Рабочая программа ( 3 класс, УМК " Гармония")
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Дорофеева Галина Анатольевна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

ФБУП 2004 года

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с примерной программой начальной школы с использованием авторской программы (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»), которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и откорректирована с учётом регионального компонента начального общего образования Архангельской области (РК – 17 часов).

 В комплект по данному курсу входят следующие пособия:

 1) Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: учебник русского языка. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация    21 век, 2010г. (в двух частях);

 2) Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь-задачник по русскому языку. – 1, 2, 3 части. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2010г.;

 3) Корешкова Т.В. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ «Потренируйся!» (в двух частях). – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2009г.

      Центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания – единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного и глагола. В ознакомительном плане представляются имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди слов-помощников выделяются предлоги, союзы, частицы.

      В третьем классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное ее назначение – познакомить школьников с главными и второстепенными членами предложения, научить выделять их. Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка), инструкция (совет о том, как что-то делать). С точки зрения орфографии в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов изучаемых частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зоркости учащихся, а также основанного на ней действия орфографического самоконтроля, чему способствует широкое применение приема письма «с окошками».

Программа рассчитана на 5 часов в неделю (в год 170 часов).

Практическая часть:

Региональный компонент

17

Контрольные работы

9

Контрольное списывание

3

Контрольное изложение

1

К концу года обучающиеся должны знать:

  1. основной признак словосочетания: подчинение одного слова другому;
  2. признаки изученных частей речи; способы определения склонения у имен существительных и спряжения у глаголов;
  3. способы действия для правильного выбора буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных и личных окончаниях глаголов.

В процессе обучения должны формироваться умения:

а) речевые:

  1. участвовать в коллективном обсуждении проблем, создавая принятые правила поведения во время беседы, спора;
  2. соблюдать правила произношения, образования и изменения слов;
  3. обдумывать построение предложений при создании письменных текстов;
  4. озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового или составляемого текста;
  5. письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием;
  6. создавать тексты освоенных жанров, раскрывать в них тему и определенную мысль;
  7. пунктуационно правильно оформлять границы мыслей;

б) языковые:

  1. различать в слове значение основы и окончания;
  2. разграничивать слова по частям речи, пользуясь комплексом грамматических признаков;
  3. определять склонение имен существительных;
  4. правильно изменять слова по падежам и включать их в словосочетания;
  5. строить словосочетания, подчиняя имена прилагательные именам существительным в роде, числе и падеже;
  6. отличать имена числительные от других частей речи;
  7. правильно образовывать падежные формы личных местоимений, в том числе с предлогами;
  8. определять спряжение глагола по ударным окончаниям, при безударных – по неопределенной форме;
  9. устанавливать связи слов в предложении;
  10. давать синтаксическую характеристику простого двусоставного предложения;
  11. различать простые предложения с однородными членами и сложные, аргументировать решение;

в) орфографические:

  1. обнаруживать все орфограммы;
  2. решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов;
  3. правильно писать наречия, числительные, глаголы в неопределенной форме, опираясь на словарь учебника;
  4. списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов;
  5. проверять написание, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  6. писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Контрольно-диагностические материалы:

1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко Методические рекомендации к учебнику - тетрадям – задачникам. – Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2009.

2. Т.В. Корешкова Тетрадь для самостоятельной работы: Потренируйся! В 2 ч. – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2009.

Региональный компонент

Цели и задачи регионального компонента:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка», способности отражать в результатах речевой деятельности представления о родном крае;
  2. освоение значений языковых единиц национально-регионального характера; практическое освоение правил их конструирования и использования;
  3. овладение фонетическими, словообразовательными, грамматическими, лексико-стилистическими умениями в работе с языковыми единицами национально-регионального характера;
  4. воспитание интереса к родному краю через освоение соответствующих языковых единиц, уважения к жителям региона, любви к малой родине.

Реализация регионального компонента:

№ п/п

Дата

РК

Знаем – повторим, не знаем – узнаем. Повторение.

 1/5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне: беляк, боровик, моряк; проверяемые согласные в корне: короб.

2/12

Правописание проверяемых безударных гласных в корне: зверобой, побережье; проверяемые согласные в корне: кузов, дрозд.

Каждое слово – часть речи.

3/30

Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу боровик, туесок, грибник, подосиновик, подберёзовик.

