Обобщение о частях речи.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Целью   проведения такого урока является обобщение  знаний учащихся об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. При этом большой вклад в проведение урока внесли сами дети, проводя иследовательскую работу о частях речи, оформив наработанный материал в виде презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место проведения урока: Муниципальное образовательное учреждение Камышинская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Бондарева Ольга Николаевна

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема: Обобщение по теме «Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол».

Тип урока: урок – обобщение.

Оборудование: компьютер, проектор, листки самоконтроля, презентации.

Цель урока:

  1. Обобщить знания учащихся об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи:

  1. Расширить знания о частях речи;
  2. Развивать умения распознавать части речи, определять морфологические признаки, правильно употреблять  в речи;
  3. Развитие проектной деятельности и информационно-коммуникативной культуры младших школьников.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Девиз нашего сегодняшнего урока:

«Грамоте учиться всегда пригодится» (Слайд № 1)

  1. Сообщение темы, цели и задач урока: (Слайд № 2, № 3) 

Все, что знаем – обобщим.

На уроке не молчим.

Руку   чаще поднимаем,

На вопросы отвечаем.

  1. Минутка чистописания.
  1. ПГЧАК (пишем грамотно, чисто, аккуратно, красиво) – работа в тетрадях. (Слайд №4)

  1. Запомни, запиши, объясни (Слайд № 5)

В  течение 5 – 10 секунд запоминают фразеологические обороты, записывают в тетрадь, объясняют значение).(Слайд № 6, № 7) 

  1. Актуализация знаний.
  1. Какие части речи мы знаем? (Слайд № 8, № 9)
  2.                                          

Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное (приводят примеры).

Служебные: предлог, союз, частица, междометие (приводят примеры)

  1. Группы слов (вставить пропущенную букву, объяснить написание, найти лишнее слово, дать краткую характеристику слов). (Слайд № 10)

                                               

В 4 группе лишнее слово пробежка, это имя существительное (Слайд № 11)

  1. Работа по теме урока
  1. Представлена исследовательская работа Мельниковой Лены по теме «Имя существительное». Учащиеся выполняют задания из презентации, заполняют листки самоконтроля.
  2. Словарно - лексическая  работа (ответы записывают в тетрадь, дают краткую морфологическую характеристику слова). Кроссворд.(Слайд № 12)

  1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь (дорога).
  2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования (библиотека).
  3. Дорога (в саду, парке) с рядами деревьев посаженных по обеим ее сторонам (аллея).
  4. Крупный населенный пункт, административный, промышленный и культурный центр (город).
  5. То же, что и экономика (хозяйство).
  6. Группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами (коллектив).

Какое слово получилось по вертикали – глагол.(Слайд № 13, № 14)

                                       

  1. Представлена исследовательская работа Елисеева Ромы  по теме «Глагол». Учащиеся выполняют задания из презентации,  заполняют листки самоконтроля.
  2. Отгадайте загадку: (Слайд № 15)

                                                       

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. (Имя прилагательное).

  1. Представлена исследовательская работа Молдабаева Вадима по теме «Имя прилагательное». Учащиеся выполняют задания из презентации, заполняют листки самоконтроля.

V .   Итог урока. Рефлексивный блок. (Слайд  № 16)

                                                         

  1. Что сделали на уроке, что узнали нового?
  2. Заполнить листки самоконтроля.
  3. Поставить оценку за работу на уроке.

Домашнее задание: объяснить значение и происхождение фразеологических оборотов.

Список литературы, используемой при разработке урока.

  1. Баранов М.Т. «Русский язык. Справочные материалы».
  2. Бондаренко А.А. «Русский язык для веселых мальчиков и девочек»
  3. Рогалева Е.И. «фразеологический словарь. Занимательные этимологические истории для детей»
  4. Тарабарина И.В. «И учеба и игра. Русский язык»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грамоте учиться – всегда пригодится

Слайд 2

Обобщение о частях речи (Имя существительное, имя прилагательное, глагол) Тема урока

Слайд 3

Всё, что знаем обобщим. На уроке – не молчим. Руку чаще поднимаем, На вопросы отвечаем Цель урока

Слайд 4

Минутка чистописания Пгчак Пишем грамотно, чисто, аккуратно, красиво!

