"Правописание сочетаний чк, чн, щн"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Тришина Оксана Павловна

Тип урока изучения нового материала, цель изучение и первичное закрепление новых знаний.

Организация урока:

  • проверка домашнего задания;
  • подготовка учащихся к усвоению;
  • изучение нового материала;
  • первичная проверка усвоения знаний;
  • первичное закрепление знаний;
  • контроль и самопроверка знаний;
  • подведение итогов урока;
  • информация о домашнем задании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка по теме  «Правописание сочетаний  чк, чн, щн»      2 класс  

 по учебнику  Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова

Цели: 1) формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: чк, чн, щн, учить заменять сочетание  одним  словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных  слов (повторить  звукобуквенный разбор слова)

2) развитие  внимания, интереса к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитать умение  слушать, аккуратность

 Материал к уроку: учебник «Русский язык» Зеленина, Хохлова. Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.

                                           Ход урока.

  1. Организационный момент

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от Вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь
.

(Ребята открывают тетради и записывают: Число, Классная работа)

  1. Минутка чистописания

Н,я, ч, х, щ, и, к.

Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы их не будем, а только напишем те, которые выберем.

- Какие согласные буквы в русском языке из этих всех  написанных, всегда мягкие?(ч,щ)

_ Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (к)

_- Какая буква является сонорной ? (н)

Правильно! Мы с вами выбрали 4 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

ЧЩКН      НКЧЩ

Сидим красиво, тетради положили под углом, кончик  смотрит в живот. Пишем красиво.

Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно  составить из этих написанных букв? (чк, чн, щн)

Правильно! Мы с вами вместе выяснили какая тема сегодня нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ  ЧК, ЧН, ЩН,

(вывесить на доску заголовок)

3. Словарная работа следующий этап нашего урока. Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся спряталось в этом круге

- Может кто-нибудь из вас догадался какое это слово?

- Как вы определили?

Учитель вывешивает карточку  - девочка.

-Запишите это слово в тетрадь.

- поставьте ударение.

- Какая  гласная  буква  оказалась в слабой  позиции? (о)

Эту букву нужно  запомнить. Поставим  под  ней  красный  кружок.

                                         Девочка

- что   ещё можно  в этом  слове  встретить? (ЧК)

-Что ещё?

Давайте подчеркнём её!

ВЫВОД: познакомились с новым словарным словом.

4. Развитие речи

   - составьте  любое  предложение с этим словом.

 запишем это предложение и разберём его по членам(найдём главные члены предложения.

                                                    Девочка  играет с куклой.

   

- О ком говорится в предложение? (о девочке)

- Поставьте вопрос к слову? (кто)

-Почему кто? (одушевлённый предмет)

Что обозначает слово девочка? (предмет)

- Какой это член предложения?  (подлежащее выраженное существительным)

- Как подчеркнём?

- что говорится о девочке? (играет)

- Поставьте вопрос (что делает?)

- Какой это член предложения? (сказуемое выраженное глаголом)

- Как подчёркивается?

- Что обозначает? (действие)

- Почему  с  куклой  написали отдельно? (предлог)

Т.О. выполнив  эту  работу, повторили главные  члены  предложения.

5. Работа  над  новым  материалом.

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Но пришёл он не один. А принёс нам слова, которые приготовил их, но пропустил в них буквы, он так  затрудняется, что просит вас помочь ему  вставить  пропущенные  буквы.

Прочитайте их!

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Мощ.ный

- Помогите Незнайке  подумайте и скажите, какую букву нужно  вставить в слова? (вставлять букву не нужно, т.к. мягкий знак в сочетаниях  ЧН, ЧК,  ЩН, не пишется. Это  мы  узнали в 1 классе.)

- Назовите во всех словах  мягкие  согласные. Почему?

А теперь давайте сами придумаем свои слова с сочетаниями  ЧК, ЧН, ЩН и запишем их к себе в тетрадь. Покажем Незнайке как  нужно  правильно  писать такие  слова.