4/36

Род имен существительных: олень, морс, язь, щур; пороша; лежбище.

5/39

Изменение имен существительных по числам и родам: козуля, лежбище, пуночка.

Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол.

 6/49

Высказывания на основе собственных впечатлений.

 7/72

Написание письма Архангельскому Деду Морозу.

 8/78

Написание новогодних поздравлений родным и близким.

 9/76

Решение орфографических задач: правописание гласных и согласных в приставках оттепель, побережье, подосиновик; Ъ в словах с приставками подъязок.

Что мы знаем о частях речи?

 10/92

Обучающее сочинение на тему: «Домашние любимцы» (на основе своих впечатлений).

Возвращаемся к разговору о предложении.

 11/110

Обучающее сочинение на тему: «Зима на Севере».

И вновь о частях речи.

 12/114

Род имен существительных: м.р. – олень, морс, щур; ж.р. – навага, пороша.

 13/125

Правописание удвоенных согласных оттепель, непроверяемые гласные в корне слов тетерев, гагара; проверяемые безударные гласные в корне слов беляк, оттепель, побережье.

 14/132

Обучающее сочинение на тему: «Весна на Севере».

Обо всем, что мы теперь знаем.

 15/134

Лексическое значение слова ненец, г. Нарьян-Мар, брусника, Каргополь.

 16/146

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова  морось, росянка, сова, сорога; непроверяемых гласных в корне слов  олень, оленевод, гагара, горностай, тетерев, навага; проверяемых согласных в корне слов груздь, ёрш, морж, морошка, морс, рябчик, сиг, куропатка; непроверяемых согласных в корне слов корюшка; правописание удвоенных согласных оттепель, осинник, лемминг.

Продолжаем учиться хорошей речи.

 17/155

Обучающее сочинение на тему: «Весна в Архангельске».

Литература:

  1. Морянка: жрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах/ Науч.ред. Э.И. Николаева; сост., отв.ред. И.Ф.Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.
  2. Архангельская область: Словарь – справочник для младших школьников/ Науч.ред. Э.Н.Николаева; отв.ред и сост. Е.В. Михайленко. – Архангельск: Поморский университет, 2010г.



Предварительный просмотр:

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

1-2

Знаем – повторим. Не знаем – узнаем. Повторение. (19часов)

Повторение изученного.

Воспоминания о лете.

2

Уметь:

-работать с учебником;

-составлять рассказ по определенной теме;

-искать логику в передаче содержания текста;

-правильно употреблять слова в своей речи и ставить ударение в них;

-составлять предложения со словами определенного значения;

-корректировать свой текст;

-решать орфографические задачи, выделять «окошками» трудные написания.

Фронтальный

2.09

Обучение написанию текста-описания. Обучающее сочинение.

5.09

3

Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи.

1

Самостоятельная работа

6.09

4-5

Какие есть значения у слова.

2

Знать:

-понятие «основа слова»;

-значение окончания;

-основы, признаки родственных слов.

Уметь:

- сопоставлять слова;

-правильно употреблять слова в речи, ставить ударения в них;

-находить основу в словах.

Фронтальный

7.09

Знакомство с понятием «основа слова»; с двумя значениями слова: основа и окончание

Р.К.

8.09

6-7

Решаем орфографические задачи: известные и новые

2

Знать корневые орфограммы.

Уметь:

-находить опасные места в словах;

-объяснять значение слов;

-подбирать однокоренные слова.

Взаимопроверка. Орфографическая минутка.

9.09

12.09

8

Проверочные слова для нескольких орфограмм в корне, сочетания –оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре-.

1

Уметь распознавать слова, которые нужно проверять, обосновывать написание проверяемой орфограммы, делать выводы

Фронтальный

Орфографическая минутка.

13.09

9

Правописание суффиксов –ек-, -ик-.

1

Иметь представление о роли суффиксов в речи.

Уметь решать орфографическую задачу в правописании суффиксов –ик, -ек

Фронтальный

14.09

10-11

Правописание ударных и безударных сочетаний –цы-, -ци-

2

Знать о написании сочетаний –цы- или –ци-.

Уметь предупреждать ошибки в написании таких слов.

Фронтальный

15.09

16.09

12

Освоение изученных

орфографических правил.

Р.К.