Слайд 5

Запомни, запиши, объясни

Слайд 6

«А Васька слушает да ест»

Слайд 7

«Гонять лодыря»

Слайд 8

Части речи (обобщение)

Слайд 9

Части речи (самостоятельные) Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Наречие Числительное Части речи (служебные) П редлог Союз Частица Междометие

Слайд 10

Т. ж ёлый , пр.мой, в.сёлый , гл.дит ; Звёз.ный , мес.ность , окрес.ность , извес.ный ; Доро.ка , кры.ка , варе.ка , но.ка ; Пр.читать, пр.смотреть, пр.бежка , пр .жить; Найди лишнее

Слайд 11

Имя существительное

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 Разгадай кроссворд

Слайд 13

д о р о г а б и б л и о т е к а а л л е я г о р о д х о з я й с т в о к о л л е к т и в Разгадай кроссворд

Слайд 14

Глагол

Слайд 15

Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. Имя прилагательное

Слайд 16

Листок самоконтроля Подведем итоги Я знаю, умею Затруд - няюсь Я узнал (а) Само оценка Итоговая оценка Имя существительное Глагол Имя прилагательное

Слайд 17

Объяснить значение и происхождение фразеологических оборотов Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа Молдабаев Вадим 4 класс

Слайд 2

Часть речи которая обозначает признак предмета Имя прилагательное

Слайд 3

Какие? Какое? Какая? Какой? ВОПРОСЫ

Слайд 4

Цвет Размер Вкус Чёрный Красный Большой Маленький Кислый Сладкий Деление по группам

Слайд 5

Имена прилагательные Близкие большой- огромный сладкий – вкусный Противоположные Маленький – большой чёрный – белый Кислый – сладкий Один предмет можно провотивоставить другому. Бывают:

Слайд 6

В тексте-описании дано описание людей животных растений явлений природы различных предметов

Слайд 7

Изменение имён прилагательных по родам Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяет по роду имени существительного, с которым оно связано: Мужской род Какой? Красивый умный Женский род Какая ? Стройная красивая Средний род Какое? Круглое румяное

Слайд 8

Изменение имён прилагательных по числам ПОМНИ: Число имени прилагательного надо определять по числу имени существительного, которое с ним связано. Пример: Сущ. Ед.ч. Начался весёлый праздник.

Слайд 9

ые ие Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос Какие? И имеют окончания -ые –ие: голуб ярк Окончания прилагательных Ед.ч. Мн.ч. Какой? - ой - ий Какая? – ая –яя Какое? – ое - ее Какие? –ые – ие .

Слайд 10

Окончания имён прилагательных Зимним днём, зимним днём. На прогулку мы идём. Ради шутки, ради смеха Спросим мы лесное эхо: «Ты на дереве каКОМ ?» Отвечает эхо «ОМ!» «Ты под кустиком какИМ?» Отвечает эхо «ИМ!» «Расскажи ты это всем !» Отвечает эхо: «ЕМ!»

Слайд 11

Выпиши имена прилагательные Чёрный, стул, бегал, лампочка, сильный, вкусный, собачка, стена, облепиховый, интересный, играл, стена, ходит, ищет, бинокль, красный, игра, белая, синее, неожиданно.

Слайд 12

Проверь свои ответы. Чёрный сильный вкусный облепиховый интересный красный белая синее

Слайд 13

Спасибо за внимание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Обобщение о части речи «Глагол» ».

Урок обощения и закрепления пройденного материала.Цель: Повторить и обобщить изученное по морфологии о глаголе. Задачи:·       Образовательные: Формировать умение различа...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение о частях речи»

Цель: 1) обобщить знания  о частях речи2) повторить правописание безударных гласных в корне  слов; развивать орфографическую зоркость, внимательность3) воспитывать бережное отношение к...

обобщение о частях речи 3 класс

Обобщение проходит в виде игры "Своя игра"...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"....

Конспект открытого урока по русскому языку «Обобщение знаний частей речи» для 2 класса

Цели урока:обучающие:- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);развивающие:- формировать умения анализировать звучащую речь;- развивать воо...