"Правописание сочетаний ЧК, ЧН". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Титова Татьяна Владимировна

 Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chkchn.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 2 класс.

Учитель Титова Т.В.

Тема: Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

Цели урока:

- помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно  обозначать.

 - закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн.

Оборудование: рисунок тучки, лента букв, картинка с берёзой ,карточки со словарными словами (картинный словарь + карточки с пропущенными буквами), рисунок домика ЧК –ЧН, карточки со словами из №4, дополнительное задание для уч-ся на тучке.

  1. Орг.момент.

Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Сегодня оценивать ваши ответы мне помогут солнышки (из бумаги.) 

  • Так нам будет теплее и светлее учиться.

 Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.

  • Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).
  • Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.
  • Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
  • Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
  • Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.
  • Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
  • Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
  • Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое ошибкооаснаое место есть  в слове тучка? Какое правило мы знаем?  (чк - чн пишется без ь)
  • Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий).
  • Запишем эти два сочетания на следующей строке.
  • Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)
  • Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

3. Словарная работа.

  • Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.
  • В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)
  • Правильно, это береза. Как вы догадались?
  • Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).
  • Давайте запишем это словарное слово.
  • Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с  гласной ё)
  • Какую букву мы должны запомнить? (е) А знаете, как легко это сделать? Я вам открою маленький секрет. Не зря я начала разговор о берёзе с загадки. БЕЛАЯ красавица. И слово Белая и слово Берёза начинаются одинаково. Запомните это, ребята!
  • Мы знаем много словарных слов. Узнайте слово по картинке   и назовите его правильно ( работа по картинному словарю и по карточкам с пропущенными буквами)  Слова: ученик, учитель, тетрадь, карандаш,                      Москва.
  • А теперь вспомните, в каком из словарных слов есть сочетание ЧК? (картинка+ показываю карточку с закрытой буквой о)
  • Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
  • Проверьте то, что вы написали.
  • Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

4. Работа над пройденным материалом.

  • Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их хочет забрать с собой  “Ь”. Нам нужно правильно решить, какие слова останутся жить в домике, а какие Ь может забрать с собой.

На доске слова: соч.но, Ил.я, сол., сроч.но,точ.ка, ноч.ка, печ.ка, сроч.но.

Прочитайте слово и скажите, есть ли в нём Ь?

2 слова ИЛЬЯ и СОЛЬ забирает с собой Ь и довольный уходит.

Делаем вывод: мягкий        знак не может жить в одном доме с чк и чн!

Ну, теперь, когда Ь уже не мешает, слова заходят в домик и садятся под свои окошки чк и чн..

Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

чк

точка

ночка

печка

чн

точно

срочно

срочно

  • Проверим ( уч-ся по одному выходят и расставляют карточки под нужные окошки).

5. Физминутка.

Игра: “Бывает (соглашаемся, сидим тихо-тихо) – не бывает”( не согласны. Протестуем! Хлопок!)) Есть слова с нашим правилом. Будьте внимательны, не пропустите их!

Веточка съела девочку  (Хлопок!)

Леночка прыгает через скакалочку (тихо,)

Лисичка живёт в норке. (тихо)

Белочка кушает рыбку (Хлопок!)

 -Какие слова с сочетаниями  чк –чн запомнили?

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

  • Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.
  • Давайте вернем слова на свои места. (на доске: Ряба снесла яичко курочка.)
  • Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)
  • Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка). Запись предложения с комментированием.
  • Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).
  • Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)
  • Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
  • А чем закончилась эта сказка?
  • Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).

7. Работа  в парах.

  • Вот и мы с вами работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в парах . Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Разгадать кроссворд из учебника с.46  упр. 84
  • Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

(девочка, бочка, ручка, бабочка, печка, очки) Проверьте друг  у друга ( взаимопроверка).

8. Зрительная гимнастика

Ребята, вы много работали, писали и у вас устали глазки, поэтому мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево и вправо. Итак, начнём.

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть всё дано,
Где стена а где окно
А теперь пока я считаю до 5, вы  пристально смотрите на точку на доске, потом я снова считаю до 5, а вы крепко зажмуриваете глазки. Повторить 2 раза.

9. Дидактическая игра.

  • Мы хорошо поработали,  отдохнули, а теперь  поиграем и, играя, поучимся. Это, ребята,  не только  ТОЧКА, но и   задание.
  • Измените в слове (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка( - кочка – почка – ночка)..
  • Чем похожи по написанию эти слова.

10.  Подведение итогов урока.

  • Чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?
  • У вас на столе листочки с домиками. Где нужно, вставьте Ь, а где нет, соедините буквы.

(разбор устно)

Домашнее задание:

Вставь, где нужно, Ь или соедини буквы.

У меня  мален.кая   собач.ка.

У Ани   синен.кая   юбоч.ка.

Я  взял   угол.ки   из  печ.ки.

Мал.чик  идёт  в  булоч.ную.

Дома вы запишите эти предложения. Какое вы выделите правило?

А теперь давайте поднимем все солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке. Посмотрите, как светло стало в нашем классе. Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс

Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять  сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...

Презентация к уроку русского языка "Правописание сочетаний "чу-щу". 2 класс.

В презентации содержится материал к уроку во 2 классе по теме: " Правописание словосочетаний чу-щу"....

Урок русского языка по теме: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн." 1 класс

УМК:  Развивающая  система  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Тип урока:  постановка проблемыПостановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми став...