1

Уметь решать орфографические задачи, писать слова

под диктовку, подчеркивать «общую» для всех орфограмму.

Фронтальный

Орфографическая минутка.

19.09

13

Знакомство со сложными словами. Может ли быть в слове два корня.

1

Знать способы образования слов.

Уметь составлять и записывать сложные слова, выделять корни.

Индивидуальный опрос

20.09

14

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении.

1

Знать изученные правила.

Уметь находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи.

Фронтальный

21.09

15-16

Контрольная работа (входная)

1

Уметь записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Диктант с грамматическим заданием

22.09

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Самопроверка

23.09

17-18

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении.

2

Знать изученные правила.

Уметь находить в тексте опасные места и решать орфографические задачи.

Фронтальный

26.09

27.09

19

Учимся рассказывать о словах (обучающее изложение на основе зрительного восприятия).

1

Уметь передавать содержание текста своими словами.

Самопроверка

28.09

20

Каждое слово – часть речи. (27 часов)

Представление понятия «Части речи».

1

Знать понятие «части речи».

Уметь разграничивать слова не только по вопросам и значению, но и по особенностям изменения.

Фронтальный

Орфографическая минутка.

29.09

21-22

Знакомство с названиями частей речи.

2

Знать, что такое части речи, чем они отличаются друг от друга.

Уметь различать части речи: существительное, местоимение, глагол.

Фронтальный

Самостоятельная работа

30.09

3.10

23

Знакомство с понятием «местоимение» (слова-указатели).

1

Знать понятие «местоимение».

Уметь находить местоимения в тексте и заменять ими существительные.

Фронтальный

4.10

24

Контрольное списывание

1

Уметь:

-записывать текст с «окошками»;

-правильно писать слова в предложении

Самопроверка

5.10

25

Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

1

Знать, что такое местоимение, состав личных местоимений, как изменяются местоимения.

Уметь находить местоимения в тексте, определять лицо и число местоимений

Фронтальный

6.10

26-27

Правописание служебных частей речи.

2

Уметь распознавать самостоятельные и служебные части речи и правильно писать служебные слова.

Знать особенности местоимений 3-го лица;(при употреблении с предлгами начинается с буквы н)

Взаимопроверка.

Орфографическая минутка.

7.10

10.10

28

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи.

1

Уметь использовать слова разных частей речи, определять части речи по их признакам, составлять предложения по картине «Осень»

Самопроверка Орфографическая минутка.

11.10

29-30

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия с элементами сочинения.

2

Уметь:

-применять в изложении разные части речи;

-выделять части текста;

-подбирать синонимы к словам.

Уметь исправлять ошибки

Самопроверка

Взаимопроверка

12.10

Анализ изложения. Повторение различных вопросов орфографии.

Р.К.

13.10

31

Формирование умения правильно определять части речи и правильно писать служебные слова.

1

Уметь определять части речи и правильно писать служебные слова, выделять части слова, которыми различаются слова.

Самостоятельная работа

14.10

32

Знакомство с понятием «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова.

1

Уметь разграничивать разные слова и формы одного и того же слова.

Фронтальный. Тематический.

17.10

33

Слово и его форма.

1

Иметь представление об отличии формы слова от родственных слов.

Уметь образовывать от начальной формы существительного начальную форму прилагательного.

Фронтальный.

18.10

34

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного.

1

Уметь определять начальную форму глагола и существительного, решать орфографические задачи известными способами.

Фронтальный.

19.10

35

Знакомство с начальной формой имени прилагательного.

1

Знать вопросы начальной формы имени прилагательного.

Уметь:

-распознавать различные части речи;

-работать с понятием «начальная форма» и «изменение слова»;

-находить начальную форму прилагательного

Фронтальный. Орфографическая минутка.

20.10

36

Род имен существительных.

Сравниваем имя существительное и прилагательное.

Р.К.

1

Уметь определять род существительного

Фронтальный.

21.10

37

Зависимость рода имени прилагательного от имени существительного

1

Знать зависимость рода имени прилагательного от имени существительного.

Уметь определять родовые окончания у имен прилагательных.

Фронтальный.

24.10

38

Способы определения родовых окончаний имен прилагательных.

1

Знать зависимость рода имени прилагательного от имени существительного, способы определения

родовых окончаний.

Уметь определять родовые окончания у имен прилагательных, находить ошибкоопасные места в словах.

