...