6. Самостоятельная работа

  1. Вариант запишет 3-4 слова с  ЧК.
  2. -вариант с ЧН
  3. Вариант с Щн

У вас у всех на  столе  лежат  карточки на них  написано  правило, которое  нужно  знать всем: и вам и Незнайке.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Мощный, точный и речной,

Кочки. Бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН

И встречается  ЩН,

Знаем точно: в тех  словах

Мы  не  пишем  мягкий  знак.

В  сочетании ЧК

Места  нет  для  смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод:  в сочетаниях  чк, чн, щн – ь знак не пишется.

6. Работа  с учебником.

- Откройте учебник на стр. 132 упр.175.

- прочитайте задание.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите  его!

Проведём с этим словом  звукобуквенный  анализ.

- поделите на слоги. Почему?

Оч-ки  -2 гласные, сколько гласных столько и слогов.

7. Звукобуквенный анализ

Очки – оч-ки – 4б., 4 зв.,2гл., 2 согл., 2 слога.

 А ч к и

О    о   - гл., безударный.

Ч    ч  -  согл., мягк., глухой

К   к   - согл., мягк., парный, глухой.

И   и  - гл., ударный.

Т.О. повторили звукобуквенный  анализ слова.

ФИЗМИНУТКА

Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки , и носочки
Для сыночка и для дочки . ( Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание).
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки.  (Потягивание – руки в стороны)

Светит солнышко – ромашка
Скоро высохнут рубашки. (Потягивания – руки вверх.)

Следующее упр. 177. Прочитайте  задание

-Давайте заменим каждую  группу  одним  словом, близким  по значению (смыслу). Запишем эти слова и поделим  их  для  переноса.

Детская  рука – руч-ка.

Маленькая  дача – дач-ка.

Небольшая  туча – туч-ка.

- как  можно  назвать эти  слова рука-ручка? Родственные

- какая орфограмма встретилась?(ЧК)

Подчеркните.

Упр.180. прочитайте задание. Слова в предложениях  рассыпались. Составьте их

1 ряд-1 предложение

Часто хищная щука  рвёт сети.

2 ряд- 2 предлож.

В ночной  тиши  качаются вершины  деревьев.

3 ряд – 3 предлож.

У  Лены  жили  ручные  ежи.

Давайте проверим что у вас получилось. 1 ряд какое предложение вы составили?

- Теперь я буду называть  слово, а вы с помощью карточек, которые лежат у вас на столе показывать какую букву вставите.

Т.о. повторили  орфограммы -  жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, ЧК, щн.

8. Дифференцированная работа

А теперь у каждого из вас лежат на столе конверт, это письма которые вам написал Незнайка , в них задания – он просит выполнить их. Конверты подписаны, у каждого своё задание.

- кому-то нужно просто вставить пропущенные  буквы.

- кому-то поставить ещё  и знаки препинания.

- кому-то составить деформированный текст.  Отметить какое предложение  идёт за каким.

Достаньте задание и прочитайте его. Всё понятно? Начинайте выполнять работу, кто выполнит вложите в конверт, и в конце урока сдайте.

Слабый уровень
вставьте пропущенные буквы.

Вы  знаете, какие  ч.сы были раньше? Солне.ные, водяные, песо.ные  и  даже  ч.сы  из  све.ки, но  ни одни  из  них  не  тикали.

Средний  уровень

Расставьте знаки препинания, исправляя  букву  в начале  предложения,  вставьте пропущенные  буквы.

К окну  подлетела  сини.ка у  окна  стояли  дети  ребята  открыли  форто.ку  сини.ка  влетела  в  комнату   пти.ка  была  голодна.

Высокий уровень

Вставь  пропущенные  буквы  и расставь  предложения в последовательном  порядке, чтобы  получился  текст.

Потом  она  беж.т  в  ово.ной  магазин

Обедает она  то.но в два  ч.са

Веро.ка  после  школы  катается  на  коньках

Мама  довольна  своей  до.кой.

Итог урока.

- над какой темой работали?

Какие правила  повторили?

Молодцы! Сегодня  все хорошо работали на уроке(оцениваем красным жетоном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...

Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс

Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять  сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...