Самостоятельная работа. Словарная работа.

25.10

39

Изменение имен существительных и имен прилагательных по числам и родам.

Р.К.

1

Уметь:

-определять род имен существительных и прилагательных;

-правильно писать родовые окончания прилагательных;

-находить слова, которые не изменяют свою начальную форму

Взаимопроверка Орфографическая минутка.

26.10

40

Контрольный диктант по итогам 1 четверти по теме: «Части речи».

1

Уметь записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Диктант с грамматическим заданием

27.10

41

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Уметь находить ошибки и исправлять их

Фронтальный.

28.10

42

Изменение глаголов прошедшего времени по родам («Чем похожи имена прилагательные и некоторые глаголы?»).

1

Знать о едином способе действий для правильного выбора рода у одной из форм глагола.

Уметь изменять глагол по родам и числам

Фронтальный. Орфографическая минутка.

31.10

43

Как еще могут изменяться слова? Изменение имен существительных по падежам.

1

Знать название падежей и их вопросы.

Уметь изменять слова по вопросам, определять. Где родственные слова, а где форма одного и того же слова, записывать слова, связывая их по смыслу.

Уметь:

-распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных;

-работать по усвоению названий и вопросов падежей.

Взаимопроверка

1.11

44

Название падежей и их вопросы. Способы определения падежей

1

Фронтальный.

2.11

II четв.

45

Освоение способа действия для определения падежей

1

Уметь:

-распознавать части речи, определять род, число и падеж существительных;

-работать по усвоению названий и вопросов падежей.

Взаимопроверка. Самопроверка

10.11

46

Закрепление изученного

1

Уметь:

-сравнивать части речи;

-определять падежи;

-сопоставлять имена существительные и местоимения

Фронтальный. Взаимопроверка.

11.11

47

Продолжаем знакомиться с частями речи. Глагол.(32 часов)

Повторение ранее изученного о частях речи.

1

Знать:

-изученное о глаголе;

-повествование как тип речи.

Уметь употреблять в своей речи глаголы.

Самопроверка

14.11

48-49

Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображаемых действий.

Р.К.

2

Уметь:

-распознавать части речи, выделяя глагол среди всех остальных;

-объяснять значимость части речи – глагола.

Фронтальный. Орфографическая минутка.

15.11

16.11

50-51

Наблюдение за изменением глаголов по числам и родам или по числам и лицам.

2

Уметь:

-выделять глагол среди остальных частей речи;

-следить за особенностями изменений глагола в речи.

Фронтальный. Орфографическая минутка.

17.11

18.11

52

Изменение глаголов по временам.

1

Уметь:

-отличать одну временную форму от другой по вопросу;

-выделять в речи различные ее части (части речи)

Фронтальный.

21.11

53

Особенности изменения глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени

1

Уметь:

-отличать одну временную форму от другой по вопросу;

-соединить в пару начальную форму с различными временными формами глагола

Взаимопроверка. Орфографическая минутка.

22.11

54-55

Как отличить глагол от других частей речи.

2

Знать комплекс признаков, руководствуясь которыми следует определить принадлежность слов к той или иной части речи

Фронтальный.

23.11

24.11

56

Знакомство с понятием «неопределенная форма» и ее двумя вопросами.

1

Знать способы действия для нахождения неопределенной формы от заданной.

Уметь определять время глагола

Фронтальный.

25.11

57-58

Способ нахождения неопределенной формы глагола.

2

Знать правила постановки вопросов.

Уметь распознавать неопределенную форму глагола

Фронтальный.

28.11

29.11

59

Прошедшее время глагола: его значение, применение и особенности изменения. Понятие о родовых окончаниях.

1

Знать об изменении глаголов прошедшего времени по родам, указывать на родовые окончания.

Уметь выделять глаголы прошедшего времени, разбирать их по составу

Взаимопроверка. Орфографическая минутка.

30.11

60

Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени. Обучение выбору родовых окончаний.

1

Уметь:

-различать глаголы прошедшего времени;

-правильно находить суффиксы глаголов прошедшего времени

-работать над родовыми окончаниями глаголов прошедшего времени

Фронтальный.

1.12

61-62

Использование глаголов прошедшего времени в речи, работа над их правильным написанием.

2

Уметь:

-работать с глаголами прошедшего времени;

-правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени и родовые окончания

Фронтальный.

2.12

5.12

63

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов прошедшего времени»

1

Уметь записывать текст под диктовку, предварительно объяснять написание слов, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Диктант с грамматическим заданием

6.12

64

Особенности глаголов настоящего времени, понятие о личных окончаниях.

1

Уметь:

-выделять глаголы настоящего времени,

изменять их по лицам и числам;

-определять лицо глагола;

-писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица, ед.ч.

Фронтальный.

7.12

65-66

Знакомство с двумя формами будущего времени.

 Обучение распознаванию глаголов будущего времени.

2

Знать о наличии двух форм будущего времени: простой и сложной.

Уметь:

- образовывать от начальной формы глагола будущее время, отличать их в тексте.

-правильно писать личные окончания глаголов;

-выявлять значение глаголов будущего времени

Фронтальный.

8.12

9.12

67

Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам.

1

Уметь:

- ставить глагол в начальную форму и в указанные формы времени;

-определять известные признаки глагола (время, число, лицо или род);

-диктовать друг другу «словарики»

Взаимопроверка. Орфографическая минутка.

12.12

68

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени

1

Уметь:

-распознавать части речи;

-находить способы действия при решении орфографических задач

Самостоятельная работа.

13.12

69

Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола.

1

Уметь закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола

Фронтальный.

14.12

70

Обучающее изложение: пересказ текста от первого лица (с изменением лица)

1

Уметь:

-работать над развитием своей речи;

-пересказывать от другого лица(1-го лица мн.ч.)

-передавать содержание рассказа;

-точно употреблять глаголы в речи

Самоконтроль

15.12

71

Знакомство с особенностями текста инструктивного характера. Создание текста «Как я сделаю».

1

Знать, что такое инструкция.

Уметь:

-четко и правильно составлять инструкции;

-работать над текстами инструктивного характера.

Самоконтроль

16.12

72

Учимся рассказывать о своих действиях. Изложение текста-воспоминания. Пишем письма.

Р.К.

1

Уметь:

-изменять глаголы по временам;

-передавать содержание рассказа и точно употреблять глаголы в тексте

Самоконтроль

19.12

73

Анализ ошибок в изложении. Закрепление знаний о глаголе

1

Уметь составлять инструкцию, поздравительные открытки и письма.

Самоконтроль

20.12

74

Написание инструкции об изготовлении елочной гирлянды. Речевой этикет.

1

Знать, что такое инструкция.

Уметь:

-четко и правильно составлять инструкции;

-работать над текстами инструктивного характера.

Самоконтроль

21.12

75

Контрольная работа по итогам 1 полугодия.

1

Уметь определять различные части речи

Диктант с грамматическим заданием

22.12

76-77

Анализ ошибок контрольной работы.

Решение орфографических задач.

Р.К.

2

Уметь:

-находить ошибки и исправлять их;

-обнаруживать орфограммы, подбирать проверочные слова, объяснять правила написания слов.

Самоконтроль

Самостоятельная работа

23.12

78

Написание новогодних поздравлений.

Р.К.

1

Уметь:

- писать поздравительные открытки, составлять тексты-приглашения;

-правильно писать слова с безударными и ударными гласными;

-различать части речи

Самоконтроль

26.12

27.12

79

Что мы знаем о частях речи? (16 ч.)

Повторение изученного о частях речи

1

Уметь:

-находить ошибки и исправлять их;

-обнаруживать орфограммы, подбирать проверочные слова, объяснять правила написания слов.

Самостоятельная работа

28.12

80-81

Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных.

2

Знать изученные правила орфографии.

Уметь различать имя прилагательное и имя существительное

Взаимопроверка

29.12

III четв.

10.01

82

Отличие глаголов от других частей речи.

1

Уметь различать части речи.

Знать о роли глагола в русском языке, о его грамматических особенностях.

Фронтальный.

11.01

83-84

Неопределенная форма глагола. Способ нахождения неопределенной формы глагола.

2

Уметь:

-определять время глагола;

-осмыслить особенности временных значений, выделять внешние приметы каждого из времен

Фронтальный.

12.01

13.01

85

Время глагола. Изменение глаголов по лицам.

1

Уметь:

-производить морфологический разбор глагола;

-образовывать глаголы начальной формы;

-отличать глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?»;

-определять лицо глагола

Фронтальный.

16.01

86-87

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи.

2

Знать:

-о написании –тся или –ться в глаголах;

-значение форм единственного числа у разных форм глагола.

Уметь:

-распознавать форму глагола;

-в ходе наблюдений выявлять значение глаголов будущего времени

Самоконтроль

17.01

18.01

Фронтальный.

19.01

88

Знакомство со способом выбора между –тся или -ться

1

89

Освоение правила выбора между –тся или –ться в глаголах

1

20.01

90

Обучающее изложение. Обучение составлению плана.

1

Знать понятие «план текста».

Уметь воспроизводить и создавать повествовательные тексты, передавать содержание рассказа по плану

Фронтальный.

23.01

91

Изложение. Обучение детализации действий

1

Самоконтроль

24.01

92

Изложение. Обучение словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени.

Р.К.

1

Уметь:

-пользоваться разными формами глагола;

-передавать содержание зрительно воспринятого текста;

-точно употреблять глаголы в речи.

Самоконтроль

25.01

93

Анализ изложений

1

Уметь:

-составлять и воспроизводить повествовательные тексты;

-делить текст на части и озаглавливать каждую из них;

-пользоваться разными формами глагола.

Самоконтроль

26.01

94

Контрольная работа по теме:  «Глагол».

1

Уметь записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку

Диктант с грамматическим заданием

27.01

95

Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.)

Повторение изученного  о предложении.

1

Уметь:

-правильно строить предложения и последовательно употреблять их в тексте, устанавливая между ними связь;

-правильно оформлять предложения на письме

Фронтальный. Самоконтроль

30.01

96

Знакомство с понятием «член предложения».

1

Знать значение нового понятия «член предложения».

Уметь отличать части речи от членов предложения

Практическая работа. Самопроверка.

31.01

97-98

Главные члены предложения. Упражнения в нахождении главных членов предложения.

2

Знать значение понятий «подлежащее» и «сказуемое».

Уметь распознавать в предложении главные члены предложения.

Фронтальный. Самопроверка.

1.02

2.02

99

Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

1

Уметь правильно строить предложения, находить в них главные члены (грамматическую основу)

Практическая работа.

3.02

100-101

Второстепенные члены предложения. Характеристика предложения.

2

Уметь:

-выделять в предложении второстепенные члены;

-характеризовать предложения

Беседа.

6.02

7.02

102

Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.  

1

Уметь грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме

Беседа.

8.02

103

Контрольное списывание

1

Уметь:

-записывать текст;

-правильно писать слова в предложении

Самопроверка.

9.02

104

Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.  

1

Уметь грамматически правильно связывать сказуемое с подлежащим и грамотно оформлять эту связь при письме

Беседа.

10.02

105-106

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения.

2

Уметь:

-грамотно и правильно составлять предложения, выделять в них главные и второстепенные члены;

-выделять пары второстепенных членов предложения

Беседа.

13.02

14.02

107

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи

1

Уметь составлять предложения и находить в них главные и второстепенные члены, решать орфографические задачи

Самопроверка.

15.02

108

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

Уметь записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку

Диктант с грамматическим заданием

16.02

109

Анализ контрольной работы

1

Уметь:

-находить и исправлять ошибки;

-восстанавливать текст по основам предложений;

-проверять ошибкоопасные места

Самопроверка. Самоконтроль.

17.02

110

Создание текстов изобразительного характера.

Р.К.

1

Уметь:

-составлять устные и письменные рассказы;

-осуществлять поиск собственных сравнений;

-передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках

Творческая работа

20.02

111

Написание текста-инструкции «Как слепить снеговика».

1

Знать особенности деловой речи.

Уметь составлять устные и письменные рассказы

Творческая работа

21.02

112-113

И вновь о частях речи (20 ч.)

Повторение изученного об именах

2

Уметь находить в предложении слова разных частей речи, сопоставлять их

Взаимопроверка.

Объяснительный диктант.

22.02

29.02

114

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.

Р.К.

1

Уметь:

-находить в предложении слова разных частей речи;

-составлять ряды родственных слов

Фронтальный.

1.03

115-116

Знакомство со словарем трудностей. Род и число имен существительных и имен прилагательных

2

Уметь:

-отличать имена существительные со значением действия или признака от других частей речи;

-составлять опорную схему о частях речи;

-подбирать родственные слова, относящиеся к разным частям речи

Беседа.

Фронтальный.

2.03

5.03

117-118

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных.

2

Уметь правильно определять окончания имен прилагательных

Самостоятельная работа. Самопроверка.

6.03

7.03

119-120

Работа с памяткой анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи.

2

Уметь:

-находить в тексте различные части речи;

-анализировать имена существительные и прилагательные как части речи.

Знать план морфологического разбора имен существительных и имен прилагательных

Коллективная работа.

9.03

12.03

121

Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих

1

Знать:

-о трех функциях ь;

-правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих букв.

Уметь распознавать существительные мужского и женского рода

Беседа.

13.03

122-123

Правописание мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

2

Самопроверка. Словарный диктант.

14.03

15.03

124-125

Обобщение и повторение изученного

Р.К.

2

Уметь:

-производить морфологический разбор частей речи;

-осуществлять самостоятельный контроль за грамотным письмом

Самопроверка.

16.03

19.03

126

Имя прилагательное и имя существительное

1

Уметь распознавать род и падеж имен существительных и имен прилагательных

Объяснительный диктант

20.03

127

Контрольная работа по теме: «Части речи».

1

Уметь:

-определять части речи и производить морфологический разбор различных частей речи;

-анализировать типичные ошибки, исправлять их

Диктант с грамматическим заданием

21.03

128

Анализ ошибок контрольной работы

1

Самопроверка

22.03

129

Учимся правильно употреблять слова. Формирование умения пользоваться  словарем трудностей.

1

Уметь:

-правильно употреблять слова и строить предложения;

-создавать грамотно построенные тексты

Взаимопроверка

23.03

130

Обучающее изложение 

на основе отрывка Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы».

1

Уметь:

-правильно употреблять слова и строить предложения;

-создавать грамотно построенные тексты;

-выражать свои мысли при помощи слов

Творческая работа

26.03

IV четв.

131

Изложение с элементами сочинения на основе картин

1

Самопроверка

2.04

132

Обучающее сочинение на тему: «Весна» (на основе собственных наблюдений).

Р.К.

1

Уметь:

-составлять устные и письменные рассказы;

-осуществлять поиск собственных сравнений;

-передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках

Творческая работа

3.04

133

Обо всем, что мы теперь знаем (15 ч.)

Повторение общих сведений о частях речи и предложении

1

Знать:

-все изученное о частях речи и членах предложения;

-освоенные виды разбора слов и предложений

Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

Самопроверка

4.04

134

Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. Р.К.

1

Уметь правильно употреблять слова и строить предложения

Самопроверка.

5.04

135

Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь.

1

Уметь различать части речи, правильно употреблять слова

Взаимопроверка

6.04

136

Написание словесных картин на основе картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

1

Уметь:

-составлять устные и письменные рассказы;

-осуществлять поиск собственных сравнений;

-передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках

Творческая работа.

9.04

137

Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи

1

Знать строение слова, их лексическое значение, правильное использование и написание.

Уметь сопоставлять части речи, их грамматические признаки

Беседа. Словарный диктант.

10.04

138

Контрольное  изложение.

1

Уметь:

-письменно передавать содержание текста;

-совершенствовать навыки грамотного письма

Творческая работа.

11.04

139-140

Обобщение сведений о частях речи и членах предложения

2

Уметь:

-различать части речи, сопоставлять их;

-определять главные и второстепенные члены предложения

Беседа. Фронтальный.

12.04

13.04

141

Повторение способов решения разных орфографических задач.

1

Уметь:

-разбирать слова по составу;

-решать разные орфографические задачи

Самопроверка. Беседа.

16.04

142-143

Решение орфографических задач.

2

Уметь:

-работать в группах;

-совершенствовать приобретенные навыки;

-выписывать из текста слова с орфограммами

Беседа.

17.04

18.04

144

Контрольная работа по теме: «Части речи. Предложение».

1

Уметь писать слова на изученные орфограммы, подчеркивать главные члены предложения, выписывать словосочетания, указывать части речи, анализировать слова как части речи

Диктант с грамматическим заданием.

19.04

145

Анализ выполненной контрольной работы.

1

Самоконтроль

20.04

Уметь анализировать ошибкоопасные места, подбирать способы проверки

146-147

Совершенствование орфографических умений.

Р.К.

2

Уметь:

-записывать текст под диктовку;

-применять полученные знания при решении практических задач

Беседа.

Словарный диктант.

23.04

24.04

148

Продолжаем учиться хорошей речи (18 ч.)

Типы речи: повествование, описание предмета, предложение со значением оценки.

1

Знать типы речи.

Уметь:

-правильно употреблять слова и строить предложения;

-пользоваться разными типами речи

Беседа.

25.04

149

Сопоставление изобразительного повествования и описания предметов. 

1

Уметь:

-письменно пересказывать текст;

-строить текст-описание предмета и текст-повествование

Творческая работа.

26.04

150

Изложение на тему: «Обезьянка по кличке Яшка».

1

Творческая работа.

27.04

151

Обучение построению фрагментов текста с описанием и повествованием

1

Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием

Творческая работа.

30.04

152

Работа над основной мыслью текста

1

Уметь:

-определять тексты-повествования и тексты-описания;

-соотносить оценочные слова с описанием предмета или повествованием

Творческая работа.

2.05

153

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

1

Уметь соотносить лексическое значение оценочных слов и их функций с описанием и повествованием

Творческая работа.

3.05

154-155

Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям.

Р.К.

2

Уметь:

-создавать словесные истории по картинкам;

-употреблять в письменной речи предложения со значением оценки

Самопроверка.

4.05

7.05

156

Знакомство с понятием

«словесный этюд».

1

Знать понятия «этюд-описание» и «этюд-повествование»

Уметь:

-правильно употреблять слова и строить предложения;

-редактировать и записывать исправленный текст

Самопроверка.

8.05

157-158

Создание словесных этюдов (описаний и повествований на основе картинок учебника).

2

10.05

11.05

159-160

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям.

2

Уметь создавать словесные этюды-описания или этюды-повествования, словесные картины по собственным наблюдениям

Самопроверка.

14.05

15.05

161

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям (на основе собственных наблюдений)

1

Уметь создавать словесные этюды-повествования, работать над сочинением-миниатюрой описательного характера

Самостоятельная работа.

16.05

162

Итоговая контрольная работа.

1

Уметь:

-записывать текст под диктовку грамотно, а соответствии с изученными орфограммами;

-выполнять языковые задания

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

17.05

163

Анализ выполненной контрольной работы.

1

Уметь проверять слова на изученные орфографические правила

Самостоятельная работа.

18.05

164

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям (на основе собственных наблюдений)

1

Уметь создавать словесные этюды-повествования, работать над сочинением-миниатюрой описательного характера

Самостоятельная работа.

21.05

165

Контрольное списывание.

1

Уметь:

-списывать текст;

-правильно писать слова в предложении

Самопроверка.

22.05

166-167

Создание текстов разных жанров

2

Знать правила правильного произношения слов.

Уметь писать приглашение

Творческая работа.

23.05

24.05

168-169

Решение орфографических задач.

2

Знать ранее освоенные жанры, разные виды текстов, их особенности

Уметь:

-писать сочинения по воспоминаниям;

-работать с текстом;

-называть отличительные особенности каждого вида текста (телеграмма, записка, письмо, поздравление, загадка и др.)

Взаимопроверка. Словарный диктант.

25.05

28.05

170

Закрепление изученного

1

Самостоятельная работа.

29.05

За год:

-Р.К. – 17

-Контрольные работы - 9

-контрольное списывание - 3

-контрольное изложение- 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы к УМК "Гармония" - 4 класс

Папка содержит рабочие программы с пояснительной запиской и тематичеким планированием по русскому языку (М.С. Соловейчик), математике (Н.Б. Истомина), литературному чтению (О.В. Кубасова), технологии ...

рабочая программа по математике "Гармония" 2 класс

Программа расчитана на 4 часа в неделю...

Рабочие программы по УМК Гармония, 1 класс, ФГОС

Рабочие программы по УМК Гармония, 1 класс, разработанные в соответствии с ФГОС....

Рабочие программы по УМК "Гармония" 3 класс

Представлены рабочие программы по учебным предметам УМК"Гармония" для обучающихся 3 класса...

Рабочая программа по математике. "Гармония". 2 класс.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по технологии. "Гармония" 2 класс.

Рабочая программа по технологии по образовательной системе "Гармония" для 2 